К основному контенту

"Те, кто освоил новые сервисы и их возможности, делают прорыв!"



Вчера на Московском педагогическом марафоне -2013 прошел День школьного и детского библиотекаря. 356 библиотекарей школ Москвы и Московской области посетили секцию "Библиотека "цифровой" школы", на которой состоялся разговор о необходимых и назревших  изменениях в роли библиотеки школ. Е.Н.Ястребцева (Ваш покорный слуга) высветила в своем сообщении несколько аспектов:

  • Изменения в школьной библиотеке неотвратимы
  • Современной школе нужна современная библиотека
  • Новые формы работы  со школьниками
  • Что должен уметь современный библиотекарь
  • С чего начать свое движение к библиотеке "цифровой" школы
  • Как библиотеке представить себя в Интернете

Фотографии  сделаны автором блогов:
Записная книжка БиблиоРомантика
Что читает библиотекарь?


Мне казалось, что московские библиотеки в силу своей бОльшей оснащенности компьютерами, имеющие хороший доступ  в Интернет (во всяком случае, именно так утверждается в различных документах Департамента), должны быть в авангарде тех изменений, которые диктуются самой жизнью. Была удивлена тому, как по-разному реагировали на необходимость перемен библиотекари, присутствовавшие в зале - от явной поддержки до раздражения и неприятия ("на мой век хватит того, что есть"). Некоторые говорили, что у них плохой интернет и учиться нет возможности непосредственно в школе, и были удивлены, что им посоветовали использовать свой собственный домашний компьютер и доступ в Интернет с него для саморазвития через обучение. Другие указывали на запреты  групповых действий школьников в библиотеке, например, в образовательных играх (?!), на запреты использования в школе блогов,  невозможности доступа к социальные сервисам...

После секции долго еще вели разговоры в кулуарах - о том, что блоги ведут лишь немногие библиотекари, да и то -  в "закрытой" московской среде, где нет возможности интеграции  с социальным сервисами и размещения, напр.,  буктрейлеров, "открытых" опросов и проведения "открытых" исследований, размещения творческих работ школьников, создания  справочной виртуальной службы и пр. Говорили о  том, что существующие официально курсы переподготовки библиотекарей значительно отстают от требований времени, что необходима систематическое дистанционное обучение библиотекарей...

Сегодня я получила письмо от одного из присутствовавших на секции участников:
Уважаемая Елена Николаевна! Решила написать Вам. Сегодня была на Дне школьного и детского библиотекаря. Видела и слышала Ваше выступление. Поражена реакции зала на все то, о чем Вы рассказывали. Я посчитала примерно - всего на дне было примерно 500 человек, в зале секции - более 300, т.е.,  всего примерно треть библиотекарей Москвы. Вы задали вопрос - Сколько библиотекарей ведут свои блоги? - Подняли руки всего 7 человек! Конечно, удивительно не только количество поднявших руки, но и  агрессивная реакция многих в зале на необходимые нововведения...
Думаю, что технически библиотеки Москвы имеют  несколько более обширные ресурсы, чем многие и многие регионы. Но тогда почему же не используются полномасшатабно эти возможности?! - Конечно, обучение и освоение требует времени, самостоятельных усилий и других качеств. Но Вы безусловно правы в том, что те, кто освоил новые  сервисы и их возможности, делают прорыв...

Вот и я согласна, что прорыв делается теми, кто пытается измениться сам и изменить ситуацию вокруг себя!





Еще заметки после Марафона от Елены Шведовой, чья фотография запечатлела момент обсуждения темы в кулуарах

Комментарии

  1. Елена Николаевна, к сожалению, ситуация в Москве, действительно, сильно разнится с тем, что происходит в регионах в вопросах Интернета.

    Меня вчера поразило на Марафоне ещё и то, что с лекции У. Парфеньтьева был массовый отток слушателей. Да, было не идеально слышно. И всё же?..

    Я, по мере своих скромных возможностей, наблюдаю ситуацию с блогами в Москве, и вывод у меня за последние несколько лет печальный:

    - нет стремления к объединению (есть хорошие блоги, но о них мало кто знает, и есть вроде бы продвинутые блоги, но на самом деле в них ничего особенно интересного не происходит. В целом же - блогов на удивление мало.) Вся жизнь сосредотачивается внутри своих округов, другой округ - как другой город.

    - нет, как мне кажется, мотивации для работы в интернете (поэтому я и затеяла опрос про мотивацию в "Лаборатории идей Гайдаровки" в FB)

    Прошу не рассматривать вышесказанное, как жалобу :), это просто впечатления от Марафона, наложившиеся на общие впечатления от ситуации.
    Лично я совершенно согласна с Вашим вчерашним замечанием о том, что дорогу осилит идущий, только у нас все идут в разные стороны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. BiblioRomantic: Почему не была интересна тема безопасности для школьного библиотекаря? - Скорее всего ответ во многом кроется в словах одной из моих слушательниц: "А нам все запрещено! Все закрыто!", из чего следует, что и работать над безопасностью детей в Интернете должны кто-то другие - родители, например... :-) Потому и не воспринимали, как свое, родное, необходимое к внедрению в повседневную практику! По поводу "объединения" блогов москвичей - создать группу во FriendFeed и все мы увидим каждого из существующих библиотечных блогов! - И это может стать началом сообщества московских библиотекарей! А мотивация одна на сегодня - мир изменился, мир стал "цифровым"! Поэтому не устаю находить аргументы для убеждений в этом библиотекарей и изменения отношения к своей деятельности. Идущие в разные стороны на каком-то этапе обязательно пойдут вместе, пусть не в ногу, но вместе! Лишь бы двигались!!!

      Удалить
    2. Елена Николаевна, не получится в комнатой в FF, во всяком случае без специального мастер-класса по общению в FF.
      Я проводила полгода назад для детских библиотекарей Москвы рабочую встречу на тему общего профессионального пространства, результат оказался низким. Но хорошо, что вообще оказался :). Мне кажется, здесь надо не только прямыми лекциями, как Ваша (что, безусловно, нужно, нужно и нужно! - не поймите, пожалуйста, превратно :)), тут надо подъезжать одновременно и с других сторон... Пока не знаю, с каких. Может, вот с мотивацией что-то получится?

      Удалить
    3. BiblioRomantic: По поводу "прямых лекций", думаю, Вы несколько не в курсе - моих обученных реально библиотекарей уже довольно много; И "стороны", с которых надо "подъезжать" к обучению библиотекарей - ясны и понятны. Если уж мы бесплатно обучили такое большое количество библиотекарей, то представляю, сколько их можно было бы обучить теми, кто получил бы поддержку!

      Удалить
  2. Думаю, опыт может быть разным - все зависит от менеджмента, верно выстроенного и имеющего реальную цель. Положительные примеры в FF - http://friendfeed.com/biblio-media и/или http://friendfeed.com/wikisibiriane -Комната позволяет объединить блоги какой-то группы библиотекарей для какой-то цели. При необходимости проводить там обсуждения. Только один пример - http://friendfeed.com/wikisibiriane/379801f1

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, очень интересно. Мария, не думаю, то в регионах в вопросах Интернета какая-то особая ситуация по сравнению с Москвой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добавлю к Елениному горькому высказыванию- везде люди и ситуации разные! Потребность должна еще и формироваться внешними обстоятельствами

      Удалить
  4. Елена Николаевна, я знаю, что Вы ОЧЕНЬ МНОГИХ обучили :). Я совсем не подвергаю всё это ни малейшему сомнению.
    Однако, я вижу и другую картину - необученных как будто не становится меньше. Может, дело в масштабах Москвы, вполне возможно, что так.
    Москва пока отстаёт по этим показателям, и очень неповоротлива вообще в этом вопросе.
    Я сужу исключительно как библиотекарь-практик, могу, разумеется, ошибаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Москва, как некогда в 90-ые - Франция, которая сделала свой собственный внутренний интернет, открыть который заставила сама жизнь

      Удалить
  5. Да, и ситуация, конечно, везде разная, я совершенно с этим не спорю - в целом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ситуация везде одинаковая в России, все, к сожалению, в нашей стране зависит от тех или иных людей - носителей тех или иных амбиций, группировок, коррумпированности, пр., что и осложняет продвижение новых идей помимо сопротивления новому снизу.

      Удалить
  6. Решила перенести из другого блога размышления Марины Орешко "по теме": "Полярная Сова13 апреля 2013 г., 23:20
    Очень интересная дискуссия получается, я несколько раз перечитала ветки комментариев, столько сразу мыслей возникло по этому поводу, поэтому, что называется, "не могу молчать". Хотя, возможно, какие-то мои соображения и покажутся сумбурными, но все же...

    Чтобы обрисовать ситуацию: я работаю в провинциальной городской библиотеке-филиале, поэтому кое-какие проблемы из обозначенных - это прямо зарисовка "с натуры".

    Убеждена, что "надо возделывать свой сад", развиваться, совершенствоваться в профессии, постоянно чему-то учиться, иначе просто рутина засосет. В свое время я отчасти из-за этого ушла из школы: поняла, что мне просто неинтересно изо дня в день делать одно и тоже. В повести Льюса Кэрролла "Алиса в стране чудес" есть такая интересная мысль: "Нужно бежать, чтобы остаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать в два раза быстрее". Правда! Но... Нужен человек, который подсказал бы, в каком направлении двигаться, научил бы, "дал школу". В конце концов, нужна информация, чтобы перестать "вариться в своем котле" и выйти наружу. Нужно ездить, общаться с коллегами из других городов, что-то узнавать новое... Так, мы в свое время думали, что в Мурманске краеведение и биб. дело развито ого-го! А оказалось - ничего подобного.

    Нужно минимальное встречное движение со стороны администрации и вышестоящих чиновников. Я даже не говорю про содействие - просто "не вставлять палки в колеса". Наша библиотечная деятельность уже добрых лет 10 идет не "благодаря", а "вопреки". И блог, и группа в Контакте, и сайт - у нас все "неофициальное". В отчетах не упоминается, то есть наших виртуальных площадок де-юре как бы и не существует. Мы несколько раз просили разрешить нам хотя бы посещения блога учитывать (это ведь не противоречит стандартам биб. статистики), но "воз и ныне там". Даже наша победа в конкурсе библиотечных блогов ситуацию не изменила - ее просто не заметили. Иногда просто руки опускаются...

    Информация не доходит до низа вертикали и оседает на уровне администрации Центральной библиотеки - это тоже правда. Уже несколько раз наша областная библиотека на совещаниях и семинарах призывает городские библиотеки выходить в Интернет, создавать свои виртуальные представительства. До нас эта информация просто не дошла, узнали случайно.

    Если честно, надоело жить в атмосфере показухи и "потемкинских деревень". В отчетах все красиво и волшебно, а на самом деле - мероприятия для галочки и искусственное раздувание цифр статистики. Тяжело воевать с системой. Иногда силы могут просто кончиться..."

    ОтветитьУдалить
  7. А вот, что написала Наталья Кубрак: "я тут тоже на работу ходила, на семинаре выступала.все покачали головой,ну да, молодец, а говорю:давайте научу - вежливо промолчали, в краевой библиотеке то же самое - а ведь, кроме меня во всем крае этим никто не занимается из библиотекарей.Мое руководство правда поддерживает, сетевой проект очень понравился. А в целом -да,безразличие, продолжаем кропать брейн-ринги и презентации из 5 слайдов
    Была позавчера на МК в институте повышения педагогов (АвачаВики) - второй раз провожу по вставке мультимедиа в вики (стандартный виджет - причем девочки-руководители не в курсе этого виджета были). Здесь отнеслись с интересом,всем понравилась работа.Совсем другая реакция"

    ОтветитьУдалить
  8. Можно и мне добавить своих размышлений? В библиотеках всегда было довольно мало людей, готовых к преобразованиям, введению новшеств (даже минимальных, не говоря уже о радикальных!) - наверное, это специфика профессии.. Почему же мы ждем, что сегодня, во времена вполне революционных преобразований в образовании и биб.деле, все сразу примут эти изменения? Чиновничество вообще не меняется: как в советские времена все "не пущали", так и сейчас только докладывают о "внедрям, одобрям". И люди - наши коллеги, библиотекари - разные. "Люди как люди", - как говорил Воланд. Всякие. У каждого своя скорость, свой барьерный порог, свой опыт, своя правда. Хотя, честно говоря, московская аудитория в который раз удивила...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за Ваше высказывание. Сознаюсь, мне московская аудитория даже понравилась - то, что вообще у многих был интерес к изменениям, ведь на процесс информатизации Московского образования всегда оказывалось сильнейшее давление - административное, организационное, финансовое - сколько различных решений сверху в течение десятилетия пришлось вынести школам вообще, А МОСКОВСКИМ - ОСОБЕННО! На мой взгляд, формирование потребности в использовании Интернет-технологий - было явно ЗДЕСЬ не в приоритете - приветствовалось "делай так как решили наверху", а это всегда лишь тормозит развитие человека, как профессионала, а школы - как прогрессивного образовательного учреждения

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...

Тема года - Близкие люди
Девиз года - Любит тот, кто учит
Слово года - Встреча
Самое главное дело года - Защита магистрантов


Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!

Лёля Климова, актриса
Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Тепе…

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.