Марк Пренски - всемирно известный оратор, писатель, консультант и конструктор в области образования и обучения. Он является автором книги "Не мешай мне мама - я учусь", (Paragon дом 2005), создателем нескольких популярных сайтов Dodgamecommunity и Socialimpactgames
По его мнению, наши учащиеся радикально изменилась. Они уже не являются людьми образовательной системы, направленной на обучение. Сегодняшние учащиеся не просто постепенно менялись, меняя свою речь, одежду, украшения тела или стиль, как это происходило несколькими поколениями ранее. Произошел действительно большой "сингулярный разрыв", то есть, такое событие, которое изменило вещи столь фундаментально, что нет абсолютно никакого возврата к прошлому. И все это произошло под влиянием мгновенного распространения цифровых технологий в последние десятилетия 20-го века.
Сегодняшние учащиеся являются поколением, которое росло вместе с этими новыми технологиями, в окружении компьютеров, видеоигр, сотовых телефонов, цифровых музыкальных плееров, видеокамер и других "игрушках" и средств цифровой эпохи. Теперь уже ясно, что в результате этого окружения вездесущей цифровой среды и сам объем их взаимодействия с ней, заставил сегодняшних учащихся думать и обрабатывать информацию принципиально иначе, чем их предшественники. Эти различия гораздо глубже, чем подозревают это или применяют в своей работе большинство преподавателей. "Различные виды опыта приводит к различным изменениям в структуре мозга, - говорит д-р Брюс Д. Берри из Медицинского колледжа Бейлора. - Очень вероятно, что мозг у наших учащихся физически изменился в процессе роста, и он отличается от нашего. Но надо ли понимать это буквально или нет, мы не знаем. Мы только можем с уверенностью говорить, что их модели мышления изменились..."
Что мы сегодня подразумеваем под словом "новые" учащиеся? - Некоторые относятся к ним как "N-[чистый]-ген" или "D-[цифровой]-ген", но Пренски нашел другое более точное, как ему кажется, определение - "цифровой абориген (уроженец)". Для наших учащихся сегодня все "родное" в цифровом языке компьютеров, видеоигр и интернете.
Так что же делать остальным? - Те из нас, кто не родился в мир цифровых технологий, а несколько ранее, также могут быть очарованы новыми сервисами и инструментами Интернета и использовать многое из новых технологий, но, тем не менее, всегда это будет сравниваться с учащимися, родившимися в цифровое время, и ставшими лишь "цифровыми иммигрантами"...
Мы, взрослые, родившиеся раньше своих учащихся, выглядим в 21-ом веке учениками, и часто слышим об учащихся 21-ого века, а кто они - библиотекари и учителя 21 века?! - Как они могут облегчить обучение 21-го века, какие должны быть уроки, какие должны быть компьютеры, какие сервисы использовать в своей работе с учениками, а какими должны быть учебные помещения и вообще, какая она - "новая школа" 21 века...
Шотландский библиотечно-информационный совет (SLIC) разместил руководство по использованию Веб 2.0 библиотекарями и в библиотеках
Может быть, мы найдем ответ на волнующие нас вопросы в нем?! - Во всяком случае, сам лейтмотив этого руководства нам понятен: "...Если библиотеки не идут в ногу со временем и новыми технологиями, им постепенно будут все более трудно наверстывать упущенное. Таким образом, библиотеки могут подвергнуться риску предоставления несоответствующих услуг и снижению группы пользователей..."
Итак, библиотекарь-педагог, добро пожаловать в 21 век!... Вместе с новыми учениками!
А это - ссылка на презентацию, созданную Я.Быховским пару лет назад по материалам Марка Пренски
Елена, спасибо за интереснейший материал! Действительно, приходится все время дотягиваться до того, что нашим детям, этим "цифровым аборигенам", дается легко и просто. Нам, их родителям и прародителям, для того, чтобы получить статус "цифрового иммигранта", приходится прикладывать немалые усилия (в т.ч. и на наших курсах). Пока что, в своем большинстве, мы находимся в "цифрвой эмиграции" и это - серьезная проблема на пути к взаимопониманию поколений...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Владимир. Завтра поищу презентацию по материалам Пренски, которую года три-четыре назад делал Ярослав Быховский. Очень образно продемонстрирует то, о чем идет речь в посте
ОтветитьУдалитьВот презентация по материалам Марка Пренски, очень полезная (для прочищения мозгов) :-) http://docs.google.com/present/edit?id=0ASAIMmucLGD8ZGQ4ZDRoNDRfMTR4czJ3MjNkdA&hl=ru
ОтветитьУдалитьЕлена!Спасибо за этот материал.Побольше бы нам подобной информации к размышлению!!!Несколько соображений.Думаю,что нам надо с детьми разговаривать на одном языке.Постараться войти в их интересы.Из практики могу сказать одно: дети очень ценят желание жить в их мире цифровых технологий.У нас,представителей старшего поколения,может не все получаиться,но дети ценят стремление узнать.Библиотекарь,вооружившись этими новыми технологиями,сможет своими библиотечными приемами влиять на детей(читателей -пользователей).Мыслей по этому поводу много.
ОтветитьУдалитьТамара Михайловна, на мой взгляд, Вы - абсолютно правы - взрослым надо стремится включать в свою деятельность с учащимися новейшие интернет-инструменты и сервисы. Вероятно, главным при этом выступает содержательная сторона - освоение знаний
ОтветитьУдалитьИнтересная презентация. Спасибо, Елена Николаевна! Утащу в Копилочку.
ОтветитьУдалитьЛюбовь Михайловна, хоть и давно была создана, но как актуальна для библиотекарей сейчас! Утаскивайте, пожалуйста!
ОтветитьУдалить