К основному контенту

Библиотекарь-педагог, добро пожаловать в 21 век!.. Вместе с новыми учениками!


Марк Пренски - всемирно известный оратор, писатель, консультант и конструктор в области образования и обучения. Он является автором книги "Не мешай мне мама - я учусь", (Paragon дом 2005), создателем нескольких популярных сайтов Dodgamecommunity и Socialimpactgames

По его мнению, наши учащиеся радикально изменилась. Они уже не являются людьми образовательной системы, направленной на обучение. Сегодняшние учащиеся не просто постепенно менялись, меняя свою речь, одежду, украшения тела или стиль, как это происходило несколькими поколениями ранее. Произошел действительно большой "сингулярный разрыв", то есть, такое событие, которое изменило вещи столь фундаментально, что нет абсолютно никакого возврата к прошлому. И все это произошло под влиянием мгновенного распространения цифровых технологий в последние десятилетия 20-го века.

Сегодняшние учащиеся являются поколением, которое росло вместе с этими новыми технологиями, в окружении компьютеров, видеоигр, сотовых телефонов, цифровых музыкальных плееров, видеокамер и других "игрушках" и средств цифровой эпохи. Теперь уже ясно, что в результате этого окружения вездесущей цифровой среды и сам объем их взаимодействия с ней, заставил сегодняшних учащихся думать и обрабатывать информацию принципиально иначе, чем их предшественники. Эти различия гораздо глубже, чем подозревают это или применяют в своей работе большинство преподавателей. "Различные виды опыта приводит к различным изменениям в структуре мозга, - говорит д-р Брюс Д. Берри из Медицинского колледжа Бейлора. - Очень вероятно, что мозг у наших учащихся физически изменился в процессе роста, и он отличается от нашего. Но надо ли понимать это буквально или нет, мы не знаем. Мы только можем с уверенностью говорить, что их модели мышления изменились..."

Что мы сегодня подразумеваем под словом "новые" учащиеся? - Некоторые относятся к ним как "N-[чистый]-ген" или "D-[цифровой]-ген", но Пренски нашел другое более точное, как ему кажется, определение - "цифровой абориген (уроженец)". Для наших учащихся сегодня все "родное" в цифровом языке компьютеров, видеоигр и интернете.

Так что же делать остальным? - Те из нас, кто не родился в мир цифровых технологий, а несколько ранее, также могут быть очарованы новыми сервисами и инструментами Интернета и использовать многое из новых технологий, но, тем не менее, всегда это будет сравниваться с учащимися, родившимися в цифровое время, и ставшими лишь "цифровыми иммигрантами"...

Мы, взрослые, родившиеся раньше своих учащихся, выглядим в 21-ом веке учениками, и часто слышим об учащихся 21-ого века, а кто они - библиотекари и учителя 21 века?! - Как они могут облегчить обучение 21-го века, какие должны быть уроки, какие должны быть компьютеры, какие сервисы использовать в своей работе с учениками, а какими должны быть учебные помещения и вообще, какая она - "новая школа" 21 века...

Шотландский библиотечно-информационный совет (SLIC) разместил руководство по использованию Веб 2.0 библиотекарями и в библиотеках

Может быть, мы найдем ответ на волнующие нас вопросы в нем?! - Во всяком случае, сам лейтмотив этого руководства нам понятен: "...Если библиотеки не идут в ногу со временем и новыми технологиями, им постепенно будут все более трудно наверстывать упущенное. Таким образом, библиотеки могут подвергнуться риску предоставления несоответствующих услуг и снижению группы пользователей..."

Итак, библиотекарь-педагог, добро пожаловать в 21 век!... Вместе с новыми учениками!

А это - ссылка на презентацию, созданную Я.Быховским пару лет назад по материалам Марка Пренски

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: