К основному контенту

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.




Цифровизация - вызов, который наиболее остро встал не только перед бизнесом, но и перед образованием и библиотеками. В школьном образовании появился и проходит осмысление термин “цифровая школа”.  Предполагается, что он несет в себе содержательные изменения, связанные с формированием у школьников новых компетенций и навыков - уже связанных не только с чтением, но и с цифровыми технологиями. Разговоры о цифровой школе идут сегодня параллельно с разговорами о “цифровом образовательном пространстве”, под которым имеется в виду и интернет, как держатель, носитель, интегратор цифровой информации, и технические устройства - разные мобильные девайсы, с каждого из которых участники педагогического процесса могут входить в интернет, и собственно информация в виде различных цифровых объектов, имеющих общую информационно-коммуникационную природу (цифровые тексты, фото, видео, цифровое телевидение, цифровая связь, электронно-цифровая подпись, цифровой документ, пр.).

На этот вызов многим библиотекам школ, продолжающим работать по старинке, ориентируясь на развитие только читательских навыков школьников, ответить практически нечем… Но, являясь плоть от плоти школы и ее целей и задач, библиотека школы непременно должна найти ответ на поставленные вызовы и так или иначе вписаться в “цифровую” школу. Вопрос в том, КАК? Каким образом можно разрешить казалось бы неразрешимые проблемы?!

Проблема №1: “Университет” - на каждой ладошке, в каждом кармане
В старых постройках школ не предполагают открытого, достаточного и комфортного пространства под библиотеку. Библиотека в них все чаще становится малопривлекательным хранилищем учебников и старых стремительно ветшающих книг, а не опорой для поддержания эффективной современной деятельности с учащимися, родителями и учителями в едином цифровом пространстве школы.

Но юное поколение не унывает - они сами себе университеты - в каждом кармане, на каждой ладошке у них - мобильный гаджет со своим университетом - учебными курсами “в цифре”, познавательными видеороликами, электронными словарями и энциклопедиями, цифровыми библиотеками, пр.

Решение: ШИБЦ - в каждой школе
И как результат - в школах директора начинают задумываться над целесообразностью выделения отдельных помещений под нужды библиотеки. И правда, зачем? Ведь сегодня уже не действует широко распространенный принцип хорошей школы “Дайте мне библиотеку и я создам вокруг нее университет!” - “Университеты” сегодня в виде гаджетов - в каждом кармане школьников. Поэтому некоторые директора школ предлагают (и создают! часто на стороннее финансирование - гранты, пожертвования и пр.) библиотечно-информационные центры, медиацентры, культурно-просветительские центры и др. Скорее всего, правы авторы ФГОС, давшие определение современной школьной библиотеке - как “школьного информационно-библиотечного центра”, подчеркнув в нем появление (или необходимость появлений) новых форм услуг с включением нетрадиционных для них до цифровой эпохи средств и инструментов информации - цифровых, а также напоминание о новых педагогических технологиях (методах и форм учебной деятельности), естественным образом сопровождающих появление цифровых. Уходит из смысла библиотеки этот акцент - и все сразу забывают, что нужны какие-то перемены в школьных библиотеках, и можно продолжать все так же из пустого в порожнее перемалывать из-года в год одни и те же “слезливые” проблемы, и вновь искать виноватых в том, что ничего не меняется в плане улучшения ситуации в школьных библиотеках и у школьных библиотекарей...

Проблема №2: Одна ставка и “море“ обязанностей"
В школах сегодня одна единица (или полставки) сотрудника библиотеки. А если в результате объединения у школы - два-три здания? А библиотекарь один и у него - огромное море обязанностей! Как ему суметь научиться носить “множество шляп”, - по образному выражению исследователей, подчеркнувших его профессиональную универсальность и многосторонность функционала библиотекаря. В итоге - хорошему библиотекарю грозит быстрое выгорание, появляется раздражение от навязывания все новых и новых функций - из-за множества видов работ, которые от него требуют. Но невозможно объять необъятное!

Решение: Библиотекарь ШИБЦ - “не один в поле воин” 
Прежде всего, он, библиотекарь или педагог-библиотекарь - не должен быть один, он должен быть одним из нескольких сотрудников школьного информационного библиотечного центра. Насколько это возможно? - Разбираясь в том, кто же конкретно в школе участвует в развитии и поддержке единого цифрового образовательное пространства, можно вспомнить вклад в формирование и наполнение цифровым контентом пространства школы кроме библиотекаря, работающего с цифровыми книгами и каталогами, и других сотрудников школы - системного администратора школы, руководителя видеостудии/ телецентра (цифровое видео) или кружка или студии юных журналистов, издающих школьной газеты (цифровое фото и тексты в цифре), координатора проектной деятельности или дистанционной лаборатории (проводящих работу с детьми в интернет, а значит, с применением цифровых технологий), и др. Всех этих работников школы объединяет общая коммуникационная природа организационных форм и цифровых средств, с которыми они работают, что позволяет задуматься над возможностью и необходимостью создавать, развивать и поддерживать единое цифровое образовательное пространство в тесном коллективном взаимодействии.
На мой взгляд, недопонимание этой общности уже привело к тому, что эти формы работы практически не связываются между собой в сознании педагогической общественности, что весьма затрудняет на сегодняшний день дальнейшее продвижение в этой области как в теории, так и в практике. В результате в школах существуют отдельные подразделения – компьютерные лаборатории, библиотеки, видеостудии, телецентры, ресурсные центры, фаблабы или коворкинги, радиоузлы и пр., чаще всего никак не взаимодействующие сегодня.

Проблема №3: Устаревшие формы взаимодействия с посетителями - учащимися и учителями-предметниками
Путь, который предлагается отовсюду сегодня библиотекам школ в основном пока связан только с реализацией социальных и культурно- досуговых программ - по вполне удавшемуся примеру центральных публичных библиотек. Деятельность ШБ до сих пор практически рассматривается только как развитие читательских навыков школьников через такие программы, при этом реально игнорируется важнейшая функция поддержки учебной работы и самоподготовки в школе. Она заявляется, но понимается, скорее, однобоко - через старые формы работы - выдачу учебников, рекомендательные списки в помощь урочной деятельности, организацию и проведение тематических, праздников, квестов, викторин с вопросами по книгам, библиотечными уроками по устаревшим программам (со все той же ББК, а вместо карточных каталогов и печатных словарей, справочников, энциклопедий — предлагаются к изучению электронные), что явно недостаточно для современных школьников.
Беда еще в том, что библиотекари школ не всегда ориентируются в пришедших в образование новых педагогических технологиях, связанных с применением цифрового контента и мобильных гаджетов, просто не интересуются ими (персонифицированное и адаптивное обучение, смешанное обучение, перевернутый класс, микроленинг, STEM, STEAM, др.), считая, что достаточно знаний, методов и форм продвижения книги и чтения к читателям-школьникам. Во многом из-за этого не происходит реального обновления форматов взаимодействия с читателями-школьниками и учителями-предметниками. А учителя-предметники на этом фоне демонстрируют значительно больше изменений, связанных с освоением возможностей цифровой эры - много и систематически учатся и переучиваются в сети и сетевых сообществах, развиваются в них, размещая вопросы к совместному обсуждению, проблемные посты, осваивая совместно с другими членами сообществ новые инструменты и сервисы, которые необходимы в процессе применения новых педтехнологий в учебном процессе. Этот разрыв между подготовкой к цифровой школе учителей-предметников и библиотекарей/ педагогов-библиотекарей все время увеличивается, влияя, в том числе, на отсутствие тесного сотрудничества между ними.

Решение: Систематическое сетевое обучение сотрудников ШИБЦ
Павел Лукша и ранее - и Евгений Патаракин подсказывают нам, кроме цифровизации, еще один из важных сегодняшних трендов - “сетецентрированность общества”, утверждая, что именно в сетевых сообществах профессионалов происходит приобретение новых знаний и навыков, знаний новых педагогических и IT-технологий. С ними трудно не согласиться - Массовое и систематическое обучение библиотекарей школ - сервисам и инструментам для решения не только рутинных, но - творческих и образовательных задач сегодня происходит именно в сетевых сообществах - в “ВикиСибириаДе”, на “Педсовете.org”, в Nachalka.сom, в FB - группах “Современная библиотека”, "Школьная библиотека: Сегодня и завтра", и др. Но в педагогические сетевые сообщества, сообщества учителей-предметников библиотекари школ практически не заглядывают, а следовательно, важные вещи для понимания необходимости новых услуг в образовательном учреждении ими упускаются.

То, что библиотеки в школах сегодня находятся во многом в плачевном состоянии, а библиотекари, даже приобретя новый статус - педагога-библиотекаря, не облегчили себе жизнь, а лишь ее усложнили, приводит к выводу о необходимости по-новому взглянуть на библиотеку. Думаю, что рассматривать ее необходимо как структурное подразделение именно цифровой школы. Следует осознанно проводить в школе политику интегрального подхода к созданию единого информационного образовательного пространства школы, а соответственно, и к поддержанию его соответствующим, в чем-то универсальным персоналом, тесно взаимодействующим и дополняющим друг друга. А это вполне возможно именно в ШИБЦ (по сути) и в Библиотеке (по наименованию).

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...

Тема года - Близкие люди
Девиз года - Любит тот, кто учит
Слово года - Встреча
Самое главное дело года - Защита магистрантов


Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!

Лёля Климова, актриса
Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Тепе…

Медиапроявления моей цифровой жизни

Приступила (с опозданием) к обучению на курсе Ивана Травкина"Цифровая жизнь". Не смогла посетить первый вебинар, в записи не нашла, о чем очень сожалею (так как оригинальность мышления автора - уникальна и всегда заставляет думать!) и все еще надеюсь просмотреть его...
Кстати, нашла запись вебинара по теме Цифровая среда: Интерфейсы вот здесь
Тем не менее...

Читаю рекомендованные материалы:  Манифест о цифровой образовательной среде
manifesto.edutainme.ru и О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли funofteaching.tumblr.com
Пытаюсь выполнить первое задание на развитие ключевой компетенции «осмысленность присутствия в цифровой среде». Надо создать детальный портрет окружающей  цифровой среды, состоящей из часто используемых (в т.ч. неосознанно) интерфейсов. Для этого, необходимо проанализировать ежедневный опыт и перечислить интерфейсы цифровой среды, с которыми приходится контактировать.
Сложно. наверное. для меня будет упорядочить интерфейсы по категориям «дом…