К основному контенту

Что общего у детских технопарков и школьных библиотек?

Сегодня в отечественных школьных библиотеках уже можно встретить небольшие мастерские-фаблабы. Например, в Ижевской школе № 24 фаблаб в библиотеке  предлагает учащимся среднего и старшего школьного возраста возможность что-либо изготавливать. Здесь есть место, где юные изобретатели конструируют и собирают роботов из Lego. Необходимые учебные материалы можно найти в электронном виде и скачать на собственные смартфоны и планшеты. Занимаются здесь не только ученики, но и библиотекари, обучающиеся работать с новыми технологиями... 


В середине ноября, 14 числа с.г. успешно защитила магистерскую диссертацию Галина Косцюкевич по интересной и актуальной теме "Организация проектной деятельности в детском технопарке с применением дистанционных образовательных технологий". Она исследовала процесс качественных изменений уровня навыков (hard и soft skills) в процессе технического творчества обучающихся (старших подростков) в проектной деятельности в детском технопарке. (на материалах деятельности детских технопарков «Без предела» и «Кванториум» г.Пскова).

Два с половиной года обучения магистрантов и моего научного руководства пролетают для меня быстро. А для обучающихся, наверное, не очень :-) - сессии с отрывом от своей работы и личной жизни, с экзаменами и зачетами перемежаются здесь посещениями интереснейших мест и встречами с потрясающими людьми - реальными практиками, работающими в Panasonic, Яндекс, Сбербанке...

Обучалась Галина на кафедре технологии и профессионального обучения Ин-та физики, технологии и информационных систем в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) у М.Е.Вайндорф-Сысуевой. В этой замечательной магистратуре несколько лет назад обучались еще три магистрантки, с которыми мне также повезло поработать в качестве научного руководителя - это Юля Нацкевич (“Массовый дистанционный обучающий конкурс как технология организации дистанционного конкурсного движения школьников”), Наталья Кубрак ("Визуализация информации как средство развития медиа-информационной грамотности библиотекаря в открытом обучении"), Ольга Семёнова ("Геймификация как эффективный ресурс развития информационно-медийной культуры библиотечных специалистов"). 

Во время работы над текстом исследования Галины Косцюкевич я не раз задавалась вопросом: Может ли школьная библиотека, как и детские технопарки, описанные в работе, предоставить инструменты для развития навыков (hard и soft skills) школьников, так обучать их новой цифровой грамотности и так готовить их к новым профессиям?!

Вспомнила, что библиотека Александрии была, в том числе, коворкинг-пространством для древних ученых, из которого вышли работы Евклида, Архимеда и других известных деятелей науки и искусства. А сегодня во многих странах именно на базе библиотек открывают специальные пространства для бесплатного обучения новым технологиям на практике - Makerspace, Fab Lab (fabrication laboratory) и др. Суть всех форматов примерно одинакова: людям предоставляется доступ к 3D-сканерам, 3D-принтерам, роботам для вырезания «выкроек» из листов дерева, пластика или металла. Помимо доступа к технике в библиотеках специалисты проводят бесплатные курсы по освоению новых навыков и выдают литературу и аудио-видео контент для самостоятельного изучения.

Значит можно... Только на библиотеку школы надо постараться взглянуть по-новому, с точки зрения информационно-библиотечного центра


Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...

Тема года - Близкие люди
Девиз года - Любит тот, кто учит
Слово года - Встреча
Самое главное дело года - Защита магистрантов


Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!

Лёля Климова, актриса
Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Тепе…

Медиапроявления моей цифровой жизни

Приступила (с опозданием) к обучению на курсе Ивана Травкина"Цифровая жизнь". Не смогла посетить первый вебинар, в записи не нашла, о чем очень сожалею (так как оригинальность мышления автора - уникальна и всегда заставляет думать!) и все еще надеюсь просмотреть его...
Кстати, нашла запись вебинара по теме Цифровая среда: Интерфейсы вот здесь
Тем не менее...

Читаю рекомендованные материалы:  Манифест о цифровой образовательной среде
manifesto.edutainme.ru и О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли funofteaching.tumblr.com
Пытаюсь выполнить первое задание на развитие ключевой компетенции «осмысленность присутствия в цифровой среде». Надо создать детальный портрет окружающей  цифровой среды, состоящей из часто используемых (в т.ч. неосознанно) интерфейсов. Для этого, необходимо проанализировать ежедневный опыт и перечислить интерфейсы цифровой среды, с которыми приходится контактировать.
Сложно. наверное. для меня будет упорядочить интерфейсы по категориям «дом…