К основному контенту

Цифра и трансформация детской библиотеки

Выступала 27 ноября перед 77 директорами детских библиотек нашей необъятной страны (вебинар, РГДБ). Мы  пытались вместе найти ответы на два вопроса: "Почему цифровые технологии так сильно повлияли на трансформацию детских библиотек?" и "Могут ли “цифровые” активности библиотеки явиться важным мотивирующим фактором для более глубокого прочтения книги детьми и подростками?"

"Никто не хотел умирать..."
Ответы на эти вопросы сегодня волнуют библиотекарей, и это понятно... Ведь "никто не хотел умирать..." - это я о профессии "библиотекарь" в том ее виде, который нам всем представлялся ранее - проводника в мир знаний, в мир книг и чтения. Пока многие из библиотечного сообщества либо игнорировали "цифру", либо утверждали, что цифровая среда - это только конкретные инструменты, подрастающее поколение комфортно обустраивалось в ней, считая ее своей средой обитания. Именно в цифровой среде они представляют себя как субъекты со своими правами, обязанностями, желаниями. Насколько хорошо они выглядят и чувствуют себя в этой среде, зависит многое в их жизни. В ней они могут стать успешными и результативными. А такой подход к цифре и школьникам-читателям многое меняет в отношении библиотечных услуг, им предоставляемым

"Он и тебя сосчитал..." (От информационной в цифровую эру)
В цифровую эру появились необходимые инструменты, чтобы провести аналитику огромного количества данных, поскольку мониторятся блоги, социальные сети, комментарии на сайтах, эл. почта, данные с мобильных приложений и пр., и установить взаимосвязи между этими данными. Как говорил персонаж мультфильма про козленка: "Он и тебя сосчитал"

Такое количество данных позволит и позволяет уже  отследить неочевидные закономерности между различными показателями - для оценки уровня удовлетворенности пользователей библиотек (в нашем случае).

Триединство, или Трансформация
Применительно к библиотечному делу ситуацию перехода из информационной эры в цифровую, когда появились большие мощности, достаточные не только для обработки данных, но и для их накопления, можно пояснить так - идеи быстрых перемен вокруг нас переворачивают наши представления об успешности деятельности библиотеки, обслуживающей детей и подростков; заставляя искать новые способы взаимодействия с посетителями/читателями; адаптируясь к непредсказуемым переменам, происходящим в режиме 24/7 и приспосабливаясь к потребностям нового поколения в новых формах информации и доступе к ней.


Библиотеки, работающие с детьми и подростками, приспосабливаются к этим переменам, осваивая деятельность с технологиями, адаптируя их к своей рутинной и творческой работе, меняя услуги, трансформируя ее деятельность по сути с акцентом на цифру. Такую цифровую трансформацию библиотек определяет совокупность:
  • новых технологий, 
  • нового стиля мышления сотрудников библиотек (навыки и компетенции) 
  • новых  библиотечных концепций (пространства, контент, деятельность).
Вот об этом"триединстве"  и шел разговор на нашей виртуальной встрече



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о