К основному контенту

Цифра и трансформация детской библиотеки

Выступала 27 ноября перед 77 директорами детских библиотек нашей необъятной страны (вебинар, РГДБ). Мы  пытались вместе найти ответы на два вопроса: "Почему цифровые технологии так сильно повлияли на трансформацию детских библиотек?" и "Могут ли “цифровые” активности библиотеки явиться важным мотивирующим фактором для более глубокого прочтения книги детьми и подростками?"

"Никто не хотел умирать..."
Ответы на эти вопросы сегодня волнуют библиотекарей, и это понятно... Ведь "никто не хотел умирать..." - это я о профессии "библиотекарь" в том ее виде, который нам всем представлялся ранее - проводника в мир знаний, в мир книг и чтения. Пока многие из библиотечного сообщества либо игнорировали "цифру", либо утверждали, что цифровая среда - это только конкретные инструменты, подрастающее поколение комфортно обустраивалось в ней, считая ее своей средой обитания. Именно в цифровой среде они представляют себя как субъекты со своими правами, обязанностями, желаниями. Насколько хорошо они выглядят и чувствуют себя в этой среде, зависит многое в их жизни. В ней они могут стать успешными и результативными. А такой подход к цифре и школьникам-читателям многое меняет в отношении библиотечных услуг, им предоставляемым

"Он и тебя сосчитал..." (От информационной в цифровую эру)
В цифровую эру появились необходимые инструменты, чтобы провести аналитику огромного количества данных, поскольку мониторятся блоги, социальные сети, комментарии на сайтах, эл. почта, данные с мобильных приложений и пр., и установить взаимосвязи между этими данными. Как говорил персонаж мультфильма про козленка: "Он и тебя сосчитал"

Такое количество данных позволит и позволяет уже  отследить неочевидные закономерности между различными показателями - для оценки уровня удовлетворенности пользователей библиотек (в нашем случае).

Триединство, или Трансформация
Применительно к библиотечному делу ситуацию перехода из информационной эры в цифровую, когда появились большие мощности, достаточные не только для обработки данных, но и для их накопления, можно пояснить так - идеи быстрых перемен вокруг нас переворачивают наши представления об успешности деятельности библиотеки, обслуживающей детей и подростков; заставляя искать новые способы взаимодействия с посетителями/читателями; адаптируясь к непредсказуемым переменам, происходящим в режиме 24/7 и приспосабливаясь к потребностям нового поколения в новых формах информации и доступе к ней.


Библиотеки, работающие с детьми и подростками, приспосабливаются к этим переменам, осваивая деятельность с технологиями, адаптируя их к своей рутинной и творческой работе, меняя услуги, трансформируя ее деятельность по сути с акцентом на цифру. Такую цифровую трансформацию библиотек определяет совокупность:
  • новых технологий, 
  • нового стиля мышления сотрудников библиотек (навыки и компетенции) 
  • новых  библиотечных концепций (пространства, контент, деятельность).
Вот об этом"триединстве"  и шел разговор на нашей виртуальной встрече



Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...

Тема года - Близкие люди
Девиз года - Любит тот, кто учит
Слово года - Встреча
Самое главное дело года - Защита магистрантов


Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!

Лёля Климова, актриса
Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Тепе…

Медиапроявления моей цифровой жизни

Приступила (с опозданием) к обучению на курсе Ивана Травкина"Цифровая жизнь". Не смогла посетить первый вебинар, в записи не нашла, о чем очень сожалею (так как оригинальность мышления автора - уникальна и всегда заставляет думать!) и все еще надеюсь просмотреть его...
Кстати, нашла запись вебинара по теме Цифровая среда: Интерфейсы вот здесь
Тем не менее...

Читаю рекомендованные материалы:  Манифест о цифровой образовательной среде
manifesto.edutainme.ru и О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли funofteaching.tumblr.com
Пытаюсь выполнить первое задание на развитие ключевой компетенции «осмысленность присутствия в цифровой среде». Надо создать детальный портрет окружающей  цифровой среды, состоящей из часто используемых (в т.ч. неосознанно) интерфейсов. Для этого, необходимо проанализировать ежедневный опыт и перечислить интерфейсы цифровой среды, с которыми приходится контактировать.
Сложно. наверное. для меня будет упорядочить интерфейсы по категориям «дом…