вторник, декабря 29, 2009

Уходит старый год, Шуршит его последняя страница...

Уходит старый год,
Шуршит его последняя страница.
Пусть лучшее, что было, не уйдет,
А худшее - не сможет повториться.
Год 2009 -ый уходит, пора подвести какие-то его итоги...

Самое главное
За несколько месяцев, в которые мы вместе с группой школьных библиотекарей обучались работать в блогах, одновременно осваивая социальные сервисы Веб 2.0:
  • Мы стали интереснее в глазах других, чем раньше - мы научились это демонстрировать всему миру через свой блог.
  • Мы полюбили новые возможности Сети, потому что она открыла нам такие возможности для развития библиотечного дела, о которых мы раньше и не подозревали.
  • Мы поняли, что учить школьников-"поколения Google" читать книги и грамотно писать можно, в том числе, используя возможности социальных сервисов.
  • Мы доказали всем - от директора до учащегося - что мы многое можем, что у нас есть огромный потенциал для формирования информационной грамотности всех участников педагогического процесса своей школы.
  • Мы осознали, в чем наша сила - во взаимодействии и в поддержке друг друга.
  • Мы стали намного сильнее, чем были раньше, потому что мы теперь не одиноки.
Самое любимое
Подготовила и провела секцию "Школьного сектора" на конференции Ассоциации RELARN, о чем можно прочитать вот ЗДЕСЬ



Написанное и опубликованное 
  • Новые подходы к формированию контентной образовательной информационной среды (КОИС) образовательного учреждения. // XYI конференция представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2009»: Материалы конференции. - М., 2009. –  C.310-313
  • Социальные сетевые сообщества в системе общего образования: Статья/ Е.Н.Ястребцева, Кулагин В.П., Оболяева Н.М., Кузнецов Ю.М., Заботнев М.С. // Информатизация образования и науки: Сборник научных трудов – М., 2009, N 2. - 1,0 п.л.
  •  «КМ-Школа» - гарантия эффективного и качественного обучения.// Журнал руководителя управлением образования/ -  М.: «Сентябрь». - 2009, N3, С. 2-4
  • Школьная библиотека 2.0 // XYI конференция представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2009»: Материалы конференции. - М., 2009. – C. 313-321 
  • От школьного библиотечного медиацентра к Библиотеке 2.0// Школьная библиотека: журнал РШБА. - 2009, N 3
Да кстати, еще для школьных библиотекарей была создана Лента новостей  «Школьная медиатека» в сервисе FriendFeed - URL:  http://friendfeed.com/biblio-media 

С наступающим Новым годом!
Пусть принесет он всем интересные встречи, новые увлекательные
проекты, сотворчества с близкими по духу людьми!
Я всех вас очень люблю!

"Лед только трескаться начал, а мы вообразили, что ледоход прошел!"

Сегодня, 29 декабря с 11.00 до 12.00 (вр. мск.) состоялся вебинар Президента Российской школьной библиотечной ассоциации Татьяной Жуковой по теме "РШБА: Проблемы школьных библиотек и возможные пути их разрешения"
Школьные библиотекари, дистанционно обучавшиеся в течение двух месяцев на курсе "Я учусь работать в блоге!", познакомились с еще одной дистанционной формой - сетевым семинаром.
Не у всех библиотекарей школ был хороший интернет, периодически у некоторых "западала" связь, подвисал компьютер... Но вебинар состоялся.

Много было задано вопросов Татьяне Дмитриевне. Многие проблемы, связанные со статусом библиотекаря, его разрядом, оплатой труда, поддержкой/равнодушием к проблемам библиотеки директора школы, ждут своего разрешения. И вряд ли тут поможет только родительское спонсорство, о котором некоторые говорили в чате, сопровождавшем вебинар. Сколько же можно "ходить с протянутой рукой", заниматься "попрошайничеством"?! Да и ни для кого не секрет, что кроме заказа на учебники от школьного библиотекаря в последние годы во многих школах ничего не требуют... И в такой ситуации находится большинство школ и библиотек - на местах нет грамотных методистов, нет методических объединений...

Библиотекари скептически относятся к необходимости введения своей аттестации ("...и имеющиеся разряды полетят, так как процент школьных библиотекарей со специальным образованием низок..."), т.к., кто же будет оценивать их?! - Методистами школьных библиотек, которым владеть компьютером совсем не обязательно, во многих районах работают учителя-предметники. - Смогут ли они по достоинству оценить работу библиотекаря?!

Вот такие грустные разговоры велись в чате, сопровождавшем выступление Президента РШБА. Но выступление-то было оптимистичным. Оно подарило нам еще одну надежду, надежду на позитивные изменения...

воскресенье, декабря 27, 2009

Справедливость должна торжествовать!

...Испорчу ваше новогоднее настроение:-) Вместо того, чтобы делать свою газету, сегодня 3 часа рылась в сети в поисках документов, которые обосновали бы нашу оплату работы с учебниками!.. - так написала Ирина Коткина из Нарьян Мара

некоторое время назад в Google-группу обучающихся школьных библиотекарей. Коллеги подхватили животрепещущую тему, связанную с проблемами школьных библиотек

* Есть ли документы, обосновывающие оплату работы библиотекаря школы с учебниками?
* Кто должен позаботиться о доплате за работу с учебниками, несправедливо снятой во многих школах - библиотекарь сам за себя или профсоюзный лидер и администрация?
* Является ли это решением на уровне края или все же это - дело Федеральных органов образования?
* Как противостоять грядущим сокращениям школьных библиотекарей, намеченным с Нового года во многих школах? (Во многих сельских школах библиотеки уже закрыты, а в городских библиотеки могут остаться на 0,5 ставки)
* Как отстоять школьную библиотеку и статус библиотекаря? -
Это только малая часть вопросов, которые волнуют библиотекарей школ накануне Нового 2010 года. Прошло уже 10 лет нового тысячелетия, библиотекарь может и должен работать по-новому! Это требование времени и наших с вами детей-школьников, качество знаний которых во многом зависит от их информационной грамотности!

Справедливость должна торжествовать, ведь мы свою работу делаем честно, даже не на 100, а на все 200% - Мнение библиотекарей школ


Вы можете дополнить своими мыслями о проблемах библиотек школ и примерами позитивных в них изменений ситуации во FriendFeede:

среда, декабря 23, 2009

Наука "делать счастье"



Набрела в Интернете (уже давно) на картины Евгении Гапчинской Умилилась, удивилась, обрадовалась, разместила даже одну из них в своем посте... Такие светлые и теплые ощущения от просмотра ее картин, дарящие улыбку и умиление. Она и правда - настоящий "поставщик счастья" (так называется одна ее картина). Меня зацепило название, так как все время думаю о том, что библиотекарь "новой школы", по-новому работающий со школьниками, обучая их новым знаниям, связанным с социальными сервисами Веб 2.0, и информационной культуре, наверное должен чувствовать себя таким вот "поставщиком счастья" (интересного, радостного обучения)...

Евгения Гапчинская живет и рисует на Украине. Там у нее берут интервью журналы, а незнакомые люди на улице просят автограф. В России художница, конечно, не знаменитость, однако ее работы можно купить в нескольких галереях, а детские книги с ее иллюстрациями продаются, кажется, в каждом приличном книжном.

Герои Гапчинской - маленькие смешные то ли дети, то ли ангелы - объедаются шоколадом, любят колбаску и позировать в красивых нарядах. Работы художницы наполнены первозданным, ни капли не пошлым позитивом, который гарантированно поднимает настроение даже самому угрюмому скептику...



А эта картина отразила, на мой взгляд, состояние участников нашего дистанционного обучения по завершении курса - школьные библиотекари, обучившиеся новому, предполагающие по-новому работать в "новой школе". Посмотрите на "наши" счастливые лица, мы им (счастьем) просто лучимся, и мы, кажется, научились "делать счастье" другим...

Что положительного кроме навыков, умений дал нам этот курс? - Ощущение, что ты не одинок, ты - в команде единомышленников, людей не стандартно мыслящих, любящих не только свою работу, но и себя! Уважающих других, готовых прийти на помощь, когда что то не получается, когда устал и нет сил продвигаться в обучении. Проект сплотил вокруг себя команду, готовую прийти на помощь друг другу, в какой бы точке удаленности ты не находился. Этого не купишь ни за какие деньги! Проект выявил лидеров. Вернее образовалась команда лидеров. Поднялась вся библиотечная РАТЬ

Делу время, потехе- час!

Еще один вопрос завершающей анкеты дистанционного обучения "Я учусь работать в блоге" касался собственно деятельности школьных библиотекарей с тем, что изучили, чему научились. Что они выберут для своей работы из тех сервисов Веб 2.0, которые освоили в процессе обучения?
На мой взгляд, в приоритетную группу попали сервисы, позволяющие библиотекарю школы:
* Продемонстрировать свою работу участникам педагогического процесса
* Организовать по-новому деятельность со школьниками
Смотрите сами!

Расшифровка мелкого шрифта :-):
Picasa 50%
WikiWall 34%
карты ума 32%
cBox 30%
Google-документы 28%
закладки в БобрДобр 22%
FriendFeede 22%
YouTube 14%
аудиоподкасты 12%
переводчик 12%
Google-книга 12%
Google-аккаунт 12%
eBdb - поиск книг в электронных библиотеках 6%
аггрегатор RSS-потоков 6%
Dabbleboard 6%
Blogger 6%
SliedeSharе 6%
Voki 6%
Google-карты 6%
Google-группа 6%
Google Maps 4%
аггрегатор RSS-потоков 4%

Мнение участницы обучения по этому вопросу:
Главное, что "вошла во вкус", пользуясь ими (социальными сервисами). Думаю, что в дополнение к тем, что изучила на курсе,"откопаю" и возьму на вооружение новые)))

вторник, декабря 22, 2009

Сервисы, которые мы выбираем...

Вот еще один вопрос, на который в анкете давали ответы участники дистанционного обучения "Я учусь работать в блоге" - про самые любимые/нелюбимые социальные сервисы Веб 2.0, освоение многих из которых давалось совсем непросто.

Как написала одна из участниц:
Самые любимые мои социальные сервисы - их довольно много, и они все развивают и совершенствуют...

Действительно, их много, и каждый день мы узнаем что-то новое о них. Но все же, какие сервисы понравились больше всего, освоение с какими из них проходило трудно, какие показались полезным для своего блога, что конкретно библиотекари предполагают использовать в своей работе?
Эти сервисы осваивались с трудом:

Мнения участников о трудных для них сервисах в дистанционном изучении:
Самыми сложными, для меня стали ментальные карты, но они теперь мой любимый инструмент развития и самосовершенствования. Я всё равно научусь ими управлять!
С Creative Commons почему-то не сразу всё получилось.
Самым сложным для меня оказался Копирайт - СС.
Все было ново, и интересно, но вот карту ума осилить не смогла, буду работать дальше, думаю все равно все преодолею и научусь.
В начале было всё трудно, а потом всё стало интересным


А очень понравились участникам обучения следующие социальные сервисы:


В "Другие" вошли:карты Google 5%
аудиоподкасты 5%
Cервис Google Книга 5%
SlideShare 5%
Voki (аватарка) 5%
календари 5%
Googlle-reader 3%
Делаю.ru 2%
Creative Commons 2%
eBdb - поиск книг в электронных библиотеках 2%

Участники оставляли и свои мнения по поводу сервисов, которые ими изучались:
Интересно было делать газету в WikiWall и аватар в Voki.
Очень понравился сервис карты ума. Такие карты позволяют все разложить по полкам, и в мыслях порядок становится.
Трудно что-то выделить - всё интересно!
Чем труднее,тем интереснее!
В качестве любимых на вооружение взяты все :)

Кроме того, попыталась создать диаграммы из Google-табличек. В посте представила свой первый опыт, обучаясь вот по этой "обучалке" Как создать диаграмму в таблице?

понедельник, декабря 21, 2009

"Дерзай! Изучай блогосферу" - Что рекомендуют авторам /модераторам участники обучения

Разбираю заполненные анкеты участников дистанционного обучения "Я учусь работать в блоге!". Вот ответы школьных библиотекарей на еще один вопрос Google-анкеты Что Вы сами усовершенствовали бы в этом дистанционном курсе?

Что нужно изменить в курсе:

* Задания должны звучать проще и понятнее - человеку не очень хорошо знакомому с компьютером и интернетом нелегко давались некоторые модули. Хотя, тяжело в ученьи - легко в бою"
* Иногда не хватало более подробных комментариев к заданиям, к сервисам Веб 2.0
* В некоторых заданиях надо расширить инструкции
* ...для меня нужно разъяснение терминов
* ...усовершенствовала бы все, потому что дистанционно учиться трудно
* Добавила бы чуть больше времени на освоение последнего модуля
* Продлила бы сроки выполнения между заданиями
* Может быть, поработала бы больше над шаблонами блога
* Добавила бы в первые модули конкретности, что в какой последовательности и почему нужно сделать. Установить счетчик лучше сразу, например.
* ...Смотря какие цели обучения ставить. Очень много сервисов, которые можно использовать для работы с детьми. Меньше внимания, как мне показалось, для сбора, анализа информации из Интернета. А для меня это важно, т.к. я – методист
* Увеличила бы время обучения: очень быстрый темп, рассчитан на неработающего, или на того, кто может на работе заниматься. Я полтора месяца спала по 4-5 часов - это очень тяжело. И домом не занималась совсем, не знаю, как домашние выдержали.
* Получилось очень интересно, но выматывающе и нервно из-за постоянной гонки. М.б. это у меня такое впечатление, п.ч. я всё время догоняла, т.к. в самом начале из-за поездки на 10 дней выпала из обучения, а потом получалось из-за этого без отдыха . Хотя, судя по отзывам всем было тяжеловато, не успевали.
* Увеличила бы сроки обучения до 5 месяцев
* Мне мешал быстрый темп работы. Может быть, учитывать уровень подготовки обучающихся, если такое возможно. А вообщем, все продумано.
* ...скорость, рассчитано на пользователя уже знакомого с сервисами Гугла
* Очень плотный график работы. Предлагаю запланировать на каждый модуль больше времени для изучения
* Надо бы продлить время обучения, т.к курсы - без отрыва от производства, да еще хорошо бы тьютора (на месте, не дистанционного)
* Не устроил формат - разделила бы на группы: для "чайников", для продвинутых и т.п
* Может быть, разделить обучающихся на две группы: уверенных пользователей Интернет и неуверенных?
* Думаю, что обучение необходимо делать по уровням. Возможно тогда не было бы такого отсева; в некоторых обучалках отсутствуют промежуточные стадии. Это для некоторых вызывает затруднения
* Разделила бы участников на подгруппы по уровню подготовленности и техническим возможностям. Соответственно этому подобрала бы задания
* Лучше, когда все работают в определенных 1-2 модулях одновременно, но это, наверное, невозможно в дистанционке, это удобно и для руководителей и для участников
* Следует предложить обучение BIBLIO-MEDIA через Управления культуры, чтобы приоритет в обучении был не только у школьных библиотек
* ...свести бы учителя и библиотекаря на такого рода мастер-классах-обучениях, погрузить их в совместную деятельность... Тогда объединение усилий "в реале" активнее пойдет... ИМХО. А еще бы Google Wave привлечь (например, под проекты)

Сдержанные оценки курса:

* Мой педагогический опыт слишком мал, чтобы высказывать рекомендации. На мой взгляд, была выстроена правильная последовательность шагов для достижения цели обучения.
* Ничего. Все устраивало
* Затрудняюсь ответить. Может быть, более четко выдерживать регламен. Иногда в "эфире"обсуждались непонятные вещи, а они оказывалисьочень простыми в позднем модуле с обучалкой.
* Появился блог моей библиотеки и опубликована газета в Интернете. Я много работала над блогом, публиковала материалы (хотелось бы верить, что интересные), украшала его к Новому году, снабжала ссылками на электронные энциклопедии и другие сайты. Сделала в блоге горизонтальное меню

Положительная оценка курса:

* Из пяти дистанционных курсов, на которых я обучалась, это самые удачные и по формату, и по концепции. Главная ценность, что он был задуман, именно для школьных библиотекарей, и не в режиме "учитель-ученик", а в группе. Мы были в курсе всех наших бед и радостей обучения, могли рассчитывать на взаимопомощь и взаимовыручку.
* Замечательно работалось по модулям. Очень грамотно и понятно... Курсы супер, хоть и скорость убийственная, сбавлять не надо - курсанты расслабятся, потом результата не будет
* Пройдя множество различных курсов, скажу, что формат погружения в среду - не самый легкий, но самый удачный!
* Курс был необыкновенно насыщенный - по сути это было обучение использованию сервисов Веб 2.0
* Мне данные курсы уже показались идеальными, потому что за 2 месяца я познала столько, сколько бы за всю жизнь не усвоила, если бы на практике не осуществляла бы задания курса. Лекционные формы, по - моему, менее эффективны. Практика дает ощутимые результаты, сразу чувствуешь свою значимость и не боишься работать в разных поисковых системах. Особенно порадовало то, что здесь с нами постоянно: и днем, и ночью находились модераторы. Низкий поклон нашим преподавателям, которые неустанно руководили процессом, направляли нас, помогали, поддерживали. Я, например, ежечасно ощущала их заботу о себе. За все огромнейшее спасибо!!!
* Этот дистанционный курс полностью изменил моё отношение к Интернету и его использованию

*Ты – Блоггер! А это значит -
Забыть про покой и сон!
Ты рейтингом озадачен,
Ты в группу свою включен.
Дерзай! Изучай блогосферу.
Веди дневниковую жизнь.
На грани медийных фантазий
Быть с biblio – это мысль!
(Ирина Коткина, Нарьян-Мар)

О блогосфере в Википедиии

"И опыт, сын ошибок трудных..." - Один вопрос завершающей анкеты


Сегодня последний день нашего дистанционного обучения школьных библиотекарей по курсу "Я учусь работать в блоге!". В завершающей обучение Google-анкете просмотрела ответы на вопрос: "Опишите 1-2 словами или 1 предложением свой полученный опыт в этом обучении".

Хочу поделиться с читателями мыслями и чувствами, переполнявшими участников этого обучения...

Поняла, что могу сама во многом разобраться, поверила в себя

Исчезла боязнь публиковаться с Интернете

С интернетом стала общаться почти на ты!

Совместное творчество - это здорово

Профессиональное общение с коллегами!

Самое главное - мы должны работать и общаться с коллегами, это как воздух...

Практический опыт - лучше всех наград, и я теперь что - то из себя представляю, кстати, повысилась самооценка...

Поднялась еще на одну ступеньку выше в своем образовании

Никогда еще я не получала огромного количества полезной информации для работы, какую освоила на этих курсах

...это обучение стало для меня революционным: я научилась осуществлять свои планы и идей более современными методами...

Произошло перерождение в профессии!

Приобрела вместе со знаниями веру в себя, друзей-коллег, веру в то, что грядут изменения в отношении к школьным библиотекам. Мне... "стало легче дышать" после обучения на этом курсе

Узнала о разнообразии сервисов, получила знания, которые пригодятся при ведении блогов и сайта, для меня это важно. Учеба-практические задания - это интересная форма...

Буду проверять свои созданные продукты на соответствие полученным знаниям (безопасность в интернете, разнообразие используемых сервисов...)

Чувствую себя увереннее в Интернете, узнала о новых технологиях, появилось много идей, которые собираюсь воплотить

...думаю, что восхищённые ребячьи "Ого! Вот это да!" нам теперь обеспечены!

Стала лучше понимать возможности интернет-технологий, чувствую себя более информационно образованной, могу предложить качественную помощь своим читателям

Полученные знания открывают новые перспективы в работе школьной библиотеки, дают уверенность в свои силы

Все выполняла впервые. Другой возможности не было бы...

...начинала с нуля, теперь а теперь очень многое могу сама и могу других научить

Давно хотела озвучить нашу библиотечную деятельность. Блог в этом помог...

Обучение позволило не только поднять собственный профессиональный и ИКТ уровень, но и значительно расширило границы моей профессиональной деятельности, позволило стать членом нашего замечательного сообщества

Мой опыт в этом обучении отшлифовал мой профессионализм

...есть чем заинтересовать детей!

Совершила Шаг в неведомое

Новый уровень мышления

Открыт новый мир!

Колоссальный опыт!

Бесценный

Свобода разума

Было трудно, но очень интересно!

Настоящее сетевое живое и эффективное самообучение, взаимообучение

Никогда раньше не задумывалась над продвижением своей библиотеки лицея через Интернет и привлечением, таким образом, читателей, а оказывается всё это возможно!

Расширился диапазон возможностей

Прибавило новых знаний и уверенности

Получила первоначальный опыт и представление о возможностях Веб.2, но считаю, что он требует закрепления на практике. Иначе все "пройдет"...

Более свободное и осознанное общение и работа в Интернете, умение вести блог, пользование различными сервисами

Опыт, приобретённый на этих курсах, буду претворять в жизнь!

Блоги не так страшны, как казалось изначально

Ура! Я научилась работать в блоге


Счастливого полета, дорогие библиотекари школ! Вы - научились летать!

"Вы нас всерьез не принимали, мы ж изменили ложный взгляд,.." - Подводим итоги

Сегодня в нашем дистанционном обучении школьных библиотекарей состоялся заключительный skype-чат, он же - первый для участников обучения. Говорили об информационных культуре, грамотности и компетентности, плавно вышли на статус и оплату труда школьных библиотекарей, на необходимость нормативных документов, учитывающих необходимые изменения в школьных библиотеках и самих библиотекарях.

Вспомним, что школьные библиотекари осваивали в течение двух месяцев, работая по этому дистанционному курсу...

Работали мы в 9-ти Модулях
В Модуле нулевом (до 21.10.09) осваивались в Google-группе, присматривались к существующей библиотечной блогосфере, обсуждали проблемы библиотек в условиях национальной стратегии «Наша новая школа» во FriendFeede (заодно и к этому микроблоггингу присматривались)
В Модуле первом "Сверяем ожидания, создаем блог!" (до 29.10.09) создавали свой собственный блог, аннотировали существующие в сети блоги, выделяли общее и особенное между блогами, веб-сайтами и порталами, оставляли свои мнения в обсуждении на тему "Какие профессиональные проблемы может помочь решить ведение профессионального блога школьного библиотекаря?"
В Модуле втором "Давайте познакомимся!" (до 05.11.09) трудились над визиткой-презентацией, делились соображениями по теме "Как можно классифицировать библиотечные блоги?"
В Модуле третьем "Пишем правила" (до 13.11.09) старательно выписывали правила поведения в Сети, соблюдения авторских прав при размещении любого вида информации в своем блоге, делились мнениями по теме "В чем могут заключаться правила для библиотекаря школы, ведущего блог?".
В Модуле четвертом "Интерактивность блога" (до 20.11.09) размещали метки своего блога на Google-карте "Школьные библиотеки", оставляли сообщения по темам "Может ли сообщество "вокруг" школьной библиотеки может помочь решить проблемы" и "Какие есть возможности в библиотечных блогах для общения с его читателями (педагогами-предметниками, учащимися, родителями школьников)?" и много еще чего делали.
В Модуле пятом "Электронные библиотеки" (до 30.11.09) размещали фотографии своей библиотеки в фотоальбом "Великие идеи для дизайна библиотеки "нашей новой школы", оставляли мнение в общей дискуссии "Вопросы организации школьной медиатеки"
В Модуле шестом "Взаимодействие библиотекаря школы с учителями и коллегами из библиотек других школ через свой блог" (до 07.12.09) создавали «карты ума» по библиотечным вопросам, думали над темами дискусии "Может ли библиотечный блог стать основой для совместной проектной деятельности с учителями-предметниками и учащимися?" и "Какие темы "библиотечных" проектов будут интересны и для школьников и для учителей-предметников?"
В Модуле седьмом "Создаем газету" (до 14.12.09) осваивались в вики-среде, работали над библиотечными газетами в вики или вики-вул, размещали ссылки на них в своих блогах, рядом размещая "украшения" блоге к Новому году (а какие у всех получились аватарки!), приняли участие в дискуссии по теме "Создаем школьную газету в библиотеке: Для школьников или вместе со школьниками?"
В Модуле восьмом "Занятия по информационной культуре" (до 17.12.09) работали над уроком информационной культуры с учетом использования социальных сервисов Веб 2.0, размещали ссылки или сами уроки в своих блогах, оставляли свое мнение в дискуссии "Надо ли что-то изменить в программе занятий со школьниками по развитию информационной культуры в библиотеке"
В Модуле девятом и последнем (до 21.12.09) подводили итоги, общаясь в скайп-чате, заполняя завершающую анкету, оставляя мнение в обсуждении по теме "Сервисы Веб 2.0 для библиотек нового поколения"

В процессе всего вышеперечисленного осваивали сервисы:
• Веб-среда для ведения блога
• Документы Google (регистрация, презентация, документ, Google-reader…)
• Комната для общения и /или лента новостей во FriendFeed
• аггрегатор RSS-потоков
• Переводчик Google
• Карты Google
• Календари Google
• Таблицы Google
• Фотохостинг Google
• Slideshare
• Creative Commons
• Оценка посещаемости блога
• Гаджеты Google
• Статистика от Google
• Cервис Google Книга
• Cервис БобрДобр
• Picasa
• аудиоподкасты
• eBdb - поиск книг в электронных библиотеках - http://ebdb.ru/
• cBox
• Dabbleboard и/
• или Midmeister
• Хэштеги (дополнительные хэштеги)
• YouTube
• Wiki и/или Wikiwall
• Анкеты в Google-документ и/или SmallPolls
• Skype

Ай да молодцы школьные библиотекари!

Ну, а если и анкеты заключительные сумеют заполнить вовремя, то Сертификат им обеспечен!


Вы нас всерьез не принимали,
Мы ж изменили ложный взгляд,
И в воздух чепчики бросали,
Увидев свой сертификат. :)))
(Ирина Коткина, Нарьян-Мар)

пятница, декабря 18, 2009

"Шагать в ногу со временем!" - Модуль 9

Вера Ювенская - участница нашего дистанционного обучения школьных библиотекарей "Я учусь работать в блоге!" написала в нашей комнате во FriendFeede:

...В нашей сельской школе с сервисами Веб.2.0 никто не был знаком, поэтому очень заинтересованно смотрят в нашу сторону учителя. Теперь с учителями-предметниками строим планы по использованию новых сервисов в совместной работе... Освоив сервисы 2.0... появилась реальная возможность шагать в ногу со временем"


Наталья поделилась своими ощущениями от работы в предыдущих модулях:
...Такое ощущение, что я наконец-то догнала (и чуть-чуть опередила) наших учеников, правда немного сбилось дыхание, но теперь можно идти с ними, взявшись за руки...


Жаль, что пришла пора завершать наше дистанционное обучение. Осталось два дня до даты окончания обучения в девятом (и последнем!) модуле - 21 декабря. Конечно, школьные библиотекари - участники курса "Я учусь работать в блоге" самостоятельно продолжат свою работу над освоением социальных сервисов Веб 2.0 и улучшением содержания своих библиотечных блогов. Ведь впереди у них - большая интересная совместная с учителями и школьниками сетевая деятельность! Теперь библиотечные услуги могут/должны стать "вебдванольными", то есть такими, которые будут успешно удовлетворять потребности педагогов и школьников всех возрастов, а библиотекари смогут работать со школьниками по-другому - "вовлекая их в круговорот чтения-писательства-учебной деятельности" в полном соответствии с требованиями постоянно обновляющихся технологий, которыми так легко овладевают наши подростки-школьники. Мы будем теперь идти с ними в ногу, рядом (а не позади)!

Каждый участник обучения, как мы надеемся, нашел ответы на вопросы, важные для современного библиотекаря школы, и, прежде всего, на такой - как нужно сегодня работать со школьниками, чтобы помочь им грамотно действовать с информацией 21 века.

До 21 декабря библиотекари еще будут знакомиться со статьями о Библиотеке 2.0, опубликованными в Интернете - на веб-сайтах и в профессиональных блогах. Продолжат вести обсуждение в комнате во FriendFeede на эту же тему: "Библиотеки 2.0: сервисы для библиотек нового поколения". Примут еще участие в skype-конференции по теме: "Информационная культура и школьная библиотека» (21.12.09 с 10.00 до 11.00, вр. мск.) skype-контакт: yastrebtseva

Что особенно выделили школьные библиотекари в деятельности с блогами, с сервисами Веб 2.0:
* демократичность ("до этих курсов я жутко не любила форумы, регистрироваться на сайтах и совершать какие то открытые поступки в сети и тут ...пришлось, втянулась, понравилось,теперь представить трудно себя без этого..."
* мобильность ("всегда можно получить к доступ к библиотечным ресурсам, если они хранятся в Сети")
* современность ("...сервисы необходимы в работе всем тем людям, которые хотят идти в ногу со временем и увлекать за собой детей")
* простота ("не нужно совершенно никаких специальных знаний, чтобы иметь в Сети свой дневник", "и сервисы замечательные - простые, доступные - бери и совместно с ребятами выполняй проекты", "в блог очень легко можно вставить видео, презентации и т.п.")
* профессиональное сотрудничество с коллегами ("включенность в блогосферу")
* возможность создания и обмена новыми информационными продуктами
* интерактивность ("безусловынй интерес, "респект и уважуха" со стороны... продвинутых читателей, их желание включиться в процесс, реализовать себя с нашей помощью...")
* активизация потребности тут же поделиться новыми знаниями с коллегами ("начинаю знакомить с сервисами Веб 2.0 учителей начальной школы нашего района...")

А вечерком, после skype-конференции можно будет собраться с мыслями, вспомнить свой трудный путь в обучении, которое проходило с 19 октября, и ответить на вопросы завершающей анкеты в Google-форме.

...И создать себе лирическое настроение с Вячеславом Полуниным:

среда, декабря 16, 2009

"Из кирпичиков, которые взяли и использовали, строится крепкая репутация!"


...Если мы нашли или сделали что-то полезное для себя, то есть большая вероятность, что это понадобится и другим. Если создаем программу или текст только для себя или только для того, чтобы произвести впечатление на других, то ни нам, ни другим этого не нужно. Мы можем смело использовать кирпичики (слова, мысли и средства), которые создали другие люди. Мы должны гордиться тем, что наши кирпичики берут и используют. Из кирпичиков, которые взяли и использовали, строится крепкая репутация...
(Евгений Патаракин)


Завтра завершается работа над Модулем восьмым нашего дистанционного обучения школьных библиотекарей "Я учусь работать в блоге!". Мы выходим на финишную прямую, ведь Модуль девятый - последний...

За несколько дней, отведенных на наши занятия, мы пытались разобраться, что же входит в понятие "информационная культура", как по-новому организовать занятия по информационной культуре, как можно использовать блог для этого, какие сервисы Веб 2.0 можно использовать в этом процессе...

Мы разработали свои уроки/занятия информационной культуры, пока еще робко введя в них использование сервисов Веб 2.0. Вот эта копилочка уроков

В начале, правда, мы слегка размялись и повеселились, создавая различные "украшения" в своем блоге, совершенно серьезно познакомились с примерами занятий со школьниками в блогах и разработали свои собственные занятия по информационной культуре с использованием сервисов Веб 2.0... Отдыху тоже нашлось место на наших курсах!

Дискуссия, которая в этот раз сопровождала Модуль 8, велась на тему: "Надо ли что-то изменить в программе занятий со школьниками по развитию информационной культуры в библиотеке?" Она вызвала достаточный интерес со стороны участников обучения. Вот о чем говорили библиотекари школ из разных городов нашей страны:
* что существующие библиотечные программы скорее отвечают преподаванию библиотечных уроков, а не информационной культуры
* что понятие информационная культура состоит из нескольких составляющих - библиотечно-библиографической культуры, компьютерной грамотности, культуры использования интернет и медиаресурсов, сетевой культуры
* о необходимости специальной работы со школьниками по безопасности в Интернете, о соблюдении авторских прав при размещении тех или иных материалов в Сети
* об обязательности письменного согласия родителей на работу в Интернете в школе
* о том, что в процессе занятий по информационной культуре библиотекарю необходимо особое внимание уделять на активные и интерактивные методы работы со школьниками
* об удобстве блога как среды/инструмента для организации и проведения проектной деятельности о школьниками в сотрудничестве с педагогами
* что, возможно, занятия по информационной культуре - это не отдельный курс, а его содержание "может имплицитно присутствовать при знакомстве детей с разными источниками информации вне специального курса"
* что можно составить авторскую программу информационной культуры, защитить её и утвердить, что существуют замечательные пособия, которые могут помочь в этом
* что библиотекарь школы при проведении педагогами учебных проектов часто либо не привлекается к этой деятельности, либо работает "стюардом"
* что библиотекарям хотелось бы иметь новый стандарт проведения библиотечных уроков, где присутствовало бы изучение информационной грамотности для учащихся по возрастным группам
* что нужен отдельный предмет с программой по проведению занятий
* что одному библиотекарю не осилить курс информационной культуры с учащимися 1-11 классов, поэтому нужно работать совместно с учителями
* что использование новых средств в библиотечной работе, "когда мы постоянно добавляем и видоизменяем сетевое содержание, приучает нас к новому стилю поведения"

iPhone+Книга=Алло! Говорит и показывает книга!

Некоторая информация перед тем, как вы посмотрите милое видео про новый вид семейного "чтения"...
* Следующий ITouch от Apple выходит с 64 ГБ памяти, и iPhone не будет слишком отличаться от него
* В ближайшие пять лет каждый телефон будет iPhone (существуют уже более 100000 приложений для него, многие из них имеют отношение к школе)
* Мы скоро увидим, что идеи об объединении книг и видео повлияют на соединение клавиатуры и экрана в вашем телефоне.
* Существует определенная тенденция к выбору телефонов, нежели компьютеров, особенно среди молодежи и подростков...



Источник

вторник, декабря 15, 2009

Зачем микроблоггинги для библиотекаря?


Джуди О'Коннел, австралийский библиотекарь, которую мы не раз цитировали в своих постах, снова пишет в своем интереснейшем блоге HeyJude о сервисе Twitter (микроблоггинг), считая его важной частью всего своего инструментария для профессионального (библиотечного) обучения и обмена информацией.

Появление Twitter и других микроблоггингов и социальных сетей, а также популярность текстовых сообщений, сделало краткую форму связи этого микроблоггинга повседневной реальностью. Умение ясно выражать свои мысли короткими фразами - в 140 символов учит специальным навыкам письменной речи. Так же считает и Кэрол Л. Тилли, профессор библиотечных и информационных наук в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн, которая уверена, что характер ограничений в Twitter Texting способен повысить навыки письма. Именно поэтому учителя и библиотекари должны поощрять школьников использовать Twitter и текстовые сообщения в рамках своих уроках информационной грамотности.

Для Джуди О'Коннел Twitter Texting - это сотрудничество, обмен информацией и поддержка коллег. По ее адресу ("щебетанию") @ heyjudeonline - можно получить "смесь" информационных запросов, ответов и легкой болтовни.

Информация, которую она выкладывает там берется из ее RSS-потока на Feedly и из других источников. Благодаря Feedly добавляется (почти мгновенно!) важная информация из блога HeyJude или размещается на ее профиль в Facebook-е.

Чтобы узнать самую последнюю информацию - нужно просто заглянуть на мои Delicious-закладки через ссылку на Twitter-e.

Еще одна ключевая идея в Twitter-e - возможность вести общий список рассылки, а это уже - способ организовать заинтересованных людей вокруг себя и своих идей.

Вот самое последнее дополнение, созданное специально для школьных библиотек:

@ heyjudeonline
- педагог, ученик, Blogger, библиотекарь, технологии, книги и любимые библиотеки. Преобразование образования и библиотек. Инновации для жизни. Все этиноваторские идеи в одном Tweet для школьных библиотек!

@ librarycloud - сообщения, поступающие с этого адреса, действительно сосредоточены на обучении, преподавании, и всех тех вещах, которые помогают организовать сказочные школьные библиотеки.

@Simplybooks - здесь концентрируются сообщения, популяризирующие чтение и хорошую литературу, а также обеспечение связи и информации рассказывающие о качестве подхода к образовательному чтению

А вот, что можно прочесть в этом блоге еще о микроблоггингах:
* Как можно использовать FriendFeed в библиотеке школы

* Twitter открывает большие перспективы для библиотек всех видов

* Библиотекарь по-новому скроенный

А это статья про то, для чего вообще нужен библиотекарю Twitter

воскресенье, декабря 13, 2009

Смелость это дело привычки! - Формируем информационную культуру в Модуле 8


Совсем немного времени мы отвели на работу по восьмому Модулю - до 17 декабря. В этом очень важном модуле участники дистанционного обучения разрабатывают свое занятие по информационной культуре. Хотелось бы надеяться, что это занятие в какой-то мере отразит тот опыт, который был получен авторами будущей разработки-школьными библиотекарями в процессе обучения. А этот опыт, как мы надеемся, связан с освоением работы в блоге и с социальными сервисами Веб 2.0, ведь еще академик А.П.Ершов писал, что информационная культура - "часть общей культуры личности, связанная с умением человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей повседневной деятельности". Евгений Патаракин говорит о том, что сегодня с развитием Интернет-возможностей становится важно уметь не только в Сети читать, но и писать, искать и классифицировать найденное.

Библиотекарь, как никто другой в школе, может каждым своим действием в библиотеке помогать школьникам с интересом осваивать новые сервисы, учить школьников совершать "маленькие повседневные поведенческие акты", столь необходимые им в обучении и дальнейшей жизни:
* находить необходимые учебные тексты, создавать аудио и видеоматериалы по своим исследованиям,
* размещать коллекции ссылок,
* готовить библиотечные тематические газеты,
* прокладывать "маршруты" исторических (или литературных) персонажей по картам,
* выстраивать коллективную работу над "картами ума" по жизни и творчеству писателей и поэтов...
Одним словом, библиотекарь школы может помочь школьникам всей своей деятельностью становиться им "социально активными" людьми. Трудно? Страшно даже об этом подумать? - Как говорил Дата Туташхиа: "Смелость это дело привычки". Информационная культура - это тоже на 90% дело привычки - в этом убежден Женя Патаракин, ну и я тоже!

А пока за эти четыре дня, которые отведены на Модуль 8, библиотекари:
* создадут новогоднюю открытку и/или открытку с портретом любимого поэта и разместят в своем блоге
* ознакомятся с примерами занятий со школьниками по информационной культуре и грамотности, размещенных в блогах БиблиоNetиК@ и Клуб блоггеров гимназии Карьямаа
* разработают свое занятие по информационной культуре с использованием сервисов Веб 2.0
* примут участие в дискуссии "Надо ли что-то изменить в программе занятий со школьниками по развитию информационной культуры в библиотеке» (Чему и как учим школьников в блоге)?"
* оставят в своем блоге заметку со ссылкой на свое занятие по информационной культуре

"Впередбегущие" участники курса "Я учусь работать в блоге" уже начали размещать свои занятия по информационной культуре, которые разработаны для школьников.

Кажется, седьмой Модуль пройден! - Газета создана!


Сегодня Ляля Сафина написала в Google-группе: "Как обещала добавила в газету "Планета No. 9" мультфильм Кажется модуль 7 пройден!"
Спешу подтвердить - да, именно сегодня школьные библиотекари, участники дистанционного курса "Я учусь работать в блоге!", завершают работу над седьмым Модулем
Практически все из них:
* украсили свои блоги новогодними "украшениями" , использовав при этом различные сервисы и инструменты (спасибо обучалкам и рекомендациям самих участников!)
* исследовали возможности сервиса YouTube, научились скачивать и размещать своих блогах видео-ролики
* узнали немного о технологии вики, открыв новые способы организации работы по созданию сетевых газет и журналов с помощью сервиса Wikiwall, о чем и рассказали в своих блогах.
* вели живое обсуждение о том, какую именно и с кем создавать библиотечную газету.
Среди мнений:
* библиотечная газета - это интересный проект для библиотеки школы
* газету надо создавать с детьми
* работать над ней надо в команде с учителями и детьми
* газета должна быть посвящена проблемам чтения, творчеству писателей и книгам
* газета должна "выходить" часто
* распечатка газет не самое важное ее качество (на то она и сетевая)
* газета может стимулировать личностное развития, самоопределение и профессиональную ориентацию школьников
* в содержании может быть - библиографическая страничка, эссе о книгах, литературные/творческие опусы школьников, "семейное" чтение, обучающие материалы по работе с текстами, видеоновости из классов, аудиоподкасты с чтением подростков, готовые видеоролики (мультфильмы, отрывки из худ. кф, рассказы о писателях и поэтах, их чтение, др.),



Приступаем в Модулю восьмому! Успехов!

пятница, декабря 11, 2009

Веришь ли ты в перемены в библиотеках российской школы ?

Проголосуй! Твое мнение - особенно важно!





Освойте создание собственных опросов в сервисе SmallPolls

четверг, декабря 10, 2009

Библиотекарь-педагог, добро пожаловать в 21 век!.. Вместе с новыми учениками!


Марк Пренски - всемирно известный оратор, писатель, консультант и конструктор в области образования и обучения. Он является автором книги "Не мешай мне мама - я учусь", (Paragon дом 2005), создателем нескольких популярных сайтов Dodgamecommunity и Socialimpactgames

По его мнению, наши учащиеся радикально изменилась. Они уже не являются людьми образовательной системы, направленной на обучение. Сегодняшние учащиеся не просто постепенно менялись, меняя свою речь, одежду, украшения тела или стиль, как это происходило несколькими поколениями ранее. Произошел действительно большой "сингулярный разрыв", то есть, такое событие, которое изменило вещи столь фундаментально, что нет абсолютно никакого возврата к прошлому. И все это произошло под влиянием мгновенного распространения цифровых технологий в последние десятилетия 20-го века.

Сегодняшние учащиеся являются поколением, которое росло вместе с этими новыми технологиями, в окружении компьютеров, видеоигр, сотовых телефонов, цифровых музыкальных плееров, видеокамер и других "игрушках" и средств цифровой эпохи. Теперь уже ясно, что в результате этого окружения вездесущей цифровой среды и сам объем их взаимодействия с ней, заставил сегодняшних учащихся думать и обрабатывать информацию принципиально иначе, чем их предшественники. Эти различия гораздо глубже, чем подозревают это или применяют в своей работе большинство преподавателей. "Различные виды опыта приводит к различным изменениям в структуре мозга, - говорит д-р Брюс Д. Берри из Медицинского колледжа Бейлора. - Очень вероятно, что мозг у наших учащихся физически изменился в процессе роста, и он отличается от нашего. Но надо ли понимать это буквально или нет, мы не знаем. Мы только можем с уверенностью говорить, что их модели мышления изменились..."

Что мы сегодня подразумеваем под словом "новые" учащиеся? - Некоторые относятся к ним как "N-[чистый]-ген" или "D-[цифровой]-ген", но Пренски нашел другое более точное, как ему кажется, определение - "цифровой абориген (уроженец)". Для наших учащихся сегодня все "родное" в цифровом языке компьютеров, видеоигр и интернете.

Так что же делать остальным? - Те из нас, кто не родился в мир цифровых технологий, а несколько ранее, также могут быть очарованы новыми сервисами и инструментами Интернета и использовать многое из новых технологий, но, тем не менее, всегда это будет сравниваться с учащимися, родившимися в цифровое время, и ставшими лишь "цифровыми иммигрантами"...

Мы, взрослые, родившиеся раньше своих учащихся, выглядим в 21-ом веке учениками, и часто слышим об учащихся 21-ого века, а кто они - библиотекари и учителя 21 века?! - Как они могут облегчить обучение 21-го века, какие должны быть уроки, какие должны быть компьютеры, какие сервисы использовать в своей работе с учениками, а какими должны быть учебные помещения и вообще, какая она - "новая школа" 21 века...

Шотландский библиотечно-информационный совет (SLIC) разместил руководство по использованию Веб 2.0 библиотекарями и в библиотеках

Может быть, мы найдем ответ на волнующие нас вопросы в нем?! - Во всяком случае, сам лейтмотив этого руководства нам понятен: "...Если библиотеки не идут в ногу со временем и новыми технологиями, им постепенно будут все более трудно наверстывать упущенное. Таким образом, библиотеки могут подвергнуться риску предоставления несоответствующих услуг и снижению группы пользователей..."

Итак, библиотекарь-педагог, добро пожаловать в 21 век!... Вместе с новыми учениками!

А это - ссылка на презентацию, созданную Я.Быховским пару лет назад по материалам Марка Пренски

среда, декабря 09, 2009

Глаза боятся, а руки делают!.. Библиотечную газету!


Модератор дистанционного обучения школьных библиотекарей Оксана Петрова (г.Псков) написала в Google-Группе о созданных сетевых газетах, которые полностью можно посмотреть на страничке Модулей:

Дорогие коллеги! Уже многие из Вас создали школьные газеты. С огромным удовольствием знакомимся с ними, радуемся новостям, оптимистичным сообщениям и оригинальному, теплому дизайну. Какие Вы все молодцы! Ведь не даром говорят в народе: «глаза боятся, а руки делают!» Вы уже так многому научились, столько преодолели, что теперь уже все удается и настроение в группе замечательное.
Приятно погрузиться в мир сказки, заглянуть в детство, ощутить дыхание нового года с размещенными видеороликами. Очень приятно прочесть стихотворные строчки, созвучные сегодняшней погоде, предвкушению длинных праздничных событий. То, что многие газеты имеют нумерацию, свидетельствует о серьезных намерениях.

Поиграть и заглянуть в детство с помощью видеоролика в газете
«Библиотечные новости» Инны Алещенко
«Книжная биржа» в газете «БиблиОШк@» Качевой Елены
Какие новые журналы для школьников и педагогов поступили в библиотеку, можно прочитать в 5 номере газеты «Вечерка.ru» Елены Белан
Хотите написать письмо Деду Морозу? - Тогда Вам в газету Натальи Соссенковой
Хотите узнать, чем замечательно число 12? И почему существовала двенадцатиричная система счисления в древности? - Вам в газету Ласнамяэской гимназии
Об итогах социологического опроса «Что для тебя чтение?» читайте в информационном бюллетене школьной библиотеки
Удивить родных тортом-конструктором «Тигр» в новогодние праздники - в газете «Библиопресс»
А Вы знаете, что в декабре празднуется в России День Героев Отечества? - Почитайте об этом здесь

Типичные сложности, о которых Вы пишете:
- сложности при вставке видеоролика. Работать с газетой лучше всего в браузере Mozilla Firefox (можно скачать эту бесплатную программу и установить на свой компьютер. Удалять уже установленные не стоит).
- при просмотре других газет появляется лишь листочек в клеточку. В основном это проблема скорости Интернета, подождите и скорее всего все проявится. Вторая причина – браузер. По наблюдениям, больше всего проблем возникает с Internet Explorer.
-какую ссылку давать для просмотра другим? В верхнем правом углу есть кнопка «Смотреть», надо ее нажать и откроется вариант для просмотра, копируем ссылку и ее размещаем в блоге
- не вставить газету в блог. В блог мы вставляем не газету, а ссылку на нее с аннотацией.

Хочу посоветовать, не использовать очень яркие краски – глаза быстро устают, когда приходится читать тексты на таком фоне. И учите детей правильно использовать цвета в газетах.

Удачи всем в работе! Те, кто еще не начал работу над газетой – спешите это сделать и получить удовольствие от результата! Те, кто уже справился, пишите комментарии, впечатления о газетах коллег.

Новогодние разделители

вторник, декабря 08, 2009

Давайте праздновать! - Лучшие образовательные блоги в Интернете


Приближается конец школьного учебного года в Австралии. И это самый подходящий момент для празднования и награждения! - так считает Judy O'Connell, автор блога "HeyJudy", так считают и организаторы Edublog награды-2009, конкурса, который проводится шестой год, выявляющий лучших в блогосфере и онлайновых сообществах, в микроблогингах (twitterers), среди подкастеров, создателей видео, в вики-хостингах и среди других веб-пользователей образовательных технологиях.

Каждый день учебного года педагоги во всех образовательных учреждениях мира готовы делиться друг с другом ресурсами и знаниями посредством Интернета. Образовательные блоги педагогов и библиотекарей, пространство для сотрудничества с ними, 3D-миры, и многое другое - трансформируют наше профессиональное образование и обучение.
Номинации, объявленные в этом году конкурсом:
Лучший индивидуальный блог
Лучший индивидуальный твитер
Лучший коллективный блог
Лучший новый блог
Лучший блог класса
Лучший студенческий блог
Лучшее использование ресурсов блога
Наиболее влиятельный блог
Наиболее влиятельный дискуссионный твиттер
Лучший блог учителя
Лучший блог библиотекаря/библиотеки
Лучший блог образовательных технологий
Лучший блог е-обучения/Корпоративного обучения
Лучшее образовательное использование аудио
Лучшее образовательное использование видео
Лучшая образовательная вики-среда
Лучшее образовательное использование социальных сервисов
Лучшее образовательное использование виртуального мира

Jude предлагает свой список победителей!

понедельник, декабря 07, 2009

О вики, о газете и обо всем на свете...

Завтра, уже завтра мы начинаем создавать библиотечную/школьную газету! - Это нас Модуль седьмой призывает! До 14 декабря участники дистанционного обучения школьных библиотекарей будут подтягивать свои "хвосты" :-), завершая работу над мыслительными картами, занявшими у них так много времени, но, как надеются модераторы, с пользой осваиваемыми! - Ведь их можно включать в работу со школьниками по изучению творчества поэтов и писателей, по разработке "путеводителей" по библиотечным фондам и много еще что с ними можно делать.

В седьмом Модуле библиотекари исследуют YouTube и узнают о возможности размещения видео-роликов, их скачивании и использовании в своем блоге. А, разобравшись с технологией вики (wiki), откроют для себя новые, простые способы сетевой организации работы по изданию газет и журналов школьниками разного возраста, куда спокойно можно размещать и видеоролики, найденные в том же YouTube.

"Впередбегущие" уже создали такие газеты, разместив их в средах КМ-Wiki илиWikiwall:

Газета СОШ №16 Моя школа
Вечерка.ру N 5
Информационный бюллетень школьной библиотеки
Газета "Наша школьная страна"
и др.

Вот все наши газеты


В нашей комнате обсуждений библиотекари продолжают говорить о том, нужно ли создавать школьную газету в библиотеке, и если "да", то создавать ее для школьников или вместе с ними

При этом библиотекари не забывают, что совсем скоро Новый год! Поэтому "украшают" свои блоги к Новогодним праздникам и рисуют открытки для дальнейшего возможного проведения конкурсов или выставок среди школьников! (рекомендации, как это сделать)

Успехов!

воскресенье, декабря 06, 2009

Новый блог будем делать вместе !

Сегодня участники дистанционного обучения "Я учусь работать в блоге!" завершают работу над шестым Модулем.

В этом модуле библиотекари школ тщательно продумывали и пытались разобраться с тем, как им выстраивать свое взаимодействие с коллегами, учениками, с учителями-предметниками. Для этого они учились разным сервисам - устанавливали чаты в своих блогах для быстрого ответа на вопросы своих посетителей, присматривались к FriendFeed, как к общей "комнате общения" с коллегами, узнали о том, что такое хэштеги (специальные метки во FF, вот такие - #) и чем они отличаются от просто тегов (ярлыки)... Во всяком случае, некоторые совершенно верно разместили во FriendFeed возле ссылки на карту ума в своем сообщении хэштег #карта_ума - это позволило всем участникам группы видеть ВСЕ сообщения о "картах ума", на которыми так много работали библиотекари.

Действительно, именно эта работа над "картой ума" заняла много времени у обучающихся."Карты ума" создавались с помощью нескольких сервисов на выбор - Midmeister и Dabbleboard

Индивидуальные карты дались библиотекарям проще, чем коллективно создаваемые. Среди тем, тщательно проработанных ими - библиотека, библиотекарь и сервисы Веб 2.0, формы сетевого взаимодействия с учителями-предметниками, виды и формы работы библиотеки с учащимися, выстраивание деятельности библиотеки в рамках учебных проектов. Получились очень интересные карты!
Ссылки на "карты ума"

Создание «карт ума» в коллективе освоили всего несколько библиотекарей - Ирина (KOshkanao), Лена Белан (БиблиоЛена) и Валентина Александровна(bibl.ipkro) (Надеюсь, я никого не забыла?!) Молодцы наши умницы! Постепенно и мы все подтянемся за вами!

Размышляю, почему так, а не иначе? - Скорее всего, сформировавшаяся привычка у школьных библиотекарей работать "в одиночку" - вне явной тесной связи с учебной программой, с учителями-предметниками... А, может быть, и просто психологически трудно перестраиваться на "сотрудничество" в Сети, нет пока привычки делать это "совместно"... Для сотрудничества библиотекарей и учителей-предметников в деле развития информационной грамотности и культуры школьников самой подходящей формой деятельности на сегодня является проектная!

Вот, что говорят сами библиотекари по поводу того, может ли библиотечный блог стать основой для совместной проектной деятельности с учителями-предметниками и учащимися
Татьяна: ...Сегодня обсудили тему с учителем географии. Путешествовать будем по материкам. 7 класс. Учитель заинтересован в проведении такой работы
Галина Борзова: ...я вижу возможным в блоге формировать подборку полезных ссылок для учителей-предметников, размещение материалов открытых уроков, презентации
Valentina: ...это должен быть специальный блог, созданный к конкретному проекту... Меня всегда удивляло, как можно организовать работу ребят над проектом, особенно информационным, минуя школьную библиотеку. А между тем, это самая типовая ситуация
ВаленТина: ...Планирую, используя блог школьной библиотеки и разнообразные интерактивные средства осуществить несколько совместных проектов. Например, с учителем географии (по книге А.Некрасова "Приключения капитана Врунгеля"), с учителем физики (поэзия/проза и природные явления), с учителем литературы (урок-обобщение по разделу "Зарубежная литература")
Елена Белан: ...у меня не получается совместная работа с учителем, если я берусь, то основная работа взваливается на меня, как ни печален сей факт)...
Ирина Т.: ...наша библиотека лицея тесно сотрудничает с учителями – предметниками, классными руководителями и учащимися. В течение этого учебного года в лицее проходит конкурс «Самый читающий класс», посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Елена Кулензарова: ...конечно же нужно вести диалог с читателем посредством чата, анкет
ЧУМработница:...Может ли библиотечный блог стать основой для совместной проектной деятельности с учителями-предметниками и учащимися? Однозначно теперь могу сказать, что да!..
Наталья Шопова: Новый блог будем вместе делать-проектной и исследовательской деятельности
Елена Кулензаров: ...В эту деятельность можно вовлечь и родителей
Natalja: ...Я же думаю начать с совместных планов с учительскими МО, завучами
Качева Елена Валерьевна: от участия учителей-предметников блог только выиграет, освещение темы, проблемы с двух сторон: библиотечной и учительской даст возможность полнее раскрыться блогу, стать более неповторимым
Alla Alekseeva: ...в нашей школе полное содружество библиотекаря с педагогами
Innka: проектная работа в блоге вкупе с учителем и учениками, поожет всем!
Елена Ермолова: ...Верно и то, что надо начинать с себя. НО администрация и те, кто отвечает за техническое оснащение школьных библиотек и модернизацию системы образования... должны повернуться к нам лицом
Борисовна: "Отправила видеоролик на конкурс "Эти 1418 дней..." Называется он "Прадедушка" и посвящен мальчикам-солдатам Великой Отечественной войны
Людмила: ...В нашей библиотеке работает "Клуб любителей Информационных Технологий", где учащиеся совместно с библиотекарем, создали 6 презентаций по творчеству писателей и поэтов
Сафина Ляля: ...В нашей школе проектной деятельностью учителя начали заниматься давно, когда в библиотеке еще не было компьютеров, о медиатеке не стоял вопрос. Я рада, что мы стали догонять их в этой деятельности...


Темы для разработки и проведения совместных с учителями проектов, предложенные библиотекарями:
Современные поэты и писатели, проекты по краеведению, туризму, недвижимости, проект по разработке библиографического указателя «История нашего города», проекты Города-Герои, Виды спорта, Что такое толерантность, Новогодние открытки, Все о дедушке Морозе, "Ничто на земле не проходит бесследно. Памятники нашей станицы. Герои нашей станицы" (интегрированный проект с учителями истории и краеведения) и др.

Участники обучения продолжали также ставить на музыкальную полку (2) свои любимые музыкальные произведения

Осталось на сегодня только записать в своем блоге о новых возможностях освоенных сервисов для своего блога и библиотечной деятельности.

А вот подробнее о том, о чем говорили библиотекари:

вторник, декабря 01, 2009

Поговорим о "картах ума"... в Модуле шестом

На соответствующую страничку школьных библиотекарей в Google-группе постепенно размещаются "карты ума" по различным проблемам библиотечной работы в школе.
Вопрос о том, что же представляют собой эти карты, подробно исследовала в своем блоге участница обучения школьных библиотекарей Елена Белан, автора блога "БиблиоЛена", а Сергей Шипунов представил в своем блоге принципы и законы создания "карт ума".Всем, кто интересуется, очень рекомендую зайти на эти странички

Школьные библиотекари-участники дистанционного курса "Я учусь работать в блоге" упорно трудились над созданием карт, прежде всего, индивидуальных. Вот что было создано практически за два дня с начала обучения в Модуле шестом:
Карта по роману Тургенева "Отцы и дети" Блог "Книгочей" (Людмила)
Карта "Система работы школьной библиотеки с родителями по формированию читательских навыков детей" Блог "Точка притяжения" (HelenKa)
Карта "Сетевое взаимодействие школьных библиотекарей" - Блог библиотекаря (Валентина)
Карта "Виды библиотечной работы по привитию любви к чтению" - Блог "Библиогид" (Дина)
Карта "Этапы работы над проектом" Блог "Черновик" (Елена)
Карта "Пропаганда чтения в образовательно-информационном медиацентре" Блог "Страна Читалия" (Тамара)
Карта "Новые интерактивные технологии" Блог "Радужные страницы" (ВаленТина)
Карта "Инновационные формы работы с детьми в библиотеке" Блог "Библиомысли" (Евгения)
Карта "Формы взаимодействия библиотекаря школы с учителями-предметниками в блоге при проведении проектной деятельности по предметам" Блог "Записная книжка школьного библиотекаря" (Борисовна)
"Схема работы школьной библиотеки, и её роль в руководстве чтением" Блог "Школьный библиотекарь Краснодара" (Соня)
"Схема работы библиотеки" Блог Ермолаевой Нафисы (Нафиса)
Карта "Книжная выставка" Блог "Аптека для души"
Карта "Факторы воспитания человека" Блог Душа обязана трудится (Ольга)
Карта "План работы библиотеки" Блог ""BooKshelf" by MadRabbit" (Елена Кулензарова)
Карта "Паспорт учебного проекта" Блог "Черновик" (Елена)
Карта "Формы работы по привлечению к чтению" Блог "БиблиоЛена" (Лена)
Карта "Сотрудничество библиотеки" Блог "Библиотечный авангард" (Инна)
Карта "Интерактивные технологии/сервисы Веб 2.0 и формы работы в школьной библиотеке" (Валентина Александровна)
Карта "Реферат" Блог "Чтение в школьной библиотеке" (Вера)
Карта "Школьный библиотекарь Веб 2.0" Блог ЧУМотека (Ирина)

Но со вчерашнего дня началось коллективное заполнение карт:
Веб-сервисы для курса информационной культуры школьников в библиотеке
Формы взаимодействия библиотекаря школы с учителями-предметниками в блоге при проведении проектной деятельности по предметам
Виды библиотечной работы по привитию у школьников любви к книге и чтению

А это пример еще одной карты "Школьная библиотека", созданной в процессе летнего обучения (2009г.) автором блога:



А вот перечень сервисов и программ, которые библиотекарь может использовать при проведении библиотечных уроков и при работе по приобщению к книгам и литературе:
Bubbl.us
Comapping
Dabbleboard
Ekpenso
Fishbone
MAPMYself
Mind42
Mindmeister
Mindomo
Wisemapping
XMind

Обзор в Интернетных штучках
Таблица сравнения программного обеспечения (англ.)

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails