Сегодня пятый день нашего обучения в мини-курсе у Ивана Травкина ("Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире" (в Твиттере найти можно по хаштегу #ceow13), в котором мысли постепенно выстраиваются в определенной последовательности, приходит понимание того, что стоит за словами и смыслами "сотрудничество", "самоорганизация", "открытый мир"... Смотрю видео и читаю доклад Норины Хертц: Как работать с экспертами — и когда этого лучше не делать
Краткое пояснение того, в чем, как мне кажется, разобралась из сообщения Норины Хертц:
1. Мир становится "умнее", основываясь не только на создании новых идей, но и на разрушении старых, носителями которых являются "эксперты", подверженные влиянию социальных и культурных норм своего времени (приверженцы к.-л. направления, нет места возражениям, ошибкам и иному способу мышления, "культ" собственного авторитета - в связи с чем их предположения могут быть оспорены, а методы - оказаться неэффективными). Подкреплю свое понимание сути части доклада такой мыслью автора: "Мы должны хотеть и быть
готовыми
бросить вызов экспертам и перестать воспринимать их как апостолов наших дней... и вновь развить способность принимать решения самостоятельно"
2. Для прогресса необходимо научиться управлять противоречиями, что означает признание ценности существующих в человеческом обществе разногласий и различий (то есть, надо приучать себя принимать независимые решения, учиться возражать и быть более настойчивым, добиваясь более вразумительных объяснений от "экспертов", быть скептиками, поддерживать разнообразие взглядов, тем самым восставая против собственных инстинктов, задача которых окружить нас идеями и мнениями, в которые мы уже верим или хотим поверить)
3. Чтобы разрушить "мифы" об истине в последней инстанции из уст "экспертов" необходимы условия, в которых их мнения будут бесстрашно проверяться, а новые, разнообразные, противоречащие, "еретические" идеи - обсуждаться, где право выражать экспертное мнение сможет "общая экспертиза" ( "и управляющие, и продавцы")
Вопрос: В29. Что значит "смотреть на мир открыто"?
Мой ответ: Принимать независимые решения, ставить под сомнение авторитетные мнения экспертов, быть скептиком и не терять оптимизма
Вопрос: В30. Всегда ли мы осознаем последствия ошибки эксперта, на которого полагаемся? Этому учат специально?
Вопрос: В30. Всегда ли мы осознаем последствия ошибки эксперта, на которого полагаемся? Этому учат специально?
Мой ответ: Правилом должно бы стать для каждого - доверяй, но имей и свое мнение. Учащихся школ не учат иметь свое собственное мнение
Вопрос: В31. Нужны ли всем навыки "управления противоречиями"?
Вопрос: В31. Нужны ли всем навыки "управления противоречиями"?
Мой ответ: Управление противоречиями - это уже сейчас необходимый навык для ориентации и продвижения в современном мире
Вопрос: В32. Что может или должно стать фундаментом образования, готовящего к неопределенности и самостоятельному принятию решений?
Вопрос: В32. Что может или должно стать фундаментом образования, готовящего к неопределенности и самостоятельному принятию решений?
Мой ответ: Представление учащимся разнообразия взглядов на изучаемые проблемы, поощрение собственных выводов и новых идей
Вопрос: В33. Как студент/ученик узнает, что профессор/учитель прав (заслуживает доверия в конкретном вопросе)?
Вопрос: В33. Как студент/ученик узнает, что профессор/учитель прав (заслуживает доверия в конкретном вопросе)?
Мой ответ: Разве право "быть правым" это не авторитарность того самого эксперта?- Достаточно признания разл. точек зрения, в т.ч.учащихся
Вопрос: В34. Где разумная грань между "политкорректным" (нельзя сомневаться в учителе) и критическим (...можно) мышлением?
Вопрос: В34. Где разумная грань между "политкорректным" (нельзя сомневаться в учителе) и критическим (...можно) мышлением?
Мой ответ: В систематической поддержке и уважении особого мнения у учащихся, в "позволении" себе учителем выражать неуверенность,сомнение
Вопрос: В35. Достаточно ли разнообразия мнений и критического мышления в сочетании с экспертным мнением?
Вопрос: В35. Достаточно ли разнообразия мнений и критического мышления в сочетании с экспертным мнением?
Мой ответ: Да. Из опыта педагога из Зеленодольска 90-ых годов:Ученики после потрясающе интересных нескольких лет занятий по медиаобразованию (критическое мышление) стали задавать потрясающе глубокие, интересные, носовершенно неудобные вопросы др. учителям. Курс был, к сожалению, закрыт. А дети его любили, как ни один другой предмет в школе, что объяснялось, видимо, возможностью "смотреть на мир открыто"!
Комментарии
Отправить комментарий