День второй своего обучения начинаю с чтения статьи Говарда Рейнгольда о сотрудничестве, предложенной для осмысления в мини-курсе у Ивана Травкина ("Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире" (в Твиттере найти можно по хаштегу #ceow13). С содержанием статьи связаны и вопросы второго дня, которые я приведу ниже, и на которые отвечали участники обучения.
Попытаюсь перечислить главное, что для себя извлекла по теме:
- Эволюция ускоряется, что способствует возникновению Новой истории, в которой коллективное действие и сложные взаимозависимости играют более важную роль, а роль конкуренции и выживания сильнейшего уменьшается, чтобы освободить место кооперации всех. Понравилась здесь мысль автора: "Невозможно охотиться на мастодонтов, если ты воюешь с другими группами людей"
- Потребность человечества в новых видах благ ставит перед ним новые социальные проблемы, что порождает новые общественные формы
- Именно образованность населения способствует появлению новых форм коллективного действия в различных областях (знания, религии, политики и пр.)
- Коллективное действие основано на «социальных дилеммах» - «дилемме заключённого» ("игра на доверие", "услуга за услугу", "ультиматум") и «трагедии общин» (люди неизбежно испортят любое количество общих ресурсов, если не будут ограничены в их использовании). Понравились следующие мысли автора: "Вместо врождённого чувства справедливости, основы наших экономических взаимодействий каким-то образом подвержены влиянию социальных институтов..." и "Люди только тогда становятся «заключёнными», когда они сами себя считают таковыми. Избежать этого позволяет создание институтов для коллективного действия"
- «Дилемма заключённого» за счет механизма обратной связи превращается в «игру на доверие»
- Сделает ли нас лучше понимание сотрудничества? - Да, если будет формироваться совершенно новый образ мышления
Вопросы второго дня, на которые участники обучения дали свою ответы:
Мои краткие ответы в Twittere:
В8. Судя по примерам, приведенным в докладах, да и по собственным ощущениям представителя коммерческой организации трудно, но вполне возможно
В9. Русским купцам верили на слово. Умение доказывать важно. Фонд Сороса имел печальный опыт "способности проверять" в РФ...
В10. Вероятно, надо ориентироваться на выбранные авторитеты, которым доверяешь; на собственное мнение
В11. Включить в урочные задания проекты, исследования, решения, воздействующие на врожденное чувство справедливости
В12. В явном виде - конкурентов!
В13. Наверняка там нет и лучших из лучших учеников (возвышая одних, унижаем других, рождая сознание неполноценности)
В14. Изменить формы учебной групповой и коллективной работы на творческие и исследовательские
Комментарии
Отправить комментарий