К основному контенту

Информационно-психологическая безопасность в библиотеке

Зачиталась (спасибо информации коллег во FriendFeed-e) материалом Юшиной О.Л. "Информационно-психологическая безопасность: библиотековедческий аспект (по материалам зарубежной литературы)", размещенным в электронной библиотеке ГПНТБ. Захотелось кратко поделиться прочитанным, выделив, на мой взгляд, основные моменты ...

Речь идет о проводимых исследованиях по влиянию информации на психику читателя, а соответственно - об обеспечении информационно-психологической безопасности читателя.
За рубежом активно ведутся библиотечные исследования по проблемам информационных стрессов и информационно-психологической безопасности читателей. В них обычно принимают участие образовательные учреждения.

В материале цитируется Э.Тоффлер, одним из первых подчеркнувший, что развитие информационной грамотности является стратегией выживания в условиях информационных перегрузок: «Школа будущего должна учить не просто фактам, но тому, как классифицировать информацию, как оценить ее правдивость,.. как спрогнозировать возможные негативные последствия информационного воздействия, как учиться самостоятельно».

Еще один исследователь С.Биркертс называет состояние информационной перегрузки "когнитивным коллажем", который «воздействует на внимание, способность вчитываться в текст, способность раздумывать над его сложностями, способность извлечь смысл из оригинального ритма и синтаксиса». Основной его вывод состоит в том, что создаваемое акустическое пространство представляет угрозу для глубокого критического осмысления информации, ставит проблему фильтрования информации (сортировка, удаление незначительных фрагментов и т.д.).

Ф.Хэйлигэн написал, что достигнуть баланса между поверхностным и глубоким чтением, а также между анализом и синтезом информации можно путем овладения различными приемами обработки разнообразной информации - текстовой, гипертекстовой, аудиовизуальной.

Б.Мильтон писал, что не может быть слишком много информации (такое мнение распространено), существует слишком много ненужной информации, ведь решения принимаются не на основе информации, а на основе знаний, мудрости, интуиции, понимания, т. е. продуктов переработки информации.

Р.Оуэн считает, что в процессе обработки мозгом различной информации - текстовой, графической, математической и т.д. - задействованы различные мыслительные процессы, фактически признавая, что информационный стресс связан не с большим количеством информации, а с ее низким качеством, и не столько с качеством информации как ресурса, сколько с качеством ее обработки, с неспособностью переработать этот ресурс в интеллектуальный продукт.

Ученые акцентирует внимание на решении проблемы информационной перегрузки читателей, видя ее в том, чтобы библиотечные специалисты продвинулись от обучения отдельным навыкам (например библиотечно-библиографическим) к обучению всей системе информационных навыков.

Комментарии

  1. А насколько специалисты библиотек (в основной своей массе, а не в лице наиболее продвинутых представителей) готовы к такого рода обучению?

    ОтветитьУдалить
  2. Если речь идет о библиотекарях школ - о ситуация на сегодня разная - от "продвинутых и готовых", до настроенных "пессиместично и/или отрицательно" к новшествам (ну, возможно, с электронным каталогом готовы работать). Но ситуация, на мой взгляд,уже вышла "из под контроля". Теперь - кто кого - либо так и будем учебники выдавать, которые и сами переносит туда-обратно будем продолжать, либо обучать будем работать школьников по-новому, сами по ходу осваивая возможности Интернета

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

Жизнь не смотрит назад...

Все мои перемены в жизни, - как я убедилась, -  прокладывают путь другим переменам. Жизнь не смотрит назад... Она все время тянет меня  куда-то вперед,заставляя что-то менять в самой себе и в окружающей действительности... В этом году прочно заняла место у ослабевающей мамы, редко куда-то могу выбраться, но это не мешает мне кое-что все же делать, в основном, из удовольствия и интереса. Вот краткие итоги года прошедшего  Тема года  - "Размышлизмы" о переменах Девиз года  - Дела семейные Слово года  -  Обновление Самое главное дело года  - Ремонт порой - незваный гость Важные моменты года: Внуку уже 6 лет!  Любим очень! Полгода отдала ремонту купленной   31 декабря 2017г. квартиры  и проснувшемуся интересу к дачно-садовым делам (офлайн). В оставшееся время - уж что смогла.... Сын отыскал след своего двоюродного прадеда  Дербенёва Дмитрия Кузьмича - после долгих и многочисленных запросов, просмотра большого количества периодики 30-ых годов, исслед

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о