К основному контенту

Информационно-психологическая безопасность в библиотеке

Зачиталась (спасибо информации коллег во FriendFeed-e) материалом Юшиной О.Л. "Информационно-психологическая безопасность: библиотековедческий аспект (по материалам зарубежной литературы)", размещенным в электронной библиотеке ГПНТБ. Захотелось кратко поделиться прочитанным, выделив, на мой взгляд, основные моменты ...

Речь идет о проводимых исследованиях по влиянию информации на психику читателя, а соответственно - об обеспечении информационно-психологической безопасности читателя.
За рубежом активно ведутся библиотечные исследования по проблемам информационных стрессов и информационно-психологической безопасности читателей. В них обычно принимают участие образовательные учреждения.

В материале цитируется Э.Тоффлер, одним из первых подчеркнувший, что развитие информационной грамотности является стратегией выживания в условиях информационных перегрузок: «Школа будущего должна учить не просто фактам, но тому, как классифицировать информацию, как оценить ее правдивость,.. как спрогнозировать возможные негативные последствия информационного воздействия, как учиться самостоятельно».

Еще один исследователь С.Биркертс называет состояние информационной перегрузки "когнитивным коллажем", который «воздействует на внимание, способность вчитываться в текст, способность раздумывать над его сложностями, способность извлечь смысл из оригинального ритма и синтаксиса». Основной его вывод состоит в том, что создаваемое акустическое пространство представляет угрозу для глубокого критического осмысления информации, ставит проблему фильтрования информации (сортировка, удаление незначительных фрагментов и т.д.).

Ф.Хэйлигэн написал, что достигнуть баланса между поверхностным и глубоким чтением, а также между анализом и синтезом информации можно путем овладения различными приемами обработки разнообразной информации - текстовой, гипертекстовой, аудиовизуальной.

Б.Мильтон писал, что не может быть слишком много информации (такое мнение распространено), существует слишком много ненужной информации, ведь решения принимаются не на основе информации, а на основе знаний, мудрости, интуиции, понимания, т. е. продуктов переработки информации.

Р.Оуэн считает, что в процессе обработки мозгом различной информации - текстовой, графической, математической и т.д. - задействованы различные мыслительные процессы, фактически признавая, что информационный стресс связан не с большим количеством информации, а с ее низким качеством, и не столько с качеством информации как ресурса, сколько с качеством ее обработки, с неспособностью переработать этот ресурс в интеллектуальный продукт.

Ученые акцентирует внимание на решении проблемы информационной перегрузки читателей, видя ее в том, чтобы библиотечные специалисты продвинулись от обучения отдельным навыкам (например библиотечно-библиографическим) к обучению всей системе информационных навыков.

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...