К основному контенту

Информационно-психологическая безопасность в библиотеке

Зачиталась (спасибо информации коллег во FriendFeed-e) материалом Юшиной О.Л. "Информационно-психологическая безопасность: библиотековедческий аспект (по материалам зарубежной литературы)", размещенным в электронной библиотеке ГПНТБ. Захотелось кратко поделиться прочитанным, выделив, на мой взгляд, основные моменты ...

Речь идет о проводимых исследованиях по влиянию информации на психику читателя, а соответственно - об обеспечении информационно-психологической безопасности читателя.
За рубежом активно ведутся библиотечные исследования по проблемам информационных стрессов и информационно-психологической безопасности читателей. В них обычно принимают участие образовательные учреждения.

В материале цитируется Э.Тоффлер, одним из первых подчеркнувший, что развитие информационной грамотности является стратегией выживания в условиях информационных перегрузок: «Школа будущего должна учить не просто фактам, но тому, как классифицировать информацию, как оценить ее правдивость,.. как спрогнозировать возможные негативные последствия информационного воздействия, как учиться самостоятельно».

Еще один исследователь С.Биркертс называет состояние информационной перегрузки "когнитивным коллажем", который «воздействует на внимание, способность вчитываться в текст, способность раздумывать над его сложностями, способность извлечь смысл из оригинального ритма и синтаксиса». Основной его вывод состоит в том, что создаваемое акустическое пространство представляет угрозу для глубокого критического осмысления информации, ставит проблему фильтрования информации (сортировка, удаление незначительных фрагментов и т.д.).

Ф.Хэйлигэн написал, что достигнуть баланса между поверхностным и глубоким чтением, а также между анализом и синтезом информации можно путем овладения различными приемами обработки разнообразной информации - текстовой, гипертекстовой, аудиовизуальной.

Б.Мильтон писал, что не может быть слишком много информации (такое мнение распространено), существует слишком много ненужной информации, ведь решения принимаются не на основе информации, а на основе знаний, мудрости, интуиции, понимания, т. е. продуктов переработки информации.

Р.Оуэн считает, что в процессе обработки мозгом различной информации - текстовой, графической, математической и т.д. - задействованы различные мыслительные процессы, фактически признавая, что информационный стресс связан не с большим количеством информации, а с ее низким качеством, и не столько с качеством информации как ресурса, сколько с качеством ее обработки, с неспособностью переработать этот ресурс в интеллектуальный продукт.

Ученые акцентирует внимание на решении проблемы информационной перегрузки читателей, видя ее в том, чтобы библиотечные специалисты продвинулись от обучения отдельным навыкам (например библиотечно-библиографическим) к обучению всей системе информационных навыков.

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: