К основному контенту

Мультиграмотность - повседневная реальность

Посетили очередные размышления после субботне-воскресного прочтения различных блогов...
Информации в цифровом виде накопилось сегодня уже больше, чем во всех библиотеках мира.

Давно перестали спорить, надо ли запоминать все, что нам необходимо? - Ответ сегодня понятен даже младшим школьникам, использующим калькуляторы в своих мобильниках. Находясь в мире гипер-динамических связей, отношений и адаптивных инструментов, которые помогают понять многообразие и огромный объем информации, мы меняем свои взгляды на нашу память и забывчивость, творчество и оригинальность. В Интернете границы между произведениями оригинальными и их производными являются размытыми, поскольку дублирование становится простым явлением, а сохранение информации - практически бесплатно.

Обучающаяся молодежь постоянно демонстрирует своим взрослым преподавателям новые идеи о том, как им ориентироваться и какие пути выбирать для обучения, как сопоставлять видео, текст и звук, как использовать социальные сервисы и инструменты в реальном времени, как соединять и сопоставлять их, как видеть и слышать. Учащиеся постоянно приобретают свой собственный опыт, чтобы приобрести личные знания и выстроить свое собственное понимание, демонстрируя тем самым снова и снова пути для своих взрослых наставников - учителей и библиотекарей.

Чья же помощь нужна учащимся в школе в плане систематического освоения ими новых сервисов, инструментов и ресурсов, которыми располагает библиотека конкретной школы и Интернет? - Им нужна помощь и педагогов, которые работают в рамках проектной деятельности, активно применяя возможности Интернета и направляя школьников к разнообразным ресурсам, и библиотекаря, осуществляющего консультации в рамках занятий по информационной грамотности, поддерживающие и развивающие знания и навыки учащихся. Программы подобных занятий, которые предлагаются сегодня в наших школах, как правило, сильно "библиотечно" ориентированы... на библиотеку вчерашнего дня, где царили - книга в традиционном своем виде, каталоги, картотеки, аннотации, виды прессы, структура книги, др.

Какой должна быть новая программа обучения и консультаций учащихся библиотекарями? Как должны быть переосмыслены структура деятельности библиотеки и собственно библиотечные фонды?

Наряду с информационной революцией, мы наблюдаем революцию и социальную, связанную с появлением новых сервисов, сетей и медиа-ресурсов, которая привела к созданию и новых форм диалога и новых отношений между "учащимся <--> учителем", "учащимся <--> библиотекарем", и сильно повлияла на изменение в образовательных методиках, да и в методологии тоже.

Поскольку мы все больше двигаемся в направлении быстро меняющиейся, мгновенно поступающей информации, в этой среде учащимся становится менее важным узнать, запомнить или вспомнить информацию, но значительно более важно - иметь возможность искать, сортировать, анализировать, совместно использовать, обсуждать, критиковать и создавать новую. Это сложный, но интересный момент в области образования. Теперь учащиеся имеют возможность по своему собственному усмотрению размещать свои публикации, используя текст, аудио, видео или любое сочетание этих элементов. Они имеют беспрецедентный доступ к сервисам и инструментам, которые доступны и могут свободно использоваться. Самостоятельное обучение и обучение с помощью преподавателя стало смешанным. Мультиграмотность - вот то слово, значение которого стало повседневной реальностью для учащихся, учителей, библиотекарей и школьных администраторов.

Так, какой же должна быть новая программа обучения и консультаций учащихся библиотекарями?

Похоже, что вот здесь что-то прорисовывается - смотрите блог Татьяны Рыженко из Ставрополя

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: