К основному контенту

Мультиграмотность - повседневная реальность

Посетили очередные размышления после субботне-воскресного прочтения различных блогов...
Информации в цифровом виде накопилось сегодня уже больше, чем во всех библиотеках мира.

Давно перестали спорить, надо ли запоминать все, что нам необходимо? - Ответ сегодня понятен даже младшим школьникам, использующим калькуляторы в своих мобильниках. Находясь в мире гипер-динамических связей, отношений и адаптивных инструментов, которые помогают понять многообразие и огромный объем информации, мы меняем свои взгляды на нашу память и забывчивость, творчество и оригинальность. В Интернете границы между произведениями оригинальными и их производными являются размытыми, поскольку дублирование становится простым явлением, а сохранение информации - практически бесплатно.

Обучающаяся молодежь постоянно демонстрирует своим взрослым преподавателям новые идеи о том, как им ориентироваться и какие пути выбирать для обучения, как сопоставлять видео, текст и звук, как использовать социальные сервисы и инструменты в реальном времени, как соединять и сопоставлять их, как видеть и слышать. Учащиеся постоянно приобретают свой собственный опыт, чтобы приобрести личные знания и выстроить свое собственное понимание, демонстрируя тем самым снова и снова пути для своих взрослых наставников - учителей и библиотекарей.

Чья же помощь нужна учащимся в школе в плане систематического освоения ими новых сервисов, инструментов и ресурсов, которыми располагает библиотека конкретной школы и Интернет? - Им нужна помощь и педагогов, которые работают в рамках проектной деятельности, активно применяя возможности Интернета и направляя школьников к разнообразным ресурсам, и библиотекаря, осуществляющего консультации в рамках занятий по информационной грамотности, поддерживающие и развивающие знания и навыки учащихся. Программы подобных занятий, которые предлагаются сегодня в наших школах, как правило, сильно "библиотечно" ориентированы... на библиотеку вчерашнего дня, где царили - книга в традиционном своем виде, каталоги, картотеки, аннотации, виды прессы, структура книги, др.

Какой должна быть новая программа обучения и консультаций учащихся библиотекарями? Как должны быть переосмыслены структура деятельности библиотеки и собственно библиотечные фонды?

Наряду с информационной революцией, мы наблюдаем революцию и социальную, связанную с появлением новых сервисов, сетей и медиа-ресурсов, которая привела к созданию и новых форм диалога и новых отношений между "учащимся <--> учителем", "учащимся <--> библиотекарем", и сильно повлияла на изменение в образовательных методиках, да и в методологии тоже.

Поскольку мы все больше двигаемся в направлении быстро меняющиейся, мгновенно поступающей информации, в этой среде учащимся становится менее важным узнать, запомнить или вспомнить информацию, но значительно более важно - иметь возможность искать, сортировать, анализировать, совместно использовать, обсуждать, критиковать и создавать новую. Это сложный, но интересный момент в области образования. Теперь учащиеся имеют возможность по своему собственному усмотрению размещать свои публикации, используя текст, аудио, видео или любое сочетание этих элементов. Они имеют беспрецедентный доступ к сервисам и инструментам, которые доступны и могут свободно использоваться. Самостоятельное обучение и обучение с помощью преподавателя стало смешанным. Мультиграмотность - вот то слово, значение которого стало повседневной реальностью для учащихся, учителей, библиотекарей и школьных администраторов.

Так, какой же должна быть новая программа обучения и консультаций учащихся библиотекарями?

Похоже, что вот здесь что-то прорисовывается - смотрите блог Татьяны Рыженко из Ставрополя

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

Жизнь не смотрит назад...

Все мои перемены в жизни, - как я убедилась, -  прокладывают путь другим переменам. Жизнь не смотрит назад... Она все время тянет меня  куда-то вперед,заставляя что-то менять в самой себе и в окружающей действительности... В этом году прочно заняла место у ослабевающей мамы, редко куда-то могу выбраться, но это не мешает мне кое-что все же делать, в основном, из удовольствия и интереса. Вот краткие итоги года прошедшего  Тема года  - "Размышлизмы" о переменах Девиз года  - Дела семейные Слово года  -  Обновление Самое главное дело года  - Ремонт порой - незваный гость Важные моменты года: Внуку уже 6 лет!  Любим очень! Полгода отдала ремонту купленной   31 декабря 2017г. квартиры  и проснувшемуся интересу к дачно-садовым делам (офлайн). В оставшееся время - уж что смогла.... Сын отыскал след своего двоюродного прадеда  Дербенёва Дмитрия Кузьмича - после долгих и многочисленных запросов, просмотра большого количества периодики 30-ых годов, исслед

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о