На Российском общеобразовательном портале размещена заметка Светланы Сметаниной об обсуждении законопроекта "Об образовании", совпавшем с временем, когда были получены результаты тестов Международной программы по оценке достижений учащихся (PISA). Напомню, что это исследование проводится среди 15 летних подростков школ разных стран Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и результаты его тестов считаются одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире, Россия - в конце четвертого десятка.
Понравился мне пример, которым поделюсь, поскольку он имеет самое непосредственное отношение к задачам, стоящим перед библиотекой, вернее, информационно-библиотечным центром Новой школы:
И далее:
Вот так, дорогие библиотекари, не владеют наши школьники навыками поиска и анализа нужной информации, никак не научатся выделять из текстов главные смыслы и облекать их в соответствующие слова (теги), не обладают навыками самоподготовки и самообразования, ну не учит их этому школа в сегодняшнем виде, в том числе, и библиотека в силу разных объективных и субъективных причин мимо проходит этого, не так ли?! Вот и плодим "выученную беспомощность" в школах, вроде, и знания есть у школьников, а умений их применить в жизни - нет.
Еще хорошо бы прочитать по теме статью Ударим «нано» по разгильдяйству и PISA
Во всем мире к результатам тестов PISA относятся очень серьезно, часто воспринимая их как повод для реформы системы образования. За последние несколько лет 13 стран значительно улучшили свои показатели. Например, Чили поднялась на 50 пунктов и почти догнала Россию. А в Великобритании попросту закрывают школу, если она три раза подряд дает плохие результаты по тестам. В России же исследования PISA не то чтобы игнорируют, но и особо в расчет не принимают...
Понравился мне пример, которым поделюсь, поскольку он имеет самое непосредственное отношение к задачам, стоящим перед библиотекой, вернее, информационно-библиотечным центром Новой школы:
...для российских школьников камнем преткновения стала задачка о пингвинах. Им предлагался некий текст, в котором рассказывалось о количественном изменении популяции пингвинов на одном из островов в течение ряда лет. Чтобы ответить на вопрос, что повлияло на эти изменения, школьникам надо было найти соответствующие исследования в интернете. А для этого понять, какие ключевые слова из текста использовать для поиска. Задание было полностью провалено, поскольку, как выяснилось, российские школьники очень слабо владеют навыками поиска и анализа нужной информации
И далее:
Второй не менее важный вывод из исследования касается конкурентоспособности страны в целом. Результаты исследования показали, что большинство российских учащихся находятся на так называемом втором уровне знаний, который касается самых элементарных житейских ситуаций. Тогда как в странах ОЭСР преобладают 3-й и 4-й уровни знаний, с которых, собственно, и начинается самообразование....
Вот так, дорогие библиотекари, не владеют наши школьники навыками поиска и анализа нужной информации, никак не научатся выделять из текстов главные смыслы и облекать их в соответствующие слова (теги), не обладают навыками самоподготовки и самообразования, ну не учит их этому школа в сегодняшнем виде, в том числе, и библиотека в силу разных объективных и субъективных причин мимо проходит этого, не так ли?! Вот и плодим "выученную беспомощность" в школах, вроде, и знания есть у школьников, а умений их применить в жизни - нет.
Еще хорошо бы прочитать по теме статью Ударим «нано» по разгильдяйству и PISA
Цитата из предложения правящей партии:"Количество образовательных предметов сократится вдвое: их останется девять. Обязательными станут физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, «гражданская зрелость» и «Россия в мире». Остальные пять будут назначаться по выбору".
ОтветитьУдалитьhttp://www.gzt.ru/topnews/education/-edinaya-rossiya-predlagaet-sokratitj-chislo-/339721.html
Видимо только библиотека и будет отвечать за навыки самообразования
И учителя-предметники, роль которых также явно просматривается в этом процессе (формирование информационной грамотности) через свои уроки
ОтветитьУдалитьНекогда нам заниматься воспитанием информационной грамотности! У нас очередная охота на волков. Тотальный контроль за сохранностью учебников, потому что "вам ведь за это Деньги платят". Это главное в работе библиотеки,убеждают нас. Все бросили,проверяем учебники,ремонтируем,нам ведь за Это платят!
ОтветитьУдалитьВот-вот, Ирина. Куда уж нам с развитием информационной культуры и грамотности до лучших результатов Piza!
ОтветитьУдалитьСогласна с Ириной. Системно проводить уроки информационной грамотности не получается. Библиотечные уроки проводятся от случая к случаю,так как нет часов. А с уроков снимать, да никто не даст детей со своих уроков, если только замену поставят.
ОтветитьУдалитьОй, мы уже много переговорили на эту тему в наших сетевых "посиделках" - действительно, нет специального времени на УРОКИ информационной культуры, но как вариант - совместная с педагогами школы, утвержденная на педсовете школы ПРОГРАММА, где урок (в классе) подкрепляется самоподготовкой учащихся, их самостоятельными учебными исследованиями (в библиотеке)... Но для этого учебниками должен заниматься отдельный человек, само собой
ОтветитьУдалитьКстати, Наталья Борисовна Шопова даже как-то подсчитала, сколько рабочих часов уходит на работу с учебниками. если мне память не изменяет, то чуть ли не пять месяцев, полных рабочих дней
ОтветитьУдалитьПереживать на эту тему можно долго. Если же человек захочет это изменить, он это сделает. И даже быстро. Если трудно сразу, можно постепенно: это лечение позитивным опытом. Делайте постепенно и понемножку то, что получаться будет. "Выученная беспомощность" лечится "выученной успешностью" - позитивным опытом.
ОтветитьУдалитьСтатистика касалась учебников, но в другом ракурсе. 10 тысяч полученных летом учебников по нормативам я должна была оприходовать за 5 месяцев, работая по 8 часов без выходных. На деле же вместо 5 месяцев был потрачен мой отпуск библиотекаря(без компенсации в какой-либо форме). Это к вопросу о "шестирукости" школьных библиотекарей.
ОтветитьУдалитьВот и чудненько! - порадовался,наверное,твой директор,Наташа. И овцы целы,и волки сыты! И учебники выдали,и деньги на библиотекаре шестируком сэкономили. А мы вроде даже и бравируем этим - вот мы какие стахановки,многостаночницы,бессребреники.Так нельзя!!!! Будем ценить себя и свой труд и требовать к себе достойного отношения,пожалуйста,дорогие мои!!! И тогда,может и с пингвинами разберемся.
ОтветитьУдалитьДа, это еще в 2008 году было! И не бравада вовсе, вспомни тот диалог. О тяжестях, которые приходится таскать школьному библиотекарю. Тогда это для меня очень плохо кончилось. А ценить себя нужно, желательно не тогда, когда уже делать это поздно, тогда может и до пенсии здоровыми доработаем и с пингвинами разберемся!
ОтветитьУдалитьОх...
ОтветитьУдалитьДогоняю в разговоре...
ОтветитьУдалитьЯ считала в 2008 году - по нормам времени получилось 2463.82 часов в год только на работу с учебниками.
Л.М.! Ну что же это такое?! А работа с детьми?!Где время на них-то?!
ОтветитьУдалить