В блоге "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН размещена заметка "Году учителя-новую школьную библиотеку!" о том, что 12 марта состоялся круглый стол «Школьная библиотека – центр педагогических инноваций в современной школе». Организаторы – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и журнал «Школьная библиотека».
Прокомментирую некоторое из того, о чем там говорилось.
Права Татьяна Дмитриевна (Президент РШБА)в том, что "необходимо подготовить «олимпийский резерв» библиотекарей, ведь современной школьной библиотеке нужен новый сотрудник – информационный лидер школы, специалист по психологии и педагогике детского чтения". Надо срочно заняться переподготовкой школьных библиотекарей в плане освоения ими новых форм работы, ориентированных на инновационные педагогические технологии в учебном процессе, на применение в деятельности школьных библиотекарей новейших интернет-технологий!
А в чем новизна других предложений?! - В развитии книжного фонда школьных библиотек? - Хватит ли в стране денег на все наши самые искренние желания оснастить лучшим из книжной продукции каждую библиотеку школы?!
В создании на базе библиотек компьютерных центров?! - Так сегодня в каждой практически школе есть не только класс информатики, но и еще какой-то класс, лаборатория, центр ДО, где стоят компьютеры и есть доступ к Интернету, только это не всегда библиотека!
Кстати, по поводу результатов исследования и индексов PISA… - Все верно, “российские школьники не могут подняться выше второй ступени в анализе текста” и его интерпретации. Но это ОЗНАЧАЕТ, что наши школьники не умеют самостоятельно мыслить! Пересказать умеют, а применить в новой ситуации содержание прочитанного - НЕТ!
Что тут может библиотекарь сделать без изменений подходов к самому образованию на госуровне?! - На мой взгляд, сегодня надо прежде всего разобраться самой школе, какого ученика необходимо увидеть "на выходе" - какие стандарты образование предъявляет к качеству его подготовки как ученика и человека. А уж библиотека школы будет обязана ориентироваться на основное в образовании - подготовку грамотных школьников, умеющих и желающих самостоятельно учиться! От библиотекаря будет во многом зависеть в сегодняшней школе уровень развитости его информационной грамотности и культуры.
Необходимо уже сегодня в тесной связи с образованием:
* исходя из утвержденного Стандарта ученика "на выходе" из школы(на сегодня утвержден Стандарт к начальной школе, Пока нет утвержденных стандартов к средней школе: см. ниже более подробно) - осознать и сформулировать роль и место библиотекаря в новой школе, ориентированного на приобретение учениками умений к самостоятельному обучению
* исходя из этого - сформулировать профессиональные компетентности(в том числе и ИКТ-компетентности), предъявляемые к школьным библиотекарям.
А иначе, так и будем удивляться, что столько всего провели, столько сил вложили в налаживание путей-дорожек в "верхи", а воз и ныне там - школьное библиотечное дело гаснет... Да что там говорить, катится по наклонной плоскости и все вниз (уменьшение з.п., сокращения ставок, обнищание фондов, наплевательское отношение директоров школ...)
Из истории:
Прокомментирую некоторое из того, о чем там говорилось.
Права Татьяна Дмитриевна (Президент РШБА)в том, что "необходимо подготовить «олимпийский резерв» библиотекарей, ведь современной школьной библиотеке нужен новый сотрудник – информационный лидер школы, специалист по психологии и педагогике детского чтения". Надо срочно заняться переподготовкой школьных библиотекарей в плане освоения ими новых форм работы, ориентированных на инновационные педагогические технологии в учебном процессе, на применение в деятельности школьных библиотекарей новейших интернет-технологий!
А в чем новизна других предложений?! - В развитии книжного фонда школьных библиотек? - Хватит ли в стране денег на все наши самые искренние желания оснастить лучшим из книжной продукции каждую библиотеку школы?!
В создании на базе библиотек компьютерных центров?! - Так сегодня в каждой практически школе есть не только класс информатики, но и еще какой-то класс, лаборатория, центр ДО, где стоят компьютеры и есть доступ к Интернету, только это не всегда библиотека!
Кстати, по поводу результатов исследования и индексов PISA… - Все верно, “российские школьники не могут подняться выше второй ступени в анализе текста” и его интерпретации. Но это ОЗНАЧАЕТ, что наши школьники не умеют самостоятельно мыслить! Пересказать умеют, а применить в новой ситуации содержание прочитанного - НЕТ!
Что тут может библиотекарь сделать без изменений подходов к самому образованию на госуровне?! - На мой взгляд, сегодня надо прежде всего разобраться самой школе, какого ученика необходимо увидеть "на выходе" - какие стандарты образование предъявляет к качеству его подготовки как ученика и человека. А уж библиотека школы будет обязана ориентироваться на основное в образовании - подготовку грамотных школьников, умеющих и желающих самостоятельно учиться! От библиотекаря будет во многом зависеть в сегодняшней школе уровень развитости его информационной грамотности и культуры.
Необходимо уже сегодня в тесной связи с образованием:
* исходя из утвержденного Стандарта ученика "на выходе" из школы(на сегодня утвержден Стандарт к начальной школе, Пока нет утвержденных стандартов к средней школе: см. ниже более подробно) - осознать и сформулировать роль и место библиотекаря в новой школе, ориентированного на приобретение учениками умений к самостоятельному обучению
* исходя из этого - сформулировать профессиональные компетентности(в том числе и ИКТ-компетентности), предъявляемые к школьным библиотекарям.
А иначе, так и будем удивляться, что столько всего провели, столько сил вложили в налаживание путей-дорожек в "верхи", а воз и ныне там - школьное библиотечное дело гаснет... Да что там говорить, катится по наклонной плоскости и все вниз (уменьшение з.п., сокращения ставок, обнищание фондов, наплевательское отношение директоров школ...)
Из истории:
* В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
* В начале июня 2009 года в экспертный совет Минобрнауки поступило три альтернативных проекта стандарта начального общего образования ( 1 - Института проблем образовательной политики «Эврика», 2 - Института развития регионального образования Свердловской области и 3 - Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО)
* По итогам общественного обсуждения всех проектов в середине июля 2009 года экспертный совет принял решение отклонить проекты 1 и 2, а проект 3 отправить на доработку.
* 18 августа ИСИО РАО представил в Минобрнауки РФ доработанный проект стандарта для начальной школы.
* В основе уже утвержденного 6 октября 2009 года Стандарта для начальной школы лежит системно-деятельностный подход! Следовательно, школьному библиотекарю уже есть где развернуться с активными формами деятельности, развивающими самостоятельность мышления малышей (небольшие исследования и проекты, напр., по книгам и окружающей действительности)!
* Существующие стандарты для библиотекарей
*
Проект Стандарта общего образования второго поколения
Комментарии
Отправить комментарий