Не вдаваясь в историю развития школьных библиотек в США, вглядимся в ситуацию с их развитием, сложившуюся в последние годы.
* Школьная библиотека, центр учебных ресурсов, медиацентр. Библиотека служит источником и движущей силой качественного образования, лабораторией, в которой школьников учат использовать разнообразные ресурсы, проводить исследования и представлять их результаты. Выделены места также и для занятий школьников-инвалидов с разнообразными ресурсами фонда библиотеки.
* Школьный библиотекарь-педагог, библиотекарь-медиаспециалист - степень магистра библиотековедения и информатики, полученной в дополнение к ученой степени по к.-л. гуманитарной дисциплине (6-8 лет обучения).
* Функционал: библиотекарь-педагог, обучающий к.-л. практическим навыкам, напр., информационной грамотности; партнер педагогам-предметникам в сотрудничестве по обучению школьников поиску, оценке и использованию разнообразных информационных ресурсов; информационный специалист, который выявляет, отбирает, оценивает и предлагает к использованию учителям, которых консультирует по их применению; менеджер программ, который определяет цели, задачи и методы библиотечного обслуживания и соответствующим образом организует работу медиацентра; разделяет ответственность с учителями за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.
* Фонды - комплектуются из различных видов качественных ресурсов - книг, аудио и видео материалов, компакт-дисков, пр., отражающих различные точки зрения (Если я правильно поняла, то по данным 2000 года - на одного ученика в год полагается $17 на книги, $10 - на другие ресурсы; $15 - на библиотеку вообще (без учета з.п.)
* Результаты многих исследований - прослеживается прямая связь между успеваемостью школьников и деятельностью школьных библиотек, в особенности такими параметрами, как финансирование, укомплектованность штата, объем фонда, техническая оснащенность, гибкое расписание работы, соответствующее потребностям классов, отдельных учеников и небольших групп
Но самое главное, на что ориентируются в своей деятельности библиотекари школ - это "Стандарты для учащихся XXI века", подчеркивающие важность в школьном образовании не заучивания учениками массива информации, а приобретение умений , необходимых ему, чтобы самостоятельно постоянно учиться.
Подсмотрела в книге "Школьные библиотеки мира: Современное состояние и тенденции развития", изданной РШБА в 2009 г., какие конкретно Стандарты иллюстрируют цели использования умений, ресурсов и инструментов школьниками:
* Школьная библиотека, центр учебных ресурсов, медиацентр. Библиотека служит источником и движущей силой качественного образования, лабораторией, в которой школьников учат использовать разнообразные ресурсы, проводить исследования и представлять их результаты. Выделены места также и для занятий школьников-инвалидов с разнообразными ресурсами фонда библиотеки.
* Школьный библиотекарь-педагог, библиотекарь-медиаспециалист - степень магистра библиотековедения и информатики, полученной в дополнение к ученой степени по к.-л. гуманитарной дисциплине (6-8 лет обучения).
* Функционал: библиотекарь-педагог, обучающий к.-л. практическим навыкам, напр., информационной грамотности; партнер педагогам-предметникам в сотрудничестве по обучению школьников поиску, оценке и использованию разнообразных информационных ресурсов; информационный специалист, который выявляет, отбирает, оценивает и предлагает к использованию учителям, которых консультирует по их применению; менеджер программ, который определяет цели, задачи и методы библиотечного обслуживания и соответствующим образом организует работу медиацентра; разделяет ответственность с учителями за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.
* Фонды - комплектуются из различных видов качественных ресурсов - книг, аудио и видео материалов, компакт-дисков, пр., отражающих различные точки зрения (Если я правильно поняла, то по данным 2000 года - на одного ученика в год полагается $17 на книги, $10 - на другие ресурсы; $15 - на библиотеку вообще (без учета з.п.)
* Результаты многих исследований - прослеживается прямая связь между успеваемостью школьников и деятельностью школьных библиотек, в особенности такими параметрами, как финансирование, укомплектованность штата, объем фонда, техническая оснащенность, гибкое расписание работы, соответствующее потребностям классов, отдельных учеников и небольших групп
Но самое главное, на что ориентируются в своей деятельности библиотекари школ - это "Стандарты для учащихся XXI века", подчеркивающие важность в школьном образовании не заучивания учениками массива информации, а приобретение умений , необходимых ему, чтобы самостоятельно постоянно учиться.
Подсмотрела в книге "Школьные библиотеки мира: Современное состояние и тенденции развития", изданной РШБА в 2009 г., какие конкретно Стандарты иллюстрируют цели использования умений, ресурсов и инструментов школьниками:
* Обучая умениям, медиаспециалисты (библиотекари) и учителя проводят школьника через успешные учебные практики - инструктаж с независимой практической деятельностью; прямое объяснение конкретного умения (в контексте изучаемой учебной темы!); демонстрация его применения; самостоятельная работа, в ходе которой ученик использует умение для выполнения своего задания; обдумывание и взаимообмен, когда учащиеся анализируют, как они применили умение, и оценивают результат. Библиотекарь составляет учебный план для каждого из классов школы, согласованный с программой по отдельным учебным предметам, чтобы формируемые навыки соответствовали тому, что учат в классе.
* Установки. Речь идет о состоянии готовности, предрасположенности школьника к определенной активности в той или иной ситуации, что проявляется в его поведении, отношении, складе ума, превращающего ученика из способного учиться в того, кто реально учится! Библиотекари учат в данной случае школьников оценивать интернет-ресурсы. Вместе с педагогами библиотекари воспитывают желаемые установки, когда составляют задания, стимулирующие нужное учебное поведение, побуждают школьников задумываться не только о том, что они учат, но и о целях, способах и важности приобретаемых знаний.
* Ответственность. Цифровая информация предполагает, что школьники могут добывать ее везде - не только в школе, в библиотеке. Поэтому воспитанию социальной и субъективной ответственности - этические и юридические нормы, принципы интеллектуальной свободы, учет различных взглядов людей, безопасность работы в Интернете, видеть связь приобретенных на занятиях знаний с проблемами и идеями в реальном мире - при неограниченном доступе к информации и без поддержки взрослых (учителей или библиотекарей) - важная составляющая работы библиотекаря. Ответственность (опора на самостоятельность мышления) воспитывается, когда объяснения педагога сопровождаются практической деятельностью в библиотеке, сначала под руководством библиотекаря, а затем и без него.
* Самооценка. Это основа для обретения независимости и социальной ответственности. И содержание образования, и средства обучения настолько в наши дни усложнились, что учащимся постоянно приходится принимать решения, базируясь на самооценке (наличие внутренних стандартов!). Самооценка становится более эффективной, еслипроизводится в социальном контексте, когда ученик получает комментарии и обратную связь от других, видит свой собственный вклад в обучение членов группы, задумывается об обязанностях и мотивации, не упуская при этом вопросов применения своих знаний в реальном мире. Самооценка дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников библиотекарем/медиаспециалистом и учителем-предметником
Комментарии
Отправить комментарий