В дни Первого Всероссийского фестиваля мобильных (передвижных) библиотек , проводимого в г. Дмитрове Московской области 14-15 августа, куда съехались библиотеки “на колесах” из разных регионов России - Республики Карелия, Ульяновской, Брянской, Ленинградской, Самарской областей, из 10 муниципальных образований Подмосковья, г. Москвы, а также книжный автобус «Бампер» был проведен опрос сотрудников таких библиотек с целью выявления потребности населения РФ в дистанционных услугах, консультациях и обучении, которые могут им предоставлять библиотекари, работающие на передвижных автомобилях.
В первом вопросе было предложено выбрать самые важные направления в работе “мобильного” (передвижного) библиотекаря:
- Наибольшее количество ответов - 26% было дано в пользу проведения мероприятий и акций по привлечению к книге.
- Обеспечение книгами разных слоев населения кажется самым важным для 24% “мобильных” библиотекарей.
- 21% участников опроса сочли наиболее важным обучение и консультации населения по важным вопросам - госуслугам, электроннойа почте, поиску в Интернет, дистанционному обучению, др.
- 14% назвали самым важным направлением среди прочих - предоставление населению доступа к Интернет-поиску необходимой информации.
- 11% самым главным сочли в работе библиотекаря мобильной библиотеки - некоторые элементы психологической поддержки: разговоры "по душам".
- 3% считают, что в современном мире важно уметь оказывать помощь в записи е-книг на мобильные устройства посетителей.
Смеем предположить, что такая разнополярность приоритетов у “мобильных” библиотекарей вызвана неустоявшимися на сегодня представлениями общества о том, какие же новые информационно-библиотечные услуги в столь быстро меняющемся под влиянием развивающихся интернет-технологий мире, может и должна сегодня предоставлять “мобильная” библиотека удаленным от центров поселениям - жителям сел и деревень.
На вопрос “Нужны ли специальные образовательные программы по “мобильному” библиотечному обслуживанию?”:
- 75% участников опроса ответили утвердительно, подтвердив, что это особая сфера библиотечной деятельности, которой нигде не учат,
- 23% библиотекарей также считают, что обучение необходимо, но мотивация уже у них другая - они считают, что пришла пора уже осваивать активную работу с читателями в Интернет и с мобильными устройствами.
- 2% библиотекарей сочли, что специальное обучение “мобильных” библиотек не нужно, так как “библиотечная работа везде одна и та же”.
Столь единодушный ответ о необходимости обучения новому библиотекарей лишь подтверждает важность систематического развития библиотечных специалистов в информационно-насыщенной среде, которая сегодня практически каждый день предлагает новые возможности - усовершенствованные модели мобильных устройств, все более качественный доступ в интернет.
Следующий вопрос был связан с пониманием библиотекарями “мобильных” библиотек того, сможет ли упростить их работу развитие виртуальных библиотечных услуг для населения:
- 39% участников опроса считают, что упростит, так как у всех практически есть мобильные устройства и выход в Интернет.
- 11%, соглашаясь с тем, что работа с мобильными устройствами и в интернет библиотекаря упростит работу, мотивируют это тем, что ему можно будет сосредоточиться в своей работе на дистанционных консультациях и услугах населению.
- 12% сомневаются в том, что работа их измениться быстро, так как мало у кого есть мобильные устройства,
- 10% считают, что не измениться, так как мало кто умеет эффективно работать в Интернете
- 2% - считают, что и сегодня мало еще у кого есть соответствующие мобильные устройства
Ответ на этот вопрос разделил участников опроса на две половины - 50 на 50! Но, если оглянуться назад, лет этак на 10-15-ть, то окажется, что наша неготовность осваивать и использовать в работе библиотек новые технологии, значительно расширяя и повышая тем самым уровень доступа к знаниям и информации, закладывалась именно там - в те годы библиотечное сообщество активно открещивалось от использования мультимедийных и интернет-технологий в работе с читателями, полагая, что лишь электронный каталог в стенах библиотеки - то новое и прогрессивное, что библиотекарь должен осваивать и развивать, а читатель благосклонно принимать эту услугу. Но читатель сегодня взял в собственные руки процесс получения новой информации… практически игнорируя библиотеку и ее электронный каталог. Этот процесс находится в постоянном развитии - совершенствуются мобильные устройства - смартфоны и постоянно улучшается доступ к интернет. Библиотекарю, чтобы быть востребованным, необходимо быть в состоянии постоянной готовности, для чего необъодимо учиться, учиться и еще раз учиться!
При выборе самого главного направления в предоставлении очных и дистанционных консультаций населению “мобильные” библиотекари сделали следующий выбор:
- 23% библиотекарей считают, что самым главным на сегодня являются консультации и обучение населения пользованию госуслугами в интернет и рекомендации новинок в мире художественной литературы.
- 19% выбрали важным аспектом работы консультации и обучение пожилых людей работе в Интернет (поиск, электронная поста, пр.).
- 17% - консультации школьников и студентов в их поиске поддержки обучения и получения образования.
- 11% - консультации по технике чтения.
- 3% - Консультации и обучение учащихся (школьников и студентов) созданию и развитию "малого бизнеса".
Все названные направления подчеркнули востребованность населения в указанных темах для консультирования и помощи библиотекарем “мобильной” (передвижной) библиотеки. Именно поэтому, Фонд “Пушкинская библиотека” подготовил проведение в сентябре-октярбе с.г. обучающих вебинаров (с заданиями на сомостоятельную подготовку) для “мобильных” библиотекарей следующие темы:
1. Особенности обучения пожилых людей работе в Интернет.
2. Учимся пользоваться госуслугами
3. С чего молодым начать развивать свой "малый бизнес"
4. Дистанционная поддержка обучения школьников и студентов в "е-КМ-Школе"
Надеемся. что вы примете самое активное участие в наших вебинарах и получите сертификаты тьюторов Фонда “Пушкинская библиотека”.
Дополнительную информацию по участию в обучающих вебинарах можно получить по эл. адресу: Надежда Безукладникова
Всем удачи!
Елена Николаевна, про электронный катаалог -верно подмечено! Время показало, что ЭК - игрушка только для библиотекарей. Даже если на сайтах пользователи могут искать документы в ЭК, дальше этого дело не идет.Пожалуй,исключение-краеведческие документы,они всегда востребованы.
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо за комментарий. А интерес к краеведческим документам понятен - родной край, его особенности, природа, люди и др. - были всегда интересны людям, населяющим конкретный край... Поэтому не увядает это весьма выигрышное направление в работе библиотек - краеведение!
ОтветитьУдалить