пятница, июля 31, 2009

За 10 лет 75% людей станут читателями e-book-ов!

Ссылка на статью "15 причин, по которым электронные книги победят". Американский эксперт, ведущий аналитик в области мобильных технологий, Джерри Парди абсолютно уверен в том, что за 10 лет e-book-и (книги в электронном формате) станут наиболее распространенным способом чтения во всем мире. Но только после того, как букридеры начнут обладать определенным набором функций и характеристик.

Решила дополнить сообщение новой информацией - Российская государственная библиотека, Главный информационно-вычислительный центр МК РФ и Российская ассоциация электронных библиотек будет проводить 6 августа Интернет-конференцию на тему «Электронные библиотеки и предстоящая реформа организаций бюджетной сферы», трансляция которой состоится здесь (О Реформе, которая предполагает перевод бюджетных учреждений социальной сферы в автономные учреждения, бюджетные учреждения или казенные учреждения)

Книга, отпущу тебя на волю!

Пошуршала в очередной раз Интернет-страницами... Прочла про то, как любой желающий, зарегистрировавшись на сайте Bookcrossing, может книгу, которую хочет "отпустить на волю", зарегистрировать и получить на нее идентификационный номер. Номер можно написать и на книжкиной обложке. Оставляют где угодно - на садовой скамейке, в телефонной будке, на вокзале - и пишут об этом на том же сайте. В книгу вкладывается открытка с объяснением правил игры и просьбой к нашедшему в свою очередь зарегистрироваться на сайте.

Цель такого bookcrossing-а - "Мир превращается в библиотеку", ведь во многих случаях можно проследить, как та или иная книга путешествует, переходя из рук в руки и переезжая из города в город, даже из страны в страну.

К вопросу об истории бесплатных уличных библиотек - bookcrossing-а


Да... Подумалось, а вот такую книжищу (опубликованная википедия размером с добрую табуретку!) и не "обменяешь" при всем желании, поднять-то трудно, дополнить можно только...

четверг, июля 30, 2009

Неприлично, но верно - к объединению скайпистов


Долго размышляла, размещать или нет этот видеоролик, уж больно неприличный, но верх взяло возмущение по поводу событий вокруг скайпа и моя склонность к "посмеяться"... Подпишитесь в защиту


Подглядела в этом блоге

Вузы страны обязаны обзавестить электронными библиотеками

Еще в июне Дмитрий Медведев среди основных направлений дальнейшего развития назвал информационные технологии. Но я как-то пропустила тот факт, что одновременно президент обязал проработать вопрос с обязательным созданием электронных библиотек в вузах страны. Министр Фурсенко издал соответствующий приказ, глава Рособрнадзора Глебова внесла дополнения, связанные с критериями государственной аккредитации вузов, в которые вошел "доступ к электронно-библиотечным системам".

Самое интересное, что в библиотечной среде настолько, видимо, привыкли действовать по-старинке (есть исключения!), что, как пишут в СМИ: "...в вузах либо игнорируют эти распоряжения, либо пытаются самостоятельно оцифровывать книжные фонды", и в этом случае почти всегда спокойно нарушаются авторские права!

Ой, как вовремя мы в своей группе обучения стали обсуждать эти вопросы!

А вот в Германии современные электронные технологии давно используются и электронные книги в университетах, институтах и академиях уже становятся нормой - 110 студентов и 25 доцентов тестируют летом проект "Электронная книга вместо конспекта" ("eBook statt Lernbriefe"). Студенты заочных отделений будут получать учебные материалы в электронной форме.

среда, июля 29, 2009

Booklady тоже шутят

Создала свой шутливый портрет в рамочке с использованием сервиса ImageChef:


Заокеанские библиотекари школ тоже обучаются в Сети, осваивают сервисы. Вот какую шутливую картинку с использованием того же сервиса ImageChef.com создала Booklady:

Тесное переплетение книг и технологий


Библиотекарь "по-американски" создала свой блог наиболее распространенных вопросов посетителей. Мне показалось интересным продемонстрировать нашей аудитории, что же волнует заокеанских читателей. Удивляюсь в очередной раз тому, как тесно переплетаются в библиотеках книги и технологии...
Среди вопросов:

Какой у меня пин-код?
Как получить доступ к своему счету через Интернет?
Возможно ли, "брать" (записывать) электронные книги (е-книги) из библиотеки и читать их с помощью... (указывается сервис)?
Где я могу зарегистрироваться в NextReads (сервис - получение списка новых книг в библиотеке)?
Как получать уведомления по электронной почте Hate автоматизированные телефонные звонки?
У меня просроченная "горячая линия" (просрочена дата сдачи книги). Что делать?!
У меня истек срок пользования библиотечной картой! Что делать?
Каковы мои текущие пароли к NCLIVE (база данных штата предоставляет доступ к богатым массивам информации в электронном виде)?
Как найти указанное в электронном каталоге место, где стоит книга?
Как обновить мои материалы в Сети?
Как можно пользоваться Межбиблиотечным абонементом?
Как запросить некролог (некрологи размещены в Винстон-Салем журнале на микрофильмах с 1898 года)?
Я не вижу книгу в каталоге - что делать?
Я не могу записать книгу на свой DVD - почему?
Как вступить в группу "друзей библиотеки"?
Можно ли сдать в библиотеке экзамен...?

Пока рак на горе не свистнет...

Пока мы со школьными библиотекарями - немногочисленными посетителями форума Всероссийской Ассоциации школьных библиотек рассуждаем о целесообразности проведения обучения работе в блогах наиболее ярких представителей этой профессии для дальнейшего включения в планы библиотек развития информационной культуры школьников по-новому, молодежное отделение Американской Библиотечной Ассоциации (YALSA) объявило о начале записи на осенние онлайновые курсы подготовки библиотекарей.

Для обучения выбраны три темы (об этом сообщили):
1.Целеполагание при консультировании, мотивации и привлечении подростков к библиотеке и ее фондам
2.Графические новеллы (комиксы) и подростковое чтение
3.Игры как способ привлечения подростков к чтению (Вот где пригодился бы Женя Патаракин с любимым нами Скретчем!)

Уже неоднократно поднимала вопрос о необходимости проведения систематических дистанционных курсов обучения школьных библиотекарей по различным направлениям работы по-новому с подростками по развитию их информационной культуры - по освоению новых форм и методов работы, социальных сервисов. Может быть, все же из тех сумм, которые государством выделяются ежегодно на поддержку обучения педагогов, будут, наконец, выделены средства и на эту категорию?! - Вопрос, конечно, риторический, а жаль... Пока все разбираемся, кто чем в плане привития информационной культуры и интернет-компьютерной грамотности в школе должен заниматься - учитель информатики ("программирование")? библиотекарь ("демонстрация и обучение работе с ресурсами")? руководитель кружковой работы ("творчество")? - мимо нас "пробегают" школьники, самостоятельно все осваивая и в силу своего возрастного разумения понимая. Наверное, и правда, "пока рак на горе не свистнет", не займемся делом - готовить всех участников педпроцесса, в том числе, и библиотекарей, от которых во многом зависит формирование "другой школьной культуры".

вторник, июля 28, 2009

Это странное слово скрибд


Сегодня вдруг почувствовала неимоверную потребность разобраться, каким образом можно размещать те или иные статьи и материалы бОльших объемов, чем того требует формат поста блога. Странно, что это не произошло раньше!

Поискала, где и как это можно сделать. Наткнулась на сервис Skribd, а коллеги из Иркутска помогли презентацией "на понимание" Спасибо им огромное!

И эту ссылку добавим в копилку к общему списку презентаций-инструкций, о которой писала в посте своего блога 13 июля.

понедельник, июля 27, 2009

К вопросу о реальном объединении электронных библиотек в Сети

К вопросу о реальном объединении в Сети библиотечных ресурсов:

Новая версия Gallica — цифровой библиотеки НБ Франции, в которой находится более 400 тысяч документов

Национальная цифровая библиотека Кореи своим открытием подтвердила главное направление - совершенствование библиотечных онлайн-услуг

Онлайн-выставка Европейской Библиотеки представила богатую коллекцию карт, рукописей и других исторических документов, относящихся к периоду наполеоновских войн

Европейская Библиотека запустила обновленный веб-сайт — бесплатный ресурс для поиска и изучения разнообразных научных материалов, предоставляемых 38-ю национальными библиотеками Европы

Общий поиск по ресурсам Европейской Библиотеки

воскресенье, июля 26, 2009

Мультиграмотность - повседневная реальность

Посетили очередные размышления после субботне-воскресного прочтения различных блогов...
Информации в цифровом виде накопилось сегодня уже больше, чем во всех библиотеках мира.

Давно перестали спорить, надо ли запоминать все, что нам необходимо? - Ответ сегодня понятен даже младшим школьникам, использующим калькуляторы в своих мобильниках. Находясь в мире гипер-динамических связей, отношений и адаптивных инструментов, которые помогают понять многообразие и огромный объем информации, мы меняем свои взгляды на нашу память и забывчивость, творчество и оригинальность. В Интернете границы между произведениями оригинальными и их производными являются размытыми, поскольку дублирование становится простым явлением, а сохранение информации - практически бесплатно.

Обучающаяся молодежь постоянно демонстрирует своим взрослым преподавателям новые идеи о том, как им ориентироваться и какие пути выбирать для обучения, как сопоставлять видео, текст и звук, как использовать социальные сервисы и инструменты в реальном времени, как соединять и сопоставлять их, как видеть и слышать. Учащиеся постоянно приобретают свой собственный опыт, чтобы приобрести личные знания и выстроить свое собственное понимание, демонстрируя тем самым снова и снова пути для своих взрослых наставников - учителей и библиотекарей.

Чья же помощь нужна учащимся в школе в плане систематического освоения ими новых сервисов, инструментов и ресурсов, которыми располагает библиотека конкретной школы и Интернет? - Им нужна помощь и педагогов, которые работают в рамках проектной деятельности, активно применяя возможности Интернета и направляя школьников к разнообразным ресурсам, и библиотекаря, осуществляющего консультации в рамках занятий по информационной грамотности, поддерживающие и развивающие знания и навыки учащихся. Программы подобных занятий, которые предлагаются сегодня в наших школах, как правило, сильно "библиотечно" ориентированы... на библиотеку вчерашнего дня, где царили - книга в традиционном своем виде, каталоги, картотеки, аннотации, виды прессы, структура книги, др.

Какой должна быть новая программа обучения и консультаций учащихся библиотекарями? Как должны быть переосмыслены структура деятельности библиотеки и собственно библиотечные фонды?

Наряду с информационной революцией, мы наблюдаем революцию и социальную, связанную с появлением новых сервисов, сетей и медиа-ресурсов, которая привела к созданию и новых форм диалога и новых отношений между "учащимся <--> учителем", "учащимся <--> библиотекарем", и сильно повлияла на изменение в образовательных методиках, да и в методологии тоже.

Поскольку мы все больше двигаемся в направлении быстро меняющиейся, мгновенно поступающей информации, в этой среде учащимся становится менее важным узнать, запомнить или вспомнить информацию, но значительно более важно - иметь возможность искать, сортировать, анализировать, совместно использовать, обсуждать, критиковать и создавать новую. Это сложный, но интересный момент в области образования. Теперь учащиеся имеют возможность по своему собственному усмотрению размещать свои публикации, используя текст, аудио, видео или любое сочетание этих элементов. Они имеют беспрецедентный доступ к сервисам и инструментам, которые доступны и могут свободно использоваться. Самостоятельное обучение и обучение с помощью преподавателя стало смешанным. Мультиграмотность - вот то слово, значение которого стало повседневной реальностью для учащихся, учителей, библиотекарей и школьных администраторов.

Так, какой же должна быть новая программа обучения и консультаций учащихся библиотекарями?

Похоже, что вот здесь что-то прорисовывается - смотрите блог Татьяны Рыженко из Ставрополя

суббота, июля 25, 2009

Информационно-психологическая безопасность в библиотеке

Зачиталась (спасибо информации коллег во FriendFeed-e) материалом Юшиной О.Л. "Информационно-психологическая безопасность: библиотековедческий аспект (по материалам зарубежной литературы)", размещенным в электронной библиотеке ГПНТБ. Захотелось кратко поделиться прочитанным, выделив, на мой взгляд, основные моменты ...

Речь идет о проводимых исследованиях по влиянию информации на психику читателя, а соответственно - об обеспечении информационно-психологической безопасности читателя.
За рубежом активно ведутся библиотечные исследования по проблемам информационных стрессов и информационно-психологической безопасности читателей. В них обычно принимают участие образовательные учреждения.

В материале цитируется Э.Тоффлер, одним из первых подчеркнувший, что развитие информационной грамотности является стратегией выживания в условиях информационных перегрузок: «Школа будущего должна учить не просто фактам, но тому, как классифицировать информацию, как оценить ее правдивость,.. как спрогнозировать возможные негативные последствия информационного воздействия, как учиться самостоятельно».

Еще один исследователь С.Биркертс называет состояние информационной перегрузки "когнитивным коллажем", который «воздействует на внимание, способность вчитываться в текст, способность раздумывать над его сложностями, способность извлечь смысл из оригинального ритма и синтаксиса». Основной его вывод состоит в том, что создаваемое акустическое пространство представляет угрозу для глубокого критического осмысления информации, ставит проблему фильтрования информации (сортировка, удаление незначительных фрагментов и т.д.).

Ф.Хэйлигэн написал, что достигнуть баланса между поверхностным и глубоким чтением, а также между анализом и синтезом информации можно путем овладения различными приемами обработки разнообразной информации - текстовой, гипертекстовой, аудиовизуальной.

Б.Мильтон писал, что не может быть слишком много информации (такое мнение распространено), существует слишком много ненужной информации, ведь решения принимаются не на основе информации, а на основе знаний, мудрости, интуиции, понимания, т. е. продуктов переработки информации.

Р.Оуэн считает, что в процессе обработки мозгом различной информации - текстовой, графической, математической и т.д. - задействованы различные мыслительные процессы, фактически признавая, что информационный стресс связан не с большим количеством информации, а с ее низким качеством, и не столько с качеством информации как ресурса, сколько с качеством ее обработки, с неспособностью переработать этот ресурс в интеллектуальный продукт.

Ученые акцентирует внимание на решении проблемы информационной перегрузки читателей, видя ее в том, чтобы библиотечные специалисты продвинулись от обучения отдельным навыкам (например библиотечно-библиографическим) к обучению всей системе информационных навыков.

пятница, июля 24, 2009

"Домашние птички" и быстрый "серфинг" в Интернете

"Homebirds" - "Домашние птички"... так стали называть учащихся и студентов, предпочитающих обучаться и проводить учебные исследования, сидя дома в Интернете за своими ноутбуками. По данным последних исследований (Великобритания), все больше и больше "домашних птичек" минуют традиционные школьные и университетские системы для поиска и доступа к содержанию учебных материалов, предпочитая поиск необходимого в Сети Интернет. Важным моментом при этом, на который указывают ученые, является то, что быстрый "серфинг" в Интернете отрицательно сказывается на глубине и критическом осмыслении изучаемого материала. При этом обучение навыкам критического мышления не поддерживается в образовательных учреждениях должным образом.
Среди типичных средств социальной сети, которые студенты используют для обучения и учебных исследований, называют Facebook, Форумы, вики и Twitter. Тормозит использование социальных сетей и вики-сред то, что многие учащиеся считают, что их педагоги неодобрительно отнесутся к этому.
Среди выводов исследований - мы все должны работать в направлении превращения образования в более пригодное для жизни 21-го века.

"От количества сервисов и социальных сетей испытываю чувство усталости и дезориентации"


Как это похоже на мое собственное состояние! - "Чем больше я начал использовать сервисы социальных сетей, тем больше стал испытывать чувство дезориентации. Через некоторое время я совсем потерял способность подсчитать, на какое количество Веб 2.0-услуг я подписался", так написал Питер Годвин в комментариях к… о возрастающей роли социальных сетей. - Несколько комбинаций логин-паролей или одного, но сквозь несколько сайтов, фотографии, разбросанные повсюду, и сумятица в закладках... Отслеживание групп друзей по нескольким сетям, комментарии по их обновлению, обновление моего статуса, ответы на письма. Очень скоро я почувствовал от социальных сетей усталость".

Если это звучит знакомо, не следует отчаиваться, - так считает Махендра Palsule в статье "20 советов как организовать и управлять своими социальными сетями"

Прочтите, это интересно и полезно. Вот, что в статье предлагает автор (естественно, значительно подробнее):

1. Визуализируйте свою собственную концептуальную карту социальных сетей
2. Определите вашу целевую аудиторию
3. Используйте Менеджер паролей
4. Для обмена фотографиями используйте отдельные сервисы. напр., личные пойдут в Picasa, для друзей - в Facebook, а для общественного обозрения - в Flickr)
5. Используйте один социальный сайт (сервис) закладок - то есть, например, только delicio.us
6. Используйте Gravatar - аватар, кот. хорошо выглядит и 64×64 и 128×128
7. Используйте Социальный Серфинг
8. Интегрируйте чат, электронную почту и социальные сети
9. Применяйте то же Имя пользователя
10. Отслеживайте Комментарии
11. Используйте мобильный телефон
12. Привлечение и участие -(чем больше отдаете, тем больше получаете)
13. Используйте Агрегатор - (напр.. как Friendfeed)
14. Раскройте Мощность каналов -(RSS-потоки)
15. Создание интернет-портативный идентификатор
16. Объедините все Ваши социальные медиа -(напр., Cliqset)
17. Автоматически синхронизируйте профиль - (напр, http://www.atomkeep.com/
18. Используйте панели - (напр., Seesmic)
19. Управляйте репутацией
20. Живите реальной жизнью! :-)


Ну что ж, есть к чему стремиться!

среда, июля 22, 2009

"Элегантность" в блоге

Осваивая сегодня новый сервис Vodpod для создания своей видеокопилки в блоге, обнаружила там функцию "сделать элегантно" (за перевод не ручаюсь, но смысл понятен!). Речь идет о представлении видео в более приличном виде, чем это у меня было до сих пор (все на страничках огромного размера). Это навело меня на мысль, что срочно надо все исправлять - и с видео, и с картинками. Исправила, теперь все стало выглядеть поприличнее, на мой взгляд!
А такая копилка пригодится школьным библиотекарям в их работе по накоплению видеоматериалов, созданных в YouTube и размещении информации о ней для своих посетителей - школьников и учителей.

вторник, июля 21, 2009

Добавь красок... с "КМ-Школой"

Началась активная работа по подготовке сетевыми сообществами педагогов Всероссийского юбилейного Интернет-педсовета. Готовятся и сотрудники "КМ-Образования" провести свой День КМ-сообщества учителей работающих с "КМ-Школой":

Уже сейчас работает Блог "Эверест для завуча" по дистанционному пятидневному тренингу для завучей школ-пользователей "КМ-школы"
Хоть сегодня можно записаться на участие в дистанционном пятидневном тренинге "Эверест для завуча"
В дни проведения Всеросийского Интернет-педсовета можно будет научиться читать со скоростью мысли на Курсах развития личности на портале "Школьный клуб", на который неделю будет вход абсолютно свободный!

Об электронном журнале в школе - Версия учащихся

Захотелось поделиться шутливым вариантом использования электронного журнала в информационной образовательной среде "КМ-Школа" (Автор учитель Протасов Георгий Иванович, исполнитель - ученик Паша Костюнников, который, узнав о том, что оценки будут выставлены в электронный журнал сказал: "Эх, надо, видно, учиться на хакера!" :

Поворотный этап библиотеки

В блоге у Джуди О'Коннел размещена интересная информация, подтверждающая в который раз то, что сегодня библиотека находится на поворотном этапе. Связано это с тем, что технологии быстро сокращают путь информации и ресурсов к потребителям, поскольку эта информация все чаще появляется в цифровом формате в Интернете. Роль библиотеки как физического пространства жизнеобитания стеллажей с книгами уже явно идет "не в ногу" с потребностями ее пользователей - студентов и исследователей, которые хотят иметь круглосуточный доступ к информации, находясь в это время практически в любой точке мира.

В интернете состоялась дискуссия "Библиотеки будущего", к которой были привлечены библиотекари, специалисты в области информации и ученые, занимающиеся вопросами технологий воздействия на формирование и развитие библиотеки в 21 веке. К дискуссии был специально сделан видеофильм, с которым можно ознакомиться в блоге у Джуди.

Суть дискуссии - как будет выглядеть библиотека будущего.

Парнас для подростка


Поняла, что работать мне в blog.ru неудобно (может быть, оттого, что училась работать сразу в blogspot.com), перенесла содержание блога "Сам себе писатель"
В связи с чем, всех литературноориентированных :-) школьников приглашаю на странички к Эвтерпе Апполоновне. Она поддержит обязательно тех из них, кто "окончательно и бесповоротно решил стать писателем!" И как далее написано в подзаголовке: "Блог поможет тебе под воздействием собственных волевых усилий целенаправленно совершенствовать свои литературные творческие способности".

По содержанию блога даже сделала облако ключевых слов. Полюбоваться им можно, взглянув на правую колонку...

понедельник, июля 20, 2009

Эверест для завуча

"Эверест для завуча" - обсуждаем проблемы" - блог с таким названием создан в поддержку Дня сообщества педагогов из школ-пользователей "КМ-Школы". Тренинг по мониторингу качества образования на основе использования ИИП «КМ-Школа, разработанный в среде КМ-Wiki, успешно прошел в прошлом году в дни августовских педсоветов. В процессе его проведения участниками рассматриваются вопросы мониторинга качества результатов обучения учащихся, формирование отчетов (классных,общешкольных), рассматриваются возможности ИИП «КМ-школа» для диагностики и развития научно-педагогического потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения. Участники могут воспользоваться размещенными на страничках КМ-Wiki методическими рекомендациями и диагностическими материалами для завучей и учителей.

В среде КМ-Wiki проводятся также тренинги для библиотекарей, школы которых работают с КМ-Школой. Надо просто записаться на тренинг на страничках сетевого КМ-сообщества

Может ли порядочный человек нарушить авторские права?

В процессе обучения работе в блогах, которое я пока еще не оставила :-) (сама удивляюсь этому обстоятельству!), шло живое обсуждение вопросов авторского права. Оказалось, что все не так просто, как мне показалось вначале - много подводных камней в использовании Интернета и его возможностей. Можно быть порядочным человеком, но, как ни странно, нарушать какие-то правила... Вначале обсуждения переживали, вспоминая свои "утраты" (как использовались другими людьми без указания на авторство твои собственные наработки - и как у всех много такого!), потом перешли на размышления даже о том, всегда ли этично использовать ссылки на готовые презентации, карты, видео, опросные формы, на моделирование виртуального урока по проблемам авторства в Интернете. Мне лично показалась важной мысль - в работе со школьниками по осознанию того, что же такое авторское право в Интернете и как его соблюдать, необходимость ориентироваться на возраст и задачу, стоящую перед конкретным учителем-предметником. Я, как литератор, предпочла бы все же работать в этом направлении с учащимися, напр., старших классов, через разбор проблемы - Можно ли считать нарушением авторских прав тот факт, что один и тот же сюжет был использован несколькими авторами (Дон Жуан - Мольер, Пушкин, Байрон)? Или тот факт, что Никита Михалков сделал римейк по фильму Люмета "12 ть разгневанных мужчин" (1957г). Можно ли считать это нарушением авторских прав? От таких рассуждений можно переходить и к остальным вопросам.

А нашим преподавателям дистанционного обучения - огромное спасибо за "прочистку" мозгов!

четверг, июля 16, 2009

Закрывается школьная библиотека?...

В Летописи.ру размещена публикация "Кнопочник и Тряпочник", по сути - о классификации и рубрикации в идеологии Веб 2.0, начинающаяся с диалога учителя, радеющего за внедрение новых технологий и учителя, пытающегося сохранить «старую классическую школу»:

К: Слышали новость? Со следующей недели школьная библиотека закрывается. Я слышал, планируется оборудовать ее автоматическим каталогом. Так что в ближайшее время нашим библиотекарям предстоит проделать огромную работу – перенести в базу данных тысячи записей библиотечных карточек.

Т: - Можно им только посочувствовать. Сказать по правде, я никогда не был поклонником библиотечных каталогов.

К: - Почему?

Т: - Библиотечная карточка кажется мне слишком бледным представителем книги. Ничего не может сравниться с ощущением человека, стоящего перед книжной полкой, высматривая имена знакомых авторов, а то и просто берущего книгу наугад. Да и потом, уже в том, как подобраны книги на полке, в каком порядке они расставлены, можно увидеть характер их хозяина. Куда уж тут безликой библиотечной карточке.

К: - Ну а как же Вы тогда ищите книги в библиотеке....

Прочтите обязательно!

Приглашаю для "порки"





Когда-то в конце 90-ых (уже прошлого столетия) с Екатериной Яковлевой мы создавали веб-сайт по литературному творчеству для пяти-шестиклашек под названием "Сам себе писатель". Кое какие-функции у него уже не работают - слетели видеозаписи, кое-какие ссылки на литературные тексты пропали, что-то еще... Вчера решила переложить его содержание во вновь созданный блог с тем же названием. Три части - как написать сонет, сказку и хокку вчерне переложила, осталось развить на новом витке собственного понимания, подкорректировать, подправить, сделать ссылки и пр. - работы много. Приглашаю желающих поругать (когда-то "порка" Темой Лебедевым веб-сайтов богатых компаний дорогого стоила!). Глядишь, и можно будет использовать в развитии литературного творчества подростков-посетителей библиотек!

среда, июля 15, 2009

Как работают школьные библиотеки с Базой Знаний "КМ-Школы"

Зашла на странички сетевого КМ-сообщества школьных библиотекарей, который ведет методист Рыженко Татьяна Анатольевна. Его участники систематически размещают и пополняют раздел «Календарь знаменательных дат на 2009 год», который основывается на контенте "Базы Знаний" ИИП "КМ-Школа", разработанной для локальной сети школы на основе Интранет/ Интернет-технологий, подбирают иллюстративный и справочный материал, систематизируют его в соответствии с интересными событиями календаря текущего года. Здесь же размещаются методические рекомендации по использованию контента на библиотечных уроках и уроках по проводимым в школе проектам и учебным предметам.

Не только библиотекари, но и педагоги, классные руководители, учащиеся школ-пользователей ИИП «КМ-Школа» используют подобные "сетевые справочники" для подготовки уроков-презентаций, классных часов, библиотечно-библиографических занятий, уроков информационной грамотности, проектов, викторин и тематических выставок. Объекты Базы Знаний позволяют сделать любое мероприятие наглядным и познавательным.

Контент постоянно пополняется работами пользователей ИИП «КМ-Школа». Чего стоит, например, видеоролик Протасова Георгия Ивановича, рассказывающий о том, как «КМ-Школа» стала информационным «ядром» МОУ Ацульская СОШ. Видеоролик демонстрирует возможности использования ИИП КМ-Школа в библиотечной системе. Смонтирован он в программе PowerDirector 7 с применением различных эффектов и наложением голоса и музыки из-за кадра.

Видеоролик «Библиотека будущего»

Лучший российский школьный библиотекарь

Некоторое время назад на Всероссийском библиотечном форуме «Михайловское 2009» были подведены итоги Национального конкурса «Лучший школьный библиотекарь года», которым в 2009 году была признана заведующая библиотечно-информационным центром гимназии №71 города Краснодара Светлана Гайфутдинова. На форуме ВИП вместе с поздравлениями посетители задают вопрос о зарплате лучшего школьного библиотекаря России... А Борис Бим-Бад подчеркивает сегодняшнюю роль школьных библиотек в мире, которые ценятся как ГЛАВНОЕ средство приобщения детей к современной грамотности, в частности, компьютерной.
У меня возникло два соображения по этому поводу. Первое - для того, чтобы зарплата соответствовала нужен и соответствующий библиотекарь, владеющий IT-технологиями. Второе - для того, чтобы повсеместно в школах появился библиотекарь, владеющий IT-технологиями, необходима финансируемая программа его обучения и поддержки.

Название, введение и рамки

Нет, все же как полезно заглядывать в блоги, которые тебя хоть однажды заинтересовали... Вот и снова я бродила по страничкам блога под замечательным названием "Мышь Библиотечная", пытаясь выудить для себя полезную информацию для начала проведения экспериментального исследования с несколькими школьными библиотеками в новом учебном году. Сомнений слишком много (давно не занималась этими вопросами, хотя интерес всегда был большой, экспериментальной работой тоже давно занималась последний раз, др.). Упущений тоже...

Но вот, нашла для себя интересное! - Автор блога Катерина Ефимова ссылается на предложение Джойс Валензы, адресованное студентам, приступающим к проведению исследований, ответить на несколько вопросов, определив название, введение и рамки исследования.

Программу обучения школьников (на примере учащихся пятого класса) мы уже живо обсуждаем (см. предыдущее сообщение) в GoogleDocs, отвечу-ка я тоже на эти вопросы Джойс для начала:

Что я собираюсь исследовать? - формы, методы и приемы обучения школьников информационной грамотности в условиях школьной библиотеки (на уроках информационной культуры по одной из существующих программ, с усилением акцента на использование возможностей новейших интернет-технологий)

Для кого предназначается мое исследование? - для библиотекарей школ, проводящих уроки информационной грамотности/культуры

Почему меня интересует данный вопрос? - статус школьных библиотекарей, характеризующийся вознаграждением за труд, условиями труда, социальными благами и льготами, в частности, оплаченными отпусками, особенно в последние годы выглядит весьма шатким. Какие идеи только не муссируются! - От повсеместного сокращения ставок заведующих библиотеками, о которых сообщают с мест библиотекари, предложений с мест - ввести должность библиотекаря-педагога, до предложений со стороны Министерства образования РФ утвердить должность педагога информационной культуры. Возможно, исследование поспособствует в какой-то мере пониманию заинтересованными лицами, в каком направлении двигаться дальше.

Каковы рамки исследования? - ограничиваем исследование рамками нового учебного года, т.е. сентябрь 2009 - май 2010

Итак, "лед тронулся"...

вторник, июля 14, 2009

Работаем в группе

Вчера испытала легкое потрясение, когда, разместив проект Программы занятий по информационной культуре для пятиклашек, которую собираемся проводить с несколькими школьными библиотекарями/ специалистами медиатек и медиацентров в 2009-10 уч.ш, в GoogleDocs, пригласила обсудить и поправить ее специалистов из разных городов - Мурманска, Ставрополя, Пскова... В весьма короткие сроки программа, благодаря работе в группе, приобрела совершенно иной вид - покрылась вопросами на уточнение, предложениями по формам и методам проведения занятий и содержания, предлагаемыми к использованию в занятиях наименованиями сервисов! И сегодня "сотрудничество" - главное слово моего дня...

понедельник, июля 13, 2009

Красота беcкорыстной взаимопомощи и сотрудничества

Мое личное обучение работе в блогах близится к своему завершению, хотя вряд ли можно сказать, что оно в дальнейшем (уже самостоятельно) не будет продолжено. Скорее всего, блог этот не оставлю без внимания, постараюсь его развивать.

Обучение, которое проводила Людмила Рождественская из Эстонии для российских учителей в июне-июле с.г., продемонстрировало силу сетевого сообщества, показало безграничные возможности не только интернет-технологий, но, прежде всего, человеческого взаимодействия и красоту бескорыстной взаимопомощи и СОТРУДНИЧЕСТВА.

Вот список презентаций-инструкций, созданных участниками тренинга (Группа "Улей"), по которым они сами учились и учили друг друга работать в блогах и с социальными сервисами Веб 2.0:

Google-аккаунт в 4-х шагах (автор Мария Смирнова)
Руководство пользователя: "Что такое Гугл-группа?" (автор Юлия Рачинская)
Обучалка "Как читают блоги" (автор Юлия Рачинская)
Как создать презентацию в Google и вставить в блог (автор Ослина Ирина)
Как сохранить презентацию на slideshare и вставить ее в свой блог (автор Людмила Рождественская)
Как создать виджет для гаджета (автор Ослина Ирина)
Гаджеты Google (автор Людмила Рождественская)
Как работать со slideshare? (автор Людмила Рождественская)
Как поставить гаджет с группы УЛЕЙ на свой блог? (автор Людмила Рождественская)
Микроблоги, для чего? (Людмила Рождественская, Надежда Болсуновская)
Презентация-обучалка по сервису WORDLE , (автор Елена Антонова)
Что такое плагины? (автор Александр Бондаренко)
Статистика от Google (автор Александр Бондаренко)
Как создать альбом в Picasa и встроить слайд-шоу (автор Елена Малахова)
Квест по регистрационным формам, или Как стать соавтором блога (обучалка для детей) (автор Мария Смирнова )
Как вставить изображение вместо заголовка блога (автор Ирина Ослина)
Коллективное хранение закладок (автор Евгений Патаракин)
О социальном сервисе friendfeed (автор Людмила Рождественская)
Лицензия CC (автор Галина Карпова)
VUE - программа для создания карт понятий,шаг за шагом (автор Ирина Бруснигина)
Как сделать снимок (скриншот) с экрана? (автор Людмила Рождественская)
Использование дополнительных шаблонов для Blogger'a (Мария и Дмитрий Смирновы)
Как работать с Youtube? (автор Людмила Рождественская)
Как оценить посещаемость блога (автор Мария Смирнова)
Как опубликовать Презентацию из Документы Google (автор: БабочкаЯночка)
Как добавить календарь в блог (автор Елена Галанжина)
Сервис Snap Shots (автор Наталья Гришина)
Сервис для микроблоггинга Делаю.ру (автор Галина Склемина)
Создание тестов, опросов, анкет с помощью Гугл-форм (автор Мария Смирнова)
Как добавить канал чтения FF в блог (автор Наталья Гришина)
Создание виджета "Flash облако тегов" (автор Ирина Жакулина)
Создание виджета "Flash облако фотографий для Picasa" (автор Ирина Жакулина)

А вот еще: Путеводитель по блоговедению
и
Как добавить текст большого объема, работая со Skribd (авторы из Иркутска)

и вот еще: http://docs.google.com/present... http://docs.google.com/Doc... http://docs.google.com/Doc... http://docs.google.com/Doc.. от Оксаны Петровой

"Защитник" - копирайт блога

Пришла пора установить "защитника" - копирайт блога. Необходимая для любых авторов вещь. Для чего воспользовалась презентацией-подсказкой, любезно созданной специально для участников дистанционного обучения группы "Улей" Галиной Карповой. Вот такой у меня установился внизу страницы копирайт:

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported License.

суббота, июля 11, 2009

И вот стою я перед вами, простой школьный библиотекарь...

В блоге "Librarian" - "простого" библиотекаря, которая побывала на конференции школьных библиотекарей в Михайловском 2009, размещена заметка с шутливым названием "Не могу молчать!" Мне хочется ее процитировать, ведь в каждой шутке, как мы знаем - есть доля правды, а то, о чем пишет автор - реалии сегодняшнего дня:
"...Вернулись с Форума Русской школьной библиотечной ассоциации в Михайловском.
Самое сильное впечатление - кажется проваливается попытка изменить статус школьного библиотекаря. Было предложение от Министерства образования РФ (!) ввести в школьной библиотеке должность педагога информационной культуры, было предложение с места (конкретно с моего) заменить библиотекаря на педагога дополнительного образования - библиотекаря. Ох и шум поднялся!!! Главное возражение - библиотека должна быть библиотекой, а библиотекарь - библиотекарем, или библиотекарем-педагогом (что с моей точки зрения одно и то же). Не понимаю. А как же тогда постоянное недовольство статусом?"

Вот мой комментарий:
Коллега! Браво!!! Вы нащупали самый эпицентр проблемы - библиотекари школ ничего не хотят менять в своей жизни - слишком большое напряжение надо будет пережить - переобучение, перемены и в своей работе и в работе самой библиотеки. Привычно старое, без перемен. Тем более, что и поддержка сверху наблюдалась (удивили Вы меня, рассказав про разумное предложение со стороны Министерства!), ведь в последние годы идея именно такого пути развития - "библиотекарь-педагог" - всячески мусировалась со всех сторон! В итоге - сокращения ставок заведующих библиотеками идет повсеместное. С книгой и чтением давно пора работать на новом уровне владения информационными технологиями, а это вполне по плечу библиотекарю, но библиотекарю -IT-специалисту

пятница, июля 10, 2009

Как применять блог в своем классе? - 33 совета "бывалого"




33 способа, как использовать блоги в своем классе и в образовательном учреждении, - об этом рассказывается в статье, написанной на английском языке в блоге Web 2.0 in the Classroom. Ссылка, присланная Людмилой Рождественской, дается в машинном переводе, но понять вполне можно, о чем идет речь. А это, действительно интересно для учителей отечественных школ.

Например, есть такие советы по созданию блогов:

* для общения в классе с учениками, размещения опросов, информации по общему руководству классом, о сетевых путешествиях, о том, как использовать календари в качестве "помощников" для родителей.

* для обучения школьников грамотному письму, демонстрации отдельных творческих проектов, отражения с помощью цифровой камеры и сканера праздников.

* для информирования о дополнительных, соответствующих возрасту материалах по тематике исследований в течение всего года, размещения ссылок на дополнительное видео, подкасты и веб-сайты для поощрения обучения.

* для размещения школьниками своих аудиозаписей (использование свободного программного обеспечения Audacity для создания звуковых файлов) с текстами и отсканированными иллюстрациями, которые они сами создали(нарисовали).

* для исследований и экспериментов. Учащимся предлагаются варианты гипотез перед каждым учебным занятием, связанным с исследованием и экспериментами. По завершении исследования/эксперимента результаты могут быть размещены в блоге и проведено сравнение с первоначальной гипотезой.

* для размещения творческих подсказок или ярких визуальных образов. При самостоятельном верном выборе учащимися строчки или картинки, организуется поощрение учащихся.

* для представления обзора книг для чтения.

* для размещения эссе о местах, где проводили каникулах. Вводить карты, используя Google Maps и даже создавая такую совместную карту, где каждый отмечает свои любимые места отдыха в дни каникул.

* для различных мнений и комментариев.

* для размещения однотипной информации такого же возраста учащимися из различных стран или городов, что позволит проводить обмен идеями и сравнение опыта (чтение книг, полевые экскурсии, др.)

* для профессиональных размышлений об уроках, которые преподаете, размещения анализа стратегий и методов, исследований и ссылок на альтернативные способы.

* для ярмарки проектов, когда школьники размещают фотографии выполненных проектов, делятся своими размышлениями, успехами, комментариями, пишут о том, что было особенно интересно и весело.

* для создания микроблогов, которые позволят следить за событиями в романе или рассказе, или используются при изучении исторических событий, для прогнозирования будущего...

* для сбора данных о научных экспериментах, в которых учащиеся могут создавать и вставлять графики и диаграммы с пояснениями и комментариями.

*для архивов любимых рецептов каждого учащегося.

*для отображения информации и характеристики различных арт движений.

* для создания и оценивания реального смысла политических карикатур

* для создания истории семьи и традиций.

* для викторин, творческих сочинений, стихов, коротких рассказов

* для ссылок на реальные сайты с комментариями учащихся по их надежности.

* для сообщений о математических понятиях, примеров и решений математических задач, используя цифровые видеокамеры и цифровые записи

* для изучения учебных предметов

* для исследований социальной направленности с решениями тех или иных проблем

* для исследований музыкальных записей, истории документов, ссылки на звуковой файл, фотографии и ссылки на видео, как играть на тех или иных инструментах

* для библиотекарей как помощников в распространении новых услуг, процедур, мероприятий и событий для участников педагогического процесса и/или других районных коллег.

* для библиотекарей, которые информируют о поступлении новых книг, создают клубы любителей чтения

и другие потрясающе интересные идеи. Читайте!

Prezi... Prezi... Prezi-нтация

2 июля в своем сообщении уже писала о возможности создавать презентации в Prezi.com - стильно, красиво, по-новому. Вера Павловна Короповская также увлеченно разбирается с этим сервисом, да не просто разбирается, а сама учится и другим помогает...

Prezi это: Ваши великие идеи, отображенные на бесконечном холсте, и вот уже презентация летит красиво к вам

Облако тэгов?- Ну и ну! Работать еще и работать!

Создала облако тэгов "ярлыков" своего блога. И сразу поняла, что не те тэги (ярлыки) ставлю. Надо поработать над этим, привести в порядок мысли :-), убрать лишнее.

19 июня уже писала о тэгах и пробовала составлять "облако" статьи о Библиотеке 2.0, радовалась, что так хорошо получилось. Но сегодня уже понимаю, что не только в красоте "облака" дело, но и в отражении истинного содержания (вот!).

Очень мне помогла инструкция по созданию облака тэгов. Спасибо автору огромное!

четверг, июля 09, 2009

В копилку библиотекаря

Поскольку блог для школьных библиотекарей/сотрудников медиатек-медиацентров и, уж тем более, Библиотеки 2.0 (!) решила сделать подборку ссылок на интересные блоги, аннотированные участниками обучения (педагог Людмила Рождественская):

Читаем книги
Блог создан для учителя-предметника, но может быть использован и для учащихся любой ступени и классным руководителем.

Тайны Зазеркалья
Читаем вместе "Алису в Стране Чудес" Руководитель проекта: Мина А.А., Г.Викульцева/ Цель проекта: познакомить учащихся с особенностями стилистики Льюиса Кэрролла

Четыре загадки Гофмана
Отличное оформление блога, использование иллюстрации М. Шемякина делают эту страницу немного таинственной. Во-первых, учащихся вовлекает в работу на блоге то обстоятельство, что задания названы "загадками", создаётся впечатление, что учитель разгады вает их вместе с учениками. Мне показалось, что учитель предполагал через
представленную последовательность заданий (разгадка символов, игра в акронимы, "чтение иллюстраций"), научить гимназистов внимательно читать текст, уметь словесно, используя ассоциации, объяснять происходящее в тексте. Но также ученики должны понять, что такое "символ", уметь символы находить в данном тексте. Для этого есть удобные ссылки на текст "Золотого горшка", на словарь символов, на сайт Гофмана. Задание с составлением акронима позволяют ученикам раскрепоститься и "поиграть" с текстом. Задание же написать текст "Что таит в себе " золотой горшок" предполагает всевозможные трактовки
понимания текста Гофмана, что впоследствии могло быть темой отдельной дискуссии.

Библиогид
Сайт Российской государственной детской библиотеки.

Методист библиотеки
Блог научно-методического отдела Харьковской государственной научной библиотеки им. В.Г. Короленко

Как пройти в библиотеку?
Блог Свердловской областной библиотеки для детей и юношества

Учимся с Google
Блог о применении социальных сервисов Google в урочной и внеурочной деятельности. Социальные учебные сети, учебные сообщества, ВикиВики, блоги, социальные закладки, программируемые медиа. Авторы подвергают анализу возможности сервисов, но не только.
Высказывают мнения по целому ряду важнейших стратегических и тактических вопросов, например: Гугл сайт как площадка проектной деятельности для учителя. С чего начать? Как сделать успешный сетевой проект со школьными учителями? Блог: инструкция для писателя. Диалоги в блогах проясняют позиции разных участников, содействуют развитию рефлексии, формируют убеждения, а при надлежащей организации дискуссий - помогают коллективной постановке проблем и поиску их решения.

Книги и библиотеки
Коллективный блог Библиотеки им. В.Г. Белинского - о чтении, книгах, читателях, библиотекарях и нашей жизни. У блога много авторов и разные темы: «Большая Библиотека» - Рубрика, посвященная одноименному журналу. О книгах, современных и старинных, занимательных и полезных; о писателях и читателях; о библиотеках и библиотекарях. "Афиша" - анонсы интересных культурных событий, которые происходят в нашей библиотеке и за ее пределами. "Библиотечный мир" - все важное, спорное, новое из жизни библиотек. "Информационные ресурсы" - о новых ресурсах Белинки (см. также Виртуальную Библиотеку). "Книга ищет читателя" - подружитесь с одинокой книгой - возможно, именно Вы будете ее первым, самым любимым читателем! "Книга художника" – особая книга. Она вбирает в себя и автора, и художника, и читателя, и зрителя». "Книжные истории" — люди говорят о книгах, книги говорят о себе сами. "Читатели" — разные истории о наших читателях.

Центральная городская детская библиотека им. А.С.Пушкина

Сайт библиотеки Санкт-Петербурга, где размещаются даже аудиофрагменты литературных произведений, сказок, стихов и детских песенок, которые можно прослушать с помощью проигрывателя Windows Media

Опыт обслуживания молодежи в зарубежных библиотеках
Блог Российской государственной юношеской библиотеки в ЖЖ создан 3 июня 2008-06-03. Ведет А. Янков. Заметки в значительной степени посвящены новостям из жизни американских и канадских библиотек.

Блог Библиотека фотографа
Блог-аннотации и ссылки к книгам по искусству фотографии. Впечатляет наличие тэгов, хорошего качества фотографий.

Новости из жизни американских библиотек
Блог для библиотекарей. Автор - Информационный Центр Генерального Консульства США в Екатеринбурге. Интересные новости, ссылки, комментарии, замечания, все о библиотеках и изменениях, происходящих в них. Жаль, что инфо завершаются августом 2008

Librarian
Блог "простого" библиотекаря, существует с 2007 года, размещена информация о сайтах для школьных библиотек, размышления о библиотеках 2.0 основаны на хорошем анализе материалов, представленных в журнале Observer, который опубликовал список из пятнадцати сайтов, "изменивших мир"

КМ Школа для библиотекарей
10 июня 2009 года создан этот блог автором зам. библиотечным медиацентром Рыженко Татьяны из Ставропольской гимназии, которая представляла свой опыт на конференции Ассоциации РЕЛАРН. Пока только идея, но радуюсь, как ребенок, что скоро появятся интересные материалы по теме...

Интернетные штучки
Блог, в котором ежедневно публикуются обзоры новых интересных сайтов, программ, новости веб2.0 проектов и различные мнения из интернет.Информация позволяет следить за развитием технологий, знакомиться с новыми сервисами (Копирайт 2006—2009 ООО "Блоговед")

Heyjudy
Блог Джуди О’Коннел, члена редакции журнала School Libraries Worldwide, журнала международной ассоциации школьных библиотекарей (ИАСЛ). Блог создан в 2006 году для того, чтобы осмыслить и изучить социальные коммуникации, новые технологии для обучения. Целевая аудитория – школьные библиотекари всего мира. Идеальный язык для блога, много новой информации, ссылки на образовательные блоги, инструменты, которые можно использовать в работе со школьниками.

Блог Школа молодого учителя г. Челябинска
На страничках блога можно узнать о всех событиях и мероприятиях, организованных в рамках деятельности Школы. Оставляя комментарии к сообщению в блоге, можно стать участником или автором настоящей Онлайн-дискуссии, задавать интересующие вопросы.

Нескучная школа
Блог школы (Лицей "Ковчег 21") предназначен для школьного сообщества (в том числе учеников) и родителей; содержит информацию собственно о школе и учебной работе, в ней происходящей, а также о глобальных процессах в образовании (напр., сведения об ЕГЕ, новых подходах к обучению и т.п.); о конкретных способах организации уроков (рубрика "Школа как мастерская"), даёт возможность общаться на форуме

Городская секция учителей начальных классов
Блог учителей начальных классов, работающих в школах с русским языком обучения ведётся с сентября 2008 года. Содержит материалы городской секции, презентации, отчёты мероприятий, объявления, ссылки, есть информация о проходящих заседаниях предметной секции, план работы, методические материалы для проведения олимпиад и многое другое. Блог предназначен для всех учителей начальных классов русских школ "Городская секция учителей начальных классов"

Не волнуйтесь, я сейчас все объясню!
Блог преподавателя информационных технологий
Как сделать Интернет для детей более безопасным

Старый джаз: Установи в медиатеке соответствующий подкаст!

Установила в блоге подкаст старого джаза. Наслаждаюсь дивной музыкой. Подкасты...
Для чего можно их использовать в библиотеке школы? - Для размещения на сайте или в блоге аудиозаписей лучших чтецов школы, школьных (классных) радиопрограмм или для размещения новостей центрального радио. А может быть, и записей голосов поэтов (Вознесенский, Рождественский, Ахмадуллина, Ахматова....)?
Можно посмотреть и послушать исполнение джазовой музыки Бенни Гудмана



Концептуальная карта "Школьная библиотека". Неужели получилось?!





А Сергей Шипунов представляет принципы и законы создания "карт ума"

Свяжитесь с нами!

С удовольствием разместила в блоге интересный смайлик "Свяжитесь с нами!". Те, кто хочет порадовать свой блог и его читателей, могут также воспользоваться этим инструментом
Это я к тому, что продолжаю обучаться работе в блоге и осваиваю новые возможности Интернета... Чего и всем желаю.
Правда, начали одолевать сомнения в целесообразности использования такого множества. Начала понимать тех блогеров, которые пишут очень на скромно оформленных страничках блогов. Может быть, надо постараться в процессе обучения освоить многое, но выбрать в итоге для своей работы лишь небольшую часть?

среда, июля 08, 2009

Как государства могут поддержать школьные библиотеки в условиях кризиса?

Как государства могут поддержать школьные библиотеки в условиях экономического кризиса? - Пытаясь ответить на этот вопрос, побродила в поисках ответа по библиотечным блогам:

Поскольку в трудные времена при сокращении финасирования во всех сферах роль библиотек всегда возрастает, важно привлекать добровольных помощников из числа школьников к работе библиотек, в которых проводятся "программы летнего чтения". Исследования, проведенные в США, показывают, что американские школьники, участвовавшие в подобных специальных программах, организуемых в летнее время и имеющих финансовую поддержку от государства (Белый Дом и Американская Библиотечная Ассоциация, Национальный проект United We Serve - "Объединившись Мы Поможем"), в начале нового учебного года, как правило, демонстрируют бОльший словарный запас и лучшее понимание текстов. А это - немало!

Источник

Жизнь состоит и из теплых воспоминаний...


02 июля уже писала о том, что уезжала на 40-летие окончания школы, на встречу с друзьями из своего класса... Сегодня мой одноклассник Вова Попов прислал ссылку на сообщение в газете Вечерний Бобруйск о нашей недавней встрече одноклассников в родном авиагородке города Бобруйска на 40 летии окончания школы...

Одновременно закрепила размещение фотографии в блог :-)

вторник, июля 07, 2009

Концептуальные карты - интересно, но пока трудно

Пару дней осваивала концептуальные карты в одном из сервисов. Понимаю, как важно научиться с ними работать - выстраивание четкой логики выступлений, проведение совместного обсуждения важных ключевых вопросов, возможность классификации, др. Создала карту "Школьная библиотека", где показала историю изменений за последние 20 лет (от медиатеки к медиацентру и далее к библиотечному медиацентру) и попыталась прорисовать перспективы ее развития (Библиотека 2.0), застряла на характеристике сервисов - пока еще не все запомнила названия, что к чему и почему.... :-) Сегодня-завтра постараюсь карту закончить и выложить в блог для обозрения и возможного обсуждения коллегами...

понедельник, июля 06, 2009

Так что там про любовь? И что делать со школьниками на занятиях по информационной культуре?

Собирать из блогов начала все, что можно использовать в работе с учащимися в рамках занятий по развитию информационной грамотности в школьной медиатеке, в том числе и прежде всего, по привитию любви к литературе, чтению...

Нарыла пока в блоге Учимся с Google о том, как можно построить литературные занятия (автор перевода Боря Ярмахов): "О том, как использовать сервисы Google при изучении литературы рассказывают создатели сайта Литературные Прогулки с Google . Он представляет собой репозитарий, в который складываются проекты, посвященные писателям и их литературным персонажам, структурированные по уровням обучения.
В основе проекта - идея наложения на карты Google сюжетных маршрутов персонажей известных произведений и иллюстрации наиболее значимых пунктов фотографиями, рисунками и описаниями. При работе над проектами школьники пользуются сервисом Google Earth. Сейчас на сайте можно найти проекты, созданные на основе "Одиссеи" Гомера, "Энеиды" Вергилия, "Кандида" Вольтера, "Макбета" Шекспира, произведений Пелема Вудхауса и многое другое. "
Источник

А в другом сообщении автора того же блога говорится о том, какие можно давать детям серьезные исследовательские задания и приводится в качестве примера несколько заданий из давнего проекта "Шестиклассники при дворе короля Артура".

"Проведите поиск соотношения частоты употребления имен главного героя и его короля в "Песне о Роланде" и "Тристане и Изольде".
Люди, знакомые с текстовым процессором, понимают, что задание несложное. Но оно требует от учащихся знаний несколько больших, нежели просто тупо набирать тексты. Но зато даже гуманитарам становится понятно, зачем надо учить в текстовом процессоре еще что-то, кроме простого набора и форматирования текста.
Кстати, а знаете к каким выводам может привести такое исследование?
Посмотрите на диаграмму:
.
Разница существенная, не правда ли? Так вот, "Роланд" был написан в эпоху раннего средневековья, Тристан" же - в эпоху позднего.
Ну, а дальше - простор для историка!

Проведите поиск частоты употребления всех форм слова "любовь" в "Песне о Роланде" и "Тристане и Изольде". Представьте результаты в виде диаграммы.

Так что там про любовь?"
Источник

Тот же автор пишет в блоге у Жени далее: "...признаюсь, никогда еще мне не приходилось встречать сервиса, позволяющего столь просто сделать на компьютере то, что мы привыкли делать на бумаге. Речь - о новом сервисе QuikMaps. Это - просто надстройка над картами Google. Но какая! Ученики могут просто "карандашиком" рисовать по гугловским картам так, как мы это привыкли делать в контурных картах. Не то, чтобы этого нельзя было делать в Google Maps. Но так просто, что с работой этой справится даже первоклассник - можно только в QuikMaps. Учителю остается только проявить фантазию. Мне сразу же захотелось провести путь Раскольникова от своей каморки до квартиры старухи процентщицы..."

суббота, июля 04, 2009

30-дневный доступ к журналу Distance Education

Получила по одной из своих рассылок информацию, которая, как я думаю, заинтересует многих.

Журнал Distance Education празднует свое тридцатилетие в этом году. В честь этого знаменательного события издательство дарит 30-дневний свободный доступ к журналу. Для его получения по ссылке необходимо ввести следующий код ваучера доступа VCDIESD000105A5

Читаем!

А где же отечественные видеоролики для уроков?!

На Ютьюбе, в разделе видеороликов, связанных с образованием, нашла много интересного. А где же образовательные российские видеоролики, имеющие непосредственное отношение к урочной деятельности (не запись скучных уроков или "говорящей головы"?!) ...

Вот этот видеоролик "Ералаш отдыхает!" создан ребятишками вместе со своим учителем из школы села в Алтайском крае. Он шутливо рассказывает о том, как помогает КМ-Школа с электронными журналами. Смонтирован в программе Cyberlink PowerDirector 7

В блоге "Учимся с Goggle" снова нашла кое-что интересное. Женя Патаракин пишет, как организовать опрос в GoogleModerator и приводит результаты опроса по использованию документов GoogleDocs в учебных целях наиболее продвинутых пользователей Интернета в количестве 21 человека, которыми интерес к учебным каналам на YouTube поставлен на почетное второе место!

Вот как распределен интерес к документам
GoogleDocs по порядку:
  • Создание расписаний и планирование общешкольных мероприятий при помощи Google Calendar"
  • Учебные каналы на YouTube
  • Проведение опросов при помощи элктроннх таблиц Google
  • Использование блогов на blogspot для организации учебных проектов
  • Обработка и представление данных на лету при помощи электронных таблиц Google
  • Карты Google для обучения
  • Google-Rearer - как собирать новости при помощи Google-Reader и делиться новостями
  • Построение сайтов на базе Google-site
  • Google-NoteBook - как сохранять закладки и записи в блокнотах Google
  • Организация коллективного хранения фотографий в галереях Picasa
  • Создание персональных поисковых систем с CSE Google

Библиотекарь по-новому скроенный

Зацепило на том же блоге Юношеской библиотеки сообщение:

*
о том, что в "Великобритании все больше библиотек осваивают технологию микроблоггинга (Twitter) - речь идет о более чем 40 библиотек в Манчестере, Девоне, Бредфорде, Эдингбурге, Вестминстере и Лидсе. В Бирмингеме на Выставке Библиотечной Информации Твиггер признан как средство для общения между библиотекарями, способствующее улучшению качества библиотечных услуг, включая книгообмен." В блоге у Жени Патракина "Учимся с Google" написано довольно подробно об этом сервисе твиттер (Top Twitter Friends), который, как видно из его сообщения "позволяет нарисовать карту общения внутри группы друзей (для нас это - учебная группа). Сразу видно, кто с кем общался и как часто".

Осваивают постепенно библиотекари новейшие интернет-сервисы! А куда деваться? - Подростки поколения Goggle буквально на пятки наступают - все умеют, книги хотят читать на наладонниках, на сервер библиотеки заходить ото всюду, хоть из трамвая и пр.!

Так все же, какая же профессия библиотекаря выживет в 21 веке?! Что должны будут уметь библиотекари и чем будут заниматься?

Нашла на блоге Татьяны Рыженко, заведующей школьным библиотечным медиацентом гимназии Ставрополя сообщение об опыте использования ИИП "КМ-Школа" (г. Ставрополь, МОУ гимназия №25). Речь идет об активной работе современного библиотекаря с контентной образовательной информационной системой, установленной в локальной сети школы - наполнение ресурсами, организация работы сучащимися, информацинные услуги учителям-предметникам и пр.

Скорее всего, вот таким должен быть школьный библиотекарь сегодня, в сегодняшней современной школе!..

Динозавр ли библиотекарь? или Выживет ли профессия библиотекаря в 21 веке?

В упоминаемом уже блоге приводится сообщение и комментарий пользователя по поводу размышлений Dr. Roma Harris и Victoria Marshall о том, "что профессия библиотекаря в современном мире становится лишней, т.к. библиотеки нуждаются в первую очередь в менеджерах и профессиональном менеджменте: "Каталогизаторы являются сегодня динозаврами, а библиотекари станут ими завтра".

Вот еще цитата оттуда же, но это высказывание уже читателя блога: "Конечно, меньше всего библиотеке завтрашнего дня будет нужен библиотекарь-оператор (зарегистрировать читателя и выдать чит. билет, выдать книгу, принять книгу, поставить на полку и т.п. особо интеллектуальные деяния). Это всё будет делать техника САМА. А вот библиотекарь консультант и библиограф... Тут всё гораздо сложнее. Рост (лавинообразный) числа доступных изданий при практически неизменных возможностях человека прочитать...
Здесь на первый взгляд Встает оценка и отбор. Рекомендация ЧТО читать, а что можно и не читать... Оценка найденного на полноту, достоверность и т.п.
Это всё будет всё более востребовано... И, на мой взгляд, именно здесь ниша для развития библиотеки. Плюс, конечно, анализ и "роспись" фонда (и локального и глобального, доступного по сетям) так, чтобы нужный документ можно было легко найти и принять решение "читать или не читать" Это тоже может только человек... И это тоже нужно будет всё делать будушему персоналу библиотек".

Мне показалось очень интересным самой разобраться, какой нужен 21 веку библиотекарь? Ведь в России на сегодня, судя по всему, идет сокращение заведующих школьными библиотеками. Вот какое письмо размещено библиотекарем школы Св.Смирновой на форуме Российской школьной библиотечной ассоциации: "Сегодня узнала на работе, что ставку заведующей школьной библиотеки убирают... Интересно кем это инициировано? Или это местные власти так экономят на школьных библиотекарях? Вообще куда идти жаловаться?.."

Кто знает ответ на этот вопрос библиотекаря школы Светланы Сорокиной? - Напишите, пожалуйста.

пятница, июля 03, 2009

Чтоб библиотека летом не дремала

Начала потихоньку собирать и размещать у себя ссылки на интересные блоги для библиотек, которые могут быть полезными и для школьных библиотекарей/специалистов школьных медиатек:

В Блоге Рос. гос. юношеской библиотеки "Опыт обслуживания молодежи в зарубежных библиотеках" опубликовано:

* интересное сообщение о летних программах библиотек для всех групп пользователей (штат Нью Йорк, США) , речь идет о 66 программах! Особенно потрясена была одним пунктом: "прием дарственных материалов от библиотечных пользователей ( книги, видео, CD и DVD в хорошем состоянии) ". И ведь не робеют об этом писать, и не стесняются пополнять библиотеки дареными ресурсами!

* информация о программе летнего чтения для подростков и взрослых в другой библиотеке, которая придумала и проводит мастерскую креативного сочинительства, "задача которой развить у участников способность придумывать конфликтную ситуацию для коротких рассказов".

Впрочем, обо всем этом подробнее можно узнать на самом блоге

Что умеет сотрудник школьной медиатеки? - Проводить анкетирование!

Осваивала сегодня Анкетер для проведения в Сети (в блоге) опросов. Выбрала пока для краткого анкетирования две темы: Есть ли у вас в школе медиатека? и Что умеют современные сотрудники медиатеки?
Во второй анкете всего один вопрос, но много ответов. Хорошо бы, кто-то еще дополнил этот список во многом составленный "на перспективу"...

А вот инструкция "Создание анкет с помощь "Документов" Google" (автор: Юлия Семенова)

четверг, июля 02, 2009

Как лучше обустроить... ой, русифицировать блог

Смирнова Мария Алексеевна создала в сообществе ITN веточку обсуждений "Наши находки: УРА, ПОЛУЧИЛОСЬ!". Там новоявленные блоггеры :-) обмениваются советами, как лучше обустроить блог. Вот тот совет, который помог мне спокойно работать с документами с самого начала - Как русифицировать Гугл-документы:

1) Войдите в Гугл-аккаунт (введите адрес эл. почты и пароль)
2) Перейдите в Гугл-документы http://dоcs.gооgle.com/
3) В правом верхнем углу увидите ваш адрес эл. почты | Settings | Offline help | 4) Кликните Settings
5) В открывшейся странице самый верхний выпадающий список называется Language. Выберите в списке "Русский", внизу нажмите кнопку Save

Так же можно русифицировать все другие сервисы гугл-аккаунта.

Источник

Удивляться и удивлять можно по-новому!


Познакомилась с презентацией, созданной совершенно по-новому - в сервисе Рrezi.com

С примерами различных презентаций можно познакомиться (и попытаться сделать свою, предварительно зарегистрировавшись!) здесь Удивляться и удивлять своих слушателей - библиотекарей, учителей и учащихся в лекционном зале, учебном классе и медиатеке можно теперь по-новому!

Не дать умереть рыбкам в аквариуме!

Кстати, мои дорогие посетители, вы покормили рыбок в аквариуме?! (см. внизу) - Спасибо!
Это я в свой блог вставила гаджет , созданный автором Adam Bowman

Что делает библиотекарь в своем блоге?

Продолжаю тему, связанную с характеристикой блога для школьного библиотекаря, начатую 19 июня, продолженную 22-ого...

Отталкиваюсь от тезиса, что сервисы Веб 2.0 предоставляют новые библиотечные услуги и новые направления обслуживания - прежде всего, за счет "выхода" из пределов здания библиотеки, и размышляю, что же реально может библиотекарь делать полезного для участников педагогического процесса в своем блоге:

* вести уроки библиотечно-информационной грамотности (и это, наверное, есть самая замечательная идея! - от научения сервисам - до советов по культуре чтения, до исследований литературных произведений), совмещая в работе возможности книжных текстов и сервисов Веб 2.0;
* ориентироваться в выборе книг и др. ресурсов для своего фонда на реальные потребности пользователей, которые и "делают" заказ;
* поддерживать участников педпроцесса-пользователей библиотеки в их стремлении создавать и размещать в блогах новые ресурсы (видео, тексты, аудио, пр.);
*для проведения акций и мероприятий библиотеки ориентироваться на потребности пользователей-участников педагогического процесса, которые пишут об этом в блоге;
* размещать информацию о новых поступлениях (часть электронного каталога?),
* в Календаре отражать информацию о мероприятиях школы и библиотеки;
* приводить cсылки на полезные ресурсы для учителей, школьников и родителей; на справочные ресурсы, на аннотированные онлайн ресурсы;
* может быть, размещать наиболее яркие примеры творческих работ учащихся, обучающихся библиотечно-информационной грамотности;
* общаться с пользователями;
* не боятся
"нетрадиционной" систематизации фонда, используя при этом в блоге, напр., метки (тэги);
* наряду с ценностью книги и чтения понимать ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации;

Да, как же я могла забыть об электронном каталоге?! Увы, не знаю пока, есть ли какие-то сервисы, которые позволят разбить электронный каталог на несколько функциональных компонентов и сделать каждый из них возможным для включения на страницы Интернета?

Но все вышенаписанное ориентировано на понимание библиотекарем школы целей, интересов и потребностей своих пользователей, а готовы ли школы и сами библиотекари к такой постановке вопроса?! Ведь директору школы надо поддержать такие изменения, а самому библиотекарю - понять возможности и обучиться сервисам и инструментам Веб 2.0!

Устанавливаю счетчик посетителей блога

Счетчик моих немногочисленных посетителей блога... Училась устнавливать в блоге счетчик посещений. Выбрала внешний вид и скопировала код счетчика с бесплатной установки таких цифирек и перенесла на свою страничку блога...

Встреча с одноклассниками и учусь вставлять видео

Пропустила обучение - уезжала к своим одноклассникам (40 лет назад закончили школу -можно посмотреть фотоотчет в блоге у моего одноклассника Вовки Попова), бегала по лекциям и встречам... надо наверстывать, теперь, видимо, буду это делать в одиночестве...

Продолжаю учиться работать в блоге...
- попыталась вставить видео запись, созданную в ютьюбе, о реализации программы информатизации образовательного пространства с помощью ИИП «КМ-Школа» , о внутришкольном мониторинге знаний учащихся с примером урока в «КМ-Школе»...
Пока не поняла, как видео вставлять непосредственно в текст новости...


По-моему, удалось... Вот продолжение

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails