К основному контенту

Что общего у детских технопарков и школьных библиотек?

Сегодня в отечественных школьных библиотеках уже можно встретить небольшие мастерские-фаблабы. Например, в Ижевской школе № 24 фаблаб в библиотеке  предлагает учащимся среднего и старшего школьного возраста возможность что-либо изготавливать. Здесь есть место, где юные изобретатели конструируют и собирают роботов из Lego. Необходимые учебные материалы можно найти в электронном виде и скачать на собственные смартфоны и планшеты. Занимаются здесь не только ученики, но и библиотекари, обучающиеся работать с новыми технологиями... 


В середине ноября, 14 числа с.г. успешно защитила магистерскую диссертацию Галина Косцюкевич по интересной и актуальной теме "Организация проектной деятельности в детском технопарке с применением дистанционных образовательных технологий". Она исследовала процесс качественных изменений уровня навыков (hard и soft skills) в процессе технического творчества обучающихся (старших подростков) в проектной деятельности в детском технопарке. (на материалах деятельности детских технопарков «Без предела» и «Кванториум» г.Пскова).

Два с половиной года обучения магистрантов и моего научного руководства пролетают для меня быстро. А для обучающихся, наверное, не очень :-) - сессии с отрывом от своей работы и личной жизни, с экзаменами и зачетами перемежаются здесь посещениями интереснейших мест и встречами с потрясающими людьми - реальными практиками, работающими в Panasonic, Яндекс, Сбербанке...

Обучалась Галина на кафедре технологии и профессионального обучения Ин-та физики, технологии и информационных систем в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) у М.Е.Вайндорф-Сысуевой. В этой замечательной магистратуре несколько лет назад обучались еще три магистрантки, с которыми мне также повезло поработать в качестве научного руководителя - это Юля Нацкевич (“Массовый дистанционный обучающий конкурс как технология организации дистанционного конкурсного движения школьников”), Наталья Кубрак ("Визуализация информации как средство развития медиа-информационной грамотности библиотекаря в открытом обучении"), Ольга Семёнова ("Геймификация как эффективный ресурс развития информационно-медийной культуры библиотечных специалистов"). 

Во время работы над текстом исследования Галины Косцюкевич я не раз задавалась вопросом: Может ли школьная библиотека, как и детские технопарки, описанные в работе, предоставить инструменты для развития навыков (hard и soft skills) школьников, так обучать их новой цифровой грамотности и так готовить их к новым профессиям?!

Вспомнила, что библиотека Александрии была, в том числе, коворкинг-пространством для древних ученых, из которого вышли работы Евклида, Архимеда и других известных деятелей науки и искусства. А сегодня во многих странах именно на базе библиотек открывают специальные пространства для бесплатного обучения новым технологиям на практике - Makerspace, Fab Lab (fabrication laboratory) и др. Суть всех форматов примерно одинакова: людям предоставляется доступ к 3D-сканерам, 3D-принтерам, роботам для вырезания «выкроек» из листов дерева, пластика или металла. Помимо доступа к технике в библиотеках специалисты проводят бесплатные курсы по освоению новых навыков и выдают литературу и аудио-видео контент для самостоятельного изучения.

Значит можно... Только на библиотеку школы надо постараться взглянуть по-новому, с точки зрения информационно-библиотечного центра


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.