К основному контенту

Как научиться задавать важные вопросы

Насколько современный взрослый человек - педагог или библиотекарь способен вступать с современным ребенком в равноправный диалог? Можем ли мы в библиотечной работе не диктовать детям знания как истину в последней инстанции, а вместе с ними искать ответы на сложные жизненные вопросы

В Мастерской Екатерины Яковлевой "Сократические беседы" в ВикиСибириаДе библиотекари учатся понимать, что важнее для развития ума читателя - вопрос или утверждение? как переделать императив в вопрос? как  из простых утверждений составить интересные для читателей-школьного возраста вопросы? когда закрытый вопрос становится открытым, а когда простой вопрос - проблемным? как проводить такие беседы при обсуждении прочитанных книг, которые явятся подготовкой детей и подростков к решению реальных жизненных проблем?..

Поскольку такая сократическая беседа строится на интересных детям и подросткам-читателям вопросах, ответы на которые дети с удовольствием будут искать в книгах, они могут лечь в основу библиотечного проекта,  и, соответственно, детского читательского исследования.


Попытайтесь ответить  на одно из заданий этой Мастерской на отличие открытых от закрытых вопросов:

Для чего Дж. Свифт отправляет своего героя сначала в страну лилипутов, а потом в страну великанов?

В каких сказках злая мачеха пытается погубить падчерицу?

Почему в сказках все мачехи злые?


Кстати, Сократ   - афинский гражданин проводил свое время в диспутах по этическим вопросам. Приобретение знаний имело для него самое важное значение, так как он считал, что именно знание способно сделать всех людей добродетельными.  


Может быть, ради того, чтобы мы все вместе с нашими читателями стали немного лучше (читай - "добродетельнее"), нам стоит научиться вести с ними равноправные диалоги, научиться задавать интересные вопросы, чтобы получать на них от подрастающего поколения интересные, найденные в книгах, ответы?!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о