К основному контенту

Полгода жизни с ВикиСибириадой


С октября месяца существует проект, который много дал мне лично и, как я надеюсь, многим его участникам. Хочется об этом рассказать...

Что такое ВикиСибириада
Этот региональный краеведческий вики-ресурс с доступными широкому кругу пользователей материалами, созданный при поддержке Фонда Прохорова, начал функционировать в октябре 2011 года. Основной своей целью проект, рассчитанный на поддержку в течение одного года, провозгласил создание обучающей вики-среды краеведческой направленности для формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, гражданственности, причастности к своей истории, культуре, языку. Автор проекта и грантополучатель – Новосибирская областная библиотека им. А.М.Горького (руководитель Е.Смутнева, консультант – координатор «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН Е.Ястребцева) предположили, что эта вики-среда будет способствовать коллективному взаимодействию библиотекарей, педагогов, детей и подростков школьного возраста, приучению их к совместной полезной деятельности с документальными материалами историко-краеведческой направленности.

Чего удалось достичь за полгода становления и развития проекта
За прошедшие полгода смело можно сказать, что проект состоялся и стал средой успешного взаимодействия библиотекарей, работающих с детьми, школьных педагогов и подрастающего поколения разных возрастных групп (от детей от 6 лет, которые вместе с родителями участвуют в проектах и конкурсах вики, до старшеклассников-читателей детских библиотек). К факторам успешности можно отнести такие:

  • Более 1000 участников активно действуют на вики – взрослых и школьников
  • Более 100 детских библиотекарей Сибири прошли двухмесячное дистанционное обучение, передавая свои знания и умения коллегам и детям-читателям
  • Взрослые участники систематически продолжают осваивать все новые и новые социальные сервисы Веб 2.0 и новые для себя формы сетевой библиотечной и педагогической деятельности с их применением работая в Мастерских
  • Более 60-ти литературных вики-проектов разработано библиотекарями, часть из которых уже завершена
  • В более чем 20-ти вики-конкурсах принимают участие дети и подростки сибирских городов, в рамках которых на вики-страничках рассказывают пронзительные истории своих семей, о семейных традициях и реликвиях, об играх, которые вспоминают деды, местопримечательностях Сибири, об известных сибиряках и др., применяя возможности социальных сервисов – Ленты времени, Ментальные карты, 3D-книги и пр.
  • Библиотекари-участники проекта создают свои портфолио на страничках Участников, вики-странички своих библиотек, размещают виртуальные книжные выставки, создают буктрейлеры, вики-газеты, электронные читательские дневники (наравне со своими детьми-читателями), разрабатывают темы и вопросы для самостоятельных литературных исследований для своих читателей, проводят Дни цифровой грамотности в своих библиотеках, разрабатывают опросники для библиотечных исследований
  • Педагоги и библиотекари принимают участие в вебинарах, скайп-конференциях, мастерских - учатся делиться знаниями и совершать коллективные действия в сети, проводить занятия по безопасной работе в Интернете и соблюдению авторского права


Почему для проекта была выбрана именно вики-среда
На чем следует выстраивать всю деятельность, связанную с краеведением и библиотечной/ педагогической деятельностью с детьми? На чем следует остановить свой выбор - на блогосфере или викисфере, как открытых средах для реализации целей и задач проекта? – Эти вопросы занимали авторов при разработке проекта. Понимание постепенного перехода общества в воспитании подрастающего поколения от знаниево-просветительской парадигмы «человека знающего» к новой личностной парадигме «человека, подготовленного к жизнедеятельности», помогло авторам проекта определиться в своем выборе. Сегодняшние подростки-школьники хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно.

Оттолкнувшись от «сообщающего обучения», возможного и в большей степени присущего блогосфере, авторы проекта сделали выбор в сторону создания образовательной вики-среды для сетевой поддержки творчества и образования библиотекарей, педагогов и детей/подростков-читателей библиотек/учащихся школ, среды, комфортной для самостоятельных действий при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать сообща, способствовать самостоятельному познанию, размышлениям и рефлексии, являющейся копилкой достижений каждого участника.

Преимущества вики-среды:

  • направленность на коллективные действия и совместную работу
  • возможность соединения, сопряжения специализированных узлов и источников знаний («знание – в связях и отношениях»)
  • возможность формирования самостоятельного мышления (видеть связи между областями, идеями и концепциями)
  • зона ближайшего развития (подростков-читателей)
  • систематическое приобретение новых умений
  • отучение от копипаста (во многом присущего блогосфере)
  • общение с «умными» людьми (все – на равных)
  • возможность стать «экспертами» (даже подросткам)


На что ориентируемся в формах работы с детьми/подростками в ВикиСибириаДе
Практика присутствия множества взрослых участников в викисреде подтвердила наши ожидания - они стали проявлять новый стиль поведения в Сети:

  • помогая друг другу, детям и подросткам, консультировали их через странички Обсуждения, исправляли ошибки участников-детей и коллег;
  • разрабатывая свои виртуальные занятия по безопасной культуре поведения в Сети и делясь ими с коллегами, тем самым вносили свой собственный вклад в развитие медиа- и цифровой культуры;
  • активно обсуждая и вежливо критикуя, наблюдали за тем, как что-то делают другие;
  • стараясь быть точнее в совместном редактировании, конструировании и классификации, не боялись демонстрировать свои черновые записи;
  • стараясь приносить пользу другим участникам проекта, учились заботиться о других людях;
  • гордясь тем, что их материалы брали и использовали коллеги, с удовольствием размещали информацию и ссылки на них;
  • постоянно самостоятельно конструируя (и позже - консультируя детей) в цифровой среде объекты и встраивая в вики гугл-карты, презентации, 3D-книги, альбомы Picasa, видео и др., формировали свою медиаграмотность и компетентность;

Проект нашел признание - в Президентском гранте, в Губернаторских грантах и предложении от Фонда Прохорова продолжать работу над проектом.


Комментарии

  1. Успешное проектное решение, а для многих удачный старт в освоении дванольных технологий.
    Я до сих пор осваиваю Вики, но с таким увлечением и интересом удается только благодаря краеведческой направленности ВикиСибириады, другие вики проекты были не так удачны.
    Спасибо, за отличное воплощение идей коллективного творчества и дальнейших успехов!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо за высокую оценку наших совместных с многими детскими библиотекарями и педагогами усилий по развитию проекта. Вы правы, всегда в образовательных проектах, связанных с технологиями, должна быть превалирующая педагогическая идея. Здесь она краеведческой направленности, но посмотрите, как много смогли освоить библиотекари и дети - это и разнообразные сервисы, и формы и приемы библиотечной работы, выглядящие совершенно по-новому и развивающиеся в Сети, и виды библиотечной деятельности, совершенно новые для библиотек. Так что, надеюсь, проект будет развиваться и дальше, формируя новое сознание библиотекаря и меняя ее в соответствии с требованиями времени, в соответствии с новыми потребностями. А мы ждем ваш Мастер-класс по блогостроению для участников той же вики!

    ОтветитьУдалить
  3. Дорогое для меня мнение Натальи Кубрак - активной участницы ВикиСибириаДы "по теме" в FaceBook(ну просто не могла здесь не разместить!): Оглядываясь назад,понимаю,насколько много я приобрела с приходом в ВикиСибириаду.Сколько всего узнала, сколькому научилась. Создается ощущение, что передо мной открыты все дороги...

    ОтветитьУдалить
  4. От имени сотрудников Колыванской централизованной системы хочется сказать спасибо всем преподавателям дистанционных курсов и организаторам конкурсов ВикиСибириаДы: Е.Н. Ястребцевой, В.П. Короповской и конечно же Е.Г. Смутневой. На протяжении нашего полугодового взаимодействия вы всегда оставались нашей опорой и поддержкой. Мы достигли многого и не собираемся останавливаться. Нам еще многому предстоит научиться и мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и искренне желаем вам творческих успехов и процветания

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я рада такому оптимистическому настрою! Сама по натуре оптимист и "зажигатель" по жизни, всегда расстраиваюсь, когда встречаю на первом этапе "неверия" в проект или в самого себя "осликов Иа-Иа"... И безумно радуюсь, когда удается пересечь барьер, разъединяющий "веру" и "неверие", когда вдруг видишь, как состояние "Иа-Иа" переходит в "ура-ура!" и дальше - воплощается в море идей и их реализацию

      Удалить
  5. Сегодня зарегистрировалась для участие в проекте. Прочитала ваши комментарии и поняла, что правильно сделала. Надеюсь, что скоро и я смогу оценить участие в этом проекте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ираида Дмитриевна, спасибо за оценку, а главное - за то, что этот пост укрепил Вас в Вашем желании учиться. Что-то я забросила свой блог - давно в нем не писала. Надо собраться и продолжить освещать ход работы над проектом

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...

Тема года - Близкие люди
Девиз года - Любит тот, кто учит
Слово года - Встреча
Самое главное дело года - Защита магистрантов


Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!

Лёля Климова, актриса
Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Тепе…

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.