К основному контенту

Некоторые комментарии к Концепции развития библиотек ОУ до 2015 года

В преддверии Съезда школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа
«Школьная библиотека - центр притяжения», который состоится под г.Санкт-Петербургом в пос. Репино с 28 февраля по 4 марта 2010 года, поизучала материалы Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года (Общественно-государственный проект), подготовленный членами стратегкомитета РШБА в 2009 году.

Основные выделенные в предложенной Концепции проблемы:
* несовершенство нормативно-правовой базы
* низкий уровень интерграции библиотеки в образовательное пространство школы и недооценка ее как обязательного компонента образовательного процесса
* невключенность в федеральные и региональные образовательные программы
* низкое качество фондов
* слабое техническое оснащение
* нескоординированность действий
* низкий статусный уровень

Среди целей и задач до 2015 года выделю те, что считаю наиболее важными [со своими пояснениями, как я это понимаю]:
1. содействие самообразованию учащихся и учителей... [в плане систематических консультаций и очных индивидуальных и групповых занятий в библиотеке по освоению и применению в учебном процессе интернет-технологий Веб 2.0]
2. содействие развитию творческих способностей школьников... [уже писала о том, что сегодняшние школьники хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно - записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать и создавать свои страницы в Picasa, Facebook, играть в видео-игры, читать электронные книги и оставлять комментарии в блогах библиотекаря или он-лайновом каталоге]
3. организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества... [думаю, что речь идет прежде всего о выстраивании тесного взаимодействия с родителями, учителями-предметниками, администрацией, возможными спонсорами, с публичными/детскими библиотеками]
4. обеспечение организации доступа к... информационным ресурсам [если речь идет о доступе к ресурсам Интернет - это замечательно! Но, на мой взгляд, требуется еще кое-что очень важное - общий централизованный интернет-каталог!]
5. формирование информационной культуры учащихся ... [сегодня информационная культура вбирает в себя компьютерную грамотность, медиаграмотность, сетевую культуру - над чем будем работать конкретно в библиотеке? Что есть истинно принадлежащее библиотеке? А, может быть, развитие информационной грамотности и культуры школьников невозможно без тесного взаимодействия с педагогами-предмениками?! Через какие формы, методы, приемы это возможно делать?!]
6. интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников...закрепление привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками... [я думаю, что пункт 3-ий уже обозначил эту цель - обслуживание всех участников педагогического процесса во взаимодействии]

Концепция предлагает для реализации обозначенных целей следующие шаги:
* формирование качественных библиотечных фондов [на мой взгляд, здесь речь может вестись о расширении взгляда на формирование фонда вообще - не только на бумажных носителях, но и на e-book, то есть в электронном виде]
* оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования [думаю, что авторы вложили в это понимание задачу обучения школьников по программам информационной культуры, что является сомнительным для реализации в условиях перенасыщения школьных учебных программ. Скорее всего, здесь должна вестись речь о консультационных услугах по работе с он-лайновыми каталогами, Интранет/Интернет-ресурсами и изданиями, проведением самостоятельных учебных исследований школьниками в окружении библиотечных разнообразных ресурсов и размещением результатов их в новом виде с использованием сервисов и инструментов Веб 2.0]
* организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности... как... условия обучения в течение всей жизни [это возможно в сегодняшней школе, осваивающей проектную методику, именно в тесной работе над проектами!]
* содействие в реализации национальной программы поддержки и развития чтения.... [возразить нечего, все правильно. Тщательно проработанная Библиотечная Программа каждой конкретной школы, разработанная совместно с учителями-предметниками и утвержденная на педагогическом совете школы - путь к подвижкам в этом направлении]

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о