К основному контенту

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?: О результатах обучения по четвертому Модулю


На этой неделе библиотекари школ-участники дистанционного курса "Я учусь работать в блоге!" работали над четвертым Модулем по оценке интерактивных свойств библиотечного блога.

Главными вопросами недели стали: Каким должен быть блог, чтобы его читали, подписывались на него? Какие технические средства (инструменты) можно использовать для придания блогу интерактивности? Какие темы (разделы блога) могут быть интересны для читателей именно вашего блога (вашей целевой группы)?

Продолжалось освоение библиотекарями сервисов и инструментов Веб 2.0 применительно к своему блогу. Многие из них:
* научились устанавливать прямую ссылку в своем блоге на Google-группу обучения BIBLIO-MEDIA;
* устанавливали статистику посещений и гаджеты "мгновенного реагирования" на комментарии к постам в своих блогах;
* заходили "в гости" в блоги своих коллег-библиотекарей и оставляли комментарии к постам (сообщениям), поддерживая таких же "новичков" в Сети, как и они сами;
* размещали метки о своих блогах на Google-карте "Школьные библиотеки";
* продолжали размышлять о роли сетевого библиотечного сообщества и сообщества "вокруг" школьной библиотеки, которые могут помочь решить существующие проблемы, и вопросы организации школьных иедиатек;
* приняли участие во FriendFeede в обсуждении возможностей интерактивности для поддержки читателей библиотечного блога - анализировали возможности блога для поддержки читателей, прорабатывали понятие "интерактивность блога", предлагали свои решения по приданию своему блогу большей интерактивности;

Постепенно участники обучения выявляли для себя новые возможности интерактивности своих блогов, называя и устанавливая в них сервисы и инструменты - "комментарии в постах", "мини-чаты - cBox", "скайп-приемные", "гаджеты типа стены комментариев, быстрого обмена сообщениями", "сервисы для создания форумов, микроблоггинг", "гаджет, содержащий дискуссии во FriendFeedе можно добавить себе в блог для большей оперативности", "программа ooVoo для видеочата до 6 активных участников", общение через анкеты/опросы (если ответы развернутые), видео и аудиозаписи. Важной является и систематизация материала. Ведь по мере развития блога читателям, да и самому автору очнь важно ориентироваться в материалах. Одно из простых решений - теги-ярлыки (это метки по ключевым понятиям сообщения).

Вывод - Библиотекари, несмотря на трудности в самостоятельном освоении нового для них, постепенно могут осваиваться в Сети через попытки "попробовать на зубок" каждый из сервисов, приспосабливая его под свои потребности, которые могут быть разными... При работе с родителями - одни (напр., видеочаты по полезным книгам или разновозрастной психологии чтения), с учителями - другие (напр., Googledocs для коллективного составления программы проектной деятельности с участием библиотеки), с учащимися - третьи (напр., сBox, в котором в самом библиотечном блоге школьники могут задавать вопросы типа: "Есть ли в школьной библиотеке книги по мореплаванию 18 века?" или "Помогут ли мне в школьной библиотеке записать на свой ноутбук электронную книгу по литературе?")

Библиотекари отметили важную вещь - мало овладеть технологиями для интересного блога, но как быть с мотивацией тех, для кого этот блог создавался? И тут всплывает такая вещь как мотивация. Какие темы интересны для общения? И вообще, захотят ли участники педагогического процесса - учителя, учащиеся и их родители - общаться без принуждения?
Каким должен быть блог, чтобы его читали, подписывались на него? Конечно же, самое точное определение - интересным. Опубликованные сообщения должны содержать познавательную, увлекающую информацию. Сам стиль ведения блога должен быть таким, чтобы к вам хотелось заходить снова и снова: доброжелательным, непринужденным. Но и нельзя, по- моему, опускаться до того, чтобы он стал сленговым (что, к сожалению, мы не так уж редко наблюдаем...). Блог должен содержать ссылки на поисковые системы, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, словари. Чтобы, находясь в блоге, наш читатель мог воспользоваться любой, доступной здесь же, информацией. Конечно, нужны и сервисы для просмотра видео, создания и публикации презентаций. Чтобы была качественная обратная связь, необходимы опросы, публикация комментариев, общение в чатах и пр. То есть, не просто поместить материал, а ждать на него реагирования, а не простого прочтения. Конечно, это требует и времени, и знаний. Но для этого и задуман наш Мастер-класс <<Я учусь работать в блоге>>. Создавая собственный блог, я пришла к выводу, что очень важно, кому он адресован. Это сейчас я, например, в блоге публикую статьи, направленные, в основном, коллегам, <<собратьям>> по учебе. А в школьной библиотеке (в идеале) должен быть, по-моему, не один блог, а несколько: для учащихся разных возрастных групп, для учителей-предметников, для родителей и т.п. Только тогда мы добьемся нужного эффекта. Для придания блогу интерактивности на помощь придут и использование учебных видеоканалов, интерактивных карт, таблиц для работы с данными и пр. Очень полезны, просто незаменимы гаджеты Google, такие как календарь, переводчик, фотохостинг, возможность просмотреть приложения других пользователей... (Елена Ермолова)

Интерактивность. Данное понятие отражает взаимодействие между объектами на различных уровнях. Возможности интерактивности для поддержки читателей блога: предоставление информационных услуг, стимулирование поиска информации, двусторонний обмен данными. Для этой цели используются разнообразные интерактивные инструменты/средства: комментарии, анкеты, опросы, чат, форум, поисковые системы, тематические ссылки, интерактивная доска, тесты, интерактивные кроссворды, фотохостинг, видеоматериалы, мини-блоги, RSS-потоки и мн.др. (ВаленТина)

Да, я согласна с коллегами, что блог должен быть интересен читателям и постоянно обновляться. И возможно для читателей разного возраста нужны разные блоги, с учётом их интересов (или хотя бы разные разделы (как в блоге гайдаровской библиотеки). Вот, наверное, вырисовывается одна из главных задач библиотекаря при создании блога: выявить этот интерес, сделать так, чтобы сообщения блога как бы предугадывали желание читателей (в разумных пределах). Для этих целей могут пригодиться анкеты (как интерактивные, так и бумажные на первом этапе), опросы и другие формы выявления читательских интересов. Конечно, в первый раз, когда я использовала гугл-анкету в детском блоге, были опасения, что ребята её не поймут. Но оказалось, совсем наоборот. На вопросы анкеты ответили многие из наших учеников и даже посторонние люди. Конечно "средства интерактивности" в моих блогах появлялись
постепенно. Вначале появился счётчик KMIndex
блоге КМ для библиотекарей). С этим
счётчиком я давно знакома, применяю его для учёта посещений на сайте БИЦ. Даёт статистику по кол-ву посещений, популярности страниц, поисковым запросам, географии и т.д. Информация счётчика предназначена только автору сайта. Позднее счётчик посещений установила в блоге Библионетика. Здесь я применила счётчик флагов. Детям же интересно, насколько популярно то, что они читают. Этот счётчик даёт количество посещений из разных стран (просто красивая статистика).
В курсе обучения добавила кнопку анализ моего сайта (можно посмотреть цитирование сайта, кол-во ссылок и т.д.) и в блог "КМ-Школа для библиотекарей" добавила счётчик "В день мой блог посещают...." . Несколько слов могу сказать о применении чата. Интересно то, что первое средство связи, которое дети попробовали - это чат для вопросов и ответов. Для них важно было, что они могут задать вопрос и получить на него ответ (за пределами школы и библиотеки). Кроме чата нашим читателям также предоставлена скайп - приёмная (правда, пишут пока только взрослые, возможно из-за отсутствия скайпа у детей). Недавно я разместила гаджет с комментариями блога. Конечно, не хочется сильно загромождать блог всякими гаджетами - это влияет на скорость загрузки на компах пользователей, и некоторые вставленные ранее невостребонные гаджеты уже пришлось удалить. А вот дети, озабоченные "красотой" своих блогов, неотъемлимым атрибутом считают небольшую игру (крестики-нолики) и обязательно чат для общения! (Татьяна Рыженко)

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: