К основному контенту

Совместное планирование проектной деятельности: Библиотекарь+Учитель


Пытаюсь понять преимущества выстраивания библиотекарем и учителями совместного планирования повседневной образовательной деятельности:
* подкрепление информационными источниками каждой темы и каждый раздел различных учебных предметов,
* разработка и проведение некоторых форм уроков, требующих индивидуальной и групповой работы с книгами, видео-, аудиозаписями, мультимедиа- энциклопедиями и справочниками, Интернет-ресурсами и др., в соответствии с определенной темой учебной программы и графиком, составленным учителем совместно с работниками медиатеки,
* подключение к читательской аудитории родителей,
* разработка и более эффективное проведение образовательных проектов - игр-путешествий по географии (физике, химии), литературных марафонов, викторин и олипиад? Деятельность в которых можно отражать в своем библиотечном блоге, а также создавать отдельные блоги "одного проекта", которые смогут "жить" во время проведения, а потом к нему можно будет и вернуться при необходимости, с новой группой учащихся.
Вот что пишет один участник обучения о возможной совместной проектной работе библиотекаря с учителями и учащимися:

...с учителем географии (по книге А.Некрасова "Приключения капитана Врунгеля"), с учителем физики (поэзия/проза и природные явления), с учителем литературы (урок-обобщение по разделу "Зарубежная литература")... библиотечные уроки для учащихся начальных классов "Информационно-поисковые умения"...


Учитель и библиотекарь могут распределить свою деятельность следующим образом:
* учитель определяет образовательные цели, которые он предполагает решить, задавая ученику исследовательскую задачу,
* библиотекарь и учитель продумывают стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов, при этом библиотекарь выявляет уровень владения каждым навыками поиска информации, на основе анализа принимается совместное решение о том, какие цели (в плане информационного поиска) могут быть решены дополнительно,
* библиотекарь и учитель согласовывают педагогические методы и необходимые средства информации, чтобы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки ее поиска,
* библиотекарь определяет тот круг необходимых средств информации, который может поддержать глубину содержания самостоятельных исследований учащихся, повышения уровня их продвижения и развития в вопросах поиска и обработки информации при выполнении самостоятельной работы.

Проектной деятельности предшествует выработка совместного плана поэтапной деятельности по проекту с учащимися:
* при ознакомлении с проектом определяется предмет информационного поиска,
* дается обзор информационных средств,доступных в библиотеке,
* определяется поисковая стратегия (этапность поиска с обозначением промежуточных результатов) и круг средств,
* библиотекарь выдает для чтения ученикам основную литературу, ресурсы
* учитель оценивает значимость самостоятельной аналитической деятельности учащихся по сбору фактов и материалов,
* библиотекарь и учитель делают выводы по результатам продвижения учащихся в области освоения содержания предмета и работы с информацией,
* учитель консультирует учеников для корректировки первоначального направления деятельности,
* библиотекарь помогает провести поиск по уточненному направлению,
* учитель обучает формам обобщения и создания самостоятельных сообщений и проводит «защиту» проекта,
* библиотекарь и учитель оценивают результаты «защиты» проекта, отмечают в плане дальнейшей работы, что конкретным учащимся необходимо делать в дальнейшем.

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: