К основному контенту

Библиотекари делают акцент в сторону поддержки индивидуального и совместного поиска информации и знаний

Новый пост в блоге Judy О'Коннелл рассказывает о том, что Веб 2.0 произвел революцию в библиотечной деятельности, предоставив в его распоряжение потрясающие средства для фильтрации и обмена информацией, идет ли речь о чтении и управлении информацией, поступающей с социальных закладок и RSS-потоков, или мы говорим об общении-"цифровом разговоре" участников педпроцесса - школьников, студентов, преподавателей и школьных библиотекарей посредством блогов, вики-сред, подкастов, YouTube или Facebook...

Благодаря виджетам, порталам, приложениям, каналам и агрегаторам информации библиотекари становятся эффективными и оперативными "кураторами информации", ее распространения в среде внутри и за пределами школы. Их возможности значительно расширились за пределы только книжного каталога библиотеки за счет широкого использования систем управления информацией с включением интернета и медиа-ресурсов, которые находятся за пределами школы в веб-среде, например, вики-среды, Delicious, Google-инструменты, RSS, iGoogle и многое другое.

При использовании веб-инструментов 2.0 важность воспитания навыков информационной грамотности и культуры школьников сместилась в сторону воспитания мета-грамотного подхода к взаимодействию с информацией. Именно поэтому библиотекари начинают переосмысливать свое отношение к "коллекции" информационных средств, делая акцент в сторону поддержки индивидуального и совместного поиска информации и знаний.


Джуди О'Коннел называет новым ядром информационных сервисов и инструментов в сетевой среде, которые должны быть доступны для школьников, преподавателей и школьных библиотекарей, следующие:

Microblogging - Обмен информацией между преподавателями, студентами, классами и школьным сообществом в школе (Twitter, Google +, Социальные закладки, например, Delicious, Flickr, Vodpod)

Совместное написание, редактирование, mindmapping и презентации (например, Google Docs, Voicethread, MindMeister, Wikispaces)

Инструменты для онлайн-управления информацией, письма и сотрудничества (например Zotero, сноски, EasyBib, Bibme, Mendeley, RefWorks)

Информация захвата в различных платформах и на различных устройствах (например, Evernote, Scrible)

Библиотечные каталоги, базы данных и хранилища открытого доступа - все используется для сбора информации

Агрегаторы, чтение новостей и стартовые страницы (например, iGoogle, Netvibes, Symbaloo, Feedly)

Интернет хранение, обмен файлами и управление контентом на нескольких платформах и компьютерах (например, Dropbox, Box.net, Skydrive)

Интеграция технологий и интернет-возможностей может способствовать формированию и развитию критического мышления. Дело в том, что школьники могут принимать участие в "разговорах" и исследованиях в смешанных средах. Самым главным при этом является не просто доступ к информации, сам "разговор", артефакты или цифровые ресурсы, а то, что они используются для построения знаний путем активного обучения.

Библиотекарям следует обращать внимание на следующие важные аспекты в своей работе:
*Поиск стратегии учебных исследований
*Оценка стратегий
*Критическое мышление и решение проблем
*"Сетевые разговоры" и сотрудничество
*Среды облачных вычислений
*Этические нормы использования и производства информации
*Курирование информации персональных и распределенных знаний

Следует убедиться, что вы понимаете онлайн-учебные среды и чрезвычайный потенциал социальных интеллектуальных медиасред. Следует также убедиться, что вы представляете сами новые пути и новые информационные стратегии и разъясняете их вашим учителям в школах при работе в рамках учебных программ. Убедитесь, что вы приносите с собой полное понимание информационной грамотности и владения информацией как основой всего, что вы делаете.
(Дж. О'Коннел)

Комментарии

  1. Спасибо, интересно. Но вот это я не поняла: Инструменты для онлайн-управления информацией, письма и сотрудничества (например Zotero, сноски, EasyBib, Bibme, Mendeley, RefWorks)

    Информация захвата в различных платформах и на различных устройствах (например, Evernote, Scrible)

    ОтветитьУдалить
  2. 2kotbibliofil: позволю себе несколько слов по-поводу "информации захвата". Сейчас набирает обороты тандем: интеграция виртуальных объектов в реальную информационную среду+использование, например, мобильных девайсов (смартфоны, планшеты и пр.), как элемент расширенной реальности. "Информационный захват" - это процесс точечного отбора, преобразования "в цифру" и дальнейших действий в Сети с информационными объектами (бумажными или элекронными). Scrible позволяет эффективно работать, например, с текстом, захватывая его (добавить в закладки, сформировать информационный запрос в поисковике и пр.). Evernote организует виртуальное пространство блокнотов (как личных, так и общих), в которые транслируются тексты (в т.ч. распознанные самой платформой), изображения, звук и пр. QR-коды и их ридеры в этом же ряду. И все это с помощью мобильного устройства. Полная информационная свобода :).

    ОтветитьУдалить
  3. Оля, спасибо большое за разъяснение столь подробное. Я бы так не сумела, конечно. Понимать понимаю вроде, а иногда разъяснить сложною Умница Вы большая!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Ольга. Понятнее, конечно, но сложно это все воспринимать. Системы не хватает в знаниях :) Кто-то бежит впереди паровоза, а я почему-то всегда бегу и не успеваю на электричку.

    ОтветитьУдалить
  5. Елена, да все неровно бежим, но ведь бежим пока?!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.