К основному контенту

Библиотекари делают акцент в сторону поддержки индивидуального и совместного поиска информации и знаний

Новый пост в блоге Judy О'Коннелл рассказывает о том, что Веб 2.0 произвел революцию в библиотечной деятельности, предоставив в его распоряжение потрясающие средства для фильтрации и обмена информацией, идет ли речь о чтении и управлении информацией, поступающей с социальных закладок и RSS-потоков, или мы говорим об общении-"цифровом разговоре" участников педпроцесса - школьников, студентов, преподавателей и школьных библиотекарей посредством блогов, вики-сред, подкастов, YouTube или Facebook...

Благодаря виджетам, порталам, приложениям, каналам и агрегаторам информации библиотекари становятся эффективными и оперативными "кураторами информации", ее распространения в среде внутри и за пределами школы. Их возможности значительно расширились за пределы только книжного каталога библиотеки за счет широкого использования систем управления информацией с включением интернета и медиа-ресурсов, которые находятся за пределами школы в веб-среде, например, вики-среды, Delicious, Google-инструменты, RSS, iGoogle и многое другое.

При использовании веб-инструментов 2.0 важность воспитания навыков информационной грамотности и культуры школьников сместилась в сторону воспитания мета-грамотного подхода к взаимодействию с информацией. Именно поэтому библиотекари начинают переосмысливать свое отношение к "коллекции" информационных средств, делая акцент в сторону поддержки индивидуального и совместного поиска информации и знаний.


Джуди О'Коннел называет новым ядром информационных сервисов и инструментов в сетевой среде, которые должны быть доступны для школьников, преподавателей и школьных библиотекарей, следующие:

Microblogging - Обмен информацией между преподавателями, студентами, классами и школьным сообществом в школе (Twitter, Google +, Социальные закладки, например, Delicious, Flickr, Vodpod)

Совместное написание, редактирование, mindmapping и презентации (например, Google Docs, Voicethread, MindMeister, Wikispaces)

Инструменты для онлайн-управления информацией, письма и сотрудничества (например Zotero, сноски, EasyBib, Bibme, Mendeley, RefWorks)

Информация захвата в различных платформах и на различных устройствах (например, Evernote, Scrible)

Библиотечные каталоги, базы данных и хранилища открытого доступа - все используется для сбора информации

Агрегаторы, чтение новостей и стартовые страницы (например, iGoogle, Netvibes, Symbaloo, Feedly)

Интернет хранение, обмен файлами и управление контентом на нескольких платформах и компьютерах (например, Dropbox, Box.net, Skydrive)

Интеграция технологий и интернет-возможностей может способствовать формированию и развитию критического мышления. Дело в том, что школьники могут принимать участие в "разговорах" и исследованиях в смешанных средах. Самым главным при этом является не просто доступ к информации, сам "разговор", артефакты или цифровые ресурсы, а то, что они используются для построения знаний путем активного обучения.

Библиотекарям следует обращать внимание на следующие важные аспекты в своей работе:
*Поиск стратегии учебных исследований
*Оценка стратегий
*Критическое мышление и решение проблем
*"Сетевые разговоры" и сотрудничество
*Среды облачных вычислений
*Этические нормы использования и производства информации
*Курирование информации персональных и распределенных знаний

Следует убедиться, что вы понимаете онлайн-учебные среды и чрезвычайный потенциал социальных интеллектуальных медиасред. Следует также убедиться, что вы представляете сами новые пути и новые информационные стратегии и разъясняете их вашим учителям в школах при работе в рамках учебных программ. Убедитесь, что вы приносите с собой полное понимание информационной грамотности и владения информацией как основой всего, что вы делаете.
(Дж. О'Коннел)

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...