Библиотекари делают акцент в сторону поддержки индивидуального и совместного поиска информации и знаний
Новый пост в блоге Judy О'Коннелл рассказывает о том, что Веб 2.0 произвел революцию в библиотечной деятельности, предоставив в его распоряжение потрясающие средства для фильтрации и обмена информацией, идет ли речь о чтении и управлении информацией, поступающей с социальных закладок и RSS-потоков, или мы говорим об общении-"цифровом разговоре" участников педпроцесса - школьников, студентов, преподавателей и школьных библиотекарей посредством блогов, вики-сред, подкастов, YouTube или Facebook...
Благодаря виджетам, порталам, приложениям, каналам и агрегаторам информации библиотекари становятся эффективными и оперативными "кураторами информации", ее распространения в среде внутри и за пределами школы. Их возможности значительно расширились за пределы только книжного каталога библиотеки за счет широкого использования систем управления информацией с включением интернета и медиа-ресурсов, которые находятся за пределами школы в веб-среде, например, вики-среды, Delicious, Google-инструменты, RSS, iGoogle и многое другое.
При использовании веб-инструментов 2.0 важность воспитания навыков информационной грамотности и культуры школьников сместилась в сторону воспитания мета-грамотного подхода к взаимодействию с информацией. Именно поэтому библиотекари начинают переосмысливать свое отношение к "коллекции" информационных средств, делая акцент в сторону поддержки индивидуального и совместного поиска информации и знаний.
Джуди О'Коннел называет новым ядром информационных сервисов и инструментов в сетевой среде, которые должны быть доступны для школьников, преподавателей и школьных библиотекарей, следующие:
Microblogging - Обмен информацией между преподавателями, студентами, классами и школьным сообществом в школе (Twitter, Google +, Социальные закладки, например, Delicious, Flickr, Vodpod)
Совместное написание, редактирование, mindmapping и презентации (например, Google Docs, Voicethread, MindMeister, Wikispaces)
Инструменты для онлайн-управления информацией, письма и сотрудничества (например Zotero, сноски, EasyBib, Bibme, Mendeley, RefWorks)
Информация захвата в различных платформах и на различных устройствах (например, Evernote, Scrible)
Библиотечные каталоги, базы данных и хранилища открытого доступа - все используется для сбора информации
Агрегаторы, чтение новостей и стартовые страницы (например, iGoogle, Netvibes, Symbaloo, Feedly)
Интернет хранение, обмен файлами и управление контентом на нескольких платформах и компьютерах (например, Dropbox, Box.net, Skydrive)
Интеграция технологий и интернет-возможностей может способствовать формированию и развитию критического мышления. Дело в том, что школьники могут принимать участие в "разговорах" и исследованиях в смешанных средах. Самым главным при этом является не просто доступ к информации, сам "разговор", артефакты или цифровые ресурсы, а то, что они используются для построения знаний путем активного обучения.
Библиотекарям следует обращать внимание на следующие важные аспекты в своей работе:
*Поиск стратегии учебных исследований
*Оценка стратегий
*Критическое мышление и решение проблем
*"Сетевые разговоры" и сотрудничество
*Среды облачных вычислений
*Этические нормы использования и производства информации
*Курирование информации персональных и распределенных знаний
Благодаря виджетам, порталам, приложениям, каналам и агрегаторам информации библиотекари становятся эффективными и оперативными "кураторами информации", ее распространения в среде внутри и за пределами школы. Их возможности значительно расширились за пределы только книжного каталога библиотеки за счет широкого использования систем управления информацией с включением интернета и медиа-ресурсов, которые находятся за пределами школы в веб-среде, например, вики-среды, Delicious, Google-инструменты, RSS, iGoogle и многое другое.
При использовании веб-инструментов 2.0 важность воспитания навыков информационной грамотности и культуры школьников сместилась в сторону воспитания мета-грамотного подхода к взаимодействию с информацией. Именно поэтому библиотекари начинают переосмысливать свое отношение к "коллекции" информационных средств, делая акцент в сторону поддержки индивидуального и совместного поиска информации и знаний.
Джуди О'Коннел называет новым ядром информационных сервисов и инструментов в сетевой среде, которые должны быть доступны для школьников, преподавателей и школьных библиотекарей, следующие:
Microblogging - Обмен информацией между преподавателями, студентами, классами и школьным сообществом в школе (Twitter, Google +, Социальные закладки, например, Delicious, Flickr, Vodpod)
Совместное написание, редактирование, mindmapping и презентации (например, Google Docs, Voicethread, MindMeister, Wikispaces)
Инструменты для онлайн-управления информацией, письма и сотрудничества (например Zotero, сноски, EasyBib, Bibme, Mendeley, RefWorks)
Информация захвата в различных платформах и на различных устройствах (например, Evernote, Scrible)
Библиотечные каталоги, базы данных и хранилища открытого доступа - все используется для сбора информации
Агрегаторы, чтение новостей и стартовые страницы (например, iGoogle, Netvibes, Symbaloo, Feedly)
Интернет хранение, обмен файлами и управление контентом на нескольких платформах и компьютерах (например, Dropbox, Box.net, Skydrive)
Интеграция технологий и интернет-возможностей может способствовать формированию и развитию критического мышления. Дело в том, что школьники могут принимать участие в "разговорах" и исследованиях в смешанных средах. Самым главным при этом является не просто доступ к информации, сам "разговор", артефакты или цифровые ресурсы, а то, что они используются для построения знаний путем активного обучения.
Библиотекарям следует обращать внимание на следующие важные аспекты в своей работе:
*Поиск стратегии учебных исследований
*Оценка стратегий
*Критическое мышление и решение проблем
*"Сетевые разговоры" и сотрудничество
*Среды облачных вычислений
*Этические нормы использования и производства информации
*Курирование информации персональных и распределенных знаний
Следует убедиться, что вы понимаете онлайн-учебные среды и чрезвычайный потенциал социальных интеллектуальных медиасред. Следует также убедиться, что вы представляете сами новые пути и новые информационные стратегии и разъясняете их вашим учителям в школах при работе в рамках учебных программ. Убедитесь, что вы приносите с собой полное понимание информационной грамотности и владения информацией как основой всего, что вы делаете.(Дж. О'Коннел)
Спасибо, интересно. Но вот это я не поняла: Инструменты для онлайн-управления информацией, письма и сотрудничества (например Zotero, сноски, EasyBib, Bibme, Mendeley, RefWorks)
ОтветитьУдалитьИнформация захвата в различных платформах и на различных устройствах (например, Evernote, Scrible)
2kotbibliofil: позволю себе несколько слов по-поводу "информации захвата". Сейчас набирает обороты тандем: интеграция виртуальных объектов в реальную информационную среду+использование, например, мобильных девайсов (смартфоны, планшеты и пр.), как элемент расширенной реальности. "Информационный захват" - это процесс точечного отбора, преобразования "в цифру" и дальнейших действий в Сети с информационными объектами (бумажными или элекронными). Scrible позволяет эффективно работать, например, с текстом, захватывая его (добавить в закладки, сформировать информационный запрос в поисковике и пр.). Evernote организует виртуальное пространство блокнотов (как личных, так и общих), в которые транслируются тексты (в т.ч. распознанные самой платформой), изображения, звук и пр. QR-коды и их ридеры в этом же ряду. И все это с помощью мобильного устройства. Полная информационная свобода :).
ОтветитьУдалитьОля, спасибо большое за разъяснение столь подробное. Я бы так не сумела, конечно. Понимать понимаю вроде, а иногда разъяснить сложною Умница Вы большая!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга. Понятнее, конечно, но сложно это все воспринимать. Системы не хватает в знаниях :) Кто-то бежит впереди паровоза, а я почему-то всегда бегу и не успеваю на электричку.
ОтветитьУдалитьЕлена, да все неровно бежим, но ведь бежим пока?!
ОтветитьУдалить