воскресенье, ноября 29, 2009

Как будем выстраивать сотрудничество с педагогами-предметниками? - Приступаем к обучению в Модуле шестом!

Сегодня последний день работы над пятым Модулем нашего обучения школьных библиотекарей "Я учусь работать в блоге!"
Постепенно все обучающиеся подтягиваются и выравниваются - блоги украсились веселенькими аватарками с аудиозаписями (да какими - одна лучше другой!), ссылками на библиотечки книг в Google Книге и на веб-ресурсы - в БобрДобр. Все это сделано с большой пользой для себя и других!

Школьные библиотекари исследовали сервис Picasa и научились хранить изображения, многие сфотографировали свою библиотеку и разместили лучшие фото в коллективном фотоальбоме в Picasa "Великие идеи для дизайна библиотеки "Нашей новой школы" - всего сейчас там - 222 фотографии! И чего там только нет! Сразу из фотографий стало понятно, чем живут и о чем мечтают школьные библиотеки сегодня! Игры путешествия по страничкам книжек проводят, кукольные представления по любимым сказкам ставят, музыкально-поэтические вечера и буккроссинги проводят, библиотечные театры работают, в интеллект-клубах и клубах "диалога" жизнь бурлит, встречи с поэтами и писателями - вошли в систему работы. А как оформляются библиотеки школ - стелллажи граффити украшены, сами - в виде кораблей, русских печей и дворцовых чертогов выстроены... Компьютерам отводится почетное место - и для электронного каталога, и для самостоятельной работы школьников по творчеству писателей, по подготовке у учебным занятиям, и для методических занятий по обмену опытом с библиотекарями-коллегами из других школ и с учителями своей школы... Электронные доски у некоторых есть, на них так удобно и демонстрировать подготовленные для педагогов презентации, подключать их к видеоконференциям, и мультфильмы с ребятами просматривать, обсуждая вопросы Добра и Зла...

Почти все настроили RSS-потоки и "связали" полезные библиотечные блоги со своим. А во FriendFeede обсуждались вопросы создания школьных медиатек/центров и все так же размещались любимые книги, аудиозаписи и любимые иллюстраторы/иллюстрации книг...



А с 1 декабря мы начинаем работу над Модулем шестым "Взаимодействие библиотекаря школы с учителями и коллегами из библиотек других школ через свой блог". До 10 декабря участники обучения:
* еще раз убедятся в удобстве установленных в своих блогах чатах-«быстрых справках», "вопросах-ответах", skype-чатах...
* изучат более подробно возможности FriendFeeda (на примере нашей комнаты там "Медиатека школы", как места в Сети для выстраивания общения и обмена опытом, инициации открытой дискуссии, разберутся в том, что же такое Хэштеги и соберут их в копилку FriendFeeda
* в группах разомнутся над составлением индивидуальных "карт Ума", возможно, примут участие в создании коллективных "карт" (примерные темы: "Веб-сервисы для курса "Развитие информационной культуры школьников в библиотеке школы", «Формы взаимодействия библиотекаря школы с учителями-предметниками в блоге при проведении проектной деятельности по предметам», "Виды библиотечной работы по привитию у школьников любви к книге и чтению"
* продолжат размышлять на тему "Может ли библиотечный блог стать основой для совместной проектной деятельности с учителями-предметниками и учащимися?" во FriendFeede
* придумают свои проекты, которые можно проводить совместно с учителями-предметниками (разместят их в своих блогах в виде презентации или текста-сценария)


Ну что ж, дорогу осилит идущий! Успехов всем нам!

четверг, ноября 26, 2009

Как я собирала информацию в свой блог! - И снова о Модуле пятом

Решила пройтись по последнему заданию Модуля пятого нашего обучения библиотекарей школы - как я "связала" в своем блоге полезные для себя блоги и новостные ленты? Выясняя этот вопрос, пройдусь-ка я по "обучалке" (которую ниже привожу) Веры Павловны Короповской, себя проверю:
Во-первых, внесла Blog List как гаджет, указав там часть блогов библиотекарей, обучающихся на дистанционном курсе. Получила список последних сообщений из этих блогов
Во-вторых, вставила канал нашей ленты новостей комнаты "Медиатека школы" во FriendFeed. Это позволило мне видеть последние сообщения, размещаемые в блогах библиотекарей, которые подключены к нашей общей комнате там. Хотя, нет, получилось не совсем так, как мне хотелось - ссылка ведет упорно в мою личную комнату, а не в ту, которая "собирает" блоги обучающихся школьных библиотекарей и другие библиотечные блоги. Буду разбираться...
В-третьих, вставила виджет канала Google Книга "Моя библиотека". Теперь всегда, заходя в блог, вижу любимые книжечки и могу их "перелистать" (если отобраны те, что приводятся в интернете полностью - с текстом и иллюстрациями).
В-четвертых, не вставила виджет общих записей Google Reader. Оставила на потом...



С презентацией проще ознакомиться здесь

Бежим... Бежим... Но все равно все успеем!

И снова библиотекари школ "бегут" (кто как) по Модулю пятому нашего дистанционного курса "Я учусь работать в блоге!", стараясь все успеть до 30 ноября, ведь впереди - Модуль шестой - новые трудности и новые радости.

На мой взгляд, шестой Модуль значительно проще пятого, т.к. библиотекари, уже справились с многими заданиями из него:
* разместили чаты-"быстрые справки" и комментируют посты в блогах своих коллег, подбадривая и давая полезные советы
* не забывают туда ежедневно заглядывать в ленту новостей в комнате FriendFeed, понимая важность информирования о лучшем из своего блога
* поговорили про взаимодействие с учителями в учебных проектах в комнате FriendFeed

C 1 по 10 декабря останется только коллективную "карту ума" создать. Да и здесь некоторые уже индивидуальные "карты ума" в своих блогах разместили! Вот, собственно, и вся работа над шестым Модулем. Ну, а время, отведенное на него - до 10 декабря, можно будет провести с пользой для себя - убрать все свои "хвосты":
* добавить интересную аудиозапись к аватарке в своем блоге
* в сервисе Google Книга дополнить книжками свою библиотечку
* дополнить БобрДобр закладками со ссылками на самые полезные интернет-ресурсы
* в Picasa добавить фотографии своей библиотеки для общей фотогалереи "Великие идеи для дизайна библиотеки "Нашей новой школы"
* "связать" (RSS-потоками) несколько полезных блогов или новостных лент в своем блоге

И всего-то!

вторник, ноября 24, 2009

Ты - ромашка, я - вьюнок... Веселимся, мой дружок!

Славный тест, способный поднять настроение слегка приунывшим библиотекарям школ - слишком большая нагрузка в процессе дистанционного обучения по курсу "Я учусь работать в блоге!"
Пройти «Резеда тест»

Подглядела вот тут

понедельник, ноября 23, 2009

Субъектность... Избыточность... Сотрудничество... - Об образовании Веб 2.0

Еще одна интересная попытка разобраться с использованием социальных сервисов Веб 2.0 в учебном процессе - презентация Марины Юрьевны Бухаркиной, к.п.н., научн. сотр. ИСМО РАО и учителя английского языка школы ОРТ в Москве.

пятница, ноября 20, 2009

Великие идеи для дизайна библиотеки "Нашей новой школы"

Сегодня мне уже, похоже, не остановиться :-), хочется помочь участникам нашего обучения - школьным библиотекарям как можно скорее освоить и выполнить все задания этого, на мой взгляд, самого сложного пятого Модуля... Ведь на него отводится не так много времени - с 21 по 30 ноября, а завтра и послезавтра - выходные дни, в которые многие сидят за компьютером, осваивая премудрости блогостроительства...

Следующее задание этого модуля - Узнать о том, как хранить изображения в Picasa? cфотографировать самое интересное место своей библиотеки или яркое событие, там происходящее, и разместить в коллективном фотоальбоме в Picasa, который, ни много ни мало, называется "Великие идеи для дизайна библиотеки "Нашей новой школы".
"Впередбегущие" библиотекари уже стали размещать потихоньку свои фотографии в этом альбоме, среди них представители славных городов и образовательных учреждений:
* Барнаул, лицей "Сигма"
* Великие Луки, Пск. обл., школа 9
* Верхняя Салда, школа 14
* Зеленодольск СОШ 16
* Краснодар, СОШ 75
* Нарьян-Мар, Ненецкая школа-интернат им. А.П.Пыерки
* Оса, школа 3
* Самара, гимназия 2
* Самара МОУ СОШ 74
* Ставрополь, гимназия 25
* Усолье-Сибирское, гимназия 1
* др.

Некоторые библиотекари смогли разобраться с Picasa и разместить там свои веб-альбомы с совершенно замечательными фотографиями!

Молодцы!

И дальний отзвук близких голосов опять нанизывает прожитого строки... (О подкастах)

Следуя заданиям того же пятого Модуля нашего обучения, разместила для примера в своем блоге подкасты аудиозаписей. Это очень просто делается, когда подкасты уже готовы и размещены на общедоступных сайтах. А какие возможности открываются для библиотекаря школы, ведущего свой блог! Это и литературные передачи, и голоса великих актеров, и музыкальные программы...

Я выбрала в этот раз Аудиопедию - проект, вместивший в себя разделы Свидетель, Репортаж и, собственно, "Старое радио". Там я и выбрала два подкаста для размещения:



Бобр добр для бобрят: О возможности коллективно делать закладки


Продолжаю идти по Модулю пятому... Участники нашего обучения "Я учусь работать в блоге!" осваивают еще один социальный сервис БобрДобр (российский аналог сервиса Delicious) позволяет хранить коллекцию закладок-ссылок на веб-страницы. Название сервиса происходит от скороговорки «Бобр добр для бобрят»

Хранение закладок (тегов) на BobrDobr.ru дает возможность удобного доступа к ним с любого компьютера как самому пользователю, так и по его желанию - другим людям.
БобрДобр позволяет участникам создавать группы по интересам и приглашать к участию в группах других участников.

В Бобр Добр можно:
* хранить ссылки на учебные материалы для учителей (учителя могут их дополнять своими ссылками по теме или проблеме, преподаваемого учебного предмета)
* совместно с учителями-предметниками сделать подборку ссылок на веб-ресурсы, которые будут полезны для школьников - участников проводимых учебных проектов
* можно представить системы закладок как карты знаний и интересов

Причем, группа может быть "закрытая" (только для участников проекта), но при этом нужно доступ давать на адрес почты конкретного ученика. Как только человек добавляет к записи ярлыки, он получает возможность использовать их при поиске внутри своих собственных закладок и внутри закладок других пользователей этого сервиса.

В Интернете есть уже такие группы, например, «Интернет — школьникам»

А вот и наша группа "Медиатека школы", скоро здесь появятся ссылки от школьных библиотекарей!

четверг, ноября 19, 2009

Собранье пестрых строф... или Сервис Google-Книга

Второе задание того же пятого Модуля - "Знакомимся с сервисом Google Книга". Выполняя его библиотекари школ "создают" свою библиотечку (по тематике или по автору).
Участникам обучения "Я учусь создавать блог!" снова помогает Вера Павловна Короповская со своей "обучалкой"-презентацией "Библиотечный проект Google-Книги"
Искать книги с помощью программы "Поиск книг Google", - по утверждению создателей этого сервиса, - так же просто, как искать веб-сайты с помощью веб-поиска Google: просто введите необходимое ключевое слово или фразу в поле.

Что можно делать в персональной библиотеке Google Книга:
1. просматривать и оценивать книги в подборке
2. помечать книги ярлыками (тегами), добавить комментарий, написать обзор
3. выполнять поиск книг
4. поделиться книгами с коллегами и друзьями, отправив им ссылку на свою библиотеку в Google Книгах
5. настроить для друзей RSS-каналы, чтобы они получали извещения, когда вы добавляете в свое собрание новые книги

Вот решила вставить ссылку на свою любимую книгу Грибоедова, которую поставила на полочку в личную Google-библиотеку (не забудьте ее перелистать!):



Подробнее об этом

Все лица весело глядят: Про аватары

Первое задание пятого, довольно насыщенного Модуля нашего курса дистанционного обучения для школьных библиотекарей "Я учусь вести свой блог!" - "Играем" с Интернет-генератором изображений, создаем свой аватар". Вы когда-нибудь создавали свой аватар? Нет? - Давайте создадим вместе! У нас, скорее всего, получится, т.к. консультировать нас будет Вера Павловна Короповская из Мурманска в своей "обучалке"-презентации "Что такое аватар и где его можно создать?"(эта презентация создана в Prezi.com и для ее просмотра нужен установленный на компьютере Flash-плеер)...
Вот что получилось у меня (жуть, конечно, т.к. сделано без микрофона, просто напечатала латинскими буквами русский текст: "Привет, друзья! Пишите чаще!" Буду еще дорабатывать!)

Начала думать, а как это можно использовать? - Как приветствия к своим блогам. Можно давать короткие задания, например, к конкурсам, время, правда, ограничено одной минутой, но за это время задание можно начитать на микрофон!

А если Вам понравился сервис, с помощью которого создана презентация у Веры Павловны Короповской, заходите на ее блог о Prezi.com, который Вам поможет его освоить!

среда, ноября 18, 2009

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?: О результатах обучения по четвертому Модулю


На этой неделе библиотекари школ-участники дистанционного курса "Я учусь работать в блоге!" работали над четвертым Модулем по оценке интерактивных свойств библиотечного блога.

Главными вопросами недели стали: Каким должен быть блог, чтобы его читали, подписывались на него? Какие технические средства (инструменты) можно использовать для придания блогу интерактивности? Какие темы (разделы блога) могут быть интересны для читателей именно вашего блога (вашей целевой группы)?

Продолжалось освоение библиотекарями сервисов и инструментов Веб 2.0 применительно к своему блогу. Многие из них:
* научились устанавливать прямую ссылку в своем блоге на Google-группу обучения BIBLIO-MEDIA;
* устанавливали статистику посещений и гаджеты "мгновенного реагирования" на комментарии к постам в своих блогах;
* заходили "в гости" в блоги своих коллег-библиотекарей и оставляли комментарии к постам (сообщениям), поддерживая таких же "новичков" в Сети, как и они сами;
* размещали метки о своих блогах на Google-карте "Школьные библиотеки";
* продолжали размышлять о роли сетевого библиотечного сообщества и сообщества "вокруг" школьной библиотеки, которые могут помочь решить существующие проблемы, и вопросы организации школьных иедиатек;
* приняли участие во FriendFeede в обсуждении возможностей интерактивности для поддержки читателей библиотечного блога - анализировали возможности блога для поддержки читателей, прорабатывали понятие "интерактивность блога", предлагали свои решения по приданию своему блогу большей интерактивности;

Постепенно участники обучения выявляли для себя новые возможности интерактивности своих блогов, называя и устанавливая в них сервисы и инструменты - "комментарии в постах", "мини-чаты - cBox", "скайп-приемные", "гаджеты типа стены комментариев, быстрого обмена сообщениями", "сервисы для создания форумов, микроблоггинг", "гаджет, содержащий дискуссии во FriendFeedе можно добавить себе в блог для большей оперативности", "программа ooVoo для видеочата до 6 активных участников", общение через анкеты/опросы (если ответы развернутые), видео и аудиозаписи. Важной является и систематизация материала. Ведь по мере развития блога читателям, да и самому автору очнь важно ориентироваться в материалах. Одно из простых решений - теги-ярлыки (это метки по ключевым понятиям сообщения).

Вывод - Библиотекари, несмотря на трудности в самостоятельном освоении нового для них, постепенно могут осваиваться в Сети через попытки "попробовать на зубок" каждый из сервисов, приспосабливая его под свои потребности, которые могут быть разными... При работе с родителями - одни (напр., видеочаты по полезным книгам или разновозрастной психологии чтения), с учителями - другие (напр., Googledocs для коллективного составления программы проектной деятельности с участием библиотеки), с учащимися - третьи (напр., сBox, в котором в самом библиотечном блоге школьники могут задавать вопросы типа: "Есть ли в школьной библиотеке книги по мореплаванию 18 века?" или "Помогут ли мне в школьной библиотеке записать на свой ноутбук электронную книгу по литературе?")

Библиотекари отметили важную вещь - мало овладеть технологиями для интересного блога, но как быть с мотивацией тех, для кого этот блог создавался? И тут всплывает такая вещь как мотивация. Какие темы интересны для общения? И вообще, захотят ли участники педагогического процесса - учителя, учащиеся и их родители - общаться без принуждения?
Каким должен быть блог, чтобы его читали, подписывались на него? Конечно же, самое точное определение - интересным. Опубликованные сообщения должны содержать познавательную, увлекающую информацию. Сам стиль ведения блога должен быть таким, чтобы к вам хотелось заходить снова и снова: доброжелательным, непринужденным. Но и нельзя, по- моему, опускаться до того, чтобы он стал сленговым (что, к сожалению, мы не так уж редко наблюдаем...). Блог должен содержать ссылки на поисковые системы, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, словари. Чтобы, находясь в блоге, наш читатель мог воспользоваться любой, доступной здесь же, информацией. Конечно, нужны и сервисы для просмотра видео, создания и публикации презентаций. Чтобы была качественная обратная связь, необходимы опросы, публикация комментариев, общение в чатах и пр. То есть, не просто поместить материал, а ждать на него реагирования, а не простого прочтения. Конечно, это требует и времени, и знаний. Но для этого и задуман наш Мастер-класс <<Я учусь работать в блоге>>. Создавая собственный блог, я пришла к выводу, что очень важно, кому он адресован. Это сейчас я, например, в блоге публикую статьи, направленные, в основном, коллегам, <<собратьям>> по учебе. А в школьной библиотеке (в идеале) должен быть, по-моему, не один блог, а несколько: для учащихся разных возрастных групп, для учителей-предметников, для родителей и т.п. Только тогда мы добьемся нужного эффекта. Для придания блогу интерактивности на помощь придут и использование учебных видеоканалов, интерактивных карт, таблиц для работы с данными и пр. Очень полезны, просто незаменимы гаджеты Google, такие как календарь, переводчик, фотохостинг, возможность просмотреть приложения других пользователей... (Елена Ермолова)

Интерактивность. Данное понятие отражает взаимодействие между объектами на различных уровнях. Возможности интерактивности для поддержки читателей блога: предоставление информационных услуг, стимулирование поиска информации, двусторонний обмен данными. Для этой цели используются разнообразные интерактивные инструменты/средства: комментарии, анкеты, опросы, чат, форум, поисковые системы, тематические ссылки, интерактивная доска, тесты, интерактивные кроссворды, фотохостинг, видеоматериалы, мини-блоги, RSS-потоки и мн.др. (ВаленТина)

Да, я согласна с коллегами, что блог должен быть интересен читателям и постоянно обновляться. И возможно для читателей разного возраста нужны разные блоги, с учётом их интересов (или хотя бы разные разделы (как в блоге гайдаровской библиотеки). Вот, наверное, вырисовывается одна из главных задач библиотекаря при создании блога: выявить этот интерес, сделать так, чтобы сообщения блога как бы предугадывали желание читателей (в разумных пределах). Для этих целей могут пригодиться анкеты (как интерактивные, так и бумажные на первом этапе), опросы и другие формы выявления читательских интересов. Конечно, в первый раз, когда я использовала гугл-анкету в детском блоге, были опасения, что ребята её не поймут. Но оказалось, совсем наоборот. На вопросы анкеты ответили многие из наших учеников и даже посторонние люди. Конечно "средства интерактивности" в моих блогах появлялись
постепенно. Вначале появился счётчик KMIndex
блоге КМ для библиотекарей). С этим
счётчиком я давно знакома, применяю его для учёта посещений на сайте БИЦ. Даёт статистику по кол-ву посещений, популярности страниц, поисковым запросам, географии и т.д. Информация счётчика предназначена только автору сайта. Позднее счётчик посещений установила в блоге Библионетика. Здесь я применила счётчик флагов. Детям же интересно, насколько популярно то, что они читают. Этот счётчик даёт количество посещений из разных стран (просто красивая статистика).
В курсе обучения добавила кнопку анализ моего сайта (можно посмотреть цитирование сайта, кол-во ссылок и т.д.) и в блог "КМ-Школа для библиотекарей" добавила счётчик "В день мой блог посещают...." . Несколько слов могу сказать о применении чата. Интересно то, что первое средство связи, которое дети попробовали - это чат для вопросов и ответов. Для них важно было, что они могут задать вопрос и получить на него ответ (за пределами школы и библиотеки). Кроме чата нашим читателям также предоставлена скайп - приёмная (правда, пишут пока только взрослые, возможно из-за отсутствия скайпа у детей). Недавно я разместила гаджет с комментариями блога. Конечно, не хочется сильно загромождать блог всякими гаджетами - это влияет на скорость загрузки на компах пользователей, и некоторые вставленные ранее невостребонные гаджеты уже пришлось удалить. А вот дети, озабоченные "красотой" своих блогов, неотъемлимым атрибутом считают небольшую игру (крестики-нолики) и обязательно чат для общения! (Татьяна Рыженко)

вторник, ноября 17, 2009

Затрафаретю свой портрет

Поскольку скоро Новый год, уже покупаю новогодние сверкающие игрушки на елку и украшения для окон, и настроение почти предновогоднее, располагающее к шутливому настрою на работу и прочие дела... Нашла в Интернете интересный "трафаретный" сервис и создала портретную галерею. И это все обо мне... :-)





воскресенье, ноября 15, 2009

Совместное планирование проектной деятельности: Библиотекарь+Учитель


Пытаюсь понять преимущества выстраивания библиотекарем и учителями совместного планирования повседневной образовательной деятельности:
* подкрепление информационными источниками каждой темы и каждый раздел различных учебных предметов,
* разработка и проведение некоторых форм уроков, требующих индивидуальной и групповой работы с книгами, видео-, аудиозаписями, мультимедиа- энциклопедиями и справочниками, Интернет-ресурсами и др., в соответствии с определенной темой учебной программы и графиком, составленным учителем совместно с работниками медиатеки,
* подключение к читательской аудитории родителей,
* разработка и более эффективное проведение образовательных проектов - игр-путешествий по географии (физике, химии), литературных марафонов, викторин и олипиад? Деятельность в которых можно отражать в своем библиотечном блоге, а также создавать отдельные блоги "одного проекта", которые смогут "жить" во время проведения, а потом к нему можно будет и вернуться при необходимости, с новой группой учащихся.
Вот что пишет один участник обучения о возможной совместной проектной работе библиотекаря с учителями и учащимися:

...с учителем географии (по книге А.Некрасова "Приключения капитана Врунгеля"), с учителем физики (поэзия/проза и природные явления), с учителем литературы (урок-обобщение по разделу "Зарубежная литература")... библиотечные уроки для учащихся начальных классов "Информационно-поисковые умения"...


Учитель и библиотекарь могут распределить свою деятельность следующим образом:
* учитель определяет образовательные цели, которые он предполагает решить, задавая ученику исследовательскую задачу,
* библиотекарь и учитель продумывают стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов, при этом библиотекарь выявляет уровень владения каждым навыками поиска информации, на основе анализа принимается совместное решение о том, какие цели (в плане информационного поиска) могут быть решены дополнительно,
* библиотекарь и учитель согласовывают педагогические методы и необходимые средства информации, чтобы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки ее поиска,
* библиотекарь определяет тот круг необходимых средств информации, который может поддержать глубину содержания самостоятельных исследований учащихся, повышения уровня их продвижения и развития в вопросах поиска и обработки информации при выполнении самостоятельной работы.

Проектной деятельности предшествует выработка совместного плана поэтапной деятельности по проекту с учащимися:
* при ознакомлении с проектом определяется предмет информационного поиска,
* дается обзор информационных средств,доступных в библиотеке,
* определяется поисковая стратегия (этапность поиска с обозначением промежуточных результатов) и круг средств,
* библиотекарь выдает для чтения ученикам основную литературу, ресурсы
* учитель оценивает значимость самостоятельной аналитической деятельности учащихся по сбору фактов и материалов,
* библиотекарь и учитель делают выводы по результатам продвижения учащихся в области освоения содержания предмета и работы с информацией,
* учитель консультирует учеников для корректировки первоначального направления деятельности,
* библиотекарь помогает провести поиск по уточненному направлению,
* учитель обучает формам обобщения и создания самостоятельных сообщений и проводит «защиту» проекта,
* библиотекарь и учитель оценивают результаты «защиты» проекта, отмечают в плане дальнейшей работы, что конкретным учащимся необходимо делать в дальнейшем.

среда, ноября 11, 2009

Развиваем Serendipity: Завершаем работу над Модулем третьим


В блоге «Образование в 21 веке: Зачем и как учить в 21 веке» автор написал: «Это важнейшее свойство 2.0, социальных медиа, социальных сетей, виртуальных миров!» Оно, это Сирэндипити (запомним это слово!) - дарит нам «неожиданное, но удивительно полезное и приятное» - способность к неожиданным счастливым открытиям!

Работа над третьим Модулем курса «Я учусь работать в блоге!» библиотекарей школ, осваивающих азы блогостроительства с помощью сервисов Веб 2.0, во многом шла бок о бок с этим понятием. Было совершено много открытий, приятных и неожиданных!

Чего ожидали участники от этого Модуля под названием «Пишем правила»? – Вот строчки из регистрационных анкет: «Хочется узнать об авторском праве в работе школьной библиотеки», «Что такое авторское право в блоге школьной библиотеки?», «Что такое безопасность для школьников в Интернете?», «Хотелось бы узнать о нормативных документах, регламентирующих работу в Интернете»….

Оправдались ли их ожидания? Обучаясь по курсу, делают ли они для себя «неожиданные, счастливые открытия»? – Попытаемся в этом разобраться…
…всего несколько лет назад мы, школьные библиотекари, и мечтать не могли, что у нас будет компьютер и что мы сможем научиться на нем работать. А теперь уже есть Интернет… (Елена Ермолова)

Все делаю сама, да еще и ночью. Не спорю - трудно, на зрение действует. Но все рашаемо, только надо внимательно читать инструкции! А какое удовольствие получаешь, когда что - то выходит. Вот где кайф. Вам удачи! Главное - обращаться к обучалкам - там все, что надо (Инна Алещенко)

...Сообщаю о нововведениях на моем блоге - Сменила шаблон блога. Перенесла карту школьных библиотек и мой блог на ней на боковую панель, Разместила гаджеты: Google groups, альбом моих фотографий на Picassa, ссылки: электронные библиотеки, Безопасность в Интернете, др. , новости библиотек, ключевые слова , карту посещений, счетчик и др. Хочу разместить мою презентацию-игру Power Point-овскую "Интернет и информационная культура", но она большая и боюсь, что опять сдвинутся рисунки, попробую отредактировать в Google... (Елена Белан)

Когда я начинала работать в Интернете, ни о чём таком не знала и не думала, копировала понравившиеся картинки и материалы, не знала какую опасность таит в себе Всемирная паутина. Теперь понимаю насколько это важно и актуально. Мне предстоит говорить о безопасном Интернете, авторском праве с детьми, в рамках изучения "Основ информационной культуры личности". Сейчас мы собрали у родителей письменное согласие на ведение детьми блогов, размещение фотографий. Дети хотят, чтобы в блоге была их фотография, готовы всё о себе выложить. Поэтому я с интересом читаю обсуждение этой темы, смотрю ссылки, чтобы выбрать наиболее убедительные для детей материалы. Спасибо коллегам. (Татьяна Лазарева)

…сколько всего еще не опробовала, чем многие уже владеют. Но зато появился интерес к обучению! (verynzik)

Даже не верится, что мы уже так многого достигли! А сколько нового, полезного, увлекательного открыли для себя, даже трудно перечислить. У меня копятся "обучалки"(я их распечатываю на бумаге), потом они пригодятся не только мне, но и коллегам, знакомым, даже дочь семиклассница параллельно со мной все умеет, что умею я и мечтает открыть свой блог (Нафиса Ермолаева)

Мы научились многому. Во-первых, оказывается, существуют определенные правила безопасности при пользовании Интернетом, о которых мы могли догадываться, а теперь четко себе их представляем. Во-вторых, мы познакомились с электронными библиотеками, выбрали из множества те, которые по своему содержанию и поиску информации наиболее адаптированы для наших читателей. Напомнили себе, что существует авторское право, и, как и любое право, нарушать его не следует. И, наконец, мои "бродилки" по Сети становятся все более систематизированными и оcознанными (Елена Шведова)


Участниками продумывались предложенные автором модуля сценарии опасностей Интернета и формулировалось свое отношение к описанным ситуациям «опасностей» в Сети, размещались в библиотечных блогах «правила» безопасного поведения школьников в Интернете.

Библиотекари школ знакомились с особенностями авторского права в Интернете, устанавливая в своих блогах «копирайт» (Лицензия Creative Commons). Продолжали пополняться интересными книгами «Золотая полка», ссылками на музыкальные произведения и иллюстрации (и иллюстраторов) к книгам – «Музыкальная коллекция» и «Полка любимых книжных иллюстраций».

Было создано 73 библиотечных блога, в 51 из них - размещены визитки-презентации участников, на Google-карте "Школьные библиотеки" появились 45 меток о блогах/сайтах...

Интересно развивались дискуссии во FriendFeede: Тема "В чем могут заключаться правила для библиотекаря школы, ведущего блог?" собрала более 70 комментариев
Тема «Какие есть возможности в библиотечных блогах для общения с его читателями (педагогами-предметниками, учащимися, родителями школьников)?» - 32 комментария.

Началось обсуждение по теме «Может ли библиотечный блог стать основой для совместной проектной деятельности с учителями-предметниками и учащимися?»

Заинтересовал библиотекарей школ и разговор, начавшийся в Блоге библиотекаря по теме «Что важнее: количество (в нашем случае, гаджеты, мультимедиа-материалы и проч.) или качество (качественные, интересные посты и быстрота загрузки)?»

Вопросы "Как сделать свой блог интерактивным?" и «Как создать "общение без принуждения"?» стали занимать умы обучающихся библиотекарей школ не сразу - пока разбирались с созданием блогов, разработкой визитки-презентации и размещением ее, с сервисами Веб 2.0 – гаджетами-виджетами, способными помочь библиотекарювключить в работу с книгой и чтением школьников новейшие интернет-технологии)… И вот в процессе работы над Модулем в Google-группе была инициирована Владимиром (Спасибо автору блога «Молодая Россия читает») к обсуждению интересная тема "Обидно, когда не обращают внимания на твои труды (в блоге)!" и др.

Автор модуля и модератор курса Людмила Рождественская написала:

…ни в Интернет насильно не загонишь, ни, тем более, общаться насильно не заставишь... Как мне кажется, это не быстрый путь, но надо с чего-то начинать... А начать с себя, с собственного блога и еще с тех близких по духу и ценностей людей, которые тебя окружают в реале. Пробовать организовать одно обсуждение, показать возможности виртуала, даже его преимущества, проанализировать потом успехи и недостатки и ... по новой спирали... А "секреты" просты: все время работать над темами и приемами по активизации дискуссий, искать партнеров для объединения ресурсов... перенимать опыт у других (а сообщество на что?)

Библиотекарей волнует и тема виртуального сообщества, как сообщества "вокруг" школьной библиотеки – 25 комментариев оставили во FriendFeede участники обучения.
В Модуле четвертом «Интерактивность блога» (с 13 до 20.11.09) мы еще обратим внимание на подсказки по тому, как сделать библиотечные блоги интереснее и привлекательнее для читателей…

А пока завершаем работу по Модулю Третьему и приступаем к изучению материалов Модуля Четвертого «Интерактивность блога» (13-20.11.09)!

Ну а самые быстрые в освоении курса бегут уже по страничкам Модуля пятого «Электронные библиотеки» (21-30.11.09)

Модули курса (их всего девять) размещаются здесь

воскресенье, ноября 08, 2009

О школьных библиотечных медиа/информационных центрах


Что является основной целью школьного библиотечного медиа/информационного центра? - Попытаемся разобраться в этом вместе с одним из австралийских Департаментов образования.
Прежде всего, оказание помощи учащимся в достижении ими информационной грамотности и культуры, чтобы помочь им стать независимыми и свободными людьми. Такие школьные библиотечные медиа/информационные центры являются неотъемлемой частью процесса преподавания и обучения в школе.

Библиотечные медиа/информационные центры ориентируются на следующие приоритеты:
* Библиотека предоставляет широкий спектр печатных изданий, мультимедийных и электронных ресурсов, в соответствии выбранной учебной программе школы, методам обучения школьников, их способностям и интересам;
* Преподавание, обучение и вся деятельность библиотеки нацелена на использование ресурсов одним пользователем, малой и/или большой группами в целях содействия развитию навыков информационной грамотности;
* Библиотека располагает оборудованием и технологиями, позволяющими учащимся представить свои задания и учебные исследования в различных формах и видах;
* Взаимодействие с библиотечными сообществами (города, района) в обеспечении услугами там, где это уместно.

Роль библиотекаря-педагога информационной грамотности/культуры заключается:
* в систематической совместной работе с учителями, чтобы активно включить преподавание навыков информационной грамотности в учебные программы по предметам;
* в управлении Библиотечным медиа/информационом центром и его фондами печатных изданий и других ресурсов;
* в предоставлении справочной информации по конкретным вопросам

Источник

Подумаем о комфортном дизайне

Если у вас комфортно оформленная, удобная библиотека/ медиатека/ библиотечный медиацентр/ информационный центр в школе, вы можете внести свой вклад в создание фотокопилки "библиотеки будущего" в wikispace. Для этого нужно сделать фотографии и подключиться к международному проекту, направив фотографии письмом на адрес Фрэн Хьюга, инициатора этого проекта frano65 @ gmail.com
Этот шаг привлечет к внимание к вашей библиотеке и поможет выстроить сотрудничество с многими библиотекарями школ разных стран.
"Вдохновляющие идеи: Дизайн современной школьной библиотеки. Что делает его таким?"

Источник

Отвечает ли Ваша библиотека на потребности ваших учащихся?

В блоге "Heyjude" опубликован пост, который решила представить для российского библиотекаря образовательного учреждения. В нем рассказывается о том, с помощью каких замечательных рекомендаций на севере штата Квинсленд в Центре развития проводится обучение библиотекарей ИКТ. Содержание представленной в посте брошюры направлено на содействие необходимым изменениям и развитию библиотек, чтобы обеспечить их качество обслуживания школьников. Автор поста получил разрешение вставить документ в своем блоге для скачивания копии библиотекарями школ, чем я с большой благодарностью и воспользовалась...
Great Libraries of Learning:Is your library answering the needs of your students?

суббота, ноября 07, 2009

Готовимся к ЕГЭ на уроках и в библиотечно-информационном центре

В рамках ИТО-2009 состоялся мастер-класс Татьяны Рыженко "Подготовка школьников к ЕГЭ в контентной образовательной информационной системе "КМ-Школа".
Хочется обратить внимание на то, что Татьяна является руководителем библиотечно-информационным центром гимназии 25 г.Ставрополя и педагогом-экспериментатором ИСМО РАО, апробируя новую программу по информационной культуре. Библиотечно-информационный центр является главным модулем в единой контентной образовательной информационной среде в гимназии. В локальной сети гимназии установлена "КМ-Школа", разработанная на основе Интранет/Интернет-технологий, что позволяет учащимся работать с тщательно выверенным, безопасным контентом - уроками, репетиторами, медиатеками и библиотеками, курсами развития личности и др., а учителям использовать уже готовые уроки или разрабатывать авторские на основе использовани я удобных конструкторов и контента Базы Знаний "КМ-Школы".
Именно такая модель библиотеки образовательного учреждения, ориентированного на локальную сетьи доступ к Интернет, на сегодняшний день является, на мой взгляд, самой перспективной для отечественного образования.

Установите на комьютере школьника интернет-фильтр


На сайте "Интернет цензор" можно скачать интернет-фильтр для детей. Как пишут авторы сайта: "Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.
Загрузить его можно бесплатно

четверг, ноября 05, 2009

Поговорим о правилах для библиотекаря, ведущего блог

Работая в Модуле третьем дистанционного курса "Я учусь работать в блоге!", школьные библиотекари задумались о правилах, которые необходимы им самим в процессе ведения библиотечного блога... Есть ли жесткие правила по использованию текстов, картинок и видео в своих постах (сообщениях)? Почему нельзя размещать в своем блоге фотографии школьников без разрешения на то их родителей? Может быть, вместо всевозможных запретов, неукоснительного соблюдения тотального контроля деятельности детей в Интернете, учителям, библиотекарям и родителям, которые обязаны "защищать" детей, формировать у ребенка критическое мышление, умение анализировать информацию, отбраковывать ненужное?! - вот вопросы, волнующие библиотекарей школ.

Наталья написала свое мнение на этот счет:

Конечно, плагиат со стороны учителей и библиотекарей - вещь спонтанная. Представьте, человеку 50-60 лет. После информационного голода, в котором он рос и воспитывался, узнать что-то важное, потрясающее - это счастье! Боже, о каком воровстве может идти речь, если эта информация выставлена на всеобщее обозрение?(так думает новичок). В этом смысле программа "копи-райт-СС" - это, конечно, удачное изобретение. Узнать бы еще как его установить! Культуру Интернета надо воспитывать. Учительнице из третьего сценария необходимо дать ссылки, объяснить, почему она ссылается на эти материалы, примерно так, как учителя отсылают детей к Достоевскому, когда речь заходит о кастовости людей...


Подключайтесь к нашему обсуждению:

среда, ноября 04, 2009

Расслабимся в выходной... Погадаем...

БиблиоКошка, ведущая свой оригинальный библиотечный блог "Мысли вслух", опубликовала симпатичный, литературный (ну, почти литературный!) гороскоп. Себе погадала, вот что получилось:
Рубаи Омара Хайяма
Ваше имя
Ваше изречениеБудешь в обществе гордых ученых ослов, Постарайся ослом притвориться без слов, Ибо каждого, кто не осел, эти дурни Обвиняют немедля в подрыве основ.image

все гадания на aeterna.ru

вторник, ноября 03, 2009

Крепитесь, и будет нам всем ЩАСТЬЕ!


В поддержку модераторов и всех участников дистанционного обучения школьных библиотекарей сегодня в День народного единства приходят поздравительные открытки.
На одной из них было написано: "Крепитесь, и будет нам всем ЩАСТЬЕ!"

"Щастье" нам всем будет, если участники обучения еще раз посмотрят, все ли сделано по модулям - нулевому, первому и второму, завершить работу по которым мы попытаемся на этой каникулярной неделе.
А еще будет "щастье", если библиотекари постараются наверстать упущенное, обратив внимание на необходимость "общения" и размещения своего мнения в дискуссиях и в комментариях быстро разрастающихся библиотечных блогах коллег.
Отдыха и "продвижения" всем нам!

понедельник, ноября 02, 2009

Им не хватает слов, а чувства переполняют!

Хочу разместить интересное и трогательное сообщение школьного библиотекаря, который создала свой блог с замечательным названием "Читаюшка", и в комментариях написала о волнующих ее проблемах работы в блогах, о том, как она видит свою работу с детьми, которым "порой не хватает слов, а чувства переполняют". Зайдите в ее блог, оставьте свой комментарий!

Здравствуйте, Елена! Спасибо за посещение блогов. Постепенно роль сайта будет несколько другая,я думаю. Когда начали обучение, у меня самой возник такой вопрос. Все-таки отличие есть.Сейчас не готова обобщить все отличия. Сразу могу сказать, блоги мне понравились прежде всего тем, что можно создавать дифференцированную целевую площадку для библиотечного воздействия на читателя (пользователя), дробностью страниц(категории...) На сайте я пыталась решить эту проблему...

Возможно,я не совсем точно выражаю свою мысль, но мне хочется на блогах более свободного общения со своими(в первую очередь) читателями и их семьей (не всегда родители смогут приходить в библиотеку), оперативного реагирования. Дети ведь сами пытаются внести какую-то интерактивность (чувствую, что хотят чат, форум, блог), пытаются общаться в комментариях, гостевой книге.

Блог еще нужен для развития умения общаться. Дети начальной школы пытаются в большом количестве (до 50 смайликов!) вставлять в сообщение. Я вынуждена частично удалять. Им не хватает слов, а чувства переполняют. Общение в блоге их вынудит развивать свой словарный запас.

Плюсов много вижу. Здесь, в блоге от меня не требуется минимум посещений за определенное время, хотя мы создавали бесплатно блог,а сайт тоже бесплатно(до сих пор), но условия я вынуждена исполнять точно (следить за посещениями). Пока на количество посещений не жалуюсь, но это у меня постоянно на контроле.

Мне показалось,что сайт делать и поддерживать труднее таким, как мы (сразу виден непрофессионализм).В блоге же, если вставляется материал, то создается более профессиональное впечатление у пользователя об авторе блога. Очень хорошие шаблоны. Практически необходимые гаджеты научимся добавлять (кому какие нужны), а дальше каждый по-своему будет использовать возможности блога.

Сайт не брошу, просто на него буду собирать крупные творческие работы (наверное,так), а обсуждения, обмен мнениями, небольшие работы можно и на блог разместить. Просто я не знаю пока всех возможностей блога. Сайт нельзя перегружать большими объемами, будет долго открываться, пользователь может не дождаться открытия. Тоже задача передо мной стоит!

Пойду путем таким: В Литве(моя знакомая рассказывала)сначала дом строят, ставят,а где проложить дорожки (тротуар) решают позже, когда население само протопчет их. Видимо поэтому там люди стараются ходить в положенных местах. Я создаю блоги, дам возможность их использовать, а там посмотрю, какие дорожки протопчутся, совпадут или не совпадут с моими представлениями.

У меня есть помощники (дети). Будем с ними решать. Может Вы что-то посоветуете, направите. Желание у нас есть, а знаний и опыта - нет... Пишу поздно. Тамара

воскресенье, ноября 01, 2009

Легко быть храбрым тигром, трудно - храбрым кроликом!


Группа обучающихся продвигается по модулям дистанционного обучения библиотекарей школы "Я учусь работать в блоге!"
Пятого ноября участники группы-школьные библиотекари постараются завершить работу по второму модулю, в котором, прежде всего, учатся создавать и публиковать в своем блоге презентации-визитки "О себе" . Визитки получаются замечательные - серьезные и шутливые, мы - такие разные, но в чем-то мы очень похожи - мы любим книгу, чтение и всеми силами, стараемся привить школьникам эту любовь к вечным ценностям, скрытым в текстах, написанных замечательными авторами книг!
А параллельно библиотекарями осваиваются другие возможности сервисов и инструментов Веб 2.0:
* следуя рекомендациям презентации "Как читают блоги" - библиотекари школ учатся читать новости с помощью Google-reader;
* принимают участие в обсуждении во FriendFeed на тему: "Как может выглядеть классификация библиотечных блогов" ;
* размещают информацию о своем блоге на Google-карте "Школьные библиотеки";
* размещают в своих блогах видеоролики (Как несложно загрузить видео в Сеть, автор: Илья Гаврилин;
* продолжают осваивать размещение необходимых гаджетов (списки читаемых блогов, рекомендуемой литературы, любимых книг, др.)
* представляют свои блоги на конкурс "Школьного сектора Ассоциации RELARN "Мудрая Сова"
* осваивают шутливые сервисы, такие как Imagechef, в которых можно создать портреты любимых писателей и поэтов в интересных рамочках, или разместить пару строчек из любимого стихотворения на фоне падающей листвы (снежинок)
* а самое главное - пишем интересные посты в своих блогах - о книгах и писателях, для взрослых и для детей-школьников...

Трудно учиться дистанционно, но жизненное кредо библиотекаря: "Трудное - это то, что может быть сделано немедленно; невозможное - то, что потребует немного больше времени"

Трудно учиться дистанционно! - Даже в презентациях-визитках участники пишут об этом: "Легко быть храбрым тигром, трудно - храбрым кроликом!". Но пишут, друг друга подбадривая - ничего не бойтесь, двигайтесь в направлении освоения сервисов и инструментов Веб 2.0. И, как в одной из визиток участница обучения написала: "Все будет хорошо!"

Вот какие пожелания коллегам по обучению оставляют в своих визитках библиотекари школ (прочитайте-ка первые буквы сверху вниз!):
ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ
РАЗУМНОГО ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ
АКТИВНОСТИ
ЗНАНИЙ
ДРУЖЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
НОВИЗНЫ
ИННОВАЦИЙ
КРОПОТЛИВОГО ПОИСКА
АЛЬТРУИЗМА

Или вот:

Кто-то когда-то сказал:
* работай, как будто тебе не надо денег,
* люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль,
* танцуй, как будто никто не смотрит,
* пой, как будто никто не слышит,
* живи, как будто на Земле рай...

А вот и наши визитки:
Алексеева Алла
Антипова Валентина
Ацапкина Людмила
Бакалова Светлана
Белан Елена
Девяткина Маргарита
Казанцева Татьяна
Коваленко Ольга
Коткина Ирина
Ляхова Светлана
Мареськина Валентина
Ольга Николаевна
Подъяпольская Ольга
Садриева Дина
Сосенкова Наталья
Ювенская Вера и Гурова Ира

" Уж роща отряхает последние листы..."

Что-то мне взгрустнулось сегодня... За окном - унылая осень, о которой лучше, чем Александр Сергеевич, наверное, никто и не писал: "уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; дохнул осенний хлад - дорога промерзает..."
Решила поднять себе настроение созданием с помощью сервиса Imagechef некоего ремикса. Можно просто зайти на этот сайт и создать портрет любимого поэта/писателя в красивой/шутливой рамочке, или сделать "поэтический калейдоскоп" с шутливой мультипликацией, ну вот, например, такой, как сделала я:

ImageChef.com

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails