К основному контенту

"Подвинься, система авторских прав!"

Третий вопрос в Модуле втором "Эффективное сетевое взаимодействие библиотекаря" в рамках дистанционного курса "Возможности библиотечных сетевых сообществ 2013" в ВикиСибириаде был особенно важен для понимания тесной связи необходимости соблюдения авторских прав и важности изменений в законодательстве в этой области. Библиотекари в своих рассуждениях опирались на материалы предложенной статьи о судьбе молодого, но уже признанного IT-специалиста Аарона Шварца

Кратко о сути обсуждаемой библиотекарями-участниками обучения в ВикиСибириаДе человеческой истории:

Аарону Шварцу было 26 лет, за которые он так много успел... Он столкнулся с несовершенством существующей сегодня системы интеллектуальной собственности, которую считал двояко несправедливой - она сдерживает обмен социально- и научнозначимой информацией и ставит во главу угла не автора или читателя, но издателя — посредника, которому достается основная часть прибыли. Аарон основал группу Demand Progress ("Требуем прогресса"), насчитывающей около миллиона человек, которая боролась с интернет-цензурой и попытками искусственного ограничения свободы передачи информации в Сети. Он создал интернет-проект Оpen Library — интернет-библиотеку с девизом "Одна веб-страница - для каждой когда-либо изданной книги". Он выложил в свободный доступ на Оpen Library всю Библиотеку Конгресса США и множество других документов, но предоставив доступ к закрытой научной библиотеке JSTOR (4 миллиона научных работ). его арестовали и обвинили в краже интеллектуальной собственности и компьютерном взломе...

"...Суорца нашли повешенным. Вместе с тем сотни американских ученых, потрясенных гибелью программиста, избрали необычный способ протеста — выложили в сеть свои научные работы, включая те, которые по закону нельзя было публиковать без разрешения издателя...
Согласно теории технико-гуманитарного баланса развитие технологий неизбежно подстегивает изменения в социальной сфере, корректирует понятия о нравственности и законах. Самый опасный период — когда технологическое развитие совершает рывок: законы и социальные нормы стремительно устаревают и обществу приходится напрягаться, вырабатывая новые принципы... 
Появление и развитие Интернета — еще один такой рывок, еще один вызов обществу: подвинься, система авторских прав, XXI век не может жить по законам XX-го. Обмен информацией в современном мире уже не помещается в старые рамки и то, что раньше было справедливым, стало абсурдно. Рожденный в 1986 году и посвятивший всю свою жизнь информационным технологиям, Эрон Суорц понимал это, как никто иной..."


Что думают наши библиотекари о влиянии Интернета на изменения сложившейся ситуации в системе интеллектуальной собственности? - Читайте!


Да, да и да! Да, время меняет всё (Лилия Потеряева, Cветлана Горьева, Вера Фролова, Галина Матыцина, Алла Белаш, Наталья Кениг, Букреева Светлана), - ситуация с Аароном Шварцем тому свидетельство. (Светлана Кулешова).  Интернет стал причиной этих изменений (Марина Балобина, Наталья Найкина, Ольга Макарова, Алена Коломиец).  

"Появление и развитие Интернета — ... рывок, еще один вызов  обществу: подвинься, система авторских прав".  (Ольга Макарова). " Технологическое развитие совершает рывок: законы и социальные нормы стремительно устаревают"  (Елена Шувалова). 

Теперь можно получить в Интернете почти всё и почти все стало доступно. Стали путаться понятия "можно" и "доступно". (Озюма Ольга) - более 50 % (а то и больше) сетевого контента или чистый плагиат, или компиляция (Светлана Бакалова), сплошной, безнаказанный плагиат (Вячеслав Букреев). Важно соблюдать авторское право (Вера Плотникова), многое нужно менять в этом направлении (Надежда Максимова), но здесь всё зависит от самого человека (Антонина Лашина)

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…