К основному контенту

"Подвинься, система авторских прав!"

Третий вопрос в Модуле втором "Эффективное сетевое взаимодействие библиотекаря" в рамках дистанционного курса "Возможности библиотечных сетевых сообществ 2013" в ВикиСибириаде был особенно важен для понимания тесной связи необходимости соблюдения авторских прав и важности изменений в законодательстве в этой области. Библиотекари в своих рассуждениях опирались на материалы предложенной статьи о судьбе молодого, но уже признанного IT-специалиста Аарона Шварца

Кратко о сути обсуждаемой библиотекарями-участниками обучения в ВикиСибириаДе человеческой истории:

Аарону Шварцу было 26 лет, за которые он так много успел... Он столкнулся с несовершенством существующей сегодня системы интеллектуальной собственности, которую считал двояко несправедливой - она сдерживает обмен социально- и научнозначимой информацией и ставит во главу угла не автора или читателя, но издателя — посредника, которому достается основная часть прибыли. Аарон основал группу Demand Progress ("Требуем прогресса"), насчитывающей около миллиона человек, которая боролась с интернет-цензурой и попытками искусственного ограничения свободы передачи информации в Сети. Он создал интернет-проект Оpen Library — интернет-библиотеку с девизом "Одна веб-страница - для каждой когда-либо изданной книги". Он выложил в свободный доступ на Оpen Library всю Библиотеку Конгресса США и множество других документов, но предоставив доступ к закрытой научной библиотеке JSTOR (4 миллиона научных работ). его арестовали и обвинили в краже интеллектуальной собственности и компьютерном взломе...

"...Суорца нашли повешенным. Вместе с тем сотни американских ученых, потрясенных гибелью программиста, избрали необычный способ протеста — выложили в сеть свои научные работы, включая те, которые по закону нельзя было публиковать без разрешения издателя...
Согласно теории технико-гуманитарного баланса развитие технологий неизбежно подстегивает изменения в социальной сфере, корректирует понятия о нравственности и законах. Самый опасный период — когда технологическое развитие совершает рывок: законы и социальные нормы стремительно устаревают и обществу приходится напрягаться, вырабатывая новые принципы... 
Появление и развитие Интернета — еще один такой рывок, еще один вызов обществу: подвинься, система авторских прав, XXI век не может жить по законам XX-го. Обмен информацией в современном мире уже не помещается в старые рамки и то, что раньше было справедливым, стало абсурдно. Рожденный в 1986 году и посвятивший всю свою жизнь информационным технологиям, Эрон Суорц понимал это, как никто иной..."


Что думают наши библиотекари о влиянии Интернета на изменения сложившейся ситуации в системе интеллектуальной собственности? - Читайте!


Да, да и да! Да, время меняет всё (Лилия Потеряева, Cветлана Горьева, Вера Фролова, Галина Матыцина, Алла Белаш, Наталья Кениг, Букреева Светлана), - ситуация с Аароном Шварцем тому свидетельство. (Светлана Кулешова).  Интернет стал причиной этих изменений (Марина Балобина, Наталья Найкина, Ольга Макарова, Алена Коломиец).  

"Появление и развитие Интернета — ... рывок, еще один вызов  обществу: подвинься, система авторских прав".  (Ольга Макарова). " Технологическое развитие совершает рывок: законы и социальные нормы стремительно устаревают"  (Елена Шувалова). 

Теперь можно получить в Интернете почти всё и почти все стало доступно. Стали путаться понятия "можно" и "доступно". (Озюма Ольга) - более 50 % (а то и больше) сетевого контента или чистый плагиат, или компиляция (Светлана Бакалова), сплошной, безнаказанный плагиат (Вячеслав Букреев). Важно соблюдать авторское право (Вера Плотникова), многое нужно менять в этом направлении (Надежда Максимова), но здесь всё зависит от самого человека (Антонина Лашина)

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: