К основному контенту

"Те, кто освоил новые сервисы и их возможности, делают прорыв!"



Вчера на Московском педагогическом марафоне -2013 прошел День школьного и детского библиотекаря. 356 библиотекарей школ Москвы и Московской области посетили секцию "Библиотека "цифровой" школы", на которой состоялся разговор о необходимых и назревших  изменениях в роли библиотеки школ. Е.Н.Ястребцева (Ваш покорный слуга) высветила в своем сообщении несколько аспектов:

  • Изменения в школьной библиотеке неотвратимы
  • Современной школе нужна современная библиотека
  • Новые формы работы  со школьниками
  • Что должен уметь современный библиотекарь
  • С чего начать свое движение к библиотеке "цифровой" школы
  • Как библиотеке представить себя в Интернете

Фотографии  сделаны автором блогов:
Записная книжка БиблиоРомантика
Что читает библиотекарь?


Мне казалось, что московские библиотеки в силу своей бОльшей оснащенности компьютерами, имеющие хороший доступ  в Интернет (во всяком случае, именно так утверждается в различных документах Департамента), должны быть в авангарде тех изменений, которые диктуются самой жизнью. Была удивлена тому, как по-разному реагировали на необходимость перемен библиотекари, присутствовавшие в зале - от явной поддержки до раздражения и неприятия ("на мой век хватит того, что есть"). Некоторые говорили, что у них плохой интернет и учиться нет возможности непосредственно в школе, и были удивлены, что им посоветовали использовать свой собственный домашний компьютер и доступ в Интернет с него для саморазвития через обучение. Другие указывали на запреты  групповых действий школьников в библиотеке, например, в образовательных играх (?!), на запреты использования в школе блогов,  невозможности доступа к социальные сервисам...

После секции долго еще вели разговоры в кулуарах - о том, что блоги ведут лишь немногие библиотекари, да и то -  в "закрытой" московской среде, где нет возможности интеграции  с социальным сервисами и размещения, напр.,  буктрейлеров, "открытых" опросов и проведения "открытых" исследований, размещения творческих работ школьников, создания  справочной виртуальной службы и пр. Говорили о  том, что существующие официально курсы переподготовки библиотекарей значительно отстают от требований времени, что необходима систематическое дистанционное обучение библиотекарей...

Сегодня я получила письмо от одного из присутствовавших на секции участников:
Уважаемая Елена Николаевна! Решила написать Вам. Сегодня была на Дне школьного и детского библиотекаря. Видела и слышала Ваше выступление. Поражена реакции зала на все то, о чем Вы рассказывали. Я посчитала примерно - всего на дне было примерно 500 человек, в зале секции - более 300, т.е.,  всего примерно треть библиотекарей Москвы. Вы задали вопрос - Сколько библиотекарей ведут свои блоги? - Подняли руки всего 7 человек! Конечно, удивительно не только количество поднявших руки, но и  агрессивная реакция многих в зале на необходимые нововведения...
Думаю, что технически библиотеки Москвы имеют  несколько более обширные ресурсы, чем многие и многие регионы. Но тогда почему же не используются полномасшатабно эти возможности?! - Конечно, обучение и освоение требует времени, самостоятельных усилий и других качеств. Но Вы безусловно правы в том, что те, кто освоил новые  сервисы и их возможности, делают прорыв...

Вот и я согласна, что прорыв делается теми, кто пытается измениться сам и изменить ситуацию вокруг себя!





Еще заметки после Марафона от Елены Шведовой, чья фотография запечатлела момент обсуждения темы в кулуарах

Комментарии

  1. Елена Николаевна, к сожалению, ситуация в Москве, действительно, сильно разнится с тем, что происходит в регионах в вопросах Интернета.

    Меня вчера поразило на Марафоне ещё и то, что с лекции У. Парфеньтьева был массовый отток слушателей. Да, было не идеально слышно. И всё же?..

    Я, по мере своих скромных возможностей, наблюдаю ситуацию с блогами в Москве, и вывод у меня за последние несколько лет печальный:

    - нет стремления к объединению (есть хорошие блоги, но о них мало кто знает, и есть вроде бы продвинутые блоги, но на самом деле в них ничего особенно интересного не происходит. В целом же - блогов на удивление мало.) Вся жизнь сосредотачивается внутри своих округов, другой округ - как другой город.

    - нет, как мне кажется, мотивации для работы в интернете (поэтому я и затеяла опрос про мотивацию в "Лаборатории идей Гайдаровки" в FB)

    Прошу не рассматривать вышесказанное, как жалобу :), это просто впечатления от Марафона, наложившиеся на общие впечатления от ситуации.
    Лично я совершенно согласна с Вашим вчерашним замечанием о том, что дорогу осилит идущий, только у нас все идут в разные стороны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. BiblioRomantic: Почему не была интересна тема безопасности для школьного библиотекаря? - Скорее всего ответ во многом кроется в словах одной из моих слушательниц: "А нам все запрещено! Все закрыто!", из чего следует, что и работать над безопасностью детей в Интернете должны кто-то другие - родители, например... :-) Потому и не воспринимали, как свое, родное, необходимое к внедрению в повседневную практику! По поводу "объединения" блогов москвичей - создать группу во FriendFeed и все мы увидим каждого из существующих библиотечных блогов! - И это может стать началом сообщества московских библиотекарей! А мотивация одна на сегодня - мир изменился, мир стал "цифровым"! Поэтому не устаю находить аргументы для убеждений в этом библиотекарей и изменения отношения к своей деятельности. Идущие в разные стороны на каком-то этапе обязательно пойдут вместе, пусть не в ногу, но вместе! Лишь бы двигались!!!

      Удалить
    2. Елена Николаевна, не получится в комнатой в FF, во всяком случае без специального мастер-класса по общению в FF.
      Я проводила полгода назад для детских библиотекарей Москвы рабочую встречу на тему общего профессионального пространства, результат оказался низким. Но хорошо, что вообще оказался :). Мне кажется, здесь надо не только прямыми лекциями, как Ваша (что, безусловно, нужно, нужно и нужно! - не поймите, пожалуйста, превратно :)), тут надо подъезжать одновременно и с других сторон... Пока не знаю, с каких. Может, вот с мотивацией что-то получится?

      Удалить
    3. BiblioRomantic: По поводу "прямых лекций", думаю, Вы несколько не в курсе - моих обученных реально библиотекарей уже довольно много; И "стороны", с которых надо "подъезжать" к обучению библиотекарей - ясны и понятны. Если уж мы бесплатно обучили такое большое количество библиотекарей, то представляю, сколько их можно было бы обучить теми, кто получил бы поддержку!

      Удалить
  2. Думаю, опыт может быть разным - все зависит от менеджмента, верно выстроенного и имеющего реальную цель. Положительные примеры в FF - http://friendfeed.com/biblio-media и/или http://friendfeed.com/wikisibiriane -Комната позволяет объединить блоги какой-то группы библиотекарей для какой-то цели. При необходимости проводить там обсуждения. Только один пример - http://friendfeed.com/wikisibiriane/379801f1

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, очень интересно. Мария, не думаю, то в регионах в вопросах Интернета какая-то особая ситуация по сравнению с Москвой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добавлю к Елениному горькому высказыванию- везде люди и ситуации разные! Потребность должна еще и формироваться внешними обстоятельствами

      Удалить
  4. Елена Николаевна, я знаю, что Вы ОЧЕНЬ МНОГИХ обучили :). Я совсем не подвергаю всё это ни малейшему сомнению.
    Однако, я вижу и другую картину - необученных как будто не становится меньше. Может, дело в масштабах Москвы, вполне возможно, что так.
    Москва пока отстаёт по этим показателям, и очень неповоротлива вообще в этом вопросе.
    Я сужу исключительно как библиотекарь-практик, могу, разумеется, ошибаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Москва, как некогда в 90-ые - Франция, которая сделала свой собственный внутренний интернет, открыть который заставила сама жизнь

      Удалить
  5. Да, и ситуация, конечно, везде разная, я совершенно с этим не спорю - в целом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ситуация везде одинаковая в России, все, к сожалению, в нашей стране зависит от тех или иных людей - носителей тех или иных амбиций, группировок, коррумпированности, пр., что и осложняет продвижение новых идей помимо сопротивления новому снизу.

      Удалить
  6. Решила перенести из другого блога размышления Марины Орешко "по теме": "Полярная Сова13 апреля 2013 г., 23:20
    Очень интересная дискуссия получается, я несколько раз перечитала ветки комментариев, столько сразу мыслей возникло по этому поводу, поэтому, что называется, "не могу молчать". Хотя, возможно, какие-то мои соображения и покажутся сумбурными, но все же...

    Чтобы обрисовать ситуацию: я работаю в провинциальной городской библиотеке-филиале, поэтому кое-какие проблемы из обозначенных - это прямо зарисовка "с натуры".

    Убеждена, что "надо возделывать свой сад", развиваться, совершенствоваться в профессии, постоянно чему-то учиться, иначе просто рутина засосет. В свое время я отчасти из-за этого ушла из школы: поняла, что мне просто неинтересно изо дня в день делать одно и тоже. В повести Льюса Кэрролла "Алиса в стране чудес" есть такая интересная мысль: "Нужно бежать, чтобы остаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать в два раза быстрее". Правда! Но... Нужен человек, который подсказал бы, в каком направлении двигаться, научил бы, "дал школу". В конце концов, нужна информация, чтобы перестать "вариться в своем котле" и выйти наружу. Нужно ездить, общаться с коллегами из других городов, что-то узнавать новое... Так, мы в свое время думали, что в Мурманске краеведение и биб. дело развито ого-го! А оказалось - ничего подобного.

    Нужно минимальное встречное движение со стороны администрации и вышестоящих чиновников. Я даже не говорю про содействие - просто "не вставлять палки в колеса". Наша библиотечная деятельность уже добрых лет 10 идет не "благодаря", а "вопреки". И блог, и группа в Контакте, и сайт - у нас все "неофициальное". В отчетах не упоминается, то есть наших виртуальных площадок де-юре как бы и не существует. Мы несколько раз просили разрешить нам хотя бы посещения блога учитывать (это ведь не противоречит стандартам биб. статистики), но "воз и ныне там". Даже наша победа в конкурсе библиотечных блогов ситуацию не изменила - ее просто не заметили. Иногда просто руки опускаются...

    Информация не доходит до низа вертикали и оседает на уровне администрации Центральной библиотеки - это тоже правда. Уже несколько раз наша областная библиотека на совещаниях и семинарах призывает городские библиотеки выходить в Интернет, создавать свои виртуальные представительства. До нас эта информация просто не дошла, узнали случайно.

    Если честно, надоело жить в атмосфере показухи и "потемкинских деревень". В отчетах все красиво и волшебно, а на самом деле - мероприятия для галочки и искусственное раздувание цифр статистики. Тяжело воевать с системой. Иногда силы могут просто кончиться..."

    ОтветитьУдалить
  7. А вот, что написала Наталья Кубрак: "я тут тоже на работу ходила, на семинаре выступала.все покачали головой,ну да, молодец, а говорю:давайте научу - вежливо промолчали, в краевой библиотеке то же самое - а ведь, кроме меня во всем крае этим никто не занимается из библиотекарей.Мое руководство правда поддерживает, сетевой проект очень понравился. А в целом -да,безразличие, продолжаем кропать брейн-ринги и презентации из 5 слайдов
    Была позавчера на МК в институте повышения педагогов (АвачаВики) - второй раз провожу по вставке мультимедиа в вики (стандартный виджет - причем девочки-руководители не в курсе этого виджета были). Здесь отнеслись с интересом,всем понравилась работа.Совсем другая реакция"

    ОтветитьУдалить
  8. Можно и мне добавить своих размышлений? В библиотеках всегда было довольно мало людей, готовых к преобразованиям, введению новшеств (даже минимальных, не говоря уже о радикальных!) - наверное, это специфика профессии.. Почему же мы ждем, что сегодня, во времена вполне революционных преобразований в образовании и биб.деле, все сразу примут эти изменения? Чиновничество вообще не меняется: как в советские времена все "не пущали", так и сейчас только докладывают о "внедрям, одобрям". И люди - наши коллеги, библиотекари - разные. "Люди как люди", - как говорил Воланд. Всякие. У каждого своя скорость, свой барьерный порог, свой опыт, своя правда. Хотя, честно говоря, московская аудитория в который раз удивила...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за Ваше высказывание. Сознаюсь, мне московская аудитория даже понравилась - то, что вообще у многих был интерес к изменениям, ведь на процесс информатизации Московского образования всегда оказывалось сильнейшее давление - административное, организационное, финансовое - сколько различных решений сверху в течение десятилетия пришлось вынести школам вообще, А МОСКОВСКИМ - ОСОБЕННО! На мой взгляд, формирование потребности в использовании Интернет-технологий - было явно ЗДЕСЬ не в приоритете - приветствовалось "делай так как решили наверху", а это всегда лишь тормозит развитие человека, как профессионала, а школы - как прогрессивного образовательного учреждения

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.