К основному контенту

"Те, кто освоил новые сервисы и их возможности, делают прорыв!"



Вчера на Московском педагогическом марафоне -2013 прошел День школьного и детского библиотекаря. 356 библиотекарей школ Москвы и Московской области посетили секцию "Библиотека "цифровой" школы", на которой состоялся разговор о необходимых и назревших  изменениях в роли библиотеки школ. Е.Н.Ястребцева (Ваш покорный слуга) высветила в своем сообщении несколько аспектов:

  • Изменения в школьной библиотеке неотвратимы
  • Современной школе нужна современная библиотека
  • Новые формы работы  со школьниками
  • Что должен уметь современный библиотекарь
  • С чего начать свое движение к библиотеке "цифровой" школы
  • Как библиотеке представить себя в Интернете

Фотографии  сделаны автором блогов:
Записная книжка БиблиоРомантика
Что читает библиотекарь?


Мне казалось, что московские библиотеки в силу своей бОльшей оснащенности компьютерами, имеющие хороший доступ  в Интернет (во всяком случае, именно так утверждается в различных документах Департамента), должны быть в авангарде тех изменений, которые диктуются самой жизнью. Была удивлена тому, как по-разному реагировали на необходимость перемен библиотекари, присутствовавшие в зале - от явной поддержки до раздражения и неприятия ("на мой век хватит того, что есть"). Некоторые говорили, что у них плохой интернет и учиться нет возможности непосредственно в школе, и были удивлены, что им посоветовали использовать свой собственный домашний компьютер и доступ в Интернет с него для саморазвития через обучение. Другие указывали на запреты  групповых действий школьников в библиотеке, например, в образовательных играх (?!), на запреты использования в школе блогов,  невозможности доступа к социальные сервисам...

После секции долго еще вели разговоры в кулуарах - о том, что блоги ведут лишь немногие библиотекари, да и то -  в "закрытой" московской среде, где нет возможности интеграции  с социальным сервисами и размещения, напр.,  буктрейлеров, "открытых" опросов и проведения "открытых" исследований, размещения творческих работ школьников, создания  справочной виртуальной службы и пр. Говорили о  том, что существующие официально курсы переподготовки библиотекарей значительно отстают от требований времени, что необходима систематическое дистанционное обучение библиотекарей...

Сегодня я получила письмо от одного из присутствовавших на секции участников:
Уважаемая Елена Николаевна! Решила написать Вам. Сегодня была на Дне школьного и детского библиотекаря. Видела и слышала Ваше выступление. Поражена реакции зала на все то, о чем Вы рассказывали. Я посчитала примерно - всего на дне было примерно 500 человек, в зале секции - более 300, т.е.,  всего примерно треть библиотекарей Москвы. Вы задали вопрос - Сколько библиотекарей ведут свои блоги? - Подняли руки всего 7 человек! Конечно, удивительно не только количество поднявших руки, но и  агрессивная реакция многих в зале на необходимые нововведения...
Думаю, что технически библиотеки Москвы имеют  несколько более обширные ресурсы, чем многие и многие регионы. Но тогда почему же не используются полномасшатабно эти возможности?! - Конечно, обучение и освоение требует времени, самостоятельных усилий и других качеств. Но Вы безусловно правы в том, что те, кто освоил новые  сервисы и их возможности, делают прорыв...

Вот и я согласна, что прорыв делается теми, кто пытается измениться сам и изменить ситуацию вокруг себя!





Еще заметки после Марафона от Елены Шведовой, чья фотография запечатлела момент обсуждения темы в кулуарах

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...