К основному контенту

Надо ли педагогу-библиотекарю работать "бесплатно": Летние беседы школьных библиотекарей


Вот и лето наступило, а вместе с ним - ошеломляющая школьных библиотекарей новость. Теперь они будут педагогами-библиотекарями, - об этом с высокой трибуны заявил сам Премьер Вл.Вл.Путин. Казалось бы, радоваться надо, а библиотекари сомнения высказывают, размышляют, получится ли из этой затеи что-то хорошее. С одной стороны - обещано повысить з.п. до уровня учителей, что здОрово! С другой - до сего времени совсем непонятно, за какую-такую педагогическую деятельность собираются при аттестации отмечать и повышать. Библиотечное сообщество реагирует по-разному...

Итак, что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО для библиотекаря и библиотеки

Татьяна С.:
Доброе утро, коллеги! Почему вы так переживаете? Мне интересно, что изменится в вашей (каждого из членов нашей группы) деятельности с ведением данной должности? Появится аттестация - хорошо! Нужно овладеть ИКТ (всем, в т.ч. вести сайты или блоги) - хорошо! Нужно собирать свое портфолио (желательно смешанное), а для этого учиться (самообразование, дистанционное обучение и...)и участвовать самому в конкурсах - хорошо!Готовить ребятишек к конкурсам ( я например, только за этот год помогла принять участие 37 ребятишкам в конкурсах разного уровня) - хорошо! Вести проектно-исследовательскую деятельность - хорошо! Библиотечные занятия вести - их все ведут! Зарплата ЧУТЬ-ЧУТЬ_ЧУТЬ возрастет - понятно! (это было понятно сразу, как только подняли вопрос о статус и новой должности!) Какие страхи? А научиться вести электронный каталог - можно, работать с фондами - можно и т.д. Всему можно научиться, если есть желание и не ОЧЕНЬ важно твое образование - педагогическое или библиотечное.

Елена Я.:
Переживают люди потому, что это нормально в преддверии неизвестности. А согласитесь, что обозначение новой должности без предварительного прояснения и понимания того, что она за собой несет (кроме атттестации) - это путь в ту самую неизвестность и соответственно, есть повод для беспокойства. Это нормальнее, чем просто "плыть по течению" (хотя и такая позиция возможна).

>Мне интересно, что изменится в вашей (каждого из членов нашей группы) деятельности с ведением данной должности?

Это также интересно всем, не только Вам. И еще раз повторюсь - все подобные изменения обязательно должны предваряться исследованиями (не анкетами, где главный вопрос - согласны или нет), иначе так все и будут еще долгое время "интересоваться", а ответ будет туманен и неясен...
Вы пишете, что библиотекарю в новом педагогическом обличье вроде как ВСЕ ХОРОШО - и аттестация, и владение ИКТ, и сбор Портфолио, и самообразование, и ДО, и участие и помощь в конкурсах, и проектно-исследовательская деятельность, и библиотечные занятия... Не многовато для 5 -10 тыс руб.? - А ведь каждый из библиотекарей дополнит этот список еще очень многими своими делами - учебники, каталоги, др.

>Зарплата ЧУТЬ-ЧУТЬ_ЧУТЬ возрастет - понятно!

Надеюсь, но....подождем, посмотрим. Фурсенко высказался, что и педагогам не всем ожидается 30% повышение з.п., а тут новая должность (сегодня у многих библиотекарей она уже примерно такая же в статусе зав библиотекой).

>Какие страхи? - А научиться вести электронный каталог - можно, работать с фондами - можно и т.д.

А что? Еще не все научились?! А поставки-то прошли в школы давным давно, чуть ли не 10 лет назад

> и не ОЧЕНЬ важно твое образование - педагогическое или библиотечное.

Вот тут позвольте возразить - как это "не очень важно"?! От этого и будет идти разговор - есть педобразование - получи повышение з.п., в противном случае - вряд ли можно на это рассчитывать.

Вряд ли такую подмену "библиотекаря-педагога" на "педагога-библиотекаря" можно считать победой кого бы то ни было. Но уж если случилась такая подмена (ожидаемая, не зря сообщество заволновалось с лобовой анкетой за или против), надо бы не пытаться вести бесконечные разговоры "в защиту мундира" тех, кто способствовал такой подмене, да еще считает это победой, а просто спокойно пытаться разобраться, какая предстоит в школе работа, как примет педколлектив эти перемены, что придется кардинально изменить в самом себе и своей каждодневной деятельности. Для того, чтобы хоть как-то подкорректировать случившуюся "подмену".

Наталья Ш.:
Татьяна, Вас прочитала, и решила, что с Вашим оптимизмом Вы готовы за ту же зарплату еще воз и маленькую тележку на себя взвалить. Вспомнилось мне, как 3 года назад чиновник от образования, когда я отказалась бесплатно обучать ИКТ-грамотности еще и учителей (библиотекарей я всегда обучала бесплатно, так как на них и не планировали никогда деньги на повышение квалификации в области ИКТ) кричал мне в лицо:"Разве Вы еще не поняли, что если вы пришли в НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ приготовьтесь работать бесплатно, иначе ВОН!!!" При этом его месячная зарплата с бонусами составляла в то время мою 10-месячную зарплату и получал он её вовремя. Себе он не предлагал поработать при этом бесплатно. Наш вот такой бескорыстный детский энтузиазм и оказал нам медвежью услугу. Привыкли все, что можно платить копейки, а требовать на сотни рублей. Какая уж тут статусность профессии!!! Все-таки приятней, когда труд оплачивается так, как он того заслуживает, согласитесь! Тогда и ребятишек к конкурсам подготовите не 37, а 370!

Татьяна С.:
Для ясности: учитель химии (1 категория) - 4.600 руб. ( при 18 часах, 36 - часовой раб. недели, классном руководстве -1.200 руб) зарплата 14.00 - 15.000 руб.; учитель начальных классов - получает при этой же нагрузки и классном руководстве около 9.000 - 10. 000 руб.; у библиотекаря - 4.300 руб (при 40 -часовой раб. недели) и зарплата до 12.000 руб.
Работа учителя сложней, чем у библиотекаря школы (УВЕРЕНА, ЗНАЮ, О ЧЕМ ГОВОРЮ; стаж работы педагогом - 13 лет). Библиотекарь сам может планировать свою работу. Сегодня библиотечные уроки для 2-х классов, а через неделю для 5-х( к примеру) ; 1 раз проект и т.д; а в конце месяца работа с фондом и формулярами; раз в четверть соц. опрос и т.д....
PS: не знаю библиотекаря, который стал учителям, но знаю много учителей которые стали библиотекарями! Странно?

Елена Я.:
Скорее не "странно", а грустно

Татьяна С.:
Я обучаю ИКТ и не только учителей. А статус зависит не от зарплаты!.. Руководитель если увидел результат, то оценит твой труд. Если он пойме, что ты работаешь на имидж школы.... Убеждена, что если мы хотим поднять авторитет профессии нужно самим это делать, а не ждать от государства.

Наталья Ш.:
Где-то ценит, где-то нет. Вам и мне повезло, а кому-то нет. И что тогда?...

Ирина К.:
Подруга моя говорит:слово "бесплатно" - от слова "бес". Во многих случаях мы сами соглашаемся на бесплатно,взваливая на себя все новые и новые обязанности,не требуя за это соответствующего вознаграждения, а руководство принимает это как должное, иногда умело похваливая за альтруизм (а чаще и не похваливая,а поругивая).

Елена С.:
Бесплатно работать - это вообще порочно! Это приводит к тому, что некоторые люди начинают считать, что за маленькую зарплату можно вообще просто отсиживать рабочее время. Что и привело к утверждению мнения, что библиотекарем может работать любой человек, не имея специального образования. И библиотечная работа представляется таким людям легкой и ничего не значащей. В любой профессии надо быть все-таки профессионалом! А учителя работают везде и на рынке продают, и на заводах на установках работают, и в любой сфере человеческой деятельности. Только это не значит, что они хорошо владеют спецификой того труда, который выполняют. Все-таки пекарь должен печь пироги, а сапожник тачать сапоги. Опыт работы с библиотекарями показал, что педагоги, работающие на должности библиотекаря, как правило, не знают специфику чисто библиотечной работы и в библиотеке она не выполняется, они ее не видят и задвигают. При этом, очень уверены, что все выполняют и знают хорошо! Очень жаль, такая уверенность мешает стать профессионалом того дела, которым желая того или просто в силу каких-то жизненных обстоятельств, они занимаются.Поэтому, важно четко определить обязанности библиотекаря в тех документах, которые разрабатываются

Татьяна С.:
Почему БЕСПЛАТНО? В нашем государстве есть люди, которые получают на много меньше ( к большому сожалению!!!

Наталья Ш.:
Согласна с Еленой С. Учитель, действительно, профессия более универсальная. Вспомните, советские времена, в райкомах и парткомах учителей море было, библиотекарей-единицы. Профессия библиотекаря узкого направления, очень специфична и "как будто не видна", но в этом и её ценность. Всегда вспоминаю в таких случаях Шойгу:"Если бы везде работали профессионалы, бед и катастроф бы не было"

Елена Я.:
Татьяна, ну Вы же взрослый человек, наверняка должны понимать, что любая работа должна по достоинству оплачиваться. Да, есть профессии, которые еще, наверное, меньше приносят з.п. своим "носителям" Но напомню, что для того, чтобы ЧЕЛОВЕК звучал гордо - надо платить по загруженности. А судя по тому, что Вы писали в своих предыдущих сообщениях - перечень их, применительно к библиотекарю школы - огромен!.. Люди и хотят ощущать себя Человеками - работая, не покладая рук, в своих библиотеках! Занимаясь любимым делом! Чувствуя свою нужность здесь и сейчас. Вы, наверное, очень молодая женщина, поверьте уж мне, что дело, в том числе, и в достойной зарплате

Наталья Ш.:
Татьяна, милая Татьяна! Директор ценит, но и выше головы тоже не прыгнет. Я вас не отговариваю трудиться без оплаты, это ваше право. Я вот хочу поделиться с вами информацией другого плана. С 1 апреля 2011 года все бухгалтерии бюджетных организаций должны проставлять на всевозможных финансовых отчетах коды оказанных услуг согласно введенной номенклатуре оказания услуг. Повторяю НОМЕНКЛАТУРЕ. Соответственно, зарплату нам будут платить в зависимости от того, как эту номенклатуру мы будем соблюдать. Так вот там , Татьяна многое из того, что Вы перечислили теперь не относится к библиотечной работе, а с нас по старинке все еще это будут продолжать требовать. Если вы не знакомы еще с этой номенклатурой, и это вам интересно напишите, размещу у себя в блоге сравнительную таблицу(что есть библиотечные услуги, а что образовательные) и вы сами поймете что будет составлять госзаказ(функционал) педагога-библиотекаря...
Разместила выдержки из номенклатуры, введенной с 1 апреля 2011.
Знакомимся здесь

Татьяна С.:
...Я это понимаю! Мне очень жаль! Может тогда работать в удовольствие, делать, то что есть "функционал"?! Не знаю...

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...