К основному контенту

Место, где посетитель получает желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым

В блоге "Электронная библиотека - от проекта до реализации" набрела на пост о Библиотеке 2.0. Его появление - попытка специалистов снова и снова понять, разобраться, проанализировать, определив основные принципы построения новой библиотеки, сравнить с прежним пониманием, и, возможно, придать некоторое ускорение нанешнему развитию отечественных библиотек

Основную идею концепции удобно отобразить определением библиотеки в рамках 2.0. Библиотека — это место, где посетители могут получить желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым; и места, где посетители не только получают информацию, но и создают ее сами. Т.е. пользователь становится активным участником библиотечного процесса. Это уже отмечалось в одном из постов участницы нашего сообщества. По аналогии с web попробуем наглядно показать разницу определений библиотека 2.0 и 1.0.

Библиотека 1.0:
- Закрытое хранение
- Услуги, доступные только в стенах библиотеки
- Традиционный электронный каталог
- Новостные рассылки
- Справочное обслуживание по телефону
- Индивидуальная деятельность библиотеки
- Штрих-код
- Веб-сайт библиотеки


Библиотека 2.0:
- Открытый доступ к книгам
- Повсеместно доступные услуги. Системы уапрвления электронной подпиской, одновременный поиск по всем электронным ресурсам.
- Каталог с возможностью добавления комментариев, подборки книг, rss
- RSS поток
- Виртуальное справочное обслуживание
- Участие в корпоративных проектах
- RFID
- Библиотека имеет "пространство" в социальных сетях, виртуальных мирах, создает и ведет свои блоги и вики.

Принципы построения библиотеки 2.0:
* ориентация на пользователя
* использование всех доступных технологических новшеств
* вовлечение пользователей в совершенствование библиотечных сервисов
* охват как можно большего количества посетителей, учитывая принцип «лонг тэйл» (Термин «Длинный хвост» (long tail) означает ориентацию на то множество товаров и услуг, которые требуются нечасто, соответственно не раскручены и не являются высоко конкурентными);
* модульное (разбитое на компоненты) програмное обеспечение
* постоянное развитие
* широкое использование сервисов web 2.0
* открытые стандарты

Перечисленные принципы хорошо дополняют определение "новой" библиотеки, показывают, как меняются взаимоотношения с конечным пользователем, на что следует обратить внимание. Охарактеризуем также и сотрудника библиотеки:

Библиотекарь 2.0:
* стремится понять возможности и изучить главные инструменты веб 2.0 и библиотеки 2.0
* стремится комбинировать e-ресурсы и печатный формат
* непредвзят по отношению к техническим устройствам
* соединяет людей, технику и информацию
* не боится использовать нетрадиционную систематизацию
* использует фолксономию, метки (тэги) и описание содержания, ориентированное на пользователя
* включает не только текстовую информацию, понимая ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации
* использует новейшие инструменты коммуникации для связи информации, экспертизы и людей
* поощряет пользователей принимать участие в дискуссиях, предоставляя возможности новых сервисов
* использует и развивает сетевые социальные сервисы
* понимает «мудрость толпы», роль и влияние блогосферы, викисферы
Источник

А вот про Веб 3.0 интересный пост

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...