К основному контенту

Место, где посетитель получает желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым

В блоге "Электронная библиотека - от проекта до реализации" набрела на пост о Библиотеке 2.0. Его появление - попытка специалистов снова и снова понять, разобраться, проанализировать, определив основные принципы построения новой библиотеки, сравнить с прежним пониманием, и, возможно, придать некоторое ускорение нанешнему развитию отечественных библиотек

Основную идею концепции удобно отобразить определением библиотеки в рамках 2.0. Библиотека — это место, где посетители могут получить желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым; и места, где посетители не только получают информацию, но и создают ее сами. Т.е. пользователь становится активным участником библиотечного процесса. Это уже отмечалось в одном из постов участницы нашего сообщества. По аналогии с web попробуем наглядно показать разницу определений библиотека 2.0 и 1.0.

Библиотека 1.0:
- Закрытое хранение
- Услуги, доступные только в стенах библиотеки
- Традиционный электронный каталог
- Новостные рассылки
- Справочное обслуживание по телефону
- Индивидуальная деятельность библиотеки
- Штрих-код
- Веб-сайт библиотеки


Библиотека 2.0:
- Открытый доступ к книгам
- Повсеместно доступные услуги. Системы уапрвления электронной подпиской, одновременный поиск по всем электронным ресурсам.
- Каталог с возможностью добавления комментариев, подборки книг, rss
- RSS поток
- Виртуальное справочное обслуживание
- Участие в корпоративных проектах
- RFID
- Библиотека имеет "пространство" в социальных сетях, виртуальных мирах, создает и ведет свои блоги и вики.

Принципы построения библиотеки 2.0:
* ориентация на пользователя
* использование всех доступных технологических новшеств
* вовлечение пользователей в совершенствование библиотечных сервисов
* охват как можно большего количества посетителей, учитывая принцип «лонг тэйл» (Термин «Длинный хвост» (long tail) означает ориентацию на то множество товаров и услуг, которые требуются нечасто, соответственно не раскручены и не являются высоко конкурентными);
* модульное (разбитое на компоненты) програмное обеспечение
* постоянное развитие
* широкое использование сервисов web 2.0
* открытые стандарты

Перечисленные принципы хорошо дополняют определение "новой" библиотеки, показывают, как меняются взаимоотношения с конечным пользователем, на что следует обратить внимание. Охарактеризуем также и сотрудника библиотеки:

Библиотекарь 2.0:
* стремится понять возможности и изучить главные инструменты веб 2.0 и библиотеки 2.0
* стремится комбинировать e-ресурсы и печатный формат
* непредвзят по отношению к техническим устройствам
* соединяет людей, технику и информацию
* не боится использовать нетрадиционную систематизацию
* использует фолксономию, метки (тэги) и описание содержания, ориентированное на пользователя
* включает не только текстовую информацию, понимая ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации
* использует новейшие инструменты коммуникации для связи информации, экспертизы и людей
* поощряет пользователей принимать участие в дискуссиях, предоставляя возможности новых сервисов
* использует и развивает сетевые социальные сервисы
* понимает «мудрость толпы», роль и влияние блогосферы, викисферы
Источник

А вот про Веб 3.0 интересный пост

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…