К основному контенту

Место, где посетитель получает желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым

В блоге "Электронная библиотека - от проекта до реализации" набрела на пост о Библиотеке 2.0. Его появление - попытка специалистов снова и снова понять, разобраться, проанализировать, определив основные принципы построения новой библиотеки, сравнить с прежним пониманием, и, возможно, придать некоторое ускорение нанешнему развитию отечественных библиотек

Основную идею концепции удобно отобразить определением библиотеки в рамках 2.0. Библиотека — это место, где посетители могут получить желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым; и места, где посетители не только получают информацию, но и создают ее сами. Т.е. пользователь становится активным участником библиотечного процесса. Это уже отмечалось в одном из постов участницы нашего сообщества. По аналогии с web попробуем наглядно показать разницу определений библиотека 2.0 и 1.0.

Библиотека 1.0:
- Закрытое хранение
- Услуги, доступные только в стенах библиотеки
- Традиционный электронный каталог
- Новостные рассылки
- Справочное обслуживание по телефону
- Индивидуальная деятельность библиотеки
- Штрих-код
- Веб-сайт библиотеки


Библиотека 2.0:
- Открытый доступ к книгам
- Повсеместно доступные услуги. Системы уапрвления электронной подпиской, одновременный поиск по всем электронным ресурсам.
- Каталог с возможностью добавления комментариев, подборки книг, rss
- RSS поток
- Виртуальное справочное обслуживание
- Участие в корпоративных проектах
- RFID
- Библиотека имеет "пространство" в социальных сетях, виртуальных мирах, создает и ведет свои блоги и вики.

Принципы построения библиотеки 2.0:
* ориентация на пользователя
* использование всех доступных технологических новшеств
* вовлечение пользователей в совершенствование библиотечных сервисов
* охват как можно большего количества посетителей, учитывая принцип «лонг тэйл» (Термин «Длинный хвост» (long tail) означает ориентацию на то множество товаров и услуг, которые требуются нечасто, соответственно не раскручены и не являются высоко конкурентными);
* модульное (разбитое на компоненты) програмное обеспечение
* постоянное развитие
* широкое использование сервисов web 2.0
* открытые стандарты

Перечисленные принципы хорошо дополняют определение "новой" библиотеки, показывают, как меняются взаимоотношения с конечным пользователем, на что следует обратить внимание. Охарактеризуем также и сотрудника библиотеки:

Библиотекарь 2.0:
* стремится понять возможности и изучить главные инструменты веб 2.0 и библиотеки 2.0
* стремится комбинировать e-ресурсы и печатный формат
* непредвзят по отношению к техническим устройствам
* соединяет людей, технику и информацию
* не боится использовать нетрадиционную систематизацию
* использует фолксономию, метки (тэги) и описание содержания, ориентированное на пользователя
* включает не только текстовую информацию, понимая ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации
* использует новейшие инструменты коммуникации для связи информации, экспертизы и людей
* поощряет пользователей принимать участие в дискуссиях, предоставляя возможности новых сервисов
* использует и развивает сетевые социальные сервисы
* понимает «мудрость толпы», роль и влияние блогосферы, викисферы
Источник

А вот про Веб 3.0 интересный пост

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: