К основному контенту

Место, где посетитель получает желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым

В блоге "Электронная библиотека - от проекта до реализации" набрела на пост о Библиотеке 2.0. Его появление - попытка специалистов снова и снова понять, разобраться, проанализировать, определив основные принципы построения новой библиотеки, сравнить с прежним пониманием, и, возможно, придать некоторое ускорение нанешнему развитию отечественных библиотек

Основную идею концепции удобно отобразить определением библиотеки в рамках 2.0. Библиотека — это место, где посетители могут получить желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым; и места, где посетители не только получают информацию, но и создают ее сами. Т.е. пользователь становится активным участником библиотечного процесса. Это уже отмечалось в одном из постов участницы нашего сообщества. По аналогии с web попробуем наглядно показать разницу определений библиотека 2.0 и 1.0.

Библиотека 1.0:
- Закрытое хранение
- Услуги, доступные только в стенах библиотеки
- Традиционный электронный каталог
- Новостные рассылки
- Справочное обслуживание по телефону
- Индивидуальная деятельность библиотеки
- Штрих-код
- Веб-сайт библиотеки


Библиотека 2.0:
- Открытый доступ к книгам
- Повсеместно доступные услуги. Системы уапрвления электронной подпиской, одновременный поиск по всем электронным ресурсам.
- Каталог с возможностью добавления комментариев, подборки книг, rss
- RSS поток
- Виртуальное справочное обслуживание
- Участие в корпоративных проектах
- RFID
- Библиотека имеет "пространство" в социальных сетях, виртуальных мирах, создает и ведет свои блоги и вики.

Принципы построения библиотеки 2.0:
* ориентация на пользователя
* использование всех доступных технологических новшеств
* вовлечение пользователей в совершенствование библиотечных сервисов
* охват как можно большего количества посетителей, учитывая принцип «лонг тэйл» (Термин «Длинный хвост» (long tail) означает ориентацию на то множество товаров и услуг, которые требуются нечасто, соответственно не раскручены и не являются высоко конкурентными);
* модульное (разбитое на компоненты) програмное обеспечение
* постоянное развитие
* широкое использование сервисов web 2.0
* открытые стандарты

Перечисленные принципы хорошо дополняют определение "новой" библиотеки, показывают, как меняются взаимоотношения с конечным пользователем, на что следует обратить внимание. Охарактеризуем также и сотрудника библиотеки:

Библиотекарь 2.0:
* стремится понять возможности и изучить главные инструменты веб 2.0 и библиотеки 2.0
* стремится комбинировать e-ресурсы и печатный формат
* непредвзят по отношению к техническим устройствам
* соединяет людей, технику и информацию
* не боится использовать нетрадиционную систематизацию
* использует фолксономию, метки (тэги) и описание содержания, ориентированное на пользователя
* включает не только текстовую информацию, понимая ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации
* использует новейшие инструменты коммуникации для связи информации, экспертизы и людей
* поощряет пользователей принимать участие в дискуссиях, предоставляя возможности новых сервисов
* использует и развивает сетевые социальные сервисы
* понимает «мудрость толпы», роль и влияние блогосферы, викисферы
Источник

А вот про Веб 3.0 интересный пост

Комментарии

  1. Четко,лаконично и понятно сформулирована разница.
    Думая при этом о своей работе, понимаешь, как много еще надо изучить и применить.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо автору поста указанного блога о напоминании о том, что нашим сообществом обсуждалось - думаю, полезно периодически возвращаться, еще раз отмечая для себя те или иные важные вещи в технологиях... Согласна с Вами, что это не дает "застояться" :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо Вам! Очень приятно, когда публикации находят отклик среди читателей. Постараюсь договориться с админами вашей френд-ленты, чтобы добавили наш rss, чтобы быть максимально синдицированными)

    ОтветитьУдалить
  4. Елена, а Вы как раз и являетесь администратором в friendfeed.
    Подпишите, наше сообщество на вашу ленту?
    http://community.livejournal.com/elibconsult/data/rss

    ОтветитьУдалить
  5. Пытаюсь подключить, но что-то глючит...

    ОтветитьУдалить
  6. возможно без /data/rss прописывать надо. Не помню требования.

    ОтветитьУдалить
  7. Пробовала и так и эдак, надо, видно, почистить список подключенных к ленте блогов. Я вот про объем подключения не увидела в инструкциях, интересно, есть ограничения?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.