К основному контенту

Информационная культура... Поговорим о терминологии

Н.И.Гендина, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского госуниверситета культуры и искусств, подготовила специально для журнала "Школьная библиотека" дайджет опыта по терминологии, связанной с информационной культурой и грамотностью, используемой за рубежом. Несколько выписок из этого текста:

Трансграмотность - термин, объединяющий широкий круг способностей, знаний и умений, необходимых человеку XXI века: способность читать, писать и активно использовать возможности, предоставляемые СМИ, включая печать, телевидение, радио, кино, а также цифровые социальные сети. Приставка "транс"... означает необходимость преодолеть "водораздел" между различными видами грамотности, присущими печатному, цифровому и реальному мирам, порождающим многообразие постоянно изменяющихся потребностей людей... Связано... с изменением информационного поведения людей, вызванного развитием новых информационных технологий...
(Susie Andretta, Великобритания)

Мультимодальная грамотность или мультиграмотность... - термин был введен , чтобы отразить новый подход к грамотности, которая трактуется более расширенно, чем чтение и письмо, по-прежнему являющимися основой для получения знаний, но при этом грамотность в нашу эпоху означает больше, чем просто способность читать и писать; она требует сложного набора умений и навыков, включая способность находить, анализировать, синтезировать, оценивать и использовать информацию множеством способов... включая многомодальные приемы работы с информацией, передаваемой различными способами и имеющей различную природу: языковая, визуальная, звуковая, жестикуляционная, пространственная информация и пр. При этом представление о множественности грамотности основано на культурологических исследованиях... Имеется в виду совокупность четырех видов грамотности - информационная грамотность (способность человека оценить информацию, получаемую из различных источников, определять потребность в информации, находить, синтезировать и эффективно применять информацию, используя для этого совр. информационные технологии, сети коммуникации и электронные ресурсы); визуальная грамотность (способность понимать, анализировать, создавать и использовать различные изображения, зрительные образы с помощью современных информационных и медиатехнологий в целях развития критического мышления, навыков эффективной коммуникации и принятия решений); мультикультурная грамотность (та, что связана с пониманием особенностей, присущих различным культурам. Она предполагает способность человека признавать, сравнивать, разделять и уважать особенности поведения, веры и ценностей представителей других культур); медиаграмотность (способность человека находить, анализировать, оценивать и создавать сообщения в широком разнообразии жанров и форм средств массовой информации. Основой для развития медиаграмотности является умение людей задавать вопросы о том, что они наблюдают, смотрят и читают)...
(Horizons Broad, Cordes Sean)

Информационная культура - интегративное понятие, то есть вбирающее в себя разнообразные виды грамотности, связанные со сферой работы с информацией и отражающие какое-то одно, отличительное свойство того или иного вида грамотности: компьютерную, сетевую, электронную, мультимедийную, визуальную и др.
(Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В.)

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...