К основному контенту

Ценность разногласий и различий, или Можем ли мы полностью доверять экспертам


Встроенное изображение 1








Сегодня пятый день нашего обучения в мини-курсе у Ивана Травкина ("Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире" (в Твиттере найти можно по хаштегу  #ceow13), в котором мысли постепенно выстраиваются в определенной последовательности, приходит понимание того, что стоит за словами и смыслами "сотрудничество", "самоорганизация", "открытый мир"... Смотрю видео и читаю доклад  Норины Хертц: Как работать с экспертами — и когда этого лучше не делать

Краткое пояснение того, в чем, как мне кажется, разобралась из сообщения Норины Хертц:
1. Мир становится "умнее", основываясь не только на создании новых идей, но и на разрушении старых, носителями которых  являются "эксперты", подверженные влиянию социальных и культурных норм своего времени (приверженцы к.-л. направления, нет места возражениям, ошибкам и иному способу мышления, "культ" собственного авторитета -  в связи с чем  их предположения  могут быть оспорены, а методы - оказаться неэффективными). Подкреплю свое понимание сути части доклада такой мыслью автора: "Мы должны хотеть и быть готовыми бросить вызов экспертам и перестать воспринимать их как апостолов наших дней... и вновь развить способность принимать решения самостоятельно"


2. Для прогресса необходимо научиться управлять противоречиями, что означает признание ценности существующих в человеческом обществе разногласий и различий (то есть, надо приучать себя принимать независимые решения, учиться возражать и  быть более настойчивым, добиваясь более вразумительных объяснений от "экспертов", быть скептиками, поддерживать разнообразие взглядов, тем самым восставая против собственных инстинктов, задача которых окружить нас идеями и мнениями, в которые мы уже верим или хотим поверить)

3. Чтобы разрушить "мифы" об истине в последней инстанции из уст "экспертов" необходимы условия,  в которых их мнения будут бесстрашно проверяться, а новые, разнообразные, противоречащие, "еретические" идеи - обсуждаться, где право выражать экспертное мнение сможет "общая экспертиза" ( "и управляющие, и продавцы")

Вопросы к докладу, на которые было предложено ответить в День пятый:


Вопрос: В29. Что значит "смотреть на мир открыто"?
Мой ответ: Принимать независимые решения, ставить под сомнение авторитетные мнения экспертов, быть скептиком и не терять оптимизма

Вопрос: В30. Всегда ли мы осознаем последствия ошибки эксперта, на которого полагаемся? Этому учат специально?
Мой ответ: Правилом должно бы стать для каждого - доверяй, но имей и свое мнение. Учащихся школ не учат иметь свое собственное мнение

Вопрос: В31. Нужны ли всем навыки "управления противоречиями"?
Мой ответ: Управление противоречиями - это уже сейчас необходимый навык для ориентации и продвижения в современном мире

Вопрос: В32. Что может или должно стать фундаментом образования, готовящего к неопределенности и самостоятельному принятию решений?
Мой ответ: Представление учащимся разнообразия взглядов на изучаемые проблемы, поощрение собственных выводов и новых идей

Вопрос: В33. Как студент/ученик узнает, что профессор/учитель прав (заслуживает доверия в конкретном вопросе)? 
Мой ответ: Разве право "быть правым" это не авторитарность того самого эксперта?- Достаточно признания разл. точек зрения, в т.ч.учащихся 

Вопрос: В34. Где разумная грань между "политкорректным" (нельзя сомневаться в учителе) и критическим (...можно) мышлением?
Мой ответ: В систематической поддержке и уважении особого мнения у учащихся, в "позволении" себе учителем выражать неуверенность,сомнение

Вопрос: В35. Достаточно ли разнообразия мнений и критического мышления в сочетании с экспертным мнением?
Мой ответ: Да. Из опыта педагога из Зеленодольска 90-ых годов:Ученики после потрясающе интересных нескольких лет занятий по медиаобразованию (критическое мышление) стали задавать потрясающе глубокие, интересные, носовершенно неудобные вопросы др. учителям. Курс был, к сожалению, закрыт. А дети его любили, как ни один другой предмет в школе, что объяснялось, видимо, возможностью "смотреть на мир открыто"!


Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...