К основному контенту

Ценность разногласий и различий, или Можем ли мы полностью доверять экспертам


Встроенное изображение 1








Сегодня пятый день нашего обучения в мини-курсе у Ивана Травкина ("Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире" (в Твиттере найти можно по хаштегу  #ceow13), в котором мысли постепенно выстраиваются в определенной последовательности, приходит понимание того, что стоит за словами и смыслами "сотрудничество", "самоорганизация", "открытый мир"... Смотрю видео и читаю доклад  Норины Хертц: Как работать с экспертами — и когда этого лучше не делать

Краткое пояснение того, в чем, как мне кажется, разобралась из сообщения Норины Хертц:
1. Мир становится "умнее", основываясь не только на создании новых идей, но и на разрушении старых, носителями которых  являются "эксперты", подверженные влиянию социальных и культурных норм своего времени (приверженцы к.-л. направления, нет места возражениям, ошибкам и иному способу мышления, "культ" собственного авторитета -  в связи с чем  их предположения  могут быть оспорены, а методы - оказаться неэффективными). Подкреплю свое понимание сути части доклада такой мыслью автора: "Мы должны хотеть и быть готовыми бросить вызов экспертам и перестать воспринимать их как апостолов наших дней... и вновь развить способность принимать решения самостоятельно"


2. Для прогресса необходимо научиться управлять противоречиями, что означает признание ценности существующих в человеческом обществе разногласий и различий (то есть, надо приучать себя принимать независимые решения, учиться возражать и  быть более настойчивым, добиваясь более вразумительных объяснений от "экспертов", быть скептиками, поддерживать разнообразие взглядов, тем самым восставая против собственных инстинктов, задача которых окружить нас идеями и мнениями, в которые мы уже верим или хотим поверить)

3. Чтобы разрушить "мифы" об истине в последней инстанции из уст "экспертов" необходимы условия,  в которых их мнения будут бесстрашно проверяться, а новые, разнообразные, противоречащие, "еретические" идеи - обсуждаться, где право выражать экспертное мнение сможет "общая экспертиза" ( "и управляющие, и продавцы")

Вопросы к докладу, на которые было предложено ответить в День пятый:


Вопрос: В29. Что значит "смотреть на мир открыто"?
Мой ответ: Принимать независимые решения, ставить под сомнение авторитетные мнения экспертов, быть скептиком и не терять оптимизма

Вопрос: В30. Всегда ли мы осознаем последствия ошибки эксперта, на которого полагаемся? Этому учат специально?
Мой ответ: Правилом должно бы стать для каждого - доверяй, но имей и свое мнение. Учащихся школ не учат иметь свое собственное мнение

Вопрос: В31. Нужны ли всем навыки "управления противоречиями"?
Мой ответ: Управление противоречиями - это уже сейчас необходимый навык для ориентации и продвижения в современном мире

Вопрос: В32. Что может или должно стать фундаментом образования, готовящего к неопределенности и самостоятельному принятию решений?
Мой ответ: Представление учащимся разнообразия взглядов на изучаемые проблемы, поощрение собственных выводов и новых идей

Вопрос: В33. Как студент/ученик узнает, что профессор/учитель прав (заслуживает доверия в конкретном вопросе)? 
Мой ответ: Разве право "быть правым" это не авторитарность того самого эксперта?- Достаточно признания разл. точек зрения, в т.ч.учащихся 

Вопрос: В34. Где разумная грань между "политкорректным" (нельзя сомневаться в учителе) и критическим (...можно) мышлением?
Мой ответ: В систематической поддержке и уважении особого мнения у учащихся, в "позволении" себе учителем выражать неуверенность,сомнение

Вопрос: В35. Достаточно ли разнообразия мнений и критического мышления в сочетании с экспертным мнением?
Мой ответ: Да. Из опыта педагога из Зеленодольска 90-ых годов:Ученики после потрясающе интересных нескольких лет занятий по медиаобразованию (критическое мышление) стали задавать потрясающе глубокие, интересные, носовершенно неудобные вопросы др. учителям. Курс был, к сожалению, закрыт. А дети его любили, как ни один другой предмет в школе, что объяснялось, видимо, возможностью "смотреть на мир открыто"!


Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…