К основному контенту

Ценность разногласий и различий, или Можем ли мы полностью доверять экспертам


Встроенное изображение 1








Сегодня пятый день нашего обучения в мини-курсе у Ивана Травкина ("Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире" (в Твиттере найти можно по хаштегу  #ceow13), в котором мысли постепенно выстраиваются в определенной последовательности, приходит понимание того, что стоит за словами и смыслами "сотрудничество", "самоорганизация", "открытый мир"... Смотрю видео и читаю доклад  Норины Хертц: Как работать с экспертами — и когда этого лучше не делать

Краткое пояснение того, в чем, как мне кажется, разобралась из сообщения Норины Хертц:
1. Мир становится "умнее", основываясь не только на создании новых идей, но и на разрушении старых, носителями которых  являются "эксперты", подверженные влиянию социальных и культурных норм своего времени (приверженцы к.-л. направления, нет места возражениям, ошибкам и иному способу мышления, "культ" собственного авторитета -  в связи с чем  их предположения  могут быть оспорены, а методы - оказаться неэффективными). Подкреплю свое понимание сути части доклада такой мыслью автора: "Мы должны хотеть и быть готовыми бросить вызов экспертам и перестать воспринимать их как апостолов наших дней... и вновь развить способность принимать решения самостоятельно"


2. Для прогресса необходимо научиться управлять противоречиями, что означает признание ценности существующих в человеческом обществе разногласий и различий (то есть, надо приучать себя принимать независимые решения, учиться возражать и  быть более настойчивым, добиваясь более вразумительных объяснений от "экспертов", быть скептиками, поддерживать разнообразие взглядов, тем самым восставая против собственных инстинктов, задача которых окружить нас идеями и мнениями, в которые мы уже верим или хотим поверить)

3. Чтобы разрушить "мифы" об истине в последней инстанции из уст "экспертов" необходимы условия,  в которых их мнения будут бесстрашно проверяться, а новые, разнообразные, противоречащие, "еретические" идеи - обсуждаться, где право выражать экспертное мнение сможет "общая экспертиза" ( "и управляющие, и продавцы")

Вопросы к докладу, на которые было предложено ответить в День пятый:


Вопрос: В29. Что значит "смотреть на мир открыто"?
Мой ответ: Принимать независимые решения, ставить под сомнение авторитетные мнения экспертов, быть скептиком и не терять оптимизма

Вопрос: В30. Всегда ли мы осознаем последствия ошибки эксперта, на которого полагаемся? Этому учат специально?
Мой ответ: Правилом должно бы стать для каждого - доверяй, но имей и свое мнение. Учащихся школ не учат иметь свое собственное мнение

Вопрос: В31. Нужны ли всем навыки "управления противоречиями"?
Мой ответ: Управление противоречиями - это уже сейчас необходимый навык для ориентации и продвижения в современном мире

Вопрос: В32. Что может или должно стать фундаментом образования, готовящего к неопределенности и самостоятельному принятию решений?
Мой ответ: Представление учащимся разнообразия взглядов на изучаемые проблемы, поощрение собственных выводов и новых идей

Вопрос: В33. Как студент/ученик узнает, что профессор/учитель прав (заслуживает доверия в конкретном вопросе)? 
Мой ответ: Разве право "быть правым" это не авторитарность того самого эксперта?- Достаточно признания разл. точек зрения, в т.ч.учащихся 

Вопрос: В34. Где разумная грань между "политкорректным" (нельзя сомневаться в учителе) и критическим (...можно) мышлением?
Мой ответ: В систематической поддержке и уважении особого мнения у учащихся, в "позволении" себе учителем выражать неуверенность,сомнение

Вопрос: В35. Достаточно ли разнообразия мнений и критического мышления в сочетании с экспертным мнением?
Мой ответ: Да. Из опыта педагога из Зеленодольска 90-ых годов:Ученики после потрясающе интересных нескольких лет занятий по медиаобразованию (критическое мышление) стали задавать потрясающе глубокие, интересные, носовершенно неудобные вопросы др. учителям. Курс был, к сожалению, закрыт. А дети его любили, как ни один другой предмет в школе, что объяснялось, видимо, возможностью "смотреть на мир открыто"!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

Жизнь не смотрит назад...

Все мои перемены в жизни, - как я убедилась, -  прокладывают путь другим переменам. Жизнь не смотрит назад... Она все время тянет меня  куда-то вперед,заставляя что-то менять в самой себе и в окружающей действительности... В этом году прочно заняла место у ослабевающей мамы, редко куда-то могу выбраться, но это не мешает мне кое-что все же делать, в основном, из удовольствия и интереса. Вот краткие итоги года прошедшего  Тема года  - "Размышлизмы" о переменах Девиз года  - Дела семейные Слово года  -  Обновление Самое главное дело года  - Ремонт порой - незваный гость Важные моменты года: Внуку уже 6 лет!  Любим очень! Полгода отдала ремонту купленной   31 декабря 2017г. квартиры  и проснувшемуся интересу к дачно-садовым делам (офлайн). В оставшееся время - уж что смогла.... Сын отыскал след своего двоюродного прадеда  Дербенёва Дмитрия Кузьмича - после долгих и многочисленных запросов, просмотра большого количества периодики 30-ых годов, исслед

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о