К основному контенту

Четыре части головоломки, или О самообучаемости детей


 

Не раз просматривала видеоролик, предложенный для осмысления  в мини-курсе у Ивана Травкина ("Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире" (в Твиттере найти можно по хаштегу  #ceow13), в котором Сугата Митра рассказывает, как дети обучают самих себя. Речь идет о его пятилетнем проекте "Отверстие в стене". Маленькие дети, принявшие участие в проекте, сами поняли, как пользоваться компьютером, а затем научили других детей. И им никто в этом не помогал!


В День третий нашего обучения попытаюсь разобраться в том, как я понимаю объяснения этой ситуации самим автором: 

"Головоломка"
1. В чем основные проблемы низкого качества обучения в начальной школе отдаленной от центра? - В низкой мотивации и миграции учителей (а не столько из-за того, что дети голодают, и не потому, что классы переполнены) . Как изменить восприятие учителем новшеств? - Через применение образовательных технологических новшеств сначала в отдаленных районах и в непривилегированных школах (необходимо там, где нет школ, где школы недостаточно хороши, где нет учителей или там, где учителя недостаточно хороши). Понравилась приведенная автором цитата Артура Кларка: "Того учителя, которого можно заменить машиной, надо заменить".

Четыре части "головоломки"

1. Могут ли дети 6-13 лет сами научиться, как пользоваться компьютером и Интернетом? - Да, так же как самостоятельно выучить [англ.] язык. Явным условием для этого является обязательное их нахождение в группах (ну и, конечно, они должны иметь доступ к компьютеру)
2. Могут ли дети самостоятельно получить такое альтернативное начальное образование или часть его? - Да, так как дети могут организовать сами себя и поставить себе цель обучения.
3. Может ли технология изменить восприятие ценностей? - Ценности приобретаются, доктрины и догмы навязывают, это два противоположных механизма. Зацепила мысль автора: Пришло время педагогам самим изобретать, не "заимстовать" 
4. Следует ли взглянуть на обучение детей как на самоорганизующую систему? -  Скорее всего, да,  так же, как мы уже говорим о самоорганизующихся системах Интернета.

Вопрос: В15. Дети обучают самих себя: крайняя мера или дополнительная возможность? Мой краткий ответ: Дополнительная возможность развития

Вопрос: В16. Учитывая значение доступа к ПК, чьим инструментом он должен быть в первую очередь: учителя или ученика?
Мой краткий ответ: И того и другого. Учитель и ученики должны быть "на связи" в любое время и в любом месте

Вопрос: В17. Может ли улучшение качества обучения англ. языку в школе стать ключом к повышению общего уровня образования наших школьников?
Мой краткий ответ: Конечно, через доступность понимания обр.ресурсов, общение со сверстниками (напр., в межд. проектах) и "экспертами"

Вопрос: В18. Достаточно ли открытого доступа и высокой самоорганизации для качественного образования, невзирая на "удаленность"?
Мой краткий ответ:  Необходима еще принадлежность к группе (сетевому сообществу), где можно обсуждать,делиться и получать,корректируя свое

Вопрос: В19. Развитие навыков самоорганизации = главный вектор образования в XXI веке?
Мой краткий ответ: Скорее, да!

Вопрос: В20. Вы согласны с тем, что проблемы школы связаны с низкой мотивацией учителей? Коррелирует ли она с зарплатой / статусом школы?
Мой краткий ответ:  Человек всегда хочет лучшего, но проблемы отечественной школы - глубже

Вопрос: В21. Если учителей, которых можно заменить машиной, вдруг начнут заменять, какие качества позволят им стать незаменимыми? 
Мой краткий ответ: Увлеченность предметом, внимательность к детям и их проблемам, доброта, владение новым (в т.ч. технологиями)

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…