К основному контенту

Четыре части головоломки, или О самообучаемости детей


 

Не раз просматривала видеоролик, предложенный для осмысления  в мини-курсе у Ивана Травкина ("Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире" (в Твиттере найти можно по хаштегу  #ceow13), в котором Сугата Митра рассказывает, как дети обучают самих себя. Речь идет о его пятилетнем проекте "Отверстие в стене". Маленькие дети, принявшие участие в проекте, сами поняли, как пользоваться компьютером, а затем научили других детей. И им никто в этом не помогал!


В День третий нашего обучения попытаюсь разобраться в том, как я понимаю объяснения этой ситуации самим автором: 

"Головоломка"
1. В чем основные проблемы низкого качества обучения в начальной школе отдаленной от центра? - В низкой мотивации и миграции учителей (а не столько из-за того, что дети голодают, и не потому, что классы переполнены) . Как изменить восприятие учителем новшеств? - Через применение образовательных технологических новшеств сначала в отдаленных районах и в непривилегированных школах (необходимо там, где нет школ, где школы недостаточно хороши, где нет учителей или там, где учителя недостаточно хороши). Понравилась приведенная автором цитата Артура Кларка: "Того учителя, которого можно заменить машиной, надо заменить".

Четыре части "головоломки"

1. Могут ли дети 6-13 лет сами научиться, как пользоваться компьютером и Интернетом? - Да, так же как самостоятельно выучить [англ.] язык. Явным условием для этого является обязательное их нахождение в группах (ну и, конечно, они должны иметь доступ к компьютеру)
2. Могут ли дети самостоятельно получить такое альтернативное начальное образование или часть его? - Да, так как дети могут организовать сами себя и поставить себе цель обучения.
3. Может ли технология изменить восприятие ценностей? - Ценности приобретаются, доктрины и догмы навязывают, это два противоположных механизма. Зацепила мысль автора: Пришло время педагогам самим изобретать, не "заимстовать" 
4. Следует ли взглянуть на обучение детей как на самоорганизующую систему? -  Скорее всего, да,  так же, как мы уже говорим о самоорганизующихся системах Интернета.

Вопрос: В15. Дети обучают самих себя: крайняя мера или дополнительная возможность? Мой краткий ответ: Дополнительная возможность развития

Вопрос: В16. Учитывая значение доступа к ПК, чьим инструментом он должен быть в первую очередь: учителя или ученика?
Мой краткий ответ: И того и другого. Учитель и ученики должны быть "на связи" в любое время и в любом месте

Вопрос: В17. Может ли улучшение качества обучения англ. языку в школе стать ключом к повышению общего уровня образования наших школьников?
Мой краткий ответ: Конечно, через доступность понимания обр.ресурсов, общение со сверстниками (напр., в межд. проектах) и "экспертами"

Вопрос: В18. Достаточно ли открытого доступа и высокой самоорганизации для качественного образования, невзирая на "удаленность"?
Мой краткий ответ:  Необходима еще принадлежность к группе (сетевому сообществу), где можно обсуждать,делиться и получать,корректируя свое

Вопрос: В19. Развитие навыков самоорганизации = главный вектор образования в XXI веке?
Мой краткий ответ: Скорее, да!

Вопрос: В20. Вы согласны с тем, что проблемы школы связаны с низкой мотивацией учителей? Коррелирует ли она с зарплатой / статусом школы?
Мой краткий ответ:  Человек всегда хочет лучшего, но проблемы отечественной школы - глубже

Вопрос: В21. Если учителей, которых можно заменить машиной, вдруг начнут заменять, какие качества позволят им стать незаменимыми? 
Мой краткий ответ: Увлеченность предметом, внимательность к детям и их проблемам, доброта, владение новым (в т.ч. технологиями)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

Жизнь не смотрит назад...

Все мои перемены в жизни, - как я убедилась, -  прокладывают путь другим переменам. Жизнь не смотрит назад... Она все время тянет меня  куда-то вперед,заставляя что-то менять в самой себе и в окружающей действительности... В этом году прочно заняла место у ослабевающей мамы, редко куда-то могу выбраться, но это не мешает мне кое-что все же делать, в основном, из удовольствия и интереса. Вот краткие итоги года прошедшего  Тема года  - "Размышлизмы" о переменах Девиз года  - Дела семейные Слово года  -  Обновление Самое главное дело года  - Ремонт порой - незваный гость Важные моменты года: Внуку уже 6 лет!  Любим очень! Полгода отдала ремонту купленной   31 декабря 2017г. квартиры  и проснувшемуся интересу к дачно-садовым делам (офлайн). В оставшееся время - уж что смогла.... Сын отыскал след своего двоюродного прадеда  Дербенёва Дмитрия Кузьмича - после долгих и многочисленных запросов, просмотра большого количества периодики 30-ых годов, исслед

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о