К основному контенту

Четыре части головоломки, или О самообучаемости детей


 

Не раз просматривала видеоролик, предложенный для осмысления  в мини-курсе у Ивана Травкина ("Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире" (в Твиттере найти можно по хаштегу  #ceow13), в котором Сугата Митра рассказывает, как дети обучают самих себя. Речь идет о его пятилетнем проекте "Отверстие в стене". Маленькие дети, принявшие участие в проекте, сами поняли, как пользоваться компьютером, а затем научили других детей. И им никто в этом не помогал!


В День третий нашего обучения попытаюсь разобраться в том, как я понимаю объяснения этой ситуации самим автором: 

"Головоломка"
1. В чем основные проблемы низкого качества обучения в начальной школе отдаленной от центра? - В низкой мотивации и миграции учителей (а не столько из-за того, что дети голодают, и не потому, что классы переполнены) . Как изменить восприятие учителем новшеств? - Через применение образовательных технологических новшеств сначала в отдаленных районах и в непривилегированных школах (необходимо там, где нет школ, где школы недостаточно хороши, где нет учителей или там, где учителя недостаточно хороши). Понравилась приведенная автором цитата Артура Кларка: "Того учителя, которого можно заменить машиной, надо заменить".

Четыре части "головоломки"

1. Могут ли дети 6-13 лет сами научиться, как пользоваться компьютером и Интернетом? - Да, так же как самостоятельно выучить [англ.] язык. Явным условием для этого является обязательное их нахождение в группах (ну и, конечно, они должны иметь доступ к компьютеру)
2. Могут ли дети самостоятельно получить такое альтернативное начальное образование или часть его? - Да, так как дети могут организовать сами себя и поставить себе цель обучения.
3. Может ли технология изменить восприятие ценностей? - Ценности приобретаются, доктрины и догмы навязывают, это два противоположных механизма. Зацепила мысль автора: Пришло время педагогам самим изобретать, не "заимстовать" 
4. Следует ли взглянуть на обучение детей как на самоорганизующую систему? -  Скорее всего, да,  так же, как мы уже говорим о самоорганизующихся системах Интернета.

Вопрос: В15. Дети обучают самих себя: крайняя мера или дополнительная возможность? Мой краткий ответ: Дополнительная возможность развития

Вопрос: В16. Учитывая значение доступа к ПК, чьим инструментом он должен быть в первую очередь: учителя или ученика?
Мой краткий ответ: И того и другого. Учитель и ученики должны быть "на связи" в любое время и в любом месте

Вопрос: В17. Может ли улучшение качества обучения англ. языку в школе стать ключом к повышению общего уровня образования наших школьников?
Мой краткий ответ: Конечно, через доступность понимания обр.ресурсов, общение со сверстниками (напр., в межд. проектах) и "экспертами"

Вопрос: В18. Достаточно ли открытого доступа и высокой самоорганизации для качественного образования, невзирая на "удаленность"?
Мой краткий ответ:  Необходима еще принадлежность к группе (сетевому сообществу), где можно обсуждать,делиться и получать,корректируя свое

Вопрос: В19. Развитие навыков самоорганизации = главный вектор образования в XXI веке?
Мой краткий ответ: Скорее, да!

Вопрос: В20. Вы согласны с тем, что проблемы школы связаны с низкой мотивацией учителей? Коррелирует ли она с зарплатой / статусом школы?
Мой краткий ответ:  Человек всегда хочет лучшего, но проблемы отечественной школы - глубже

Вопрос: В21. Если учителей, которых можно заменить машиной, вдруг начнут заменять, какие качества позволят им стать незаменимыми? 
Мой краткий ответ: Увлеченность предметом, внимательность к детям и их проблемам, доброта, владение новым (в т.ч. технологиями)

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...