Поделюсь кратко тем главным, что привезла из С.-Петербурга, побывав два из четырех дней на Съезде школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа.
Президентская библиотека - Круто. Наворочено. Интересно. - Но будет ли доступно и полезно простым смертным?
Выступление представителя Министерства образования и науки с докладом о разъяснении Национальной стратегии "Наша новая школа" - Презентация. Официоз. Библиотеке отведено немного места...
Выступление Президента Российской школьной библиотечной ассоциации Т.Д.Жуковой - О тяжелейшем состоянии школьных библиотек, где библиотекари клеют страницы старых книг ветхого фонда. Библиотекари должны получить в Новой школе новый статус библиотекаря-педагога информационной культуры."Новым статусом библиотекари надеются не только повысить престиж профессии, но и элементарно сохранить квалифицированные кадры – в большинстве случаев специалистам с высшим образованием приходится жить на зарплату уровня разнорабочих" - Все верно, статус надо повышать, фонды обновлять. Но подумалось в связи с этим, а может быть, школьным библиотекам приобрести е-ридеры в количестве штук 10ти и записывать недостающие школьникам художественные произведения в них? И выдавать на дом? Заодно сохраним и фонды книг, и читать не перестанем.
Гендина Н.И., автор учебной программы по информационной культуре в школьной библиотеке - Интересно. Эмоционально. Хорошая схема, подробно разъясняющая составляющие информационной культуры и поясняющая, на какой ступеньке стоят наши отечественные школьники, выше которой пока никак не можем прыгнуть, и которая не позволяет им подняться в результатах исследования грамотности школьников в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Важная роль школьного библиотекаря в формировании грамотности чтения. - Все замечательно, но посетили сомнения, найдется ли место в учебных программах наших школ данному курсу (когда сокращается даже количество часов на математику)?
Свое собственное выступление- Основная мысль: Нам самим нужно измениться и позволить учащимся самим активно изучать насыщенное информацией пространство, находить, анализировать, обобщать, критически относится к получаемой информации и даже создавать новую.... А многочисленные зарубежные исследования последних лет влияния деятельности школьной библиотеки на успехи учащихся показали, что хорошая библиотека под руководством грамотного специалиста на полной ставке, надежная локальная сеть образовательного учреждения, в которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является залогом высоких показателей успеваемости независимо от социально-экономического и образовательного уровня учащихся и их родителей, признаками чего являются более глубокое изучение предметов, улучшение грамотности и рост читательского уровня.
Ответы на вопросы участников съезда по ситуации в школьных библиотеках Италии Президента Ассоциации школьных библиотек Европы Луизы Маркуардт - В школьных библиотеках Италии книга - главная ценность, интернет - где-то там, вдалеке..., библиотекарей ставки сокращают, вот года четыре назад - библиотекарь был ого-го уважаемый человек в итальянской школе... - А вот, может быть, потому и сокращают, что не вписались школьные библиотеки в ИКТ-насыщенный учебный процесс?!
Призывы к региональным представителям РШБА, присутствующим на съезде, ее Президента Т.Д.Жуковой подключиться к реализации решений парламентских слушаний (1 июня 2009г.), к которым был сформулирован проект Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года, и где был подписан зам министра образования И.И.Калиной План мероприятий по реализации основных ее (Концепции) положений. - Предложение замечательное, но, вероятно, необходимо создание Комитетов, состоящих из разных специалистов (от библиотечных до информатиков) по тщательной проработке основных положений Концепции и Плана ее реализации в соответствии с требованиями времени, с прописыванием грантовой поддержки инновационных проектов развития школьных библиотек и библиотекарей...
Выступления директора школы г.Пикалево и библиотекарей нескольких школ с опытом работы своих библиотек и библиотечно-информационных центров - Здорово. Интересно. Главное в жизнестойкости библиотеки - поддержка директора + инновации + творчество библиотекаря. - В который раз поняла для себя следующую важную вещь - там, где за последние годы развитие школьных библиотек претерпело изменение (нет, скорее, дополнение!) в плане оснащения компьютерными технологиями и доступом к Интернет, где учителя-предметники осваивают проектные методики, работая вместе с библиотекарем - школьная библиотека расширяет стены одного помещения, зав. библиотекарь становится замом по информационным технологиям (или по воспитательной работе?!) и обрастает дополнительными штатными единицами, а главное - здесь, в библиотеке школьники начинают сами активно изучать насыщенное разнообразной информацией пространство, находить, анализировать, обобщать, критически относится к получаемой информации и даже создавать новую!
Что еще прочитать в этом блоге
И еще...
Цитата из статьи Соколовой Евгении Михайловны "Школьный медиацентр. Первые итоги":
Похоже, школьный медиацентр дело действительно живое, востребованное ребятами и учителями, поскольку перспективы его развития проявляются прямо на глазах. Причем, создают их не учителя на педсовете, не администрация в тиши кабинета и даже не классные руководители на своем методобъединении. Вокруг школьного медиацентра формируется новый тип активного учебного сообщества взрослых и ребят, людей с идеями, планами и способностями их реализовать. За ростом и развитием этого сообщества интересно наблюдать, и оно, как знать, может стать ядром какой-то «новой», без привычных классов и уроков, школы.
В том то и дело, что не обрастает, я имею в виду штатными единицами. Все спущено на муниципальный уровень, а ОНИ не могут решить этот вопрос положительно.
ОтветитьУдалитьПередала в своем сообщении то, что увидела и услышала. Впрочем, мой личный опыт посещений медиацентров школ убеждает в том же - решение, как правило, за директором школы
ОтветитьУдалитьВ любом случае, хотим мы или не хотим, принимаем или не принимаем - прогресс сделал свое дело... Изменилось общество... И реагировать на его (общества)запросы придется адекватно, квалифицированно, современно, качественно, оперативно. Соответствовать требованием будет непросто (первое время). Но иначе нельзя, тупик. Изменимся сами, будем мобильными - изменим многое! :)
ОтветитьУдалитьПрезидентская библиотека потрясла! Медиатека гимназии 56 Питербурга поразила!
ОтветитьУдалитьО Съезде:Вопросов после Съезда возникло больше,чем до него.
Курс Гендиной будет преподаваться в школах! И часы найдутся! Там где это уже делается - результаты не заставляют себя ждать! Скачок в плане повышения качества получения образования просто огромный происходит! Я вчера новый САНПИН изучала. Все есть и унитазы, и живые уголки, и изгородь... Про требования к школьным библиотекам опять ни слова, как будто их в школах совсем нет. А значит, директор опять не сможет доказать, что в библиотеку ему нужны стеллажи и огнетушители, и витрины для книжных выставок, и кафедры выдачи книг для библиотекаря.Почему в самых главных документах, определяющих жизнедеятельность школ, библиотеки постоянно игнорируются? Просто забыли или мы вообще не нужны?
ОтветитьУдалитьЗато есть в стратегии Новой школы строчки о необходимости введения инновационных методов обучения - читаем между строк - проектная методика, которые обязательно приведут к тесному сотрудничеству библиотекаря с учителями-предметниками в поддержке самостоятельных исследований школьников в окружении информационных ресурсов (библиотечный информационный центр). По поводу курса, который будет вестись как отдельный предмет - сомнений больше, чем уверенности
ОтветитьУдалитьА у меня ссылка на президентскую библиотеку не открывается. Эта библиотека не для всех?
ОтветитьУдалитьПо-моему, для всех, но я почему-то тоже далеко не сразу зашла
ОтветитьУдалитьПрезидентская библиотека не кроссплатформенна - в топку....
ОтветитьУдалить