К основному контенту

Два дня, короткие субъективные заметки со съезда...



Поделюсь кратко тем главным, что привезла из С.-Петербурга, побывав два из четырех дней на Съезде школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа.

Президентская библиотека - Круто. Наворочено. Интересно. - Но будет ли доступно и полезно простым смертным?

Выступление представителя Министерства образования и науки с докладом о разъяснении Национальной стратегии "Наша новая школа" - Презентация. Официоз. Библиотеке отведено немного места...

Выступление Президента Российской школьной библиотечной ассоциации Т.Д.Жуковой - О тяжелейшем состоянии школьных библиотек, где библиотекари клеют страницы старых книг ветхого фонда. Библиотекари должны получить в Новой школе новый статус библиотекаря-педагога информационной культуры."Новым статусом библиотекари надеются не только повысить престиж профессии, но и элементарно сохранить квалифицированные кадры – в большинстве случаев специалистам с высшим образованием приходится жить на зарплату уровня разнорабочих" - Все верно, статус надо повышать, фонды обновлять. Но подумалось в связи с этим, а может быть, школьным библиотекам приобрести е-ридеры в количестве штук 10ти и записывать недостающие школьникам художественные произведения в них? И выдавать на дом? Заодно сохраним и фонды книг, и читать не перестанем.

Гендина Н.И., автор учебной программы по информационной культуре в школьной библиотеке - Интересно. Эмоционально. Хорошая схема, подробно разъясняющая составляющие информационной культуры и поясняющая, на какой ступеньке стоят наши отечественные школьники, выше которой пока никак не можем прыгнуть, и которая не позволяет им подняться в результатах исследования грамотности школьников в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Важная роль школьного библиотекаря в формировании грамотности чтения. - Все замечательно, но посетили сомнения, найдется ли место в учебных программах наших школ данному курсу (когда сокращается даже количество часов на математику)?

Свое собственное выступление- Основная мысль: Нам самим нужно измениться и позволить учащимся самим активно изучать насыщенное информацией пространство, находить, анализировать, обобщать, критически относится к получаемой информации и даже создавать новую.... А многочисленные зарубежные исследования последних лет влияния деятельности школьной библиотеки на успехи учащихся показали, что хорошая библиотека под руководством грамотного специалиста на полной ставке, надежная локальная сеть образовательного учреждения, в которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является залогом высоких показателей успеваемости независимо от социально-экономического и образовательного уровня учащихся и их родителей, признаками чего являются более глубокое изучение предметов, улучшение грамотности и рост читательского уровня.

Ответы на вопросы участников съезда по ситуации в школьных библиотеках Италии Президента Ассоциации школьных библиотек Европы Луизы Маркуардт - В школьных библиотеках Италии книга - главная ценность, интернет - где-то там, вдалеке..., библиотекарей ставки сокращают, вот года четыре назад - библиотекарь был ого-го уважаемый человек в итальянской школе... - А вот, может быть, потому и сокращают, что не вписались школьные библиотеки в ИКТ-насыщенный учебный процесс?!

Призывы к региональным представителям РШБА, присутствующим на съезде, ее Президента Т.Д.Жуковой подключиться к реализации решений парламентских слушаний (1 июня 2009г.), к которым был сформулирован проект Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года, и где был подписан зам министра образования И.И.Калиной План мероприятий по реализации основных ее (Концепции) положений. - Предложение замечательное, но, вероятно, необходимо создание Комитетов, состоящих из разных специалистов (от библиотечных до информатиков) по тщательной проработке основных положений Концепции и Плана ее реализации в соответствии с требованиями времени, с прописыванием грантовой поддержки инновационных проектов развития школьных библиотек и библиотекарей...

Выступления директора школы г.Пикалево и библиотекарей нескольких школ с опытом работы своих библиотек и библиотечно-информационных центров - Здорово. Интересно. Главное в жизнестойкости библиотеки - поддержка директора + инновации + творчество библиотекаря. - В который раз поняла для себя следующую важную вещь - там, где за последние годы развитие школьных библиотек претерпело изменение (нет, скорее, дополнение!) в плане оснащения компьютерными технологиями и доступом к Интернет, где учителя-предметники осваивают проектные методики, работая вместе с библиотекарем - школьная библиотека расширяет стены одного помещения, зав. библиотекарь становится замом по информационным технологиям (или по воспитательной работе?!) и обрастает дополнительными штатными единицами, а главное - здесь, в библиотеке школьники начинают сами активно изучать насыщенное разнообразной информацией пространство, находить, анализировать, обобщать, критически относится к получаемой информации и даже создавать новую!

Что еще прочитать в этом блоге

И еще...

Цитата из статьи Соколовой Евгении Михайловны "Школьный медиацентр. Первые итоги":
Похоже, школьный медиацентр дело действительно живое, востребованное ребятами и учителями, поскольку перспективы его развития проявляются прямо на глазах. Причем, создают их не учителя на педсовете, не администрация в тиши кабинета и даже не классные руководители на своем методобъединении. Вокруг школьного медиацентра формируется новый тип активного учебного сообщества взрослых и ребят, людей с идеями, планами и способностями их реализовать. За ростом и развитием этого сообщества интересно наблюдать, и оно, как знать, может стать ядром какой-то «новой», без привычных классов и уроков, школы.


Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...

Тема года - Близкие люди
Девиз года - Любит тот, кто учит
Слово года - Встреча
Самое главное дело года - Защита магистрантов


Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!

Лёля Климова, актриса
Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Тепе…

Медиапроявления моей цифровой жизни

Приступила (с опозданием) к обучению на курсе Ивана Травкина"Цифровая жизнь". Не смогла посетить первый вебинар, в записи не нашла, о чем очень сожалею (так как оригинальность мышления автора - уникальна и всегда заставляет думать!) и все еще надеюсь просмотреть его...
Кстати, нашла запись вебинара по теме Цифровая среда: Интерфейсы вот здесь
Тем не менее...

Читаю рекомендованные материалы:  Манифест о цифровой образовательной среде
manifesto.edutainme.ru и О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли funofteaching.tumblr.com
Пытаюсь выполнить первое задание на развитие ключевой компетенции «осмысленность присутствия в цифровой среде». Надо создать детальный портрет окружающей  цифровой среды, состоящей из часто используемых (в т.ч. неосознанно) интерфейсов. Для этого, необходимо проанализировать ежедневный опыт и перечислить интерфейсы цифровой среды, с которыми приходится контактировать.
Сложно. наверное. для меня будет упорядочить интерфейсы по категориям «дом…