К основному контенту

Два дня, короткие субъективные заметки со съезда...



Поделюсь кратко тем главным, что привезла из С.-Петербурга, побывав два из четырех дней на Съезде школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа.

Президентская библиотека - Круто. Наворочено. Интересно. - Но будет ли доступно и полезно простым смертным?

Выступление представителя Министерства образования и науки с докладом о разъяснении Национальной стратегии "Наша новая школа" - Презентация. Официоз. Библиотеке отведено немного места...

Выступление Президента Российской школьной библиотечной ассоциации Т.Д.Жуковой - О тяжелейшем состоянии школьных библиотек, где библиотекари клеют страницы старых книг ветхого фонда. Библиотекари должны получить в Новой школе новый статус библиотекаря-педагога информационной культуры."Новым статусом библиотекари надеются не только повысить престиж профессии, но и элементарно сохранить квалифицированные кадры – в большинстве случаев специалистам с высшим образованием приходится жить на зарплату уровня разнорабочих" - Все верно, статус надо повышать, фонды обновлять. Но подумалось в связи с этим, а может быть, школьным библиотекам приобрести е-ридеры в количестве штук 10ти и записывать недостающие школьникам художественные произведения в них? И выдавать на дом? Заодно сохраним и фонды книг, и читать не перестанем.

Гендина Н.И., автор учебной программы по информационной культуре в школьной библиотеке - Интересно. Эмоционально. Хорошая схема, подробно разъясняющая составляющие информационной культуры и поясняющая, на какой ступеньке стоят наши отечественные школьники, выше которой пока никак не можем прыгнуть, и которая не позволяет им подняться в результатах исследования грамотности школьников в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Важная роль школьного библиотекаря в формировании грамотности чтения. - Все замечательно, но посетили сомнения, найдется ли место в учебных программах наших школ данному курсу (когда сокращается даже количество часов на математику)?

Свое собственное выступление- Основная мысль: Нам самим нужно измениться и позволить учащимся самим активно изучать насыщенное информацией пространство, находить, анализировать, обобщать, критически относится к получаемой информации и даже создавать новую.... А многочисленные зарубежные исследования последних лет влияния деятельности школьной библиотеки на успехи учащихся показали, что хорошая библиотека под руководством грамотного специалиста на полной ставке, надежная локальная сеть образовательного учреждения, в которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является залогом высоких показателей успеваемости независимо от социально-экономического и образовательного уровня учащихся и их родителей, признаками чего являются более глубокое изучение предметов, улучшение грамотности и рост читательского уровня.

Ответы на вопросы участников съезда по ситуации в школьных библиотеках Италии Президента Ассоциации школьных библиотек Европы Луизы Маркуардт - В школьных библиотеках Италии книга - главная ценность, интернет - где-то там, вдалеке..., библиотекарей ставки сокращают, вот года четыре назад - библиотекарь был ого-го уважаемый человек в итальянской школе... - А вот, может быть, потому и сокращают, что не вписались школьные библиотеки в ИКТ-насыщенный учебный процесс?!

Призывы к региональным представителям РШБА, присутствующим на съезде, ее Президента Т.Д.Жуковой подключиться к реализации решений парламентских слушаний (1 июня 2009г.), к которым был сформулирован проект Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года, и где был подписан зам министра образования И.И.Калиной План мероприятий по реализации основных ее (Концепции) положений. - Предложение замечательное, но, вероятно, необходимо создание Комитетов, состоящих из разных специалистов (от библиотечных до информатиков) по тщательной проработке основных положений Концепции и Плана ее реализации в соответствии с требованиями времени, с прописыванием грантовой поддержки инновационных проектов развития школьных библиотек и библиотекарей...

Выступления директора школы г.Пикалево и библиотекарей нескольких школ с опытом работы своих библиотек и библиотечно-информационных центров - Здорово. Интересно. Главное в жизнестойкости библиотеки - поддержка директора + инновации + творчество библиотекаря. - В который раз поняла для себя следующую важную вещь - там, где за последние годы развитие школьных библиотек претерпело изменение (нет, скорее, дополнение!) в плане оснащения компьютерными технологиями и доступом к Интернет, где учителя-предметники осваивают проектные методики, работая вместе с библиотекарем - школьная библиотека расширяет стены одного помещения, зав. библиотекарь становится замом по информационным технологиям (или по воспитательной работе?!) и обрастает дополнительными штатными единицами, а главное - здесь, в библиотеке школьники начинают сами активно изучать насыщенное разнообразной информацией пространство, находить, анализировать, обобщать, критически относится к получаемой информации и даже создавать новую!

Что еще прочитать в этом блоге

И еще...

Цитата из статьи Соколовой Евгении Михайловны "Школьный медиацентр. Первые итоги":
Похоже, школьный медиацентр дело действительно живое, востребованное ребятами и учителями, поскольку перспективы его развития проявляются прямо на глазах. Причем, создают их не учителя на педсовете, не администрация в тиши кабинета и даже не классные руководители на своем методобъединении. Вокруг школьного медиацентра формируется новый тип активного учебного сообщества взрослых и ребят, людей с идеями, планами и способностями их реализовать. За ростом и развитием этого сообщества интересно наблюдать, и оно, как знать, может стать ядром какой-то «новой», без привычных классов и уроков, школы.


Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...