К основному контенту

Библиотека в школе чаще всего стоит особняком, вместо того чтобы быть центром


18 сентября педагоги и школьные библиотекаряи «обменялись премудростями» по поводу того, что можно и нужно отражать в библиотечных блогах. Участники пытались поговорить во FriendFeede о проблемах школьных библиотекарей - блоггеров от образования. Тема: "Как библиотечный блог может помочь школьной библиотеке в привитии интереса школьников к книге и чтению".

Педагоги уже имеют некоторый опыт создания и организации деятельности со школьниками в блогах. Насущные вопросы, которые сегодня волнуют библиотекарей школы: Как библиотечный блог может помочь школьной библиотеке в привитии интереса школьников к книге и чтению? И может ли вообще блог помочь какой-то деятельности школьного библиотекаря?

Эпиграфом к этому разговору можно взять 2 фразы, высказанные участниками этого разговора:
«Важно сломать некоторую стену - библиотека в школе чаще всего стоит особняком, вместо того чтобы быть центром».
«Библиотекарь сегодня должен перейти от учётной деятельности к творческой»

О чем конкретно шел разговор:
Современная библиотека глазами школьников:
• Учащийся 2 класса: «... это компьютеры, компьютеры, компьютеры. И не читать»
• Старшеклассники: « ...огромный зал с книгами и; несколько компьютеров. Посетители через компьютер ищут необходимые книги. Просто и рационально». «…В школьную библиотеку не хочется ходить, от нее веет старьем, а хочется быть современным». "Ну я помню школьного библиотекаря, она конечно, хороший человек. Еще в 1 классе можно было туда идти, но что она могла дать мне позже?"
• Учащиеся 10 класса МОУ Пушкиногорская сош им. А.С.Пушкина: "Современный библиотекарь должен быть не просто продвинутым пользователем сети internet, но и отлично разбираться в разных библиографических поисковых системах. По сути, библиотекарь XXI века – это консультант по вопросам эффективного, то есть быстрого и точного поиска нужной посетителю информации. Выдавать же книжки он будет между делом. В настоящее время библиотека должна быть современной, т.е. технически оснащенной и тогда интерес к чтению не пропадет"

О чтении школьников:
• читают плохо, надо с начальной школой работать активно в этом направлении
• читают, но не то и не там...
• пусть читают и детективы тоже, но хоть читают
• чтение пустых книг в детстве сильно влияет на развитость /неразвитость ума и души
• новые формы работы с книгой и чтением и современные социальные сервисы и инструменты пока активно не осваиваются библиотеками, а это может повлиять на детское сознание (чтение) через них - привить ИНТЕРЕС к книге.

О библиотечных блогах. О том, с чего начать, чтобы библиотеки приобрели новый имидж и статус. Какие риски на этом пути…

Были выделены следующие моменты:
Блог - это поддержка занятий со школьниками по курсу информационной культуры, где и библиотекарь совершенствуется в сервисах, размещает задания, дает ссылки на дополнительные ресурсы, проводит оценивание (общее) и рефлексию того, что происходит на занятиях. Блог библиотекаря является объединяющим/отражением блогов школьников, которые создают их как электронные тетради, где выполняют задания библиотекаря по поиску книг, электронных текстов, авторов, др., написанию аннотаций и эссе.

Блог - это «клуб по интересам», который представляет собой доску объявлений, новостей из мира книг; подборку ссылок на ресурсы; консультации по работе с информацией; дискуссии о книгах и чтении. Поэтому несколько дней в неделю компьютерный класс должен работать как читальный зал (если в школе нет медиатеки/медиацентра или есть только 1 компьютер), в котором идет работа с информацией в широком смысле - и с библиотечными фондами и с интернет-ресурсами, т.е. информацией в любом виде, где идет обучение продуктивным способам поиска, составления запросов, отбоа, оценки достоверности…

Блог - место для литературного творчества школьников, место для авторских публикаций

Блог библиотекаря - все же авторское произведение, хоть и ограниченное образовательными целями, поэтому овладеть навыками блоггера-журналиста необходимо

Блог – это реклама своей собственной деятельности, повышение имиджа/статуса библиотеки, демонстрация учителям-предметникам, которые проводят в классах проекты, что без библиотекаря проект "хромой", т.к. не ведется целенаправленная работа на развитие информационной культуры школьников,

Блог – это «штурман» в информпространстве для школьников и учителей

Блог - это проще, чем веб-сайт, т.к. в него можно вставлять множество разных привлекательных гаджетов, что не всегда доступно при создании и поддержке веб-сайта. Именно это может «сработать» с ребятами, так как «интерактивно, мотивационно»

Блог – это отражение качеств личности библиотекаря. И если нельзя повлиять на личность, то можно повлиять на должность (библиотекарь-педагог информационной культуры). Для ведения блога библиотекарю необходима дополнительная, причем основательная подготовка, поддержка и мотивация самого библиотекаря.

Блог - особо подготовленные специалисты (не «библиотекари, которые вообще ничего не знают из технологий и ничего не хотят»), т.к. сегодня школьники намного обогнали библиотекарей в технологиях. Два варианта решения проблемы: «заменить "парк" библиотекарей» или сформулировать требования к компетентностям библиотекарей школы (умение быстро реагировать на изменения в технологиях - сделать запись эл. издания из Интранета/Интернета школы на ученических или учительский ноутбук, DVD, флэшкарту или помочь выбрать ДО-курсы, проконсультировать, как получить доступ к эл. библиотекам (и платным в том числе) и др. Библиотекарь должен быть в центре того, что касается умения участников педагогического процесса работать с информацией.

Блог – это место для выстраивания взаимоотношений и сотрудничества с учителями-предметниками, ведь известно по зарубежному опыту, что совместная работа учителей и школьных библиотекарей-медиаспециалистов, когда библиотека и медиаспециалист включены в учебный план и работают вместе с педагогами, может значительно повысить уровень успеваемости учащихся. «При проведении проектов всегда педагоги работают с другими учителями в команде, а если тут есть библиотекарь – то, глядишь, втянулись бы в полезное взаимодействие!»

С чего начать школьному библиотекарю?
С убеждения администрации школы в необходимости перемен в библиотеке
С понимания того, что работа с информацией должна вестись не только на библиотечных уроках, но пронизывать все остальные
С включения библиотекаря в творческие группы учителей-предметников (пересечение интересов - в проектах и в учебной деятельности)
С обучения библиотекаря (очного или дистанционного) работать с Марк SQL, создавать блоги, осваивать социальные сервисы
С демонстрации в процессе повышения квалификации библиотекарей интересных практик в области библиотечного дела, применительно к специфике
С разработки совместных с учителями-предметниками библиотечных программ
С внедрения в сознание библиотечных работников здоровых амбиций

Риски:
траты – трафик
опасности - дети в интернете
внутреннее сопротивление - контингент библиотекарей не очень молодой в возрастном отношении
слабое восприятие технологий (чтобы обучиться Марку SQL - некоторые посещали курсы по 3 раза)
желание библиотекаря не «научить» ребенка найти необходимый ресурс, а «самому» найти
библиотечные уроки не включены в учебный план, не оплачиваются часы библиотекарю
на курсах не учат идеологии системы, учат "нажиманию кнопок"

Читать еще в этом блоге по теме:
В рассылке для обучающихся учителей в группе "Улей" сегодня увидела интересную ссылку на тематику дискуссий для учителей и библиотекарей во FriendFeede на сегодня. Хотите подключиться к дискуссиям, высказать свое мнение, создать свою тему для совместного обсуждения? - Вам сюда...


И еще:
Пытаюсь разобраться в разнице между двумя микроблоггингами - Twitter и FriendFeed.Кстати, можете подписаться на мои сообщения в Twittere и во FriendFeede Нашла много товарищей по интересам и там и там! Но в чем разница, так и не поняла!Прочла в Twittere статью о том, как меняется этот сервис - от простого "щебетания"-болтовни на тему "что...


И еще:

...Привожу пример занятий по информационной культуре, которые можно проводить в школьной библиотеке (материал дан на англ. яз. - приношу извинения за свое толкование). Правда, несмотря на название, FrienFeed используется в процессе занятия не столь часто, он, скорее, включается в канву обсуждений, замечаний по ходу занятий, что тоже очень важно...


А вот, собственно, протокол во FriendFeede:

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: