К основному контенту

Библиотека в школе чаще всего стоит особняком, вместо того чтобы быть центром


18 сентября педагоги и школьные библиотекаряи «обменялись премудростями» по поводу того, что можно и нужно отражать в библиотечных блогах. Участники пытались поговорить во FriendFeede о проблемах школьных библиотекарей - блоггеров от образования. Тема: "Как библиотечный блог может помочь школьной библиотеке в привитии интереса школьников к книге и чтению".

Педагоги уже имеют некоторый опыт создания и организации деятельности со школьниками в блогах. Насущные вопросы, которые сегодня волнуют библиотекарей школы: Как библиотечный блог может помочь школьной библиотеке в привитии интереса школьников к книге и чтению? И может ли вообще блог помочь какой-то деятельности школьного библиотекаря?

Эпиграфом к этому разговору можно взять 2 фразы, высказанные участниками этого разговора:
«Важно сломать некоторую стену - библиотека в школе чаще всего стоит особняком, вместо того чтобы быть центром».
«Библиотекарь сегодня должен перейти от учётной деятельности к творческой»

О чем конкретно шел разговор:
Современная библиотека глазами школьников:
• Учащийся 2 класса: «... это компьютеры, компьютеры, компьютеры. И не читать»
• Старшеклассники: « ...огромный зал с книгами и; несколько компьютеров. Посетители через компьютер ищут необходимые книги. Просто и рационально». «…В школьную библиотеку не хочется ходить, от нее веет старьем, а хочется быть современным». "Ну я помню школьного библиотекаря, она конечно, хороший человек. Еще в 1 классе можно было туда идти, но что она могла дать мне позже?"
• Учащиеся 10 класса МОУ Пушкиногорская сош им. А.С.Пушкина: "Современный библиотекарь должен быть не просто продвинутым пользователем сети internet, но и отлично разбираться в разных библиографических поисковых системах. По сути, библиотекарь XXI века – это консультант по вопросам эффективного, то есть быстрого и точного поиска нужной посетителю информации. Выдавать же книжки он будет между делом. В настоящее время библиотека должна быть современной, т.е. технически оснащенной и тогда интерес к чтению не пропадет"

О чтении школьников:
• читают плохо, надо с начальной школой работать активно в этом направлении
• читают, но не то и не там...
• пусть читают и детективы тоже, но хоть читают
• чтение пустых книг в детстве сильно влияет на развитость /неразвитость ума и души
• новые формы работы с книгой и чтением и современные социальные сервисы и инструменты пока активно не осваиваются библиотеками, а это может повлиять на детское сознание (чтение) через них - привить ИНТЕРЕС к книге.

О библиотечных блогах. О том, с чего начать, чтобы библиотеки приобрели новый имидж и статус. Какие риски на этом пути…

Были выделены следующие моменты:
Блог - это поддержка занятий со школьниками по курсу информационной культуры, где и библиотекарь совершенствуется в сервисах, размещает задания, дает ссылки на дополнительные ресурсы, проводит оценивание (общее) и рефлексию того, что происходит на занятиях. Блог библиотекаря является объединяющим/отражением блогов школьников, которые создают их как электронные тетради, где выполняют задания библиотекаря по поиску книг, электронных текстов, авторов, др., написанию аннотаций и эссе.

Блог - это «клуб по интересам», который представляет собой доску объявлений, новостей из мира книг; подборку ссылок на ресурсы; консультации по работе с информацией; дискуссии о книгах и чтении. Поэтому несколько дней в неделю компьютерный класс должен работать как читальный зал (если в школе нет медиатеки/медиацентра или есть только 1 компьютер), в котором идет работа с информацией в широком смысле - и с библиотечными фондами и с интернет-ресурсами, т.е. информацией в любом виде, где идет обучение продуктивным способам поиска, составления запросов, отбоа, оценки достоверности…

Блог - место для литературного творчества школьников, место для авторских публикаций

Блог библиотекаря - все же авторское произведение, хоть и ограниченное образовательными целями, поэтому овладеть навыками блоггера-журналиста необходимо

Блог – это реклама своей собственной деятельности, повышение имиджа/статуса библиотеки, демонстрация учителям-предметникам, которые проводят в классах проекты, что без библиотекаря проект "хромой", т.к. не ведется целенаправленная работа на развитие информационной культуры школьников,

Блог – это «штурман» в информпространстве для школьников и учителей

Блог - это проще, чем веб-сайт, т.к. в него можно вставлять множество разных привлекательных гаджетов, что не всегда доступно при создании и поддержке веб-сайта. Именно это может «сработать» с ребятами, так как «интерактивно, мотивационно»

Блог – это отражение качеств личности библиотекаря. И если нельзя повлиять на личность, то можно повлиять на должность (библиотекарь-педагог информационной культуры). Для ведения блога библиотекарю необходима дополнительная, причем основательная подготовка, поддержка и мотивация самого библиотекаря.

Блог - особо подготовленные специалисты (не «библиотекари, которые вообще ничего не знают из технологий и ничего не хотят»), т.к. сегодня школьники намного обогнали библиотекарей в технологиях. Два варианта решения проблемы: «заменить "парк" библиотекарей» или сформулировать требования к компетентностям библиотекарей школы (умение быстро реагировать на изменения в технологиях - сделать запись эл. издания из Интранета/Интернета школы на ученических или учительский ноутбук, DVD, флэшкарту или помочь выбрать ДО-курсы, проконсультировать, как получить доступ к эл. библиотекам (и платным в том числе) и др. Библиотекарь должен быть в центре того, что касается умения участников педагогического процесса работать с информацией.

Блог – это место для выстраивания взаимоотношений и сотрудничества с учителями-предметниками, ведь известно по зарубежному опыту, что совместная работа учителей и школьных библиотекарей-медиаспециалистов, когда библиотека и медиаспециалист включены в учебный план и работают вместе с педагогами, может значительно повысить уровень успеваемости учащихся. «При проведении проектов всегда педагоги работают с другими учителями в команде, а если тут есть библиотекарь – то, глядишь, втянулись бы в полезное взаимодействие!»

С чего начать школьному библиотекарю?
С убеждения администрации школы в необходимости перемен в библиотеке
С понимания того, что работа с информацией должна вестись не только на библиотечных уроках, но пронизывать все остальные
С включения библиотекаря в творческие группы учителей-предметников (пересечение интересов - в проектах и в учебной деятельности)
С обучения библиотекаря (очного или дистанционного) работать с Марк SQL, создавать блоги, осваивать социальные сервисы
С демонстрации в процессе повышения квалификации библиотекарей интересных практик в области библиотечного дела, применительно к специфике
С разработки совместных с учителями-предметниками библиотечных программ
С внедрения в сознание библиотечных работников здоровых амбиций

Риски:
траты – трафик
опасности - дети в интернете
внутреннее сопротивление - контингент библиотекарей не очень молодой в возрастном отношении
слабое восприятие технологий (чтобы обучиться Марку SQL - некоторые посещали курсы по 3 раза)
желание библиотекаря не «научить» ребенка найти необходимый ресурс, а «самому» найти
библиотечные уроки не включены в учебный план, не оплачиваются часы библиотекарю
на курсах не учат идеологии системы, учат "нажиманию кнопок"

Читать еще в этом блоге по теме:
В рассылке для обучающихся учителей в группе "Улей" сегодня увидела интересную ссылку на тематику дискуссий для учителей и библиотекарей во FriendFeede на сегодня. Хотите подключиться к дискуссиям, высказать свое мнение, создать свою тему для совместного обсуждения? - Вам сюда...


И еще:
Пытаюсь разобраться в разнице между двумя микроблоггингами - Twitter и FriendFeed.Кстати, можете подписаться на мои сообщения в Twittere и во FriendFeede Нашла много товарищей по интересам и там и там! Но в чем разница, так и не поняла!Прочла в Twittere статью о том, как меняется этот сервис - от простого "щебетания"-болтовни на тему "что...


И еще:

...Привожу пример занятий по информационной культуре, которые можно проводить в школьной библиотеке (материал дан на англ. яз. - приношу извинения за свое толкование). Правда, несмотря на название, FrienFeed используется в процессе занятия не столь часто, он, скорее, включается в канву обсуждений, замечаний по ходу занятий, что тоже очень важно...


А вот, собственно, протокол во FriendFeede:

Комментарии

  1. Дело задумано важное! У нас в библиотеке пока нет Интернета, но в кабинете информатики я использую его в своей работе. Это не совсем удобно как библиотекарю, так и учителю. Администрация предполагает проведение локальной сети в лицее и Интернета в библиотеке уже к концу учебного года. Надо быть во всеоружии, поэтому мне хотелось бы освоить новые возможности Интернета в привитии любви к чтению у школьников, а также решать и свои профессиональные проблемы с его помощью. Ирина

    ОтветитьУдалить
  2. б подключайтесь и к обсуждениям во FRiendFeede и к обучению школьных библиотекарей работе в блогах и с социальными сервисами Осваивайте модули вместе с нами! http://groups.google.ru/group/biblio-media/web

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  5. ;)) Spasibo! Otshen interesno ;))! Problemy odinakovye ;))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Коллега, спасибо за то, что забежали ко мне в блог! да еще ознакомились с таким старым постом. Правда, я согласна, что актуальность его все еще очевидна!

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.