К основному контенту

Путь развития австралийских школьных библиотек

Большинство школ Австралии уже перешли от методики заучивания данного учителем материала – к обучению, основанному на самостоятельном изучении источников и выполнении учащимися независимых исследований, на предметно-ориентированное обучение.
Это предъявило новые требования к расширению спектра библиотечных ресурсов и услуг для школьников.
* Школьная библиотека – современный информационный центр, широко использующий электронные источники информации и интерактивные виды обслуживания, также работающий над формирование и развитием "виртуальной школьной библиотеки", позволяющей получать доступ к электронным источникам и базам данных как в самой библиотеке, так и с домашних компьютеров, отвечающей образовательным потребностям школьников, позволяющей осуществлять независимый поиск информации и помогающая школьникам в усвоении навыков информационной грамотности
* Школьный библиотекарь-педагог - по «Положению о библиотекарях-педагогах в Австралии», «Положением об информационной грамотности австралийцев», и в соответствии с «Принципами школьного библиотековедения» и «Стандартами профессиональных требований к библиотекарям-педагогам»: это – член педагогического коллектива школы, принимающий участие в разработке, реализации и оценке образовательной политики, учебных планов, мероприятий и программ, уделяющий особое внимание развитию у школьников информационной грамотности. Библиотекарь-педагог содействует выполнению целей и задач школы, поэтому сотрудники библиотек должны иметь соответствующую квалификацию и постоянно ее повышать. В помощь им назначаются младшие библиотекари и технический персонал
* Функционал: Взаимодействует с учениками, в том числе, детьми-инвалидами и учителями, выявляя их потребности. Сотрудничает с учителями в вопросах планирования и реализации программ по обучению информационной грамотности и воспитанию любви к книге. Оптимизирует доступ к информации, применяя современные технологии в поддержку учебно-методической деятельности. Создает эффективное учебное окружение, участвуя в мероприятиях, проводимых школой и местным сообществом. Тесно взаимодействует с публичными библиотеками по улучшению доступа к информационным ресурсам.
* Фонды: Учебный процесс поддерживается накоплением разнообразных ресурсов в соответствии со школьной программой и потребностями участников педагогического процесса. Разрабатываются и развиваются «виртуальные школьные библиотеки», отражающие запросы пользователей конкретной школы (иначе говоря - «библиотечный модуль» Интранет/Интернета школы, пример из существующих в России – ИИП «КМ-Школа»).
* Результаты многих исследований - библиотеки Австралии оказывают позитивное влияние на самооценку, независимость и чувство ответственности школьников, их личную заинтересованность в результатах обучения

Среди критериев эффективности деятельности австралийских библиотек школ - состав фонда, оргструктура, использование информационных технологий, кадровая политика, пространство библиотеки, вклад в организацию дифференцированного подхода к обучению школьников, развитие взаимопонимания между людьми и приумножение знаний.

(По страницам сборника "Школьные библиотеки мира: Современное состояние и тенденции развития", М.: РШБА, 2009)

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: