К основному контенту

Путь развития австралийских школьных библиотек

Большинство школ Австралии уже перешли от методики заучивания данного учителем материала – к обучению, основанному на самостоятельном изучении источников и выполнении учащимися независимых исследований, на предметно-ориентированное обучение.
Это предъявило новые требования к расширению спектра библиотечных ресурсов и услуг для школьников.
* Школьная библиотека – современный информационный центр, широко использующий электронные источники информации и интерактивные виды обслуживания, также работающий над формирование и развитием "виртуальной школьной библиотеки", позволяющей получать доступ к электронным источникам и базам данных как в самой библиотеке, так и с домашних компьютеров, отвечающей образовательным потребностям школьников, позволяющей осуществлять независимый поиск информации и помогающая школьникам в усвоении навыков информационной грамотности
* Школьный библиотекарь-педагог - по «Положению о библиотекарях-педагогах в Австралии», «Положением об информационной грамотности австралийцев», и в соответствии с «Принципами школьного библиотековедения» и «Стандартами профессиональных требований к библиотекарям-педагогам»: это – член педагогического коллектива школы, принимающий участие в разработке, реализации и оценке образовательной политики, учебных планов, мероприятий и программ, уделяющий особое внимание развитию у школьников информационной грамотности. Библиотекарь-педагог содействует выполнению целей и задач школы, поэтому сотрудники библиотек должны иметь соответствующую квалификацию и постоянно ее повышать. В помощь им назначаются младшие библиотекари и технический персонал
* Функционал: Взаимодействует с учениками, в том числе, детьми-инвалидами и учителями, выявляя их потребности. Сотрудничает с учителями в вопросах планирования и реализации программ по обучению информационной грамотности и воспитанию любви к книге. Оптимизирует доступ к информации, применяя современные технологии в поддержку учебно-методической деятельности. Создает эффективное учебное окружение, участвуя в мероприятиях, проводимых школой и местным сообществом. Тесно взаимодействует с публичными библиотеками по улучшению доступа к информационным ресурсам.
* Фонды: Учебный процесс поддерживается накоплением разнообразных ресурсов в соответствии со школьной программой и потребностями участников педагогического процесса. Разрабатываются и развиваются «виртуальные школьные библиотеки», отражающие запросы пользователей конкретной школы (иначе говоря - «библиотечный модуль» Интранет/Интернета школы, пример из существующих в России – ИИП «КМ-Школа»).
* Результаты многих исследований - библиотеки Австралии оказывают позитивное влияние на самооценку, независимость и чувство ответственности школьников, их личную заинтересованность в результатах обучения

Среди критериев эффективности деятельности австралийских библиотек школ - состав фонда, оргструктура, использование информационных технологий, кадровая политика, пространство библиотеки, вклад в организацию дифференцированного подхода к обучению школьников, развитие взаимопонимания между людьми и приумножение знаний.

(По страницам сборника "Школьные библиотеки мира: Современное состояние и тенденции развития", М.: РШБА, 2009)

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…