К основному контенту

Так все же, за что боремся, коллеги?!

В блоге "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН размещена заметка "Году учителя-новую школьную библиотеку!" о том, что 12 марта состоялся круглый стол «Школьная библиотека – центр педагогических инноваций в современной школе». Организаторы – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и журнал «Школьная библиотека».

Прокомментирую некоторое из того, о чем там говорилось.
Права Татьяна Дмитриевна (Президент РШБА)в том, что "необходимо подготовить «олимпийский резерв» библиотекарей, ведь современной школьной библиотеке нужен новый сотрудник – информационный лидер школы, специалист по психологии и педагогике детского чтения". Надо срочно заняться переподготовкой школьных библиотекарей в плане освоения ими новых форм работы, ориентированных на инновационные педагогические технологии в учебном процессе, на применение в деятельности школьных библиотекарей новейших интернет-технологий!

А в чем новизна других предложений?! - В развитии книжного фонда школьных библиотек? - Хватит ли в стране денег на все наши самые искренние желания оснастить лучшим из книжной продукции каждую библиотеку школы?!

В создании на базе библиотек компьютерных центров?! - Так сегодня в каждой практически школе есть не только класс информатики, но и еще какой-то класс, лаборатория, центр ДО, где стоят компьютеры и есть доступ к Интернету, только это не всегда библиотека!

Кстати, по поводу результатов исследования и индексов PISA… - Все верно, “российские школьники не могут подняться выше второй ступени в анализе текста” и его интерпретации. Но это ОЗНАЧАЕТ, что наши школьники не умеют самостоятельно мыслить! Пересказать умеют, а применить в новой ситуации содержание прочитанного - НЕТ!
Что тут может библиотекарь сделать без изменений подходов к самому образованию на госуровне?! - На мой взгляд, сегодня надо прежде всего разобраться самой школе, какого ученика необходимо увидеть "на выходе" - какие стандарты образование предъявляет к качеству его подготовки как ученика и человека. А уж библиотека школы будет обязана ориентироваться на основное в образовании - подготовку грамотных школьников, умеющих и желающих самостоятельно учиться! От библиотекаря будет во многом зависеть в сегодняшней школе уровень развитости его информационной грамотности и культуры.

Необходимо уже сегодня в тесной связи с образованием:
* исходя из утвержденного Стандарта ученика "на выходе" из школы(на сегодня утвержден Стандарт к начальной школе, Пока нет утвержденных стандартов к средней школе: см. ниже более подробно) - осознать и сформулировать роль и место библиотекаря в новой школе, ориентированного на приобретение учениками умений к самостоятельному обучению
* исходя из этого - сформулировать профессиональные компетентности(в том числе и ИКТ-компетентности), предъявляемые к школьным библиотекарям.

А иначе, так и будем удивляться, что столько всего провели, столько сил вложили в налаживание путей-дорожек в "верхи", а воз и ныне там - школьное библиотечное дело гаснет... Да что там говорить, катится по наклонной плоскости и все вниз (уменьшение з.п., сокращения ставок, обнищание фондов, наплевательское отношение директоров школ...)

Из истории:
* В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
* В начале июня 2009 года в экспертный совет Минобрнауки поступило три альтернативных проекта стандарта начального общего образования ( 1 - Института проблем образовательной политики «Эврика», 2 - Института развития регионального образования Свердловской области и 3 - Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО)
* По итогам общественного обсуждения всех проектов в середине июля 2009 года экспертный совет принял решение отклонить проекты 1 и 2, а проект 3 отправить на доработку.
* 18 августа ИСИО РАО представил в Минобрнауки РФ доработанный проект стандарта для начальной школы.
* В основе уже утвержденного 6 октября 2009 года Стандарта для начальной школы лежит системно-деятельностный подход! Следовательно, школьному библиотекарю уже есть где развернуться с активными формами деятельности, развивающими самостоятельность мышления малышей (небольшие исследования и проекты, напр., по книгам и окружающей действительности)!
* Существующие стандарты для библиотекарей
*
Проект Стандарта общего образования второго поколения

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о