К основному контенту

Так все же, за что боремся, коллеги?!

В блоге "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН размещена заметка "Году учителя-новую школьную библиотеку!" о том, что 12 марта состоялся круглый стол «Школьная библиотека – центр педагогических инноваций в современной школе». Организаторы – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и журнал «Школьная библиотека».

Прокомментирую некоторое из того, о чем там говорилось.
Права Татьяна Дмитриевна (Президент РШБА)в том, что "необходимо подготовить «олимпийский резерв» библиотекарей, ведь современной школьной библиотеке нужен новый сотрудник – информационный лидер школы, специалист по психологии и педагогике детского чтения". Надо срочно заняться переподготовкой школьных библиотекарей в плане освоения ими новых форм работы, ориентированных на инновационные педагогические технологии в учебном процессе, на применение в деятельности школьных библиотекарей новейших интернет-технологий!

А в чем новизна других предложений?! - В развитии книжного фонда школьных библиотек? - Хватит ли в стране денег на все наши самые искренние желания оснастить лучшим из книжной продукции каждую библиотеку школы?!

В создании на базе библиотек компьютерных центров?! - Так сегодня в каждой практически школе есть не только класс информатики, но и еще какой-то класс, лаборатория, центр ДО, где стоят компьютеры и есть доступ к Интернету, только это не всегда библиотека!

Кстати, по поводу результатов исследования и индексов PISA… - Все верно, “российские школьники не могут подняться выше второй ступени в анализе текста” и его интерпретации. Но это ОЗНАЧАЕТ, что наши школьники не умеют самостоятельно мыслить! Пересказать умеют, а применить в новой ситуации содержание прочитанного - НЕТ!
Что тут может библиотекарь сделать без изменений подходов к самому образованию на госуровне?! - На мой взгляд, сегодня надо прежде всего разобраться самой школе, какого ученика необходимо увидеть "на выходе" - какие стандарты образование предъявляет к качеству его подготовки как ученика и человека. А уж библиотека школы будет обязана ориентироваться на основное в образовании - подготовку грамотных школьников, умеющих и желающих самостоятельно учиться! От библиотекаря будет во многом зависеть в сегодняшней школе уровень развитости его информационной грамотности и культуры.

Необходимо уже сегодня в тесной связи с образованием:
* исходя из утвержденного Стандарта ученика "на выходе" из школы(на сегодня утвержден Стандарт к начальной школе, Пока нет утвержденных стандартов к средней школе: см. ниже более подробно) - осознать и сформулировать роль и место библиотекаря в новой школе, ориентированного на приобретение учениками умений к самостоятельному обучению
* исходя из этого - сформулировать профессиональные компетентности(в том числе и ИКТ-компетентности), предъявляемые к школьным библиотекарям.

А иначе, так и будем удивляться, что столько всего провели, столько сил вложили в налаживание путей-дорожек в "верхи", а воз и ныне там - школьное библиотечное дело гаснет... Да что там говорить, катится по наклонной плоскости и все вниз (уменьшение з.п., сокращения ставок, обнищание фондов, наплевательское отношение директоров школ...)

Из истории:
* В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
* В начале июня 2009 года в экспертный совет Минобрнауки поступило три альтернативных проекта стандарта начального общего образования ( 1 - Института проблем образовательной политики «Эврика», 2 - Института развития регионального образования Свердловской области и 3 - Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО)
* По итогам общественного обсуждения всех проектов в середине июля 2009 года экспертный совет принял решение отклонить проекты 1 и 2, а проект 3 отправить на доработку.
* 18 августа ИСИО РАО представил в Минобрнауки РФ доработанный проект стандарта для начальной школы.
* В основе уже утвержденного 6 октября 2009 года Стандарта для начальной школы лежит системно-деятельностный подход! Следовательно, школьному библиотекарю уже есть где развернуться с активными формами деятельности, развивающими самостоятельность мышления малышей (небольшие исследования и проекты, напр., по книгам и окружающей действительности)!
* Существующие стандарты для библиотекарей
*
Проект Стандарта общего образования второго поколения

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...