К основному контенту

А в библиотеках США что делает библиотекарь?!

Не вдаваясь в историю развития школьных библиотек в США, вглядимся в ситуацию с их развитием, сложившуюся в последние годы.

* Школьная библиотека, центр учебных ресурсов, медиацентр. Библиотека служит источником и движущей силой качественного образования, лабораторией, в которой школьников учат использовать разнообразные ресурсы, проводить исследования и представлять их результаты. Выделены места также и для занятий школьников-инвалидов с разнообразными ресурсами фонда библиотеки.
* Школьный библиотекарь-педагог, библиотекарь-медиаспециалист - степень магистра библиотековедения и информатики, полученной в дополнение к ученой степени по к.-л. гуманитарной дисциплине (6-8 лет обучения).
* Функционал: библиотекарь-педагог, обучающий к.-л. практическим навыкам, напр., информационной грамотности; партнер педагогам-предметникам в сотрудничестве по обучению школьников поиску, оценке и использованию разнообразных информационных ресурсов; информационный специалист, который выявляет, отбирает, оценивает и предлагает к использованию учителям, которых консультирует по их применению; менеджер программ, который определяет цели, задачи и методы библиотечного обслуживания и соответствующим образом организует работу медиацентра; разделяет ответственность с учителями за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.
* Фонды - комплектуются из различных видов качественных ресурсов - книг, аудио и видео материалов, компакт-дисков, пр., отражающих различные точки зрения (Если я правильно поняла, то по данным 2000 года - на одного ученика в год полагается $17 на книги, $10 - на другие ресурсы; $15 - на библиотеку вообще (без учета з.п.)
* Результаты многих исследований - прослеживается прямая связь между успеваемостью школьников и деятельностью школьных библиотек, в особенности такими параметрами, как финансирование, укомплектованность штата, объем фонда, техническая оснащенность, гибкое расписание работы, соответствующее потребностям классов, отдельных учеников и небольших групп

Но самое главное, на что ориентируются в своей деятельности библиотекари школ - это "Стандарты для учащихся XXI века", подчеркивающие важность в школьном образовании не заучивания учениками массива информации, а приобретение умений , необходимых ему, чтобы самостоятельно постоянно учиться.

Подсмотрела в книге "Школьные библиотеки мира: Современное состояние и тенденции развития", изданной РШБА в 2009 г., какие конкретно Стандарты иллюстрируют цели использования умений, ресурсов и инструментов школьниками:

* Обучая умениям, медиаспециалисты (библиотекари) и учителя проводят школьника через успешные учебные практики - инструктаж с независимой практической деятельностью; прямое объяснение конкретного умения (в контексте изучаемой учебной темы!); демонстрация его применения; самостоятельная работа, в ходе которой ученик использует умение для выполнения своего задания; обдумывание и взаимообмен, когда учащиеся анализируют, как они применили умение, и оценивают результат. Библиотекарь составляет учебный план для каждого из классов школы, согласованный с программой по отдельным учебным предметам, чтобы формируемые навыки соответствовали тому, что учат в классе.
* Установки. Речь идет о состоянии готовности, предрасположенности школьника к определенной активности в той или иной ситуации, что проявляется в его поведении, отношении, складе ума, превращающего ученика из способного учиться в того, кто реально учится! Библиотекари учат в данной случае школьников оценивать интернет-ресурсы. Вместе с педагогами библиотекари воспитывают желаемые установки, когда составляют задания, стимулирующие нужное учебное поведение, побуждают школьников задумываться не только о том, что они учат, но и о целях, способах и важности приобретаемых знаний.
* Ответственность. Цифровая информация предполагает, что школьники могут добывать ее везде - не только в школе, в библиотеке. Поэтому воспитанию социальной и субъективной ответственности - этические и юридические нормы, принципы интеллектуальной свободы, учет различных взглядов людей, безопасность работы в Интернете, видеть связь приобретенных на занятиях знаний с проблемами и идеями в реальном мире - при неограниченном доступе к информации и без поддержки взрослых (учителей или библиотекарей) - важная составляющая работы библиотекаря. Ответственность (опора на самостоятельность мышления) воспитывается, когда объяснения педагога сопровождаются практической деятельностью в библиотеке, сначала под руководством библиотекаря, а затем и без него.
* Самооценка. Это основа для обретения независимости и социальной ответственности. И содержание образования, и средства обучения настолько в наши дни усложнились, что учащимся постоянно приходится принимать решения, базируясь на самооценке (наличие внутренних стандартов!). Самооценка становится более эффективной, еслипроизводится в социальном контексте, когда ученик получает комментарии и обратную связь от других, видит свой собственный вклад в обучение членов группы, задумывается об обязанностях и мотивации, не упуская при этом вопросов применения своих знаний в реальном мире. Самооценка дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников библиотекарем/медиаспециалистом и учителем-предметником


Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...