К основному контенту

Разбираемся с формированием информационной культуры школьников и ролью библиотекаря в этом процессе

Побывала вчера в Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА), встречалась с ее Президентом Жуковой Татьяной Дмитриевной.
Среди обсуждаемых вопросов:
* подготовка к Съезд школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа «Школьная библиотека — центр притяжения», который вот-вот начнется. Он будет проходить с 28 февраля по 4 марта 2010 года в Санкт-Петербурге. Работа Съезда библиотекарей вроде направлена "на ускорение процессов модернизации современных информационно-библиотечных центров ОУ,... а также центром формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса"
* выполнение плана мероприятий по улучшению библиотечного дела в ОУ, намеченного еще на Парламентских слушаниях "Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей", проходивших 01 июня 2009 г. До сего времени, увы, как я поняла, министерство образования и науки не выполнило своих обещаний и сроков выполнения утвержденных на слушаниях главных позиций для четкого определения места библиотеки и библиотекаря в ней - из намеченного на 2009 год - не выполнено практически ничего.

Впрочем, подобное положение вещей давно перестало удивлять в нашей стране кого бы то ни было...

Позитивным явилось обсуждение материалов, готовящихся к новому выпуску журнала "Школьная библиотека".

Всю дорогу домой, которая занимает у меня 2 с небольшим часа, не отрываясь, читала материалы 38 Ежегодной конференции Международной ассоциации школьных библиотек (IASL), проходившей 2-4 сентября 2009 г. в г.Падуя, Италия.
Кратко поделюсь своими соображениями по прочитанному. На этой конференции обсуждались несколько важных вопросов для понимания того, как должны развиваться школьные библиотеки сегодня: Сервисы и инструменты Веб 2.0 в помощь библиотекарям, Сотрудничество библиотекарей с учителями-предметниками, родителями школьников, сотрудниками публичных библиотек. Роль директора школы в деле совершенствования учебных программ (на которые "завязаны" библиотекари в своей работе) и обслуживания в школьных библиотеках. Вопросы методики исследования вопросов информационной культуры, сильно изменившейся под влиянием сервисов Веб 2.0, но при этом не утратившей свою неразрывную связь с понятием "культура в целом".

Среди основных выводов, которые были интересны мне:
* информационная культура - нечто большее, чем умение искать, использовать, создавать и передавать информацию. Это не просто умение читать, но умение осмысливать культурные объекты. В понятии информационной культуры присутствуют социальные и культурные аспекты, позволяющие понять значение информации и ее критического и разумного использования.
* с приходом Веб 2.0 в школу - в мир, для которого характерны стабильность, определенность и академическое знание - вторгается культура динамичная, нестабильная и ненадежная.
* от школьников требуется уже умение ориентироваться сразу в нескольких мирах и иметь навыки использования разных информационных форматов - формальных и неформальных систем, традиционных структру с контролируемым словарем и новых мультимодальных источников с хаотической лексикой.

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…