К основному контенту

Разбираемся с формированием информационной культуры школьников и ролью библиотекаря в этом процессе

Побывала вчера в Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА), встречалась с ее Президентом Жуковой Татьяной Дмитриевной.
Среди обсуждаемых вопросов:
* подготовка к Съезд школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа «Школьная библиотека — центр притяжения», который вот-вот начнется. Он будет проходить с 28 февраля по 4 марта 2010 года в Санкт-Петербурге. Работа Съезда библиотекарей вроде направлена "на ускорение процессов модернизации современных информационно-библиотечных центров ОУ,... а также центром формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса"
* выполнение плана мероприятий по улучшению библиотечного дела в ОУ, намеченного еще на Парламентских слушаниях "Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей", проходивших 01 июня 2009 г. До сего времени, увы, как я поняла, министерство образования и науки не выполнило своих обещаний и сроков выполнения утвержденных на слушаниях главных позиций для четкого определения места библиотеки и библиотекаря в ней - из намеченного на 2009 год - не выполнено практически ничего.

Впрочем, подобное положение вещей давно перестало удивлять в нашей стране кого бы то ни было...

Позитивным явилось обсуждение материалов, готовящихся к новому выпуску журнала "Школьная библиотека".

Всю дорогу домой, которая занимает у меня 2 с небольшим часа, не отрываясь, читала материалы 38 Ежегодной конференции Международной ассоциации школьных библиотек (IASL), проходившей 2-4 сентября 2009 г. в г.Падуя, Италия.
Кратко поделюсь своими соображениями по прочитанному. На этой конференции обсуждались несколько важных вопросов для понимания того, как должны развиваться школьные библиотеки сегодня: Сервисы и инструменты Веб 2.0 в помощь библиотекарям, Сотрудничество библиотекарей с учителями-предметниками, родителями школьников, сотрудниками публичных библиотек. Роль директора школы в деле совершенствования учебных программ (на которые "завязаны" библиотекари в своей работе) и обслуживания в школьных библиотеках. Вопросы методики исследования вопросов информационной культуры, сильно изменившейся под влиянием сервисов Веб 2.0, но при этом не утратившей свою неразрывную связь с понятием "культура в целом".

Среди основных выводов, которые были интересны мне:
* информационная культура - нечто большее, чем умение искать, использовать, создавать и передавать информацию. Это не просто умение читать, но умение осмысливать культурные объекты. В понятии информационной культуры присутствуют социальные и культурные аспекты, позволяющие понять значение информации и ее критического и разумного использования.
* с приходом Веб 2.0 в школу - в мир, для которого характерны стабильность, определенность и академическое знание - вторгается культура динамичная, нестабильная и ненадежная.
* от школьников требуется уже умение ориентироваться сразу в нескольких мирах и иметь навыки использования разных информационных форматов - формальных и неформальных систем, традиционных структру с контролируемым словарем и новых мультимодальных источников с хаотической лексикой.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.