К основному контенту

Некоторые комментарии к Концепции развития библиотек ОУ до 2015 года

В преддверии Съезда школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа
«Школьная библиотека - центр притяжения», который состоится под г.Санкт-Петербургом в пос. Репино с 28 февраля по 4 марта 2010 года, поизучала материалы Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года (Общественно-государственный проект), подготовленный членами стратегкомитета РШБА в 2009 году.

Основные выделенные в предложенной Концепции проблемы:
* несовершенство нормативно-правовой базы
* низкий уровень интерграции библиотеки в образовательное пространство школы и недооценка ее как обязательного компонента образовательного процесса
* невключенность в федеральные и региональные образовательные программы
* низкое качество фондов
* слабое техническое оснащение
* нескоординированность действий
* низкий статусный уровень

Среди целей и задач до 2015 года выделю те, что считаю наиболее важными [со своими пояснениями, как я это понимаю]:
1. содействие самообразованию учащихся и учителей... [в плане систематических консультаций и очных индивидуальных и групповых занятий в библиотеке по освоению и применению в учебном процессе интернет-технологий Веб 2.0]
2. содействие развитию творческих способностей школьников... [уже писала о том, что сегодняшние школьники хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно - записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать и создавать свои страницы в Picasa, Facebook, играть в видео-игры, читать электронные книги и оставлять комментарии в блогах библиотекаря или он-лайновом каталоге]
3. организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества... [думаю, что речь идет прежде всего о выстраивании тесного взаимодействия с родителями, учителями-предметниками, администрацией, возможными спонсорами, с публичными/детскими библиотеками]
4. обеспечение организации доступа к... информационным ресурсам [если речь идет о доступе к ресурсам Интернет - это замечательно! Но, на мой взгляд, требуется еще кое-что очень важное - общий централизованный интернет-каталог!]
5. формирование информационной культуры учащихся ... [сегодня информационная культура вбирает в себя компьютерную грамотность, медиаграмотность, сетевую культуру - над чем будем работать конкретно в библиотеке? Что есть истинно принадлежащее библиотеке? А, может быть, развитие информационной грамотности и культуры школьников невозможно без тесного взаимодействия с педагогами-предмениками?! Через какие формы, методы, приемы это возможно делать?!]
6. интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников...закрепление привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками... [я думаю, что пункт 3-ий уже обозначил эту цель - обслуживание всех участников педагогического процесса во взаимодействии]

Концепция предлагает для реализации обозначенных целей следующие шаги:
* формирование качественных библиотечных фондов [на мой взгляд, здесь речь может вестись о расширении взгляда на формирование фонда вообще - не только на бумажных носителях, но и на e-book, то есть в электронном виде]
* оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования [думаю, что авторы вложили в это понимание задачу обучения школьников по программам информационной культуры, что является сомнительным для реализации в условиях перенасыщения школьных учебных программ. Скорее всего, здесь должна вестись речь о консультационных услугах по работе с он-лайновыми каталогами, Интранет/Интернет-ресурсами и изданиями, проведением самостоятельных учебных исследований школьниками в окружении библиотечных разнообразных ресурсов и размещением результатов их в новом виде с использованием сервисов и инструментов Веб 2.0]
* организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности... как... условия обучения в течение всей жизни [это возможно в сегодняшней школе, осваивающей проектную методику, именно в тесной работе над проектами!]
* содействие в реализации национальной программы поддержки и развития чтения.... [возразить нечего, все правильно. Тщательно проработанная Библиотечная Программа каждой конкретной школы, разработанная совместно с учителями-предметниками и утвержденная на педагогическом совете школы - путь к подвижкам в этом направлении]

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...