К основному контенту

Решим проблемы безопасности интернета с помощью формирования информационной культуры школьников!


Сообщением, опубликованным автором этого блога в "Школьном секторе" Ассоциации RELARN, решила поделиться с библиотекарями-своими читателями.

Сообщение называется "Нельзя решать “проблему безопасности”, занимаясь только самой безопасностью"...

Главное, о чем говорили здесь в этот день - формирование информационной культуры и грамотности сегодняшних школьников и студентов…

Круглый стол «Безопасность школьников в Интернете в рамках образовательного процесса» состоялся в Хрустальном зале в рамках прошедшего 9 февраля 2010 года — в Международный день безопасного интернета — в «Останкине» форума, завершившего Год безопасного интернета. Этот Круглый стол собрал около 40 участников – ученых, методистов Институтов повышения квалификации работников образования, педагогов-предметников, представителей общественных организаций.


Ведущими Круглого стола выступили Л.Н.Горбунова, к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) и Е.Н. Ястребцева, к.п.н. , генеральный директор ООО «КМ-образование», координатор «Школьного сектора» Ассоциации RELARN

Во вступительном слове Л.Н.Горбунова рассказала о необходимости на сегодня формирования информационной культуры всех участников учебного процесса - директора школы, преподавателей и школьников и представила курс для директоров и педагогов школ, разработанный сотрудниками АПК и ППРО совместно с компанией Microsoft


Е.Н.Ястребцева обозначила круг ответственных за безопасность школьников в Интернете – родители, бизнес-компании (контент-разработчики, хостер-провайдеры), педагоги-предметники и библиотекари школ. Были определены болевые точки сегодняшнего этапа в деле формирования информационной культуры школьника (отсутствие специальных занятий в школе для школьников по проблеме, недостаточность информирования родителей, невыстроенность взаимодействия педагогов-предметников и школьных библиотекарей при проведении учебных проектов и самостоятельных исследований школьников, др.)

Среди тех, кто принял самое живое участие в работе Круглого стола:
Е.В. Сорокина, сотрудник АПК и ППРО (Москва), рассказавшая о курсах повышения квалификации педагогов Академии в области здоровья и безопасности детей в интернете. - Без подготовленных кадров, осознающих необходимость собственного квалифицированного взгляда на проблему безопасности своих учеников – невозможно полноценное развитие информационной культуры школьников в образовательном учреждении.
М.И.Шубинский, директор Центра образовательной информации Петроградского района Санкт-Петербурга, координатор проекта «Чистый Интернет», рассказавший о результатах межрегиональной программы “Чистый Интернет”, в рамках которого разработано пособие для школьников 5-6 классов. - Этот курс, названный авторами «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)», успешно проводится среди школьников.
И.Е. Васильева, директор Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, г.Ярославль, поделившаяся многолетним опытом организации и проведения сетевых образовательных Всероссийских, международных проектов и проектов для школьников, действующих в городской Сети. - Приучение детей к сетевой культуре необходимо и возможно, в том числе, в тесном взаимодействии с родителями.
И.А. Калашников, преподаватель факультета бизнес-информатики ГУ Высшая школа экономики, поделившийся новыми подходами к освоению студентами первых курсов правил библиотечно-информационной культуры и грамотности посредством «информационных прививок». - Должны действовать в процессе обучения школьников и студентов не прямые запреты («чем выше забор, тем больше желание узнать, что за ним»), а новые формы и приемы работы со школьниками и студентами.
И.Л.Мальков, директор Российского клуба связистов рассказал о той большой работе по патриотическому воспитанию школьников в Интернете.

Среди основных выводов, обобщенных Е.Н.Ястребцевой:
Многим родителям, волнующимся за безопасность своих детей, которых оставляют дома «один на один» с компьютером и предоставляющим им доступ к Интернет, необходим ликбез по существующему на рынке ПО, позволяющему устанавливать на домашних компьютерах «фильтры».

Некоторые бизнес-компании разрабатывают и представляют сетевым сообществам ресурсы не только обучающего характера, но и с уже «встроенной» образовательной, информационной культурой, в которых, прежде всего, есть место самому ребенку и он там – главный участник (Началка.инфо, Началка.ком, Мир Бибигона, Твиди и др.)

У педагогов школ, осваивающих работу в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах или Интернет-конкурсах, появилась потребность в тесном взаимодействии с родителями, которых они более полно информируют о проводимой учебной работе, получая от них письменное согласие на возможность работы из класса в Интернете, привлекая к совместному выполнению некоторых домашних заданий и учебных исследований детей с использованием компьютера и Интернета. В этой деятельности обращается особое внимание школьников на необходимость соблюдения авторских прав, основных правил работы с компьютером и в Интернете.

В отечественной школе в условиях изменившихся подходов к обучению, когда учителя-предметники все чаще в своей деятельности используют проектно-исследовательские методики, направленные на активизацию самостоятельной деятельности школьников в Сети Интернет, постепенно выстраивается система взаимодействия педагогов с библиотекарями школ и учителями информатики, которые могут и должны становиться главными помощниками и консультантами школьников в формировании у них информационной культуры и развитии таких навыков мышления, которые позволяют им обучаться самостоятельно и социально адаптироваться

Участники Круглого стола согласились с тем, что безопасность детей в Интернете могут обеспечивать “правильные ценности” тех, кто предоставляет им эту возможность, кем бы он ни был. И родители, бизнес-компании (контент-разработчики, хостер-провайдеры), педагоги-предметники и библиотекари школ ответственны за безопасность школьников в Интернете. Гарантировать же безопасность сегодня не может никто… Но это не исключает возможности работать с “опасностями” как с учебными ситуациями, не обходя и не замалчивая их (именно такая мысль когда-то прозвучала в обсуждениях и в сетевых сообществах педагогов-блоггеров, участников конкурса БлогоРазумие).

Сегодня существует необходимость в осознании образовательным сообществом того, как, какими средствами, формами и методами работать с детьми над формированием их информационной грамотности и культуры в школе - посредством специально организованных занятий, учебных проектов и исследований во внеурочное время и на уроках (информатики? библиотечно-информационных? эти знания должны пронизывать все предметные уроки?)…

Может быть в том, что сегодняшние учителя и библиотекари школ без соответствующих знаний и умений не помогают ученикам действовать на современном уровне использования компьютеров и Интернета, и кроется причина того, что фактически образовательного Интернета с участием детей на сегодня фактически нет? (Примеры из телесюжетов, когда дети дистанционно, поставив за свой компьютер учебник, начитывают ответы учителям, сидящим в классах, через Интернет – не в счет). И в результате – сегодняшняя школа “мыслит” себя фактически отдельно от Интернета, «отчитываясь» за процессы информатизации своих школ – выкладывание материалов руками учителей в сегменте Сети для учеников, бесконечными показательными уроками «на один раз» и презентациями для школьников, созданными на года. Ну а там, где все несерьезно, серьезные вопросы безопасности работы детей в Интернете становятся важными только для их родителей.

Круглый стол по проблемам безопасной работы детей-школьников в Интернете выдвинул сегодня на первый план вопросы формирования сетевой культуры и информационной грамотности всех участников педпроцесса - самих педагогов/библиотекарей, школьников и их родителей. Пора в школе решать задачу формирования информационной культуры и грамотности учителей и школьников. Сами они, культура и грамотность - не появятся! Школе нужны педагоги, готовые к обмену знаниями и навыками. Педагогам - материалы по воспитанию информационной культуры. Родителям – консультации и соответствующее ПО. А всем нам – информационно грамотное, умеющее безопасно действовать в Интернете подрастающее поколение.


Общая информация об итогах этого дня

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...