К основному контенту

Дежавю... или Еще раз об основных проблемах школьных библиотек

В очередной раз пытаюсь разобраться в сегодняшней непростой ситуации со школьными библиотеками, обозначив основные, на мой взгляд, проблемы, тесно связанные с изменениями в педагогическом процессе:

* Заздравные выступления с высоких трибун о необходимости и важности библиотек в школах, о необходимости особого внимания к книгам и чтению в воспитательной работе библиотеки - И полная неготовность библиотек школ, их материальной базы, их профессиональной подготовки к внедрению сервисов и инструментов Веб 2.0 для соответствия требованиям времени, что не делает их привлекательными в глазах молодежи.

* Усиливающиеся требования к формированию информационной культуры школьников, на сегодня вбирающую в себя, помимо культурологического аспекта и культуры чтения - компьютерную, сетевую и медиаграмотность. - И явно низкая потребность администрации и педагогов-предметников в собственно школьной библиотеке и ее использовании в учебном процессе, а ведь только в совместной работе всего педколлектива, в т.ч., в разработке Программы совместных действий в указанном направлении, возможно повышение качества знаний школьников (результаты исследований).

* Огромная нагрузка на библиотекарей, связанная с учебниками, которая занимает, если подсчитать по допустимой нагрузке, 5 месяцев полноценной восьмичасовой работы (заказ, получение, обработка, выдача, пр.). - И повсеместное прекращение выплат библиотекарям за работу с учебниками. Более того, известно большое количество фактов сокращения ставок зав. библиотеками и сокращения зарплат библиотекарей школ.

* Внедрение в школах учителями-предметниками новых методик, форм и примов работы, направленных на активизацию самостоятельных учебных исследований учащихся, проводится без участия библиотек и библиотекарей. - Библиотекари школы способны, но пока многим из них недостает квалификации в том, чтобы помочь школьникам проводить эти самостоятельные исследования, вести поиск необходимой для них информации по теме, консультировать в том, как (в каком виде) представить результаты, как записать найденную информацию и пр.

Итак, вот они, основные проблемы, лежащие на поверхности - слабая материальная база школьных библиотек, низкий уровень владения сервисами и инструментами Веб 2.0, низкая зарплата, отсутствие реального взаимодействия с педагогами-предметниками в рамках совместных учебных программ.

Мне кажется, что у меня дежавю... Мое "сейчас" уже было в прошлом. Все уже это когда-то было... Обо всем, что творится с библиотеками уже не раз говорили на всех уровнях...

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Медиапроявления моей цифровой жизни

Приступила (с опозданием) к обучению на курсе Ивана Травкина"Цифровая жизнь". Не смогла посетить первый вебинар, в записи не нашла, о чем очень сожалею (так как оригинальность мышления автора - уникальна и всегда заставляет думать!) и все еще надеюсь просмотреть его...
Кстати, нашла запись вебинара по теме Цифровая среда: Интерфейсы вот здесь
Тем не менее...

Читаю рекомендованные материалы:  Манифест о цифровой образовательной среде
manifesto.edutainme.ru и О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли funofteaching.tumblr.com
Пытаюсь выполнить первое задание на развитие ключевой компетенции «осмысленность присутствия в цифровой среде». Надо создать детальный портрет окружающей  цифровой среды, состоящей из часто используемых (в т.ч. неосознанно) интерфейсов. Для этого, необходимо проанализировать ежедневный опыт и перечислить интерфейсы цифровой среды, с которыми приходится контактировать.
Сложно. наверное. для меня будет упорядочить интерфейсы по категориям «дом…