К основному контенту

Дежавю... или Еще раз об основных проблемах школьных библиотек

В очередной раз пытаюсь разобраться в сегодняшней непростой ситуации со школьными библиотеками, обозначив основные, на мой взгляд, проблемы, тесно связанные с изменениями в педагогическом процессе:

* Заздравные выступления с высоких трибун о необходимости и важности библиотек в школах, о необходимости особого внимания к книгам и чтению в воспитательной работе библиотеки - И полная неготовность библиотек школ, их материальной базы, их профессиональной подготовки к внедрению сервисов и инструментов Веб 2.0 для соответствия требованиям времени, что не делает их привлекательными в глазах молодежи.

* Усиливающиеся требования к формированию информационной культуры школьников, на сегодня вбирающую в себя, помимо культурологического аспекта и культуры чтения - компьютерную, сетевую и медиаграмотность. - И явно низкая потребность администрации и педагогов-предметников в собственно школьной библиотеке и ее использовании в учебном процессе, а ведь только в совместной работе всего педколлектива, в т.ч., в разработке Программы совместных действий в указанном направлении, возможно повышение качества знаний школьников (результаты исследований).

* Огромная нагрузка на библиотекарей, связанная с учебниками, которая занимает, если подсчитать по допустимой нагрузке, 5 месяцев полноценной восьмичасовой работы (заказ, получение, обработка, выдача, пр.). - И повсеместное прекращение выплат библиотекарям за работу с учебниками. Более того, известно большое количество фактов сокращения ставок зав. библиотеками и сокращения зарплат библиотекарей школ.

* Внедрение в школах учителями-предметниками новых методик, форм и примов работы, направленных на активизацию самостоятельных учебных исследований учащихся, проводится без участия библиотек и библиотекарей. - Библиотекари школы способны, но пока многим из них недостает квалификации в том, чтобы помочь школьникам проводить эти самостоятельные исследования, вести поиск необходимой для них информации по теме, консультировать в том, как (в каком виде) представить результаты, как записать найденную информацию и пр.

Итак, вот они, основные проблемы, лежащие на поверхности - слабая материальная база школьных библиотек, низкий уровень владения сервисами и инструментами Веб 2.0, низкая зарплата, отсутствие реального взаимодействия с педагогами-предметниками в рамках совместных учебных программ.

Мне кажется, что у меня дежавю... Мое "сейчас" уже было в прошлом. Все уже это когда-то было... Обо всем, что творится с библиотеками уже не раз говорили на всех уровнях...

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...