К основному контенту

Дежавю... или Еще раз об основных проблемах школьных библиотек

В очередной раз пытаюсь разобраться в сегодняшней непростой ситуации со школьными библиотеками, обозначив основные, на мой взгляд, проблемы, тесно связанные с изменениями в педагогическом процессе:

* Заздравные выступления с высоких трибун о необходимости и важности библиотек в школах, о необходимости особого внимания к книгам и чтению в воспитательной работе библиотеки - И полная неготовность библиотек школ, их материальной базы, их профессиональной подготовки к внедрению сервисов и инструментов Веб 2.0 для соответствия требованиям времени, что не делает их привлекательными в глазах молодежи.

* Усиливающиеся требования к формированию информационной культуры школьников, на сегодня вбирающую в себя, помимо культурологического аспекта и культуры чтения - компьютерную, сетевую и медиаграмотность. - И явно низкая потребность администрации и педагогов-предметников в собственно школьной библиотеке и ее использовании в учебном процессе, а ведь только в совместной работе всего педколлектива, в т.ч., в разработке Программы совместных действий в указанном направлении, возможно повышение качества знаний школьников (результаты исследований).

* Огромная нагрузка на библиотекарей, связанная с учебниками, которая занимает, если подсчитать по допустимой нагрузке, 5 месяцев полноценной восьмичасовой работы (заказ, получение, обработка, выдача, пр.). - И повсеместное прекращение выплат библиотекарям за работу с учебниками. Более того, известно большое количество фактов сокращения ставок зав. библиотеками и сокращения зарплат библиотекарей школ.

* Внедрение в школах учителями-предметниками новых методик, форм и примов работы, направленных на активизацию самостоятельных учебных исследований учащихся, проводится без участия библиотек и библиотекарей. - Библиотекари школы способны, но пока многим из них недостает квалификации в том, чтобы помочь школьникам проводить эти самостоятельные исследования, вести поиск необходимой для них информации по теме, консультировать в том, как (в каком виде) представить результаты, как записать найденную информацию и пр.

Итак, вот они, основные проблемы, лежащие на поверхности - слабая материальная база школьных библиотек, низкий уровень владения сервисами и инструментами Веб 2.0, низкая зарплата, отсутствие реального взаимодействия с педагогами-предметниками в рамках совместных учебных программ.

Мне кажется, что у меня дежавю... Мое "сейчас" уже было в прошлом. Все уже это когда-то было... Обо всем, что творится с библиотеками уже не раз говорили на всех уровнях...

Комментарии

  1. Здравствуйте, Елена. Полностью согласна с Вашими выводами,хочу дополнить собственными практическими наблюдениями из жизни школьного библиотекаря.
    Заведую школьной библиотекой 35 лет. "Пережила" на этом посту пять директоров школы. Только два из них понимали важность и значение библиотеки в школе. Получая очередной пинок от наших начальников, успокаиваю себя тем, что библиотека нужна детям, читателям, и они не разочаруются, придя в школьную библиотеку.Работаем назло "врагам", вопреки и в отсутствие.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, Елена Николаевна. Все у вас првильно и выводы, и дежавю. Действительно, говорим, говорим... Хотела только добавить, что иногда складывется впечатление, что у администрации и педагогов не просто "низкий уровень потребности в собствнно школьной библиотеке", но наоборот, очень высокий уровень потребности в плохой школьной библиотеке. Так проще: конкуренции нет.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый вечер! Вот все думаю, неужели уровень наших директоров школ сегодня так низок, что нет понимания, что именно дает высокий уровень качества знаний учащихся школ, или такова их загруженность в процессе сегодняшнего "выживания" собственно школы?! Мировой опыт стран, которые активно движутся в сторону "общества знаний", говорит о том, что роль библиотеки школы чрезвычайно велика в процессе поддержки учебного процесса. Эта поддержка - и в формировании и развитии библиотекарем информационной среды школы (!), и помощь в проектной работе детям-школьникам (!), и помощь учителям-предметникам в консультациях и обучении сервисам и инструментам Веб 2.0, и активная совместная работа с родителями школьников по развитию чтения детей

    ОтветитьУдалить
  4. Елена Николаевна! Когда директор занят поисками денег на оплату "зеленки", устранения замечаний госпожнадзора, на сам пожарный паспрт и т.д., т.к. иначе школа не получит лицензии, трудно даже от самых продвинутых директоров ждать полного понимания библиотечных проблем. А потом и у директоров есть возрастной ценз, и от этого тоже никуда не денешься

    ОтветитьУдалить
  5. Все это понятно и, конечно же, так. Но - посмотрите сами - выступление на педсовете (как писала нам наша коллега после нашего обучения) и директор выделяет полставки на обучение библиотекарей учителей-предметников своей школы!

    ОтветитьУдалить
  6. Это я к тому, что, м.б., все же дело в осознании директором и педколлективом особой роли библиотеки и библиотекаря в процессе информатизации школы, в формировании информационной грамотности и культуры участников педпроцесса?!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.