"Самой эффективной идеей считаем проектную деятельность в самой библиотеке, в социуме, в сети": Участники опроса поделились своими мнениями
В нашей мини-анкете "Как библиотекарю работать с детьми по-новому?", состоящей из четырех вопросов, по состоянию на 2 декабря 2011г. приняли участие 31 библиотекарь. Ну, на то она и "мини" - моя анкета, чтобы не было много вопросов, быстро получить ответы и их быстро проанализировать.
Итак, уже подвожу итоги, ведь как мне показалось, по этим ответам смогли прорисоваться контуры интересной и достаточно объективной картины в понимании того, какое представление на сегодня существует у наших библиотекарей, работающих с детьми, об "образе интернет-подростка" и "образе интернет-библиотекаря", а также о возможных путях поддержки собственных усилий и тех и других в их желании интегрировать технологии в традиционные библиотечные услуги.
Сегодняшние библиотекари представляют себе причину присутствия современного подростка в интернете таким образом:
На что еще обращают свое особое внимание в традиционных библиотечных услугах с технологиями детские библиотекари сегодня?
Итак, уже подвожу итоги, ведь как мне показалось, по этим ответам смогли прорисоваться контуры интересной и достаточно объективной картины в понимании того, какое представление на сегодня существует у наших библиотекарей, работающих с детьми, об "образе интернет-подростка" и "образе интернет-библиотекаря", а также о возможных путях поддержки собственных усилий и тех и других в их желании интегрировать технологии в традиционные библиотечные услуги.
Сегодняшние библиотекари представляют себе причину присутствия современного подростка в интернете таким образом:
- 100% считает, что основной причиной присутствия в Сети подростков является их желание «общаться»
- 97% думают, что они идут туда скачивать скачивают музыку и фильмы,
- 90% - что в интернете подростки в основном играют и ищут информацию для учебы
- 61% - участвуют в сетевых конкурсах (олимпиадах, викторинах)
- 52% - делятся через интернет информацией друг с другом
- 39% - работают в сетевых проектах, создают и размещают тексты, презентации, видео и пр.
- 35% - скачивают книги
- 19% - читают в интернете привлекательные тексты
- 10% - совместно решают возникающие проблемы
На что еще обращают свое особое внимание в традиционных библиотечных услугах с технологиями детские библиотекари сегодня?
- 90% - на организацию совместной сетевой активности с подростками (проекты, конкурсы), направленной на развитие интереса к чтению и книге
- 53% - на организацию виртуальной справочной службы для подростков-читателей
- 37% - на необходимость оказания помощи в выполнении домашних заданий с использованием технологий
- 33% - на менеджмент (управление библиотечными процессами, написание проектов и программ, поиск инвесторов, пр.)
- 30% - на возможность формирование фонда через интернет
- 90% из них понимают, что необходимо, прежде всего, обучиться самому работе с сервисами, которые потом можно будет использовать в работе с подростками
- 73% - способны демонстрировать администрации, коллегам и родителям на различных собраниях примеры успешной совместной с подростками деятельности в Сети
- 70% - готовы создать свой блог или страничку в вики-вики, где отражалась бы работа библиотекаря с подростками для информирования родителей
- 60% - будут привлекать родителей к совместной работе со своими детьми в библиотечных проектах
- 53% - считают, что надо искать грантовую поддержку своих библиотечных проектов и программ, рассчитанных на определенный отрезок времени, в различных фондах и организациях
- Other 3%
- Через проекты, конкурсы в Сети
- Через совместное творчество, конкурсы,
- Нужна совместная проектная, творческая, исследовательская деятельность.
- Пытались осуществить разные идеи, но самой эффективной идеей, на сегодняшний день, считаем проектную деятельность в самой библиотеке, в социуме, в сети. Именно при осуществлении совместного проекта можно очень ненавязчиво продвигать весь спектр услуг, которые может предоставлять библиотека, и в то же время обнаруживать те ниши, где еще этих услуг нет, но в них нуждаются.
- Нужны элективные курсы, поддержка проектной деятельности
- Для привлечения подростков в процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой, можно организовывать и проводить мероприятия с использованием интернет-сервисов, например: конкурс интернет-плакатов, конкурс газет
- Мне думается, надо вовлекать подростков в интересные для них образовательные интернет-проекты, в том числе, сетевые проекты и конкурсы, обучая их при этом работе с новыми веб-сервисами. Такая деятельность должна им казаться увлекательной образовательной игрой, в результате которой они смогут сотворить что-то новое, может, полезное, а может, просто красивое. Итог работы тоже важен для ребят, а если последует еще и победа в каком-либо конкурсе за выполненную работу - это воодушевляет их многократно.
- Предоставить подросткам возможность выбирать темы и формы для совместных проектов, конкурсов,
- Пригласить подростков к сотворчеству: пусть они сами создадут проект СВОЕЙ библиотеки, той, которая им нужна и которой они будут пользоваться.
- Через обучение
- Осваивать новое и обучать детей
- Если библиотекарь сам заинтересован в привлечении подростков в процесс интеграции технологий, то в первую очередь он совершенствуется сам, т. е. проходит обучение и затем создаёт свои проекты для участия ребят, вместе с ними принимает участие в различных конкурсах, проводимых в сетях и на различных сайтах
- Силой слова и личным примером убеждать
- Необходимо рекламировать свою работу, предлагать разные формы работы, быть в курсе их интересов
- Дети могут сформировать в сети свой favorite-фонд, где соберут самые лучшие книги для подростков. Возможен и bookcrossing, дети занимаются этим постоянно в реальной жизни, просто есть замечательная возможность перенести этот процесс в Сеть.
- Виртуальная справочная служба может работать и с привлечением ребят-в форме форума, либо отдельные талантливые ребята становятся соконсультантами. Одним из ключевых направлений работы этой службы может стать использование сервисов, т.е служба будет помогать в поиске материалов не в традиционной текстовой фрорме,а облеченных в иную форму с помощью сервисов - особенно популярны в этом смысле презентации, 3D книги. И всем этим могут заниматься дети, причем библиотекарь может выступать всего лишь консультирующим персонажем, а служба-может быть и детской виртуальной.
- Библиотекарь может выполнять различные запросы, справки с помощью новых технологий. Общаясь при этом с читателями только через Интернет, активно используя электронную почту, возможности вики-вики и т. д.
- Самое главное в этом деле-правильная мотивация, ребенок должен понимать, ЗАЧЕМ ему это нужно, нужно помочь ему сформировать правильную позицию по этому поводу. Ну и конечно, стимулирование творческой деятельности ребят не на последнем месте
- Через презентации уже созданных интернет продуктов
- Дать почувствовать подросткам себя успешными в данной деятельности
- Привлекать к ведению тематических и новостных рубрик на сайте библиотек
- Предоставить доступ читателям к интернет-ресурсам, для поиска информации для учебы, для участия в сетевых проектах, конкурсах: 1. Для чего, в первую очередь, библиотека должна иметь технические возможности для организации работы с подростками с использованием новых технологий ( помещение, компьютеры, выход в Интернет и т.п.) 2. Привлечь к процессу интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой, невозможно без контакта со всем пед. коллективом! 3. Начинать следует с небольших групп читателей (актив библиотеки, например)
- Для этого можно показать уже готовый продукт изготовленный в процессе интеграции технологий, либо сам процесс работы, это обычно развивает познавательный интерес и привлекает к совместной работе.
- 1.Совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. 2.Создать условия для реализации способностей и интересов подростков в общественно значимой совместной деятельности. 3.Способствовать формированию у подростков, включенных в развивающее пространство, навыков управления и самоуправления
- Личным примером, совместной деятельностью, сотрудничеством с преподавателями школ.
- При проведении уроков информационной грамотности (традиционных библиотечно-библиографических занятий), создавая тестовые задания для подведения результатов, и (или) мониторинга читательской активности (в различных аспектах).
- "Так много предложено вариантов, что и добавить вроде нечего. В сельской местности, к сожалению, Интернет в семьях всё-таки по-прежнему редкость. В районных библиотеках, в частности в Колыванской Новосибирской области, интернет скоростной. Поэтому выход вижу в обучении и работе в интернет-сервисах на базе библиотеки. Уже сегодня можно сделать вывод, что дети рады такой возможности. (Макарова Ольга)
- 1.Прежде всего школьная библиотека должна показать свои возможности интеграции технологий для поддержания библиотечных услуг. 2.Надо рекламировать возможности библиотеки и библиотекаря, заинтересовать ребят. 3. Создать комфортную обстановку в школьной библиотеке и проявить готовность работать с ребятами ( в удобное для них время) 4.Расширять возможности библиотеки коллегиально со своими читателями.Ребята любят демонстрировать свою компетентность в новых технологиях. И это очень хорошо.
- Общаться с ними, показывая и доказывая (да, да доказывая), что ты не "мышь серая", что новые технологии и чтение (умение читать грамотно, скоростно) неразделимы. За симбиозом "чтение+новые технологии" во многом будущее
- Проявить инициативу, продемонстрировать свои возможности, знания перед администрацией, родительским сообществом и перед учащимися своим участием в различных сетевых, муниципальных, региональных конкурсах. Быть активным во всех сферах деятельности, не только поучать устно, но и помогать всем, кто нуждается в вашей помощи. Начатое дело доводить до конца, привлекать всех желающих: учащихся, педагогов, родителей в свои проекты. Самому постоянно совершенствоваться духовно, интеллектуально, разносторонне.
- Рекламировать совместную деятельность, иметь в библиотеке компьютеры для читателей.
- Обращаться за помощью к подросткам, Советоваться с ними. Общаться с ними в сети
- Создать блог совместно с подростками, участвовать в различных сетевых проектах и конкурсах; разрабатывать библиотечные сетевые проекты для подростков
- Больше рекламы таких услуг в СМИ, на страничках своих библиотек в сети, в школах и других учебных заведениях.
- У нас в школе организуются сетевые игры с детьми, была проба организации родительского собрания. Сейчас идет сетевой проект к юбилею школы, где каждый класс соревнуется в прохождении этапов, задания которых предполагают изучение всевозможных интернет -технологий. Детям нравится. Библиотека принимает в этом прямое участие.
- Идей по этому поводу, к сожалению, нет.
Интересные, однако, результаты опроса.
ОтветитьУдалитьДа уж, мне понравились - видимо, среда вики чудеса творит
ОтветитьУдалитьРезультаты интересные, но предсказуемые. "...скепсис у детских библиотекарей вызывает вообще факт интереса у подростков к книгам в интернете и привлекательным текстам там же - на это указывает низкий процент считающих, что молодые "скачивают книги" из интернета и что "они вообще могут ТАМ прочесть что-либо привлекательное", интересное" - вот именно поэтому нам нужно повернуть детей от компьютера к книге.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, хороший тезис. А каким образом? Силой заставим?!
ОтветитьУдалитьЕлена Николаевна, спасибо Вам! Вы нас привели после блогов и Вики-среду, где мы обучились и действительно творили чудеса. Кто не верит, пусть заходят к нам и посмотрят :-) (http://wiki-sibiriada.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0)
ОтветитьУдалитьСоня, спасибо Вам за поддержку! Я очень надеюсь, что работа в блогах школьных и детских библиотекарей будет дополнена коллективной деятельностью с детьми и подростками в вики-среде - она открывает новые возможности для читателей, для развития их интереса к книге, автору - через собственные усилия и совместное творчество!
ОтветитьУдалить