К основному контенту

"Самой эффективной идеей считаем проектную деятельность в самой библиотеке, в социуме, в сети": Участники опроса поделились своими мнениями

В нашей мини-анкете "Как библиотекарю работать с детьми по-новому?", состоящей из четырех вопросов, по состоянию на 2 декабря 2011г. приняли участие 31 библиотекарь. Ну, на то она и "мини" - моя анкета, чтобы не было много вопросов, быстро получить ответы и их быстро проанализировать.

Итак, уже подвожу итоги, ведь как мне показалось, по этим ответам смогли прорисоваться контуры интересной и достаточно объективной картины в понимании того, какое представление на сегодня существует у наших библиотекарей, работающих с детьми, об "образе интернет-подростка" и "образе интернет-библиотекаря", а также о возможных путях поддержки собственных усилий и тех и других в их желании интегрировать технологии в традиционные библиотечные услуги.

Сегодняшние библиотекари представляют себе причину присутствия современного подростка в интернете таким образом:
  • 100% считает, что основной причиной присутствия в Сети подростков является их желание «общаться»
  • 97% думают, что они идут туда скачивать скачивают музыку и фильмы,
  • 90% - что в интернете подростки в основном играют и ищут информацию для учебы
  • 61% - участвуют в сетевых конкурсах (олимпиадах, викторинах)
  • 52% - делятся через интернет информацией друг с другом
  • 39% - работают в сетевых проектах, создают и размещают тексты, презентации, видео и пр.
  • 35% - скачивают книги
  • 19% - читают в интернете привлекательные тексты
  • 10% - совместно решают возникающие проблемы
Обратим внимание на то, что скепсис у детских библиотекарей вызывает вообще факт интереса у подростков к книгам в интернете и привлекательным текстам там же - на это указывает низкий процент считающих, что молодые "скачивают книги" из интернета и что "они вообще могут ТАМ прочесть что-либо привлекательное", интересное. Но на мой взгляд, это как раз и является основой для понимания библиотекарями того, на что можно сделать акцент с помощью технологий в своей сегодняшней библиотечной работе - на привитие "интереса" к книге вообще, и к "привлекательной" (интересной, качественной в содержательном плане) книге, в частности.

На что еще обращают свое особое внимание в традиционных библиотечных услугах с технологиями детские библиотекари сегодня?
  • 90% - на организацию совместной сетевой активности с подростками (проекты, конкурсы), направленной на развитие интереса к чтению и книге
  • 53% - на организацию виртуальной справочной службы для подростков-читателей
  • 37% - на необходимость оказания помощи в выполнении домашних заданий с использованием технологий
  • 33% - на менеджмент (управление библиотечными процессами, написание проектов и программ, поиск инвесторов, пр.)
  • 30% - на возможность формирование фонда через интернет
Отрадно то, что бОльшая часть библиотекарей, принявших участие в мини-опросе, знают, где искать библиотекарю поддержку своей работе с подростками по интеграции технологий
  • 90% из них понимают, что необходимо, прежде всего, обучиться самому работе с сервисами, которые потом можно будет использовать в работе с подростками
  • 73% - способны демонстрировать администрации, коллегам и родителям на различных собраниях примеры успешной совместной с подростками деятельности в Сети
  • 70% - готовы создать свой блог или страничку в вики-вики, где отражалась бы работа библиотекаря с подростками для информирования родителей
  • 60% - будут привлекать родителей к совместной работе со своими детьми в библиотечных проектах
  • 53% - считают, что надо искать грантовую поддержку своих библиотечных проектов и программ, рассчитанных на определенный отрезок времени, в различных фондах и организациях
  • Other 3%
Участники опроса поделились своими идеями и представлениями о том, как можно вовлечь подростков в процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой  И это, наверное, самое интересное. Эти мнения говорят, прежде всего, о высоком уровне профессионализма участников анкеты и весьма низком уровне компьютеризации и "интернетизации" библиотек, в которых они работают. Вот эти мнения:
  • Через проекты, конкурсы в Сети
  • Через совместное творчество, конкурсы,
  • Нужна совместная проектная, творческая, исследовательская деятельность.
  • Пытались осуществить разные идеи, но самой эффективной идеей, на сегодняшний день, считаем проектную деятельность в самой библиотеке, в социуме, в сети. Именно при осуществлении совместного проекта можно очень ненавязчиво продвигать весь спектр услуг, которые может предоставлять библиотека, и в то же время обнаруживать те ниши, где еще этих услуг нет, но в них нуждаются.
  • Нужны элективные курсы, поддержка проектной деятельности
  • Для привлечения подростков в процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой, можно организовывать и проводить мероприятия с использованием интернет-сервисов, например: конкурс интернет-плакатов, конкурс газет
  • Мне думается, надо вовлекать подростков в интересные для них образовательные интернет-проекты, в том числе, сетевые проекты и конкурсы, обучая их при этом работе с новыми веб-сервисами. Такая деятельность должна им казаться увлекательной образовательной игрой, в результате которой они смогут сотворить что-то новое, может, полезное, а может, просто красивое. Итог работы тоже важен для ребят, а если последует еще и победа в каком-либо конкурсе за выполненную работу - это воодушевляет их многократно.
  • Предоставить подросткам возможность выбирать темы и формы для совместных проектов, конкурсов,
  • Пригласить подростков к сотворчеству: пусть они сами создадут проект СВОЕЙ библиотеки, той, которая им нужна и которой они будут пользоваться.
  • Через обучение
  • Осваивать новое и обучать детей
  • Если библиотекарь сам заинтересован в привлечении подростков в процесс интеграции технологий, то в первую очередь он совершенствуется сам, т. е. проходит обучение и затем создаёт свои проекты для участия ребят, вместе с ними принимает участие в различных конкурсах, проводимых в сетях и на различных сайтах
  • Силой слова и личным примером убеждать
  • Необходимо рекламировать свою работу, предлагать разные формы работы, быть в курсе их интересов
  • Дети могут сформировать в сети свой favorite-фонд, где соберут самые лучшие книги для подростков. Возможен и bookcrossing, дети занимаются этим постоянно в реальной жизни, просто есть замечательная возможность перенести этот процесс в Сеть.
  • Виртуальная справочная служба может работать и с привлечением ребят-в форме форума, либо отдельные талантливые ребята становятся соконсультантами. Одним из ключевых направлений работы этой службы может стать использование сервисов, т.е служба будет помогать в поиске материалов не в традиционной текстовой фрорме,а облеченных в иную форму с помощью сервисов - особенно популярны в этом смысле презентации, 3D книги. И всем этим могут заниматься дети, причем библиотекарь может выступать всего лишь консультирующим персонажем, а служба-может быть и детской виртуальной.
  • Библиотекарь может выполнять различные запросы, справки с помощью новых технологий. Общаясь при этом с читателями только через Интернет, активно используя электронную почту, возможности вики-вики и т. д.
  • Самое главное в этом деле-правильная мотивация, ребенок должен понимать, ЗАЧЕМ ему это нужно, нужно помочь ему сформировать правильную позицию по этому поводу. Ну и конечно, стимулирование творческой деятельности ребят не на последнем месте
  • Через презентации уже созданных интернет продуктов
  • Дать почувствовать подросткам себя успешными в данной деятельности
  • Привлекать к ведению тематических и новостных рубрик на сайте библиотек
  • Предоставить доступ читателям к интернет-ресурсам, для поиска информации для учебы, для участия в сетевых проектах, конкурсах: 1. Для чего, в первую очередь, библиотека должна иметь технические возможности для организации работы с подростками с использованием новых технологий ( помещение, компьютеры, выход в Интернет и т.п.) 2. Привлечь к процессу интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой, невозможно без контакта со всем пед. коллективом! 3. Начинать следует с небольших групп читателей (актив библиотеки, например)
  • Для этого можно показать уже готовый продукт изготовленный в процессе интеграции технологий, либо сам процесс работы, это обычно развивает познавательный интерес и привлекает к совместной работе.
  • 1.Совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. 2.Создать условия для реализации способностей и интересов подростков в общественно значимой совместной деятельности. 3.Способствовать формированию у подростков, включенных в развивающее пространство, навыков управления и самоуправления
  • Личным примером, совместной деятельностью, сотрудничеством с преподавателями школ.
  • При проведении уроков информационной грамотности (традиционных библиотечно-библиографических занятий), создавая тестовые задания для подведения результатов, и (или) мониторинга читательской активности (в различных аспектах).
  • "Так много предложено вариантов, что и добавить вроде нечего. В сельской местности, к сожалению, Интернет в семьях всё-таки по-прежнему редкость. В районных библиотеках, в частности в Колыванской Новосибирской области, интернет скоростной. Поэтому выход вижу в обучении и работе в интернет-сервисах на базе библиотеки. Уже сегодня можно сделать вывод, что дети рады такой возможности. (Макарова Ольга)
  • 1.Прежде всего школьная библиотека должна показать свои возможности интеграции технологий для поддержания библиотечных услуг. 2.Надо рекламировать возможности библиотеки и библиотекаря, заинтересовать ребят. 3. Создать комфортную обстановку в школьной библиотеке и проявить готовность работать с ребятами ( в удобное для них время)  4.Расширять возможности библиотеки коллегиально со своими читателями.Ребята любят демонстрировать свою компетентность в новых технологиях. И это очень хорошо.
  • Общаться с ними, показывая и доказывая (да, да доказывая), что ты не "мышь серая", что новые технологии и чтение (умение читать грамотно, скоростно) неразделимы. За симбиозом "чтение+новые технологии" во многом будущее
  • Проявить инициативу, продемонстрировать свои возможности, знания перед администрацией, родительским сообществом и перед учащимися своим участием в различных сетевых, муниципальных, региональных конкурсах. Быть активным во всех сферах деятельности, не только поучать устно, но и помогать всем, кто нуждается в вашей помощи. Начатое дело доводить до конца, привлекать всех желающих: учащихся, педагогов, родителей в свои проекты. Самому постоянно совершенствоваться духовно, интеллектуально, разносторонне.
  • Рекламировать совместную деятельность, иметь в библиотеке компьютеры для читателей.
  • Обращаться за помощью к подросткам, Советоваться с ними. Общаться с ними в сети
  • Создать блог совместно с подростками, участвовать в различных сетевых проектах и конкурсах; разрабатывать библиотечные сетевые проекты для подростков
  • Больше рекламы таких услуг в СМИ, на страничках своих библиотек в сети, в школах и других учебных заведениях.
  • У нас в школе организуются сетевые игры с детьми, была проба организации родительского собрания. Сейчас идет сетевой проект к юбилею школы, где каждый класс соревнуется в прохождении этапов, задания которых предполагают изучение всевозможных интернет -технологий. Детям нравится. Библиотека принимает в этом прямое участие.
  • Идей по этому поводу, к сожалению, нет.

Комментарии

  1. Интересные, однако, результаты опроса.

    ОтветитьУдалить
  2. Да уж, мне понравились - видимо, среда вики чудеса творит

    ОтветитьУдалить
  3. Результаты интересные, но предсказуемые. "...скепсис у детских библиотекарей вызывает вообще факт интереса у подростков к книгам в интернете и привлекательным текстам там же - на это указывает низкий процент считающих, что молодые "скачивают книги" из интернета и что "они вообще могут ТАМ прочесть что-либо привлекательное", интересное" - вот именно поэтому нам нужно повернуть детей от компьютера к книге.

    ОтветитьУдалить
  4. Людмила Федоровна, хороший тезис. А каким образом? Силой заставим?!

    ОтветитьУдалить
  5. Елена Николаевна, спасибо Вам! Вы нас привели после блогов и Вики-среду, где мы обучились и действительно творили чудеса. Кто не верит, пусть заходят к нам и посмотрят :-) (http://wiki-sibiriada.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0)

    ОтветитьУдалить
  6. Соня, спасибо Вам за поддержку! Я очень надеюсь, что работа в блогах школьных и детских библиотекарей будет дополнена коллективной деятельностью с детьми и подростками в вики-среде - она открывает новые возможности для читателей, для развития их интереса к книге, автору - через собственные усилия и совместное творчество!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о