К основному контенту

"Самой эффективной идеей считаем проектную деятельность в самой библиотеке, в социуме, в сети": Участники опроса поделились своими мнениями

В нашей мини-анкете "Как библиотекарю работать с детьми по-новому?", состоящей из четырех вопросов, по состоянию на 2 декабря 2011г. приняли участие 31 библиотекарь. Ну, на то она и "мини" - моя анкета, чтобы не было много вопросов, быстро получить ответы и их быстро проанализировать.

Итак, уже подвожу итоги, ведь как мне показалось, по этим ответам смогли прорисоваться контуры интересной и достаточно объективной картины в понимании того, какое представление на сегодня существует у наших библиотекарей, работающих с детьми, об "образе интернет-подростка" и "образе интернет-библиотекаря", а также о возможных путях поддержки собственных усилий и тех и других в их желании интегрировать технологии в традиционные библиотечные услуги.

Сегодняшние библиотекари представляют себе причину присутствия современного подростка в интернете таким образом:
  • 100% считает, что основной причиной присутствия в Сети подростков является их желание «общаться»
  • 97% думают, что они идут туда скачивать скачивают музыку и фильмы,
  • 90% - что в интернете подростки в основном играют и ищут информацию для учебы
  • 61% - участвуют в сетевых конкурсах (олимпиадах, викторинах)
  • 52% - делятся через интернет информацией друг с другом
  • 39% - работают в сетевых проектах, создают и размещают тексты, презентации, видео и пр.
  • 35% - скачивают книги
  • 19% - читают в интернете привлекательные тексты
  • 10% - совместно решают возникающие проблемы
Обратим внимание на то, что скепсис у детских библиотекарей вызывает вообще факт интереса у подростков к книгам в интернете и привлекательным текстам там же - на это указывает низкий процент считающих, что молодые "скачивают книги" из интернета и что "они вообще могут ТАМ прочесть что-либо привлекательное", интересное. Но на мой взгляд, это как раз и является основой для понимания библиотекарями того, на что можно сделать акцент с помощью технологий в своей сегодняшней библиотечной работе - на привитие "интереса" к книге вообще, и к "привлекательной" (интересной, качественной в содержательном плане) книге, в частности.

На что еще обращают свое особое внимание в традиционных библиотечных услугах с технологиями детские библиотекари сегодня?
  • 90% - на организацию совместной сетевой активности с подростками (проекты, конкурсы), направленной на развитие интереса к чтению и книге
  • 53% - на организацию виртуальной справочной службы для подростков-читателей
  • 37% - на необходимость оказания помощи в выполнении домашних заданий с использованием технологий
  • 33% - на менеджмент (управление библиотечными процессами, написание проектов и программ, поиск инвесторов, пр.)
  • 30% - на возможность формирование фонда через интернет
Отрадно то, что бОльшая часть библиотекарей, принявших участие в мини-опросе, знают, где искать библиотекарю поддержку своей работе с подростками по интеграции технологий
  • 90% из них понимают, что необходимо, прежде всего, обучиться самому работе с сервисами, которые потом можно будет использовать в работе с подростками
  • 73% - способны демонстрировать администрации, коллегам и родителям на различных собраниях примеры успешной совместной с подростками деятельности в Сети
  • 70% - готовы создать свой блог или страничку в вики-вики, где отражалась бы работа библиотекаря с подростками для информирования родителей
  • 60% - будут привлекать родителей к совместной работе со своими детьми в библиотечных проектах
  • 53% - считают, что надо искать грантовую поддержку своих библиотечных проектов и программ, рассчитанных на определенный отрезок времени, в различных фондах и организациях
  • Other 3%
Участники опроса поделились своими идеями и представлениями о том, как можно вовлечь подростков в процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой  И это, наверное, самое интересное. Эти мнения говорят, прежде всего, о высоком уровне профессионализма участников анкеты и весьма низком уровне компьютеризации и "интернетизации" библиотек, в которых они работают. Вот эти мнения:
  • Через проекты, конкурсы в Сети
  • Через совместное творчество, конкурсы,
  • Нужна совместная проектная, творческая, исследовательская деятельность.
  • Пытались осуществить разные идеи, но самой эффективной идеей, на сегодняшний день, считаем проектную деятельность в самой библиотеке, в социуме, в сети. Именно при осуществлении совместного проекта можно очень ненавязчиво продвигать весь спектр услуг, которые может предоставлять библиотека, и в то же время обнаруживать те ниши, где еще этих услуг нет, но в них нуждаются.
  • Нужны элективные курсы, поддержка проектной деятельности
  • Для привлечения подростков в процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой, можно организовывать и проводить мероприятия с использованием интернет-сервисов, например: конкурс интернет-плакатов, конкурс газет
  • Мне думается, надо вовлекать подростков в интересные для них образовательные интернет-проекты, в том числе, сетевые проекты и конкурсы, обучая их при этом работе с новыми веб-сервисами. Такая деятельность должна им казаться увлекательной образовательной игрой, в результате которой они смогут сотворить что-то новое, может, полезное, а может, просто красивое. Итог работы тоже важен для ребят, а если последует еще и победа в каком-либо конкурсе за выполненную работу - это воодушевляет их многократно.
  • Предоставить подросткам возможность выбирать темы и формы для совместных проектов, конкурсов,
  • Пригласить подростков к сотворчеству: пусть они сами создадут проект СВОЕЙ библиотеки, той, которая им нужна и которой они будут пользоваться.
  • Через обучение
  • Осваивать новое и обучать детей
  • Если библиотекарь сам заинтересован в привлечении подростков в процесс интеграции технологий, то в первую очередь он совершенствуется сам, т. е. проходит обучение и затем создаёт свои проекты для участия ребят, вместе с ними принимает участие в различных конкурсах, проводимых в сетях и на различных сайтах
  • Силой слова и личным примером убеждать
  • Необходимо рекламировать свою работу, предлагать разные формы работы, быть в курсе их интересов
  • Дети могут сформировать в сети свой favorite-фонд, где соберут самые лучшие книги для подростков. Возможен и bookcrossing, дети занимаются этим постоянно в реальной жизни, просто есть замечательная возможность перенести этот процесс в Сеть.
  • Виртуальная справочная служба может работать и с привлечением ребят-в форме форума, либо отдельные талантливые ребята становятся соконсультантами. Одним из ключевых направлений работы этой службы может стать использование сервисов, т.е служба будет помогать в поиске материалов не в традиционной текстовой фрорме,а облеченных в иную форму с помощью сервисов - особенно популярны в этом смысле презентации, 3D книги. И всем этим могут заниматься дети, причем библиотекарь может выступать всего лишь консультирующим персонажем, а служба-может быть и детской виртуальной.
  • Библиотекарь может выполнять различные запросы, справки с помощью новых технологий. Общаясь при этом с читателями только через Интернет, активно используя электронную почту, возможности вики-вики и т. д.
  • Самое главное в этом деле-правильная мотивация, ребенок должен понимать, ЗАЧЕМ ему это нужно, нужно помочь ему сформировать правильную позицию по этому поводу. Ну и конечно, стимулирование творческой деятельности ребят не на последнем месте
  • Через презентации уже созданных интернет продуктов
  • Дать почувствовать подросткам себя успешными в данной деятельности
  • Привлекать к ведению тематических и новостных рубрик на сайте библиотек
  • Предоставить доступ читателям к интернет-ресурсам, для поиска информации для учебы, для участия в сетевых проектах, конкурсах: 1. Для чего, в первую очередь, библиотека должна иметь технические возможности для организации работы с подростками с использованием новых технологий ( помещение, компьютеры, выход в Интернет и т.п.) 2. Привлечь к процессу интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой, невозможно без контакта со всем пед. коллективом! 3. Начинать следует с небольших групп читателей (актив библиотеки, например)
  • Для этого можно показать уже готовый продукт изготовленный в процессе интеграции технологий, либо сам процесс работы, это обычно развивает познавательный интерес и привлекает к совместной работе.
  • 1.Совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. 2.Создать условия для реализации способностей и интересов подростков в общественно значимой совместной деятельности. 3.Способствовать формированию у подростков, включенных в развивающее пространство, навыков управления и самоуправления
  • Личным примером, совместной деятельностью, сотрудничеством с преподавателями школ.
  • При проведении уроков информационной грамотности (традиционных библиотечно-библиографических занятий), создавая тестовые задания для подведения результатов, и (или) мониторинга читательской активности (в различных аспектах).
  • "Так много предложено вариантов, что и добавить вроде нечего. В сельской местности, к сожалению, Интернет в семьях всё-таки по-прежнему редкость. В районных библиотеках, в частности в Колыванской Новосибирской области, интернет скоростной. Поэтому выход вижу в обучении и работе в интернет-сервисах на базе библиотеки. Уже сегодня можно сделать вывод, что дети рады такой возможности. (Макарова Ольга)
  • 1.Прежде всего школьная библиотека должна показать свои возможности интеграции технологий для поддержания библиотечных услуг. 2.Надо рекламировать возможности библиотеки и библиотекаря, заинтересовать ребят. 3. Создать комфортную обстановку в школьной библиотеке и проявить готовность работать с ребятами ( в удобное для них время)  4.Расширять возможности библиотеки коллегиально со своими читателями.Ребята любят демонстрировать свою компетентность в новых технологиях. И это очень хорошо.
  • Общаться с ними, показывая и доказывая (да, да доказывая), что ты не "мышь серая", что новые технологии и чтение (умение читать грамотно, скоростно) неразделимы. За симбиозом "чтение+новые технологии" во многом будущее
  • Проявить инициативу, продемонстрировать свои возможности, знания перед администрацией, родительским сообществом и перед учащимися своим участием в различных сетевых, муниципальных, региональных конкурсах. Быть активным во всех сферах деятельности, не только поучать устно, но и помогать всем, кто нуждается в вашей помощи. Начатое дело доводить до конца, привлекать всех желающих: учащихся, педагогов, родителей в свои проекты. Самому постоянно совершенствоваться духовно, интеллектуально, разносторонне.
  • Рекламировать совместную деятельность, иметь в библиотеке компьютеры для читателей.
  • Обращаться за помощью к подросткам, Советоваться с ними. Общаться с ними в сети
  • Создать блог совместно с подростками, участвовать в различных сетевых проектах и конкурсах; разрабатывать библиотечные сетевые проекты для подростков
  • Больше рекламы таких услуг в СМИ, на страничках своих библиотек в сети, в школах и других учебных заведениях.
  • У нас в школе организуются сетевые игры с детьми, была проба организации родительского собрания. Сейчас идет сетевой проект к юбилею школы, где каждый класс соревнуется в прохождении этапов, задания которых предполагают изучение всевозможных интернет -технологий. Детям нравится. Библиотека принимает в этом прямое участие.
  • Идей по этому поводу, к сожалению, нет.

Комментарии

  1. Интересные, однако, результаты опроса.

    ОтветитьУдалить
  2. Да уж, мне понравились - видимо, среда вики чудеса творит

    ОтветитьУдалить
  3. Результаты интересные, но предсказуемые. "...скепсис у детских библиотекарей вызывает вообще факт интереса у подростков к книгам в интернете и привлекательным текстам там же - на это указывает низкий процент считающих, что молодые "скачивают книги" из интернета и что "они вообще могут ТАМ прочесть что-либо привлекательное", интересное" - вот именно поэтому нам нужно повернуть детей от компьютера к книге.

    ОтветитьУдалить
  4. Людмила Федоровна, хороший тезис. А каким образом? Силой заставим?!

    ОтветитьУдалить
  5. Елена Николаевна, спасибо Вам! Вы нас привели после блогов и Вики-среду, где мы обучились и действительно творили чудеса. Кто не верит, пусть заходят к нам и посмотрят :-) (http://wiki-sibiriada.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0)

    ОтветитьУдалить
  6. Соня, спасибо Вам за поддержку! Я очень надеюсь, что работа в блогах школьных и детских библиотекарей будет дополнена коллективной деятельностью с детьми и подростками в вики-среде - она открывает новые возможности для читателей, для развития их интереса к книге, автору - через собственные усилия и совместное творчество!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.