вторник, июня 29, 2010

Лето 2010 - и снова я с друзьями...

Мои одноклассники
"Все мы родом из детства"...
Во всяком случае то, что касается меня, я точно - из детства, своего чудесного, авиагородошного, наполненного каждодневным счастьем и радостью общения с друзьями. Мы снова встретились у нашего дорогого Вовки Попова, в этот раз - с теми из одноклассников, с кем дружба связывала более тесно, чем с другими ребятами из нашего класса. С ними мы портили папины летные куртки, скатываясь на них с горок и протирая спины курток до белесого состояния, с ними переплывали тогда широченную реку Березину, с ними продирались в лес за аэродромом по грудь в снегу, чтобы построить шалаши под названиями "Ад" и "Рай", с ними ходили в спортивные секции, на хор и танцевали в балетах, их родители и близкие были нашими родными людьми (мы помним их всех - бабушек, мам и отцов, братьев и сестер)...
В наших сердцах есть частички тех светлых людей, которые нас тогда окружали - Юрий Иосифович - поэт и великий музыкант, прошедший самый страшный фашистский концентрационный лагерь, виртуозно исполнявший на наших вечерах в Доме офицеров Революционный этюд Шопена, Таисия Николаевна - директор Дома Офицеров, поддерживавшая все наши детские амбициозные проекты - радиопередачи, концерты, выступления на сцене..., вдохнувшая во многих из нас веру в собственные силы, и многие другие взрослые люди, о которых помним все мы - ребятишки авиагородка, сегодня уже прожившие целые жизни, потерявшиеся и поднявшиеся, познавшие счастье и горе, разлетевшиеся по многим странам и городам.

А вот еще про наши встречи

понедельник, июня 28, 2010

Кто поедет в Черногорию... за новыми знаниями

Международный семинар по библиотеке 2.0 и электронным библиотекам в Черногории пройдет 11 – 18 сентября 2010 г. в г. Будва (Черногория).

Называется он «Цифровые библиотеки. Технологии Web и Web 2.0 как средство интеграции библиотек в современную электронную среду»

На семинаре будут рассмотрены вопросы:
Инновационные технологические решения в библиотеках
Модель современной Электронной библиотеки
Электронные ресурсы и корпоративные библиотечные проекты

Участникам семинара выдается сертификат. Стоимость участия в работе Международного семинара составляет: 35800 рублей

Спасибо за найденную информацию Катерине Ефимовой

Подробнее

10 информационно-библиотечных центров будут созданы в школах г.Барнаула

ЗдОрово-то как! Наметились явные подвижки в школьном библиотечном деле некоторых регионов. Тут тебе и проект Стандарта общего образования повлиял на эти подвижки, и сами инициативные школьные библиотекари, освоившиеся с интернет-технологиями (и далеко не только в одними презентациями!)

Вот о чем это я:

В соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 09.02.2010 №476 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Развитие образования г.Барнаула на 2010-2012 годы» в 2010 году запланировано приобретение оборудования для создания на базе школьных библиотек 10 информационных центров

Причем, негласно существует условие: новую технику будут давать в те школы, где позволяет помещение и у библиотекаря есть желание и умение использовать новые технологии

То есть, информационные библиотечные центры, о которых так явно говорится в проекте Стандарта образования, будут все же созданы! Сначала в 10 школах, а уж затем, как думается, и в остальных школах Алтайского края.

Елена Белан спрашивает в Google-группе Biblio-Media: Интересно, только у Вас [на Алтае] такое, или будет продвигаться по всей России?

Ох как и нам это хотелось бы узнать...

Татьяна Казанцева, участница конкурса на создание в школах такого центра, обучившаяся по дистанционному курсу "Я учусь работать в блоге!", очень хотела бы попасть в победители именно сейчас, ведь Программа рассчитана на 3 года, но в нашем отечестве, кто ж его знает, что будет в следующем году?! А уже сегодня хочется в библиотеку поставить цветной принтер, новые компьютеры, да и многое другое из современного оборудования, позволяющего работать библиотеке, учителям и школьникам по-новому, вписываясь и в Стандарт, и в его требования - акцент на использование новейших информационных технологий во всех предметах, на поддержку такими центрами самоподготовки учащихся в информационно-насыщенной среде!

О разных уровнях адаптации людей к электронным изданиям...

В продолжение предыдущего поста размещаю еще видео другого докладчика - Марека Вайджелта (исследовательская компания YouGov), который делится своим исследованием о распространенности чтения в электронном формате. Мне показалось наиболее интересным в этом докладе то, что докладчик дает характеристику различных групп потребителей электронного контента -"авангард", "вторая волна", "основной поток" и "отстающие", представляет результаты исследования того, как именно читают эти разные типы читателей (в электронном виде и на разных электронных носителях).Впечатлило, что выборка вполне корректна, т.к. исследовались 30 тыс человек. Докладчик призывает разработчиков ориентироваться на потребности массового потребителя, обратить пристальное внимание на смартфоны, а не только на букридеры и iPad, и рекомендовал не бороться с пиратством, а научиться им управлять. Очень интересно!
открыть материал ...

Academia Rossica и Pro-Books.ru представляют видеоподкаст первого доклада, сделанного в рамках семинара «Читатели сегодня и завтра» на Лондонской книжной ярмарке.

Книга может работать на всех трансмедийных уровнях!

Не поленилась просмотреть видео интереснейших докладов, представленных Academia Rossica и Pro-Books.ru в рамках семинара «Читатели сегодня и завтра» на Лондонской книжной ярмарке.

Один из докладчиков - писательница Элисон Норрингтон из Великобритании представляет результаты своего исследовательского опыта публикации и продвижения своей собственной книги. Она рассказывает об особенностях использования «новых медиа» - социальных сетей, блогов, видеохостингов, онлайн-игр для продвижения книги, дает советы другим авторам книг и предупреждает о возможных ошибках, неизбежных при продвижении их в Сети. Понравилось использование автором нового определения - "вебизод" (отрывок из книги в Вебе)...
открыть материал ...

Academia Rossica и Pro-Books.ru представляют видеоподкаст второго доклада, сделанного в рамках семинара «Читатели сегодня и завтра» на Лондонской книжной ярмарке.

понедельник, июня 21, 2010

Готовы ли школьные библиотекари к переменам?

В блоге Опыт обслуживания молодежи в зарубежных библиотеках увидела информацию, которую ранее читала уже, но сейчас прочла как-то по-новому... Речь идет о "Манифесте библиотекаря 2.0", размещенном в Интернете в 2006 году американским библиотекарем, специализирующимся в области информационных технологий, Лаурой Коэн (Laura Cohen).

Изменения происходят в области интернет-технологий каждый день, но принципы работы современного библиотекаря, похоже, и сегодня актуальны.

Готовы ли мы к переменам? - Приглашаю библиотекарей заполнить анкету с поддержкой (или нет) строчек из Манифеста Веб 2.0


Источник

пятница, июня 18, 2010

Двухмерные коды на страницах обычных книг



Побывав вчера на Международном Форуме образовательных технологий "Раздвигая границы" в РГГУ увидела в одной из презентаций новую для себя технологию - "считываемые" мобильными устройствами двухмерные коды на страницах обычных печатных книг. Технология позволяет кодировать тексты, цифры, любые иероглифы, графические изображения и даже видео-файлы.
Нашла дополнительную информацию об этом и пример одного проекта с использованием такой технологии.
Эти QR-коды изобретены были в Японии для контроля над качеством автомобильных деталей. Но я стране восходящего солнца большинство мобильных телефонов оборудованы программой, позволяющей считывать информацию с QR-кодов посредством обычной встроенной фотокамеры. Схема действий простая: надо сфотографировать код, используя специальное мобильное приложение, а через несколько мгновений зашифрованное послание отобразится на экране мобильного телефона.
Американский ученый Сорин Матей (Sorin Matei) разработал проект под названием Ubimark, благодаря которому читатели бумажных изданий при желании смогут получить доступ к дополнительным материалам по теме книги. Суть проекта состоит в следующем: в тексте книги размещаются двухмерные коды, каждый из которых содержит гиперссылку, ведущую на сайт с дополнительной информацией. По мнению ученого, это может быть как справочная информация – в текстовом, видео- или аудиоформате, так и коммуникативные инструменты, например, форум, где мнением о книге делятся другие читатели. Конечно, логичнее использовать систему гиперссылок в электронной книге, нежели в печатной. Тем не менее, скорее всего, люди пока не готовы отказаться от бумажных книг, поэтому проект может оказаться востребован.

Источник

Школьные библиотеки - это гораздо больше, чем просто книги


Этот видеоролик является замечательной демонстрацией того, что может произойти, если школьные библиотеки не выдержат давления в связи с кризисными явлениями в образовании.

Школьные библиотеки - это гораздо больше, чем просто книги - в условиях развития интернет-технологий и массового их использования школьниками-подростками - это формирование информационной грамотности и культуры! Правила цитирования, понимания того, что такое плагиат, умение анализировать и оценивать источники информации на различных носителях, правила поведения и безопасности в Сети, этика использования информации при соблюдении авторских прав и др.!

Библиотекарь-педагог информационной культуры вносит (может и должен!) огромную лепту в процесс качественного усвоения знаний школьниками "поколения Google", ведь информационная грамотность и культура человека влияют на эволюцию профессий, карьеру и бОльшую мобильность своего собственного вклада в эту тенденцию.

Учащиеся школ нуждается в библиотеках, чтобы эффективно работать с печатными и электронными ресурсами, чтобы быть успешными в дальнейшей своей жизни.
Они нуждаются в библиотеках, во многом способных смягчать ситуацию с "ЦИФРОВЫМ НЕРАВЕНСТВОМ", т.е. те, кто имеет возможность получать технологические навыки, находятся в более выгодном положении, чтобы получить и использовать технологии, чем те, кто этого не делают.

Вот такие мысли по поводу...

среда, июня 16, 2010

Ну не удержалась и... разместила этот видеоролик

Хоть и предупреждала Тамара Михайловна в своем блоге "Библиотечный опыт" о том, что не надо размещать видеоролики в блоге из-за того, что у многих плохо загружаются странички, не удержалась, размещаю... Уж очень хорош видеоролик про библиотеку лицея... Библиотеку? Нет, про отличный информационный библиотечный центр! лицея 1564 г.Москвы

Вики-среда - координационный центр эффективной библиотечной практики

Этот вики-сайт (на англ. яз.) задуман как координационный центр эффективной библиотечной практики. Он представляет собой место коллективных разработок участвующих - презентации, рекомендации, отчетные материалы, ссылок на блоги библиотекарей и библиотек, школьные библиотечные журналы, шаблоны по созданию школьных и библиотечных сайтов и блогов, инструкции по использованию мобильных технологий, материалы библиотечных исследований, ссылки на формы веб-квестов по деятельности школьных библиотек (напр., по работе с веб-сайтами), презентации по инструментам, популяризирующим чтение и книги и др.

Нация без школьных библиотекарей... Пока еще не наша (?!)

"Нация без школьных библиотекарей" - так назвала свою Goоgle-карту американский автор Шонда. На этой карте собирается информация о городах, общинах и государствах, которые приняли решение либо о полной ликвидации школьных библиотек как структурных подразделений (обозначается синим цветом), либо выступивших с требованием оставить одного школьного библиотекаря для работы полную неделю (выделенные красным цветом). Хотя сотни исследований демонстрируют прямую связь влияния школьных библиотекарей на успеваемость учащихся школ, такие изменения становятся сегодня возможными и в США. Все проблемы - из-за значительного сокращения бюджетного финансирования образовательных учреждений. - Об этом пишут библиотекари, обсуждая сей печальный факт

В сегодняшней ситуации сокращения ставок в наших школьных библиотеках (еще не закрываем?!)- есть чем поделиться российским школьным библиотекарям с заокеанскими - общими проблемами!

Просмотреть A Nation without School Librarians на карте большего размера

вторник, июня 15, 2010

Книга не умирает, а лишь адаптируется

Джуди О'Коннел в своем блоге снова удивляет интересной презентацией и размышлениями!

Книжную культуру слишком часто путают с культурой чтения. Книга представляет собой процесс - для написания ее требуется время, так же как и требуется время на прочтение ее. В книге писатель может глубже отражать идеи, тоньше представлять реальность, тем самым поощряя мыслительные процессы, анализ, размышления читателя.

В самом деле, в оцифрованных книгах о создании новой реальности возложено на читателя.

Упоминаемый в блоге Джуди О'Коннел автор Шерман напомнил о том, что на самом деле книги были цифровыми (оцифрованными) около 20 лет назад - как только печать книг избавилась от горячего металлического пресса и переехала в набор в настольных издательских системах, то все книги стали цифровыми, готовыми адаптироваться для печати.

В настоящее время электронные книги становятся все сложнее, но постоянно совершенствующиеся устройства для их чтения делают чтение их все более простым. Кроме того, книги оцифровываются во всем мире для обмена и для облегчения процесса обучения, проведения научных исследований.

Поистине есть над чем поразмышлять, подумать о ценности этого варианта простого доступа к литературному наследию и знаниям человечества!

В онлайновом мире можно и должно обеспечить сохранность книг для мыслящих людей! Даже Google-книги являются одним из способов обеспечения процесса выживания книг.

Нам нужны книги. Даже в 21-м веке мы должны иметь возможность найти место и время, чтобы замедлить свой темп, и читать книги как "длинный" текст, а не просто он-лайн-текст, напр., в FriendFeede, Twitter и пр.

Джуди, считающая, что книга не умирает, она лишь адаптируется", представила на одной из конференций свою презентацию по этому поводу... Как "одна из своих"-библиотекарей от образования, Джуди представила свою работу, чтобы еще раз попытаться заставить всех библиотекарей-педагогов отправиться в школу и работать в "ногу со временем!".

пятница, июня 11, 2010

Идеи для создания библиотечного блога от Донны Скотт

Несколько дней назад, собираясь съездить на пару дней к своим школьным друзьям, легко купила билеты туда и обратно через... некий электронный аппарат, установленный в здании касс вокзала. Поудивлялась, как быстро стали вдруг внедряться новшества в нашу жизнь (а до сего времени, видимо, политической воли не хватало!)

Но это я так, к слову и наблюдениям. Поскольку библиотечные блоги продолжают развиваться, я попрободила тут по ссылкам на них, чтобы убедиться, что блоги, созданные школьными библиотекарями в процессе прошлогоднего обучения по курсу "Я учусь работать в блоге", в основной своей массе все еще живут, развиваются. Ирина Коткина (г.Нарьян-Мар), автор блога "ЧУМотека", недавно побывавшая н конференции в Крыму, опубликовала свое сообщение "Школьные библиотеки в блогосфере: субъективные заметки ЧУМработницы" Наталья Розова, автор блога "451 по Фаренгейту" (г. Буй Костромской области) инициировала участие школы во Всероссийском конкурсе "Лучшая школьная библиотека образовательного учреждения Костромской области".

А у Сони Мусаевой (Краснодарский край), автора блога "Школьный библиотекрь Краснодара" позаимствовала ссылку на полезные советы для библиотечных блоггеров.

Размещаю ссылку на эти советы от Донны Скотт. Автор дает рекомендации о том, как подготовиться к библиотечной карьере, используя блог в качестве инструмента для размещения библиотечных новостей, советов совместных исследований и опросов, списков книг и проведния маркетинга своей собственной библиотеки... Если вы хотите приступить к созданию своего собственного библиотечного блога, сверьте свои идеи по его развитию с этим списком из 100 советов и инструментов.

100 Потрясающих Советов и инструментов для блогов библиотекарей (на англ. яз.)

А вот и хороший перевод

среда, июня 09, 2010

Как сделать чтение для детей увлекательным?

В Московском Центральном доме художника в воскресенье выступят писатель, координатор программы по модернизации библиотечной системы Opening The Book, лауреат премии Джорджа Оруэлла Крис Мид и британская писательница, автор романов «Шоколад», «Ежевичное вино» и многих других Джоан Харрис.
Потрясающе интересные вопросы будут обсуждаться - о том, как приобщать детей к чтению и какие в этой сфере существуют методики и приёмы, как цифровые технологии можно использовать для повышения интереса к чтению среди детей, а также как электронные книги способствуют развитию воображение...

Medium6882
ЛЕКЦИЯ:

Александр Гаврилов, Крис Мид, Джоанн Харрис

Как сделать чтение для детей увлекательным?

13 июня, воскресенье, 21:00
Организаторы:
Bulb-redя пойду
Logo-tiny

вторник, июня 01, 2010

Место, где посетитель получает желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым

В блоге "Электронная библиотека - от проекта до реализации" набрела на пост о Библиотеке 2.0. Его появление - попытка специалистов снова и снова понять, разобраться, проанализировать, определив основные принципы построения новой библиотеки, сравнить с прежним пониманием, и, возможно, придать некоторое ускорение нанешнему развитию отечественных библиотек

Основную идею концепции удобно отобразить определением библиотеки в рамках 2.0. Библиотека — это место, где посетители могут получить желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым; и места, где посетители не только получают информацию, но и создают ее сами. Т.е. пользователь становится активным участником библиотечного процесса. Это уже отмечалось в одном из постов участницы нашего сообщества. По аналогии с web попробуем наглядно показать разницу определений библиотека 2.0 и 1.0.

Библиотека 1.0:
- Закрытое хранение
- Услуги, доступные только в стенах библиотеки
- Традиционный электронный каталог
- Новостные рассылки
- Справочное обслуживание по телефону
- Индивидуальная деятельность библиотеки
- Штрих-код
- Веб-сайт библиотеки


Библиотека 2.0:
- Открытый доступ к книгам
- Повсеместно доступные услуги. Системы уапрвления электронной подпиской, одновременный поиск по всем электронным ресурсам.
- Каталог с возможностью добавления комментариев, подборки книг, rss
- RSS поток
- Виртуальное справочное обслуживание
- Участие в корпоративных проектах
- RFID
- Библиотека имеет "пространство" в социальных сетях, виртуальных мирах, создает и ведет свои блоги и вики.

Принципы построения библиотеки 2.0:
* ориентация на пользователя
* использование всех доступных технологических новшеств
* вовлечение пользователей в совершенствование библиотечных сервисов
* охват как можно большего количества посетителей, учитывая принцип «лонг тэйл» (Термин «Длинный хвост» (long tail) означает ориентацию на то множество товаров и услуг, которые требуются нечасто, соответственно не раскручены и не являются высоко конкурентными);
* модульное (разбитое на компоненты) програмное обеспечение
* постоянное развитие
* широкое использование сервисов web 2.0
* открытые стандарты

Перечисленные принципы хорошо дополняют определение "новой" библиотеки, показывают, как меняются взаимоотношения с конечным пользователем, на что следует обратить внимание. Охарактеризуем также и сотрудника библиотеки:

Библиотекарь 2.0:
* стремится понять возможности и изучить главные инструменты веб 2.0 и библиотеки 2.0
* стремится комбинировать e-ресурсы и печатный формат
* непредвзят по отношению к техническим устройствам
* соединяет людей, технику и информацию
* не боится использовать нетрадиционную систематизацию
* использует фолксономию, метки (тэги) и описание содержания, ориентированное на пользователя
* включает не только текстовую информацию, понимая ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации
* использует новейшие инструменты коммуникации для связи информации, экспертизы и людей
* поощряет пользователей принимать участие в дискуссиях, предоставляя возможности новых сервисов
* использует и развивает сетевые социальные сервисы
* понимает «мудрость толпы», роль и влияние блогосферы, викисферы
Источник

А вот про Веб 3.0 интересный пост

Информационная культура... Поговорим о терминологии

Н.И.Гендина, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского госуниверситета культуры и искусств, подготовила специально для журнала "Школьная библиотека" дайджет опыта по терминологии, связанной с информационной культурой и грамотностью, используемой за рубежом. Несколько выписок из этого текста:

Трансграмотность - термин, объединяющий широкий круг способностей, знаний и умений, необходимых человеку XXI века: способность читать, писать и активно использовать возможности, предоставляемые СМИ, включая печать, телевидение, радио, кино, а также цифровые социальные сети. Приставка "транс"... означает необходимость преодолеть "водораздел" между различными видами грамотности, присущими печатному, цифровому и реальному мирам, порождающим многообразие постоянно изменяющихся потребностей людей... Связано... с изменением информационного поведения людей, вызванного развитием новых информационных технологий...
(Susie Andretta, Великобритания)

Мультимодальная грамотность или мультиграмотность... - термин был введен , чтобы отразить новый подход к грамотности, которая трактуется более расширенно, чем чтение и письмо, по-прежнему являющимися основой для получения знаний, но при этом грамотность в нашу эпоху означает больше, чем просто способность читать и писать; она требует сложного набора умений и навыков, включая способность находить, анализировать, синтезировать, оценивать и использовать информацию множеством способов... включая многомодальные приемы работы с информацией, передаваемой различными способами и имеющей различную природу: языковая, визуальная, звуковая, жестикуляционная, пространственная информация и пр. При этом представление о множественности грамотности основано на культурологических исследованиях... Имеется в виду совокупность четырех видов грамотности - информационная грамотность (способность человека оценить информацию, получаемую из различных источников, определять потребность в информации, находить, синтезировать и эффективно применять информацию, используя для этого совр. информационные технологии, сети коммуникации и электронные ресурсы); визуальная грамотность (способность понимать, анализировать, создавать и использовать различные изображения, зрительные образы с помощью современных информационных и медиатехнологий в целях развития критического мышления, навыков эффективной коммуникации и принятия решений); мультикультурная грамотность (та, что связана с пониманием особенностей, присущих различным культурам. Она предполагает способность человека признавать, сравнивать, разделять и уважать особенности поведения, веры и ценностей представителей других культур); медиаграмотность (способность человека находить, анализировать, оценивать и создавать сообщения в широком разнообразии жанров и форм средств массовой информации. Основой для развития медиаграмотности является умение людей задавать вопросы о том, что они наблюдают, смотрят и читают)...
(Horizons Broad, Cordes Sean)

Информационная культура - интегративное понятие, то есть вбирающее в себя разнообразные виды грамотности, связанные со сферой работы с информацией и отражающие какое-то одно, отличительное свойство того или иного вида грамотности: компьютерную, сетевую, электронную, мультимедийную, визуальную и др.
(Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В.)

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails