К основному контенту

Тема номера: Библиотека новой школы


Вышел в свет новый выпуск интернет-издания "Вопросы Интернет-образования" (ВИО), практически полностью посвященный проблемам школьных библиотек Как написано в колонке редактора: "...Основной темой номера «Библиотека новой школы» будет оставаться до августа. Поэтому ждем Ваших мыслей, вопросов, рассказов о реалиях и будущем. Приглашаем к ее обсуждению библиотекарей, родителей, учителей, администраторов..." Среди статей, размещенных в этом выпуске:
* Коткина И. В. Идеальный директор глазами школьного библиотекаря
* Шунина Т. М. Мы вернем детей в библиотеку!
* Подъяпольская О. И. Новый библиотекарь – «Новой Школе»!
* Ястребцева Е. Н. Проблемы, требующие решения (концепция номера)

В колонке редактора размещен анонс выпуска:
За последний кризисный год пришло ощущение, что без преодоления ветхости фондов и материально-технической базы школьной библиотеки, изменений в идеологии и принципах ее работы, школьная библиотека очень быстро может превратиться в «стеллажи» учебников по стенам школы, а школьный библиотекарь – в техперсонал, отпирающий их раз в неделю для выдачи нуждающимся школьникам.

Возвращаясь в нашем издании (в который раз!) к тезису о том, насколько в любом деле важна личность, обратим свое внимание на школьных библиотекарей-профессионалов, на их увлеченность, стремление к переменам в школьном библиотечном деле. Изменения в образовании, связанные с переходом от знаниевой парадигмы к практико-ориентированному, и внедрение в практику школы социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, кардинально изменили сегодня требования к школьной библиотеке. Но прежним осталось главное - вера в Книгу, Автора, Читателя… Мы открываем тему «Библиотека новой школы». Уверены, что материалы номера будут интересны самому широкому кругу читателей.

Ждем от вас заметок по проблемам, поставленным библиотекарями школ в рамках прошедшего в конце 2009 года дистанционного обучения социальным сервисам:

О материально-технической базе:
«…Многие руководители образовательных учреждений уже сегодня объединяют библиотеки (медиатеки, библиотечные медиацентры), кабинеты ДО и технические службы, стремясь обеспечить интерактивными и высокотехнологичными услугами учащихся, родителей и преподавателей своих школ. Это в значительной мере влияет на перемены, происходящие в школьном библиотечном деле…»

О статусе библиотекаря:
«…Пока мы сами не начнем меняться, не дождаться нам никакого статуса. Если в себе ничего не поменять, то и с компьютером, и с интернетом, можно «сидеть» и ждать, когда все изменится. И еще говорить: «Дайте нам специалистов, которые все это за нас будут делать». Тогда и статус надо будет давать этим специалистам, а не библиотекарям….»

О цифровой информации:
«…Сейчас изменился формат информации, она все чаще, а что важнее, новая, актуальная информация почти всегда в цифровом виде. Вывод - библиотекарь должен обладать навыком работы со всеми форматами…»

О роли директора школы в изменениях в школьной библиотеке:
«Администрация должна видеть и быть заинтересованной в развитии возможностей школьной библиотеки».

О цифровой информации:
«…Сейчас изменился формат информации, она все чаще, а что важнее, новая, актуальная информация почти всегда в цифровом виде. Вывод - библиотекарь должен обладать навыком работы со всеми форматами…»

Об изменениях в деятельности библиотекаря:
«…Библиотекарю просто не нужно сидеть и жалеть себя. Нужно быть БИБЛИОТЕКАРЕМ. Нужно любить то, что ты делаешь… Вспомним о том, что мы профессионалы по поиску информации и ее обработке. Сами предложим помощь в поиске и научим как работать с найденным. Тогда без нас просто не смогут обойтись в школе ни директор, ни учителя-предметники, ни учащиеся!»

О Веб 2.0 в библиотеке «Новой школы»:
«Что касается Библиотеки 2.0 - важно то, что новые сервисы позволяют взаимодействовать, вовлекать детей…. Библиотечный блог позволяет продвигать идеи большему количеству детей. Или то, что в библиотечном блоге можно что-то обсуждать с ребятами - это здорово!»

Основной темой номера «Библиотека новой школы» будет оставаться до августа. Поэтому ждем Ваших мыслей, вопросов, рассказов о реалиях и будущем. Приглашаем к ее обсуждению библиотекарей, родителей, учителей, администраторов.
Адрес редакции vio@npstoik.ru. Консультант номера – Елена Николаевна Ястребцева.

глав. Редактор Альманаха
Алексеева Е.В.

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: