К основному контенту

Наиболее значимые проблемы с точки зрения влияния их на образование

Продолжаю разбираться с докладом Международного Консорциума 2010 Horizon Доклад: K12 Edition

В разделе о проблемах в образовании, обучении и творческих запросах учащихся эксперты, наряду с современными тенденциями, отметили важнейшие задачи, которые определяют «лицо» школ, особенно тех, которые могут продолжать влиять на образование в течение пятилетнего периода, охватываемого настоящим докладом. Как тенденции они взяты из тщательного анализа текущих событий, документов, статей и других подобных источников, а также из личного опыта членов Консорциума в их роли в качестве лидеров в области образования и технологий. Эти проблемы, как наиболее значимые с точки зрения их влияние на образование, обучение и творческие запросы в ближайшие годы, здесь перечислены в порядке их важности:

*Цифровые медиа-грамотность и информационная культура продолжают приобретать важное значение в качестве ключевых навыков в каждой дисциплине и профессии. Задача состоит в том, что, несмотря на широкое согласие в отношении важности, подходы к обучению цифровой грамотности и методам преподавания разнятся в области педагогического образования, реальной практике в школах и в программах профессионального развития. Учителя только начинают осознавать, что они ограничивают своих учащихся, не помогая им разрабатывать и использовать цифровые медиа, приобретать медиаграмотность и использовать навыки в учебной программе. Отсутствие формального обучения информационной и медиаграмотности в настоящее время компенсируется за счет профессионального развития и неформального обучения, но мы еще далеки от грамотного использования цифровых средств массовой информации как нормы. Эта проблема усугубляется тем фактом, что грамотность в области цифровых медиа, связанная с сервисами и инструментами и многим другим, не связывается с развитием мышления, и, таким образом, навыки и стандарты на основе инструментов и платформ оказались несколько эфемерными.

* Учащиеся разные, но образовательная практика и материалы, которые поддерживают его, меняются очень медленно. Школы по-прежнему используют материалы, разработанные для обучения студентов десятилетий назад, но сегодняшние учащиеся на самом деле очень разные в том, как они думают и работают. В школах необходимо адаптироваться к текущим потребностям конкретных учащихся, и разработать новые модели обучения, которые более соответствуют более молодому поколению. Многие специалисты в области образования считают, что переход к более личностно-ориентированной модели, направленной на развитие индивидуального потенциала, а не введение свода знаний, может привести к более глубокому и устойчивому обучению по программе. Для поддержки таких изменений, на практике преподавание предметного содержания и использование в классе сервисов и инструментов, должно адаптироваться. Оценка также не поспевает за новыми режимами работы, и должна меняться вместе с методами преподавания, инструментами и материалами.

* Многие политики и педагоги считают, что глубокая реформа необходима, но в то же время, нет согласия относительно того, что новая модель образования может выглядеть следующим образом. Трудно представить себе глубокие изменения в «традиционной» системе, как это есть сегодня в K-12-образование. Сторонники перемен продвигают более личностно-ориентированные подходы; с открытым доступом; программы для продолжения подготовки педагогических кадров в сотрудничестве с высшими учебными заведениями, а также использование социальных сетей в целях расширения доступа к сверстникам и специалистам для преподавателей и учащихся, но не все соглашаются с этим. Расходятся мнения и о том, какими методами подтолкнуть (и в каком размере) прогресс, сделав его доступным всем, и не надо ли процесс строительства успеха сделать более медленным, используя пилотные проекты и малые классы для проверки новой концепции, или надо все же настаивать на быстрых и радикальных изменениях в более широком масштабе.

* Одной из основных задач на сегодняшнем этапе развития является фундаментальная структура K-12 учебного заведения. До тех пор, пока поддержание основных элементов существующей традиционной системы остается в центре усилий, направленных на поддержку образования, будет оказываться сопротивление любым глубоким изменениям на практике. Учащиеся сегодня имеют более широкие возможности для того, чтобы «взять в свои руки» свое собственное образование через неформальное образование, дистанционное обучение и «экстернат» домашнего обучения – все эти формы привлекают студентов из традиционных учебных заведений. Если подобные системные тенденции будут сохранять свою актуальность, школьники должны будут адаптироваться, но основные жесткие изменения должны будут все же произойти в области образования.

* Многие виды деятельности, связанные с обучением и образованием происходят вне стен класса, - но этот опыт часто недооценивается или является «неявным». За стенами класса учащиеся могут воспользоваться интернет ресурсами, изучать идеи и отрабатывать практические навыки с помощью игр и других программ, которые они могут постоянно иметь у себя дома в наличии, в том числе, социальные сети и сервисы, а также взаимодействовать с широким кругом пользователей интернета. В классе, знание о том, что включает в себя реальный жизненный опыт, подобного не происходит, либо происходит недостаточно, и слишком часто недооценивается, когда она состоится. Эта задача является важной для K-12 школы, поскольку приводит к отсутствию освоения школьниками реального, социального опыта в процессе обучения, которые ищут какую-то связь между их миром, своей жизнью и своим собственным опытом в школе.

* Эти тенденции и проблемы оказывают глубокое влияние на то, как мы экспериментируем, принимаем и используем новейшие технологии. Эти аспекты мира, которые окружают и пронизывают образование, служат в качестве основы для рассмотрения возможных последствий новых технологий, перечисленных в последующих разделах.

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...