К основному контенту

Интернет-пирамида Маслоу: Потребность в поиске информации резко смещается вниз...


Эффективно действующий в школе библиотекарь, четко ориентированный на успешность своих учеников, в своей работе всегда пытается определять потребности пользователей - учителей и учащихся своей школы. Прежде всего, это необходимо для безошибочного формирования фонда, для выстраивания групповых видов работы с учащимися и индивидуальных траекторий их развития (в плане информационной грамотности и культуры, в том числе, читательской), для корректировки собственной работы с учителями и родителями школьников. Выявление потребностей сегодняшних учащихся позволяет выстроить вектор развития самой библиотеки школы. Библиотекари школы все еще думают, что научение поиску учебной информации школьников - это главное, в чем могут быть задействованы интернет-технологии, а, судя по интернет-пирамиде Маслоу применительно к новым медиа (см. ниже), все уже совсем по-другому. Сегодняшние подростки-школьники, как никогда ранее в истории развития цивилизации, испытывают потребность в самореализации, достигаемой в информационно-насыщенной среде в коллективной работе, совместной деятельности. Они хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно (записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры, читать и оставлять комментарии в блогах библиотекаря или он-лайновом каталоге...) Судите сами...

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом Абрахамом Маслоу, который выделяет 5 уровней потребностей:
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Применительно к новым медиа пирамида Маслоу выглядит таким образом, что потребность в поиске информации резко смещается вниз, а на самом верху пирамиды, на пятом уровне размещается совместная работа!

Во Франции под новыми медиа понимают те из них, которые появились на основе последних информационных и телекоммуникационных технологий (веб-TV, Podcast-ы, рекламные интерактивные сайты и т.д.).
Так, профессор Пьер Леви, исследователь киберкультуры, выделяет следующие особенности новых медиа:
*Во-первых, цифровая основа – сообщения, получаемые и передаваемые пользователем, кодируются с помощью цифровой базы данных (0/1).
*Во-вторых, это их взаимосвязанность, проявляющаяся в подключении к сети (это может быть мобильный телефон, КПК, компьютер, MP3-плейер, цифровая камера и т.д.); и возможности ввода-вывода информации из киберпространства.
*В-третьих, их интерактивность – информация(звуки, изображения, текст, гипердокументы, игры) в новых медиа могут быть считаны в режиме реального времени и представлены пользователю в удобной для него форме.

Французские блоггеры определили место новых медиа в интернет-пирамиде Маслоу 2.0 версии 2010:
maslou20
1) уровень выживаемости (поиск информации и почта);
2) уровень защищенности (защита информации);
3) уровень социализации (форумы, социальные сети);
4) уровень оценивания (блоги, личные странички);
5) уровень самореализации (совместная работа).

Там же приводится список интересных книг по новым медиа

Источник – Grandprix

Комментарии

  1. Я согласна,что сегодня школьники "...не только хотят получать учебную информацию,но и создавать ее самостоятельно.."Для этого мы вливаемся в новые формы работы,предназначенные для совместного равноправного сотрудничества.Проект "Дети пишут историю",думаю,станет этому еще одним доказательством.Работать с детьми в вики- полезно и интересно для обеих сторон.Это способ удовлетворения потребности детей самовыражаться.

    ОтветитьУдалить
  2. Сегодня дети уже не те...что были раньше...Мы были пользователи в детстве, что нам давали, что нам говорили - значит это было правильно, но сейчас это не так (может это и правильно?)Нынешние ребятишки мыслители, они не боятся пробовать и экспериментировать, они не боятся ошибаться, возможно поэтому они умеют самостоятельно вести исследовательскую деятельность, искать учебную информацию для себя...В данное время педагог и взрослый человек может выступать только в роли проводника в мир науки, искусства и технологий.И поэтому нам с вами, коллеги необходимо изучать новые ресурсы и технологии, чтобы быть этими самыми помощниками!

    ОтветитьУдалить
  3. Нина, Оксана, конечно, вы правы. Дети другие стали (возможно для более взрослого поколения дети во все времена казались и кажутся "другими"). Игнорировать изменения нельзя, упускать время - тоже преступно. Поэтому разбираемся с тем, в каком направлении двигаться библиотекарям и учимся "ходить"...

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо всем, кто учит нас новому, всем, кто придумал вики-проект "Дети пишут историю". Кто-то доходит до всего сам, видит намного вперед, но большинство все-таки перенимает опыт более продвинутых коллег. Будем учиться сами, предлагать детям, надеюсь поддержат. О том, что меняется отношение к библиотекам, можно судить по той же пресловутой сети В контакте, где есть и страничка библиотеки.

    ОтветитьУдалить
  5. Не случайно современных детей называют "цифровыми аборигенами". Наша задача - осваивать современные технологии в своей работе. Согласна: "упускать время - уже преступно"

    ОтветитьУдалить
  6. Коллеги, спасибо за Ваше мнение. Дети и правда - совсем другие. тут посмотрела видеоролик про ребенка , кот. нет 2х лет. Он набрал на мобильном телефоне номер бабушки, когда мама его потеряла сознание, бабушка вовремя вызвала скорую. Так что хоть немного откроем свое сознание навстречу переменам в технологиях и формах библиотечной работы по-новому!

    ОтветитьУдалить
  7. Не дети другие, а времена другие. Дети всегда быстрее осваивают всё новое. А нам нужно тоже быть для них интересными. Осваивать всё новое, а не хоронить себя заживо.

    ОтветитьУдалить
  8. Коллега, другие дети, совсем другие... Впервые в истории человечества они стали на позицию "взрослых" - они стали нашими "учителями", стали нас учить использовать технологии. Сплошь и рядом это наблюдается, да и ученые об этом пишут.

    ОтветитьУдалить
  9. Согласна с вами, другие. Но ведь это только подчёркивает, то, что мы взрослые хотим по отношению к детям сохранить свою позицию "родителя", всё время их поучать, не хотим общаться на равных. А вот оказалось, что и они нас могут чему-то поучить, а мы к этому не готовы.А ведь и в "Библии" сказано будьте как дети. Дети и должны быть сообразительнее нас, иначе развития не будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина, спасибо, мне очень понравилось, как Вы аргументировали необходимость библиотекарю сохранить свою , несмотря на главную задачу библиотекаря - сохранить историческую и культурную память, передать это "знание"... Вопрос только в формах, которые мы приспосабливаем под новые потребности

      Удалить
  10. Прочитала мнения коллег по работе библиотеки, действительно интернет ресурсы дают многое главное знать что делать и как делать и конечно же мы учимся у них они приобретают что-то от нас а вместе ещё интересней:познавательно, поучительно и главное необходимо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за Ваше мнение. Я рада, что Вы активно осваиваете разнообразные сервисы, оставляете комментарии и в блогах также. Понимание того, что и как использовать лучше в сети, работая с детьми над книгами и чтением, приходит постепенно в процессе освоения сервисов. И самое главное - в процессе коллективных действий и обсуждений

      Удалить
  11. Согласна с мнением коллег. Формирование информационной грамотности учащихся - актуальная задача образовательного процесса. В современных условиях имеются большие возможности для развития у них информациооной культуры, как творческих читателей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, ведь мы с Вами понимаем, что сегодня информационная культура - это не только читательская культура?! И наши разговоры о формировании этой культуры не ограничиваются только формированием читательской культуры?! Ведь мы уже говорим и о сетевой, и о медийной культурах...

      Удалить
  12. Потребность в самовыражении подростков, безусловно, способствовало развитие и многообразие информационных технологи. Наличие такого количества площадок для общения, демонстрации самого себя, похвала виртуальных пользователей, всё это переносится и в реальную жизнь. Конечно, не плохо уметь самовыражаться в любом пространстве, но самое главное, что бы это самовыражение было ЗДОРОВЫМ!

    ОтветитьУдалить
  13. Самовыражение здесь, Оля, в смысле - творческого самовыражения. Спасибо вам за Ваше мнение!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о