К основному контенту

Интернет-пирамида Маслоу: Потребность в поиске информации резко смещается вниз...


Эффективно действующий в школе библиотекарь, четко ориентированный на успешность своих учеников, в своей работе всегда пытается определять потребности пользователей - учителей и учащихся своей школы. Прежде всего, это необходимо для безошибочного формирования фонда, для выстраивания групповых видов работы с учащимися и индивидуальных траекторий их развития (в плане информационной грамотности и культуры, в том числе, читательской), для корректировки собственной работы с учителями и родителями школьников. Выявление потребностей сегодняшних учащихся позволяет выстроить вектор развития самой библиотеки школы. Библиотекари школы все еще думают, что научение поиску учебной информации школьников - это главное, в чем могут быть задействованы интернет-технологии, а, судя по интернет-пирамиде Маслоу применительно к новым медиа (см. ниже), все уже совсем по-другому. Сегодняшние подростки-школьники, как никогда ранее в истории развития цивилизации, испытывают потребность в самореализации, достигаемой в информационно-насыщенной среде в коллективной работе, совместной деятельности. Они хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно (записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры, читать и оставлять комментарии в блогах библиотекаря или он-лайновом каталоге...) Судите сами...

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом Абрахамом Маслоу, который выделяет 5 уровней потребностей:
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Применительно к новым медиа пирамида Маслоу выглядит таким образом, что потребность в поиске информации резко смещается вниз, а на самом верху пирамиды, на пятом уровне размещается совместная работа!

Во Франции под новыми медиа понимают те из них, которые появились на основе последних информационных и телекоммуникационных технологий (веб-TV, Podcast-ы, рекламные интерактивные сайты и т.д.).
Так, профессор Пьер Леви, исследователь киберкультуры, выделяет следующие особенности новых медиа:
*Во-первых, цифровая основа – сообщения, получаемые и передаваемые пользователем, кодируются с помощью цифровой базы данных (0/1).
*Во-вторых, это их взаимосвязанность, проявляющаяся в подключении к сети (это может быть мобильный телефон, КПК, компьютер, MP3-плейер, цифровая камера и т.д.); и возможности ввода-вывода информации из киберпространства.
*В-третьих, их интерактивность – информация(звуки, изображения, текст, гипердокументы, игры) в новых медиа могут быть считаны в режиме реального времени и представлены пользователю в удобной для него форме.

Французские блоггеры определили место новых медиа в интернет-пирамиде Маслоу 2.0 версии 2010:
maslou20
1) уровень выживаемости (поиск информации и почта);
2) уровень защищенности (защита информации);
3) уровень социализации (форумы, социальные сети);
4) уровень оценивания (блоги, личные странички);
5) уровень самореализации (совместная работа).

Там же приводится список интересных книг по новым медиа

Источник – Grandprix

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: