К основному контенту

Интернет-пирамида Маслоу: Потребность в поиске информации резко смещается вниз...


Эффективно действующий в школе библиотекарь, четко ориентированный на успешность своих учеников, в своей работе всегда пытается определять потребности пользователей - учителей и учащихся своей школы. Прежде всего, это необходимо для безошибочного формирования фонда, для выстраивания групповых видов работы с учащимися и индивидуальных траекторий их развития (в плане информационной грамотности и культуры, в том числе, читательской), для корректировки собственной работы с учителями и родителями школьников. Выявление потребностей сегодняшних учащихся позволяет выстроить вектор развития самой библиотеки школы. Библиотекари школы все еще думают, что научение поиску учебной информации школьников - это главное, в чем могут быть задействованы интернет-технологии, а, судя по интернет-пирамиде Маслоу применительно к новым медиа (см. ниже), все уже совсем по-другому. Сегодняшние подростки-школьники, как никогда ранее в истории развития цивилизации, испытывают потребность в самореализации, достигаемой в информационно-насыщенной среде в коллективной работе, совместной деятельности. Они хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно (записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры, читать и оставлять комментарии в блогах библиотекаря или он-лайновом каталоге...) Судите сами...

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом Абрахамом Маслоу, который выделяет 5 уровней потребностей:
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Применительно к новым медиа пирамида Маслоу выглядит таким образом, что потребность в поиске информации резко смещается вниз, а на самом верху пирамиды, на пятом уровне размещается совместная работа!

Во Франции под новыми медиа понимают те из них, которые появились на основе последних информационных и телекоммуникационных технологий (веб-TV, Podcast-ы, рекламные интерактивные сайты и т.д.).
Так, профессор Пьер Леви, исследователь киберкультуры, выделяет следующие особенности новых медиа:
*Во-первых, цифровая основа – сообщения, получаемые и передаваемые пользователем, кодируются с помощью цифровой базы данных (0/1).
*Во-вторых, это их взаимосвязанность, проявляющаяся в подключении к сети (это может быть мобильный телефон, КПК, компьютер, MP3-плейер, цифровая камера и т.д.); и возможности ввода-вывода информации из киберпространства.
*В-третьих, их интерактивность – информация(звуки, изображения, текст, гипердокументы, игры) в новых медиа могут быть считаны в режиме реального времени и представлены пользователю в удобной для него форме.

Французские блоггеры определили место новых медиа в интернет-пирамиде Маслоу 2.0 версии 2010:
maslou20
1) уровень выживаемости (поиск информации и почта);
2) уровень защищенности (защита информации);
3) уровень социализации (форумы, социальные сети);
4) уровень оценивания (блоги, личные странички);
5) уровень самореализации (совместная работа).

Там же приводится список интересных книг по новым медиа

Источник – Grandprix

Комментарии

  1. Я согласна,что сегодня школьники "...не только хотят получать учебную информацию,но и создавать ее самостоятельно.."Для этого мы вливаемся в новые формы работы,предназначенные для совместного равноправного сотрудничества.Проект "Дети пишут историю",думаю,станет этому еще одним доказательством.Работать с детьми в вики- полезно и интересно для обеих сторон.Это способ удовлетворения потребности детей самовыражаться.

    ОтветитьУдалить
  2. Сегодня дети уже не те...что были раньше...Мы были пользователи в детстве, что нам давали, что нам говорили - значит это было правильно, но сейчас это не так (может это и правильно?)Нынешние ребятишки мыслители, они не боятся пробовать и экспериментировать, они не боятся ошибаться, возможно поэтому они умеют самостоятельно вести исследовательскую деятельность, искать учебную информацию для себя...В данное время педагог и взрослый человек может выступать только в роли проводника в мир науки, искусства и технологий.И поэтому нам с вами, коллеги необходимо изучать новые ресурсы и технологии, чтобы быть этими самыми помощниками!

    ОтветитьУдалить
  3. Нина, Оксана, конечно, вы правы. Дети другие стали (возможно для более взрослого поколения дети во все времена казались и кажутся "другими"). Игнорировать изменения нельзя, упускать время - тоже преступно. Поэтому разбираемся с тем, в каком направлении двигаться библиотекарям и учимся "ходить"...

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо всем, кто учит нас новому, всем, кто придумал вики-проект "Дети пишут историю". Кто-то доходит до всего сам, видит намного вперед, но большинство все-таки перенимает опыт более продвинутых коллег. Будем учиться сами, предлагать детям, надеюсь поддержат. О том, что меняется отношение к библиотекам, можно судить по той же пресловутой сети В контакте, где есть и страничка библиотеки.

    ОтветитьУдалить
  5. Не случайно современных детей называют "цифровыми аборигенами". Наша задача - осваивать современные технологии в своей работе. Согласна: "упускать время - уже преступно"

    ОтветитьУдалить
  6. Коллеги, спасибо за Ваше мнение. Дети и правда - совсем другие. тут посмотрела видеоролик про ребенка , кот. нет 2х лет. Он набрал на мобильном телефоне номер бабушки, когда мама его потеряла сознание, бабушка вовремя вызвала скорую. Так что хоть немного откроем свое сознание навстречу переменам в технологиях и формах библиотечной работы по-новому!

    ОтветитьУдалить
  7. Не дети другие, а времена другие. Дети всегда быстрее осваивают всё новое. А нам нужно тоже быть для них интересными. Осваивать всё новое, а не хоронить себя заживо.

    ОтветитьУдалить
  8. Коллега, другие дети, совсем другие... Впервые в истории человечества они стали на позицию "взрослых" - они стали нашими "учителями", стали нас учить использовать технологии. Сплошь и рядом это наблюдается, да и ученые об этом пишут.

    ОтветитьУдалить
  9. Согласна с вами, другие. Но ведь это только подчёркивает, то, что мы взрослые хотим по отношению к детям сохранить свою позицию "родителя", всё время их поучать, не хотим общаться на равных. А вот оказалось, что и они нас могут чему-то поучить, а мы к этому не готовы.А ведь и в "Библии" сказано будьте как дети. Дети и должны быть сообразительнее нас, иначе развития не будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина, спасибо, мне очень понравилось, как Вы аргументировали необходимость библиотекарю сохранить свою , несмотря на главную задачу библиотекаря - сохранить историческую и культурную память, передать это "знание"... Вопрос только в формах, которые мы приспосабливаем под новые потребности

      Удалить
  10. Прочитала мнения коллег по работе библиотеки, действительно интернет ресурсы дают многое главное знать что делать и как делать и конечно же мы учимся у них они приобретают что-то от нас а вместе ещё интересней:познавательно, поучительно и главное необходимо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за Ваше мнение. Я рада, что Вы активно осваиваете разнообразные сервисы, оставляете комментарии и в блогах также. Понимание того, что и как использовать лучше в сети, работая с детьми над книгами и чтением, приходит постепенно в процессе освоения сервисов. И самое главное - в процессе коллективных действий и обсуждений

      Удалить
  11. Согласна с мнением коллег. Формирование информационной грамотности учащихся - актуальная задача образовательного процесса. В современных условиях имеются большие возможности для развития у них информациооной культуры, как творческих читателей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, ведь мы с Вами понимаем, что сегодня информационная культура - это не только читательская культура?! И наши разговоры о формировании этой культуры не ограничиваются только формированием читательской культуры?! Ведь мы уже говорим и о сетевой, и о медийной культурах...

      Удалить
  12. Потребность в самовыражении подростков, безусловно, способствовало развитие и многообразие информационных технологи. Наличие такого количества площадок для общения, демонстрации самого себя, похвала виртуальных пользователей, всё это переносится и в реальную жизнь. Конечно, не плохо уметь самовыражаться в любом пространстве, но самое главное, что бы это самовыражение было ЗДОРОВЫМ!

    ОтветитьУдалить
  13. Самовыражение здесь, Оля, в смысле - творческого самовыражения. Спасибо вам за Ваше мнение!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.