К основному контенту

Интернет-пирамида Маслоу: Потребность в поиске информации резко смещается вниз...


Эффективно действующий в школе библиотекарь, четко ориентированный на успешность своих учеников, в своей работе всегда пытается определять потребности пользователей - учителей и учащихся своей школы. Прежде всего, это необходимо для безошибочного формирования фонда, для выстраивания групповых видов работы с учащимися и индивидуальных траекторий их развития (в плане информационной грамотности и культуры, в том числе, читательской), для корректировки собственной работы с учителями и родителями школьников. Выявление потребностей сегодняшних учащихся позволяет выстроить вектор развития самой библиотеки школы. Библиотекари школы все еще думают, что научение поиску учебной информации школьников - это главное, в чем могут быть задействованы интернет-технологии, а, судя по интернет-пирамиде Маслоу применительно к новым медиа (см. ниже), все уже совсем по-другому. Сегодняшние подростки-школьники, как никогда ранее в истории развития цивилизации, испытывают потребность в самореализации, достигаемой в информационно-насыщенной среде в коллективной работе, совместной деятельности. Они хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно (записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры, читать и оставлять комментарии в блогах библиотекаря или он-лайновом каталоге...) Судите сами...

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом Абрахамом Маслоу, который выделяет 5 уровней потребностей:
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Применительно к новым медиа пирамида Маслоу выглядит таким образом, что потребность в поиске информации резко смещается вниз, а на самом верху пирамиды, на пятом уровне размещается совместная работа!

Во Франции под новыми медиа понимают те из них, которые появились на основе последних информационных и телекоммуникационных технологий (веб-TV, Podcast-ы, рекламные интерактивные сайты и т.д.).
Так, профессор Пьер Леви, исследователь киберкультуры, выделяет следующие особенности новых медиа:
*Во-первых, цифровая основа – сообщения, получаемые и передаваемые пользователем, кодируются с помощью цифровой базы данных (0/1).
*Во-вторых, это их взаимосвязанность, проявляющаяся в подключении к сети (это может быть мобильный телефон, КПК, компьютер, MP3-плейер, цифровая камера и т.д.); и возможности ввода-вывода информации из киберпространства.
*В-третьих, их интерактивность – информация(звуки, изображения, текст, гипердокументы, игры) в новых медиа могут быть считаны в режиме реального времени и представлены пользователю в удобной для него форме.

Французские блоггеры определили место новых медиа в интернет-пирамиде Маслоу 2.0 версии 2010:
maslou20
1) уровень выживаемости (поиск информации и почта);
2) уровень защищенности (защита информации);
3) уровень социализации (форумы, социальные сети);
4) уровень оценивания (блоги, личные странички);
5) уровень самореализации (совместная работа).

Там же приводится список интересных книг по новым медиа

Источник – Grandprix

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…