понедельник, августа 31, 2009

Для библиотекаря - интернет пока "враждебное место", а для сантехника - уже нет!


Очень понравился пост "25 шагов к журналистике завтрашнего дня" Майи Ким. Вполне применимо и к школьным библиотекарям.

Хочу привести несколько цитат из ее сообщения, которые выделила применительно к школьной жизни:

"...Грамотный педагог сегодня - это не только хороший предметник, но и имеющий базовые знания и умения применения информационных технологий в своей работе. “Подкованный” в этом плане преподаватель... отправит электронный вариант [пособий и учебных материалов] старосте, а тот уже разошлет их по почтовым ящикам своим одногруппникам".

"...Но для многих современных, даже молодых журналистов, интернет - это враждебное место. Однако, журналисты закончат тем, что они все-таки уйдут в онлайн и у них есть еще выбор..."

"...Будущее журналистики - это сочетание традиционного образования и так называемых новых медийных умений и навыков. Оно не будет сосредоточено только на каком-то одном формате..."

Эти строчки, эти мысли, думаю, касается и школьных библиотекарей!, для которых интернет пока также "враждебное место", а вот для сантехников, похоже, уже нет!

Сегодня это модно - быть библиотекарем. И им может стать каждый!


Именно так считает автор блога "Библиотеки Mistress" Моника Баргман, чей портрет я разместила в этом посте из-за похожести на портрет предыдущего сообщения :-).

Она комментирует далее статью, опубликованную в филиппинской газете: "Сегодня библиотекари вырвалось из пыльных, вековых стереотипов, присущих школьным библиотекам, и превратились в динамичную, прогрессивную и наиболее популярную профессию для карьеры занятых в крупных корпорациях, IT-компаниях, больницах и юридических фирмах. Да, библиотекарем теперь может быть кто угодно - от вашего соседа до милой одноклассницы... Все люди сегодня, работая в виртуальной среде, могут с помощью сервисов и инструментов легко найти, загрузить, вырезать и копировать информацию с помощью поисковых систем. Но в достоверности информации по-прежнему мы все должны быть уверены, то есть, когда дело доходит до поиска, управления и выдачи информации, сертифицированные библиотекари являются наиболее грамотными и достоверными специалистами... Библиотекари готовятся к гибридной библиотеке - которая развивается с и без печатного материала, поэтому они формируют свои электронные фонды либо с помощью компакт-дисков и любых доступных материалов в Интернете. Библиотеки теперь могут подписаться на журналы в Интернете. Различные Интернет-системы публичного доступа в настоящее время постепенно заменяют старые каталоги... Жизнь библиотекаря фактически перестала ограничиваться четырьмя углами библиотеки".
Вот так...

В книгах о Гарри Поттере упоминается газета с видеозаписями...


В книгах о Гарри Поттере упоминается газета с видеозаписями... Встроенное в книгу видео стало возможным и сегодня! И в развитии библиотечного дела это может стать следующим шагом в его развитии.

Представьте себе толстый том "Войны и мира" Л.Н.Толстого, который вы читаете. Хочется посмотреть и экранизации этого замечательного романа, а тут тебе - вот они, и Бондарчука фильм, и американская версия! Вместо того, чтобы искать на YouTube фрагменты этих фильмов, сразу заглядываем в приложение!
Об этом написали в новостях BBC, правда, пока про журналы

Еще поискала, что есть по теме. Нашла ссылку на книгу в таком формате, с видеороликом, где... Происходят странные вещи... Райан и Сара пытаются добраться до понимания того, что происходит. Но после жуткой аварии Райан запрещает уходить из дома Саре. Теперь их расследование идет в двух направлениях: Райан ведет записи в дневнике, а Сара снимает на видеокамеру происходящее для поиска вещей ... и затем отправляет видеклипы для просмотра Райану.

В новаторском формате вся эта история разбита на две части. Текст Райана - в книге, а видео Сары - на специальном веб-сайте, со ссылками и паролями ко всей книге.

воскресенье, августа 30, 2009

"Приобщение" как "восхождение"



День Блога-2009
Накануне Дня знаний, когда школьники и учителя войдут в свои классы, еще пахнущие краской, празднуется День блога.
Поскольку "приобщение" к сонму образовательных блоггеров, свершившееся этим летом, скорее похоже на радостное и счастливое "восхождение", отпраздную вместе со всеми этот день поиском и высвечиванием для других пяти блогов. Итак...

БиблиоNETиК@
Блог представляет собой Клуб блоггеров-пятиклашек из гимназии №25 города Ставрополя. Создан специально для проведения занятий по информационной грамотности и культуре с учащимися в библиотечно-информационном центре гимназии. Хотите узнать Как сделать библиографическое описание электронного ресурса? - Вам сюда!

Как пройти в библиотеку?
Блог Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, недавно переехавший на другой адрес, знакомит читателей с интересными книгами и событиями. Среди недавних - информация о семинаре «Профилактике ВИЧ  инфекции в образовательной среде» (В Свердловской области по официальным данным выявлено более 37 тыс. ВИЧ  инфицированных)/ А вот для тех, кому уже страшно... - В библиотеках "ситуация может измениться, если убедить власть, что финансирование библиотек - не только статья расходов, но и ценный вклад в деятельность по приоритетным направлениям. Лоббирование должно стать частью целенаправленной политики руководителей канадских библиотек. Для них настал "момент истины". А для нас?"

HeyJude: Учимся в он-лайн мире
Потрясающий блог австралийского библиотекаря, очень продвинутого пользователя социальных сетей, инструментов и сервисов. Много полезной информации о реальном опыте использования интернет-технологий в библиотечном деле.

Librarian
Блог библиотекаря и для библиотекаря, блог-размышления, сомнения, информирование... Главный вопрос, волнующий автора, что будет с библиотеками и книгами в информационно-коммуникационное время, ведь, - по словам автора, - с чтением уже туговато. Тем не менее, среди последних опубликованных новостей - весьма оптимистичная: "В издательстве «Глобус» вышло методическое пособие для библиотекарей общеобразовательных школ «Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке»

Новости из жизни американских библиотек: блог для библиотекарей
Интересный блог, где можно узнавать новости библиотечного мира США на русском языке, знакомиться с дополнительной информацией по ссылкам в каждой записи, получать новые записи этого блога на сайт своей библиотеки благодаря RSS, профессионально общаться. Вот цитата из одного из последних сообщений: "Публичная библиотека в г.Шарлотт, штат Северная Каролина, открыла для подростков особое пространство – Лофт, где ребята могут записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать самих себя и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры. И, конечно, читать книги и журналы. Лофт символизирует начало нового периода, когда библиотеки стремятся разработать программы специально для подростков. Долгое время библиотекари считали, что привлечь тинейджеров в библиотеку практически невозможно. Сегодня реакция этой аудитории воспринимается как критический показатель, будет ли библиотека востребована в 21-м веке..."

Школьный библиотекарь и библиотечная программа развития медиацентра

Что собой сегодня представляет библиотекарь школы? Чем он сегодня должен заниматься? Какие виды социальных инструментов и сервисов для лучшего доступа к информации и образовательным текстам должны выбирать школьные библиотечные медиацентры для работы с учащимися? Чему конкретно необходимо обучать современных библиотекарей и медиаспециалистов школьных библиотек, чтобы помочь учащимся грамотно действовать с информацией 21 века? - Эти вопросы все больше занимают не только библиотекарей школ других стран, но и российских. Стремительность перемен и инноваций в образовании и Интернет-технологиях стимулируют этот процесс.

Один из последних выпусков ASCD Экспресс рассказывает об обучении библиотекарей и медиаспециалистов школьных библиотек/медиацентров, которые тесно сотрудничают с учителями для повышения успеваемости школьников.

Речь идет о сотрудничестве с учителями в разработке уроков и учебных проектов; о том, что школьные библиотеки и медиацентры могут предоставить учащимся возможность свободно разрабатывать свои собственные проекты и дистанционно обучаться; о том, что хорошо продуманная программа медиацентра может предоставить учащимся возможность осваивать навыки информационной грамотности 21 века. Совместная работа учителей и школьных библиотекарей-медиаспециалистов может значительно повысить уровень успеваемости учащихся.

Размещаю видеоролик, созданный Библиотекой Мичигана в сотрудничестве с Ассоциацией СМИ в образовании, предназначенный для руководителей библиотек школ и преподавателей. В этом видеоролике объясняется важность хорошо продуманной программы деятельности библиотеки/медиацентра, где учащиеся могут овладеть основными навыками информационной грамотности, воспользовавшись его ресурсами. В нем обсуждается роль и ответственность сертифицированных специалистов за использование тех или иных медиаресурсов школьниками.

Просмотрев это видео, задайтесь вопросом - что можно сделать у себя в библиотеке, чтобы обеспечить более тесное взаимодействие между библиотекарями и учителями в их эффективном сотрудничестве по предоставлению учащимся доступ к самым лучшим из возможных образовательных ресурсов?

четверг, августа 27, 2009

Полет мысли... О том, как библиотекари Ставрополья мечтали о светлом будущем




27 августа в Ставрополье состоялся семинар для школьных библиотекарей, который прошел в рамках городской августовской конференции педагогических работников. В информационном медиацентре гимназии N 25 г.Ставрополя собрались библиотекари 40-ка школ города, директор Ставропольской краевой детской библиотеки Белуза Людмила Михайловна, заведующая методическим Отделом Ставрополской краевой юношеской библиотеки Колгина Майя Владимировна, педагоги гимназии и руководитель МО библиотекарей Ставрополья, заведующая БИЦ МОУ гимназии Рыженко Татьяна Анатольевна. Семинар открыла методист городского информационно-методического цента при упрвлении образования аминистрации города таврополя Фитисова Нели Ивановна.

Библиотекари обсуждали роль и место школьного библиотекаря в формировании информационной образовательной среды Новой школы, говорили о возможностях дистанционного обучения библиотекарей работе с социальными инструментами и сервисами, так необходимыми современной библиотеке школы. Анна Андреевна Корнева, заведующая библиотекой МОУ СОШ N 7 продемонстрировала веб-странички, созданные вс помощью сервисов Веб 1.0. Библиотекари разобрали на этом примере преимущества сервисов Веб 2.0

Библиотекари школ Ставрополья мечтали о будущем своих библиотек, самом ближайшем, выстроенном на использовании социальных сервисов и других возможностях новейших Интранет/ Интернет-технологий

среда, августа 26, 2009

Возможности социальных сетей в деле преобразования школьных библиотек

Джуди О'Коннел (Австралия) побывала 7 августа на ежегодном библиотечном семинаре, где обсуждались вопросы социальных сетей, новых медиаресусов для школьных библиотек.
В своем блоге она представила презентацию своего выступления, где на историческом фоне образно рисуется "картинка" возможностей социальных сетей в деле преобразования школьной библиотеки, как основы для дистанционного обучения.

Узнайте, начитанный ли вы человек


Хотите узнать уровень своей начитанности?! - Наверняка, да! Ну так и сделайте это.
Из перечня 100 главных книг мира нужно выбрать те, которые Вы читали и помните. - "Аргументы и факты on-line" проводят опрос

вторник, августа 25, 2009

Делимся информацией с миром, или Как вставить в блог презентацию в Prezi.com

Осваивала возможность вставки в блог презентации о роли библиотекаря в условиях развитой информационной образовательной среды Новой школы, созданной в Prezi.com. Спасибо Вере Павловне Короповской, которая в своем блоге подсказала, как это сделать! Особая благодарность Людмиле Рождественской за использованные из ее презентации призывы, завершающие мою: "Куда стремиться? - В Сеть!"

from prezi.com

четверг, августа 20, 2009

Twitter открывает большие перспективы для библиотек всех видов

Поскольку занялась поиском ответа на вопрос, что же дает Twitter конкретно библиотекам, зашла на сообщение Сары Мильштейн, являющейся соавтором книги о Twitter
В своей интерпретации даю перевод наиболее важного, как мне кажется, для использования Twittera библиотекарями



Twitter открывает большие перспективы для библиотек всех видов

Twitter позволяет отправлять и получать текстовые сообщения через Интернет, либо через SMS с помощью мобильного телефона

Twitter - хорошее место для поиска и связи с людьми, заинтересованными в области ваших профессиональных интересов или интересующей вас области знаний. По реакции посетителей на ваши сообщения по проблеме/теме, интересующей именно вас, можно видеть, кто является вашим "последователем" или поддерживает ваши идеи.

Twitter - хорошее времяпрепровождение в течение 5-10 минут в день - получение и размещение полезной и интересной информации.

Сообщения в Twitterе ограничивается максимум 140 символами, включая пробелы. Тщательность составления такого краткого сообщения может передать больше информации в минимальное время.

Можно не просто размещать информацию, не требующую ответа, но сделать так, чтоб получать ответы на свою учетную запись. Они начнут свое ответное сообщение с символа @, за которым следует название Вашей учетной записи. Так, например, "@ Cleveland_PL: Где я могу найти подкаст Сары Vowell в последнем чтении?" Ответы появятся в закладке на вашей странице.

В поиске у Twitterа ежедневно упоминается о вашей библиотеке/школе, в случае, если он используется (ранее Summize; http://search.twitter.com), а также ведется поиск людей и сайтов, который на самом деле найдет учреждений, а также физических лиц.

Нельзя игнорировать "разговоры" в Twittere, которые ведутся о вашей библиотеке или вашей школе.

Надо читать то, что пишут все из тех, кто стал вашим читателем, тем самым вы сигнализируете о взаимном интересе, что обеспечивает важную связь для выбравших вас в "друзья".

Постов следует размещать примерно от одного до шести в сутки. Нельзя пропускать размещение информации в течение длительного периода времени, но также нельзя подавлять людей слишком большим количеством сообщений.

Например, библиотека может поделиться всевозможными новостями. В коротких сообщениях можно рассказать людям о событиях - книгах, чтении, лекциях; новых ресурсах или изменениях в расписании работы библиотеки; некоторые сообщения могут содержать ссылки на информацию в Интернете о грамотности и о других библиотеках.

Библиотеки в Twittere
Библиотеки уже используют Twitter с хорошими результатами. Публичные библиотеки, такие, как Ада Библиотека в Бойсе, Айдахо и Кливлендской публичной библиотеке отметили, что рассказывают в нем о сообщениях на своем веб-сайте веб-сайте, делают объявления, проводят рейтингование на выдвижение "Любимого библиотекаря". В областной библиотеке реки Миссури информация о событиях и подростках связаны с недавно проведенным исследованием о значении библиотек в трудные экономические времена. В Глендейл (Ariz.) Публичная библиотека сообщает в Twittere о своих программах.

Университетские библиотеки имеют несколько иную направленность. В библиотеке Университета штата Иллинойс-Урбана-Шампейн, например, в Twittere учащиеся узнают о предстоящих сроках сдачи книг и др. ресурсов ("5 дней осталось до возврата всех ресурсов библиотеки"), это и услуга по ответам на многочисленные вопросы ("Доступ к EBSCO через беспроводную связь. Вы можете получит доступ EBSCO на настольных ПК в библиотеке"), а также по другим темам, представляющим интерес для аудитории ("Заявки на прием весны-09 пересылать по e-mail: ...@..."). Научная библиотека Йельского университета объявляет в Twittere семинары по библиотечным ресурсам, предоставляет ссылки на интернет-архивы, и дает советы по передаче текстовых сообщений библиотекарю. Инженерная библиотека Государственного университета Северной Каролины дает в Twittere ссылки на новости университета и сообщения внешних блогов.

Twitter уделяет особое внимание новым библиотечным возможностям для обмена информацией, не только со своими внутренними клиентами, но и с людьми вне учреждения, которые заинтересованы в их тематике. Сообщения в Twittere Библиотеки Института Изучения Луны и планет, например, связаны с блогом по космической тематике, по международному году астрономии, приводят ссылки на конференции и научные доклады, представленные в Национальной цифровой библиотеке. Библиотека Sun Microsystems в Twittere сообщает о дополнениях к своей коллекции. В Национальном пресс-клубе ведет работа по объединению анонсов предстоящих событий со ссылками, приводятся некоторые личные наблюдения.

Поскольку люди часто заглядывают в другие сообщения на Twittere, то местные газеты, национальные и международные информационные источники, такие как NPR и Би-Би-Си, а также профессиональные информационные источники для библиотекарей, работающих в Twittere, являются образцами для возможного подражания.

Есть, конечно, множество отдельных библиотекарей, которые в Twittere объединяют личные сообщения с профессиональными интересами.

Эффективное использование средств TWITTERVERSE
Суть Twittera в разговоре. Библиотеки, однако, как правило, используют его в качестве механизма трансляции. Библиотекам следует поощрять последователей взаимодействовать с библиотекой - задавать вопросы, обмениваться ссылками, давать ссылки на интересные посты, и отвечать на вопросы. Несколько предложений в день - легкий формат, не требующий много времени для проверки почты и ответов на сообщения.

А вот еще одна интересная статья про возможности Twitter

среда, августа 19, 2009

"Щебечем" о пустяках или сообщаем миру горячие новости? - О микроблоггингах

Пытаюсь разобраться в разнице между двумя микроблоггингами - Twitter и FriendFeed.
Кстати, можете подписаться на мои сообщения в Twittere и во FriendFeede Нашла много товарищей по интересам и там и там! Но в чем разница, так и не поняла!

Прочла в Twittere статью о том, как меняется этот сервис - от простого "щебетания"-болтовни на тему "что сейчас делаешь?" до краткого анонсирования новостей:

СЛОНTwitter борется с болтунами

Знаменитая сеть микроблогов намерена стать источником самых горячих новостей

Читать материал

FriendFeed... Побеседуем?!


В рассылке для обучающихся учителей в группе "Улей" сегодня увидела интересную ссылку на тематику дискуссий для учителей и библиотекарей во FriendFeede на сегодня. Хотите подключиться к дискуссиям, высказать свое мнение, создать свою тему для совместного обсуждения? - Вам сюда:

* Что такое "Образовательный Интернет"?
* Тучные проблемы образования
* Кто несет ответственность за безопасность ребенка в сети?
* Цифровой разрыв в классе
* Какие профессиональные проблемы помогает решить ведение блога, или иначе, почему без него уже не справиться?
* Курс информатики, если он выживет, как отдельный предмет. Эстонский рецепт
* Структура курса информатики
* Как сделать Интернет для детей более безопасным
* Чем порадовать в блоге учеников? (программы и сервисы для самых маленьких)
* Многие теперь знают о них, или собираем визитки участников...
* Дискуссия: "Возможен ли конкурс блогов в Сети?"
* Обсуждение идеи сообщества блоггеров
* Что может быть содержанием школьного предмета "блогожурналистика"?
* Создаем карту "Блогоразумие"
* Шедевры народного творчества на тему "про блоги и блоггеров"

На картах Родины есть наши имена!

Пришлось сесть за компьютер в свой отпуск, который провожу на даче, стараясь ни в коем случае даже не смотреть в его сторону... Отдых есть отдых!

Но в процессе обучения работе в блогах учителя занялись освоением карты Google, как уж тут устоять! Разбиралась сегодня с тем, как размещать инфо про свой блог на карте конкурса "БлогоРазумие". Кто рискнет найти мой блог на этой заполненной образовательными блогами учителей карте?!



Просмотреть БлогоРазумие на карте большего размера

среда, августа 05, 2009

Лето даром не прошло: Об обучении российских учителей и американских библиотекарей социальным сервисам

После конференции Ассоциации РЕЛАРН менеджеры программы Intel "Обучение для будущего" поддержали эстонского педагога Людмилу Рождественскую-участницу 5-ой секции ("Школьный сектор" Ассоциации) в ее стремлении провести дистанционное обучение российских учителей работе в блогах. В процессе обучения в связи с большим количеством обучаемых к Людмиле присоединились Мария Смирнова и Евгений Патаракин, которые помогали советами и активно участвовали в обсуждениях. В обучении приняли участие более 170 учителей из многих российских городов. Более подробно узнать об этом замечательном обучении --> взаимообучении --> сотрудничестве можно узнать на страничках Мастер-класс Людмилы.

За рубежом лето для школьных библиотекарей тоже не прошло даром. Каждую неделю школьные библиотекари осваивали социальные сервисы, отражая свои успехи на страничках созданных для этой цели блогах, называя их "Открытие недели". Похоже, что обучение подошло к своему завершению и в России, и школах зарубежья. Оно и правильно - скоро начнется новый учебный год, пора готовиться к школе, к занятиям, продумать, как использовать полученные знания, умения и навыки в учебном процессе.

Обучение школьных библиотекарей завершается на этой неделе рефлексией, ответами на вопросы. Я привожу эти вопросы - ответы (в своем ужасном переводе со своей интерпретацией, извините) для понимания того, что не только нам российским педагогам было учиться и потрясающе интересно, и трудно (искренне и трогательно отвечает на вопросы Liza:
Вопрос: Какие "открытия" (в сфере освоения социальных сервисов) стали вашими любимыми/были самыми трудными на этом пути?
Ответ: Было несколько недель, когда мне трудно было в чем-либо разобраться. Если бы я вернулась к началу обучения сейчас, я бы больше узнала, внесла бы дополнения и изменения в сделанное тогда. Так произошло с Rollyo. Я хотела тогда разместить окно поиска на моем блоге, но не могла этого сделать. Когда я приступила к освоению YouTube - съемкам и добавлению видео, я вернулся к Rollyo и смогла разместить его также. Оказалось, что если я постоянно возвращаются к вещам, в которых путаюсь, я все же могу в конечном итоге освоить их. Я использовала YouTube совсем немного, чтобы посмотреть справочники, чтобы выяснить, как использовать различные инструменты. Я думаю, что это является одной из важных вещей, что останется со мной. Если я в чем-то не могу разобраться, или мне нужен обзор того или иного инструмента, я знаю, что могу теперь найти это.
Вопрос: Каким образом эта программа помогает или мешает реализации ваших целей?
Ответ: Мне было трудно работать в течение последних нескольких лет, поскольку у меня всего рабочего стажа 3 года. Я - одна из тех, кто желает узнать больше. Я прошла двухдневный курс работы с Flip-камерами, и была заинтересована, но у меня не было опыта работы с этим с детьми. Участие в сетевом обучении каждый день в течение часа - было именно то, что мне нужно. Оно побудило меня начать думать о предстоящем учебном годе, и о том, как включить инструменты и сервисы 2.0 в мою жизнь и обучение детей. Я начала размышлять еще о том, что конкретно подходит для начальной школы. Мне очень хотелось бы в обучении больше говорить об этом.
Вопрос: Сложилось ли у вас понимание о том, что вы выберете для себя, и были ли какие-то неожиданные результаты от этой программы, удивившие вас?
Ответ: Я теперь знаю, какие бывают инструменты и сервисы веб 2.0, разобралась, что их можно использовать в обучении, познакомилась с HUGE (HUGE специализируется на создание устойчивого бизнеса в Интернете). Но у меня до сих пор есть неопределенность по поводу выбора для себя множества возможностей. Скорее всего, там могут скрываться сервисы для проведения качественных исследований...
Вопрос: Что надо усовершенствовать в этой программе - в ее формате или концепции?
Ответ: Я хотела бы увидеть в процессе обучения больше примеров применения различных инструментов и сервисов во всех классах. Хотелось бы познакомиться с конкретными примерами, как библиотекари / преподаватели используют различные инструменты в своей работу. Думаю, что это поможет мне представить точнее то, что мне самой можно делать в своей работе.
Вопрос: Если вам будет предложено принять участие в другой дистанционной программе обучения, вы в будущем примете участие в нет?
Ответ: Да.
Вопрос: Как бы вы описали ваш опыт в одно слово или одно предложение так, чтобы мы могли бы использовать ваши слова для содействия дальнейшему обучению?
Ответ: Сложно и приятно.

Обучение навыкам получения и переработки информации - главные слова

В силу открывшейся мне особой важности вопроса решилась процитировать краткие тезисы выступления Марью Лауристин на прошедшем 6 января 2009 г. в Тарту семинаре "Виртуальная школа - механизм работы, вопросы финансовой и законодательной поддержки развития школьной сети". Эти тезисы записала его участница Ингрид Маадвере в своем блоге, а уж перевод с эстонского на русский, разместив в блоге "Пчела", сделали (Людмила Рождественская и Вера Шпакова):

* Школа запаздывает в обучении навыкам получения и переработки информации.
* Для того, чтобы ситуация изменилась, надо начать двигаться шаг за шагом.
* Сегодня следует заняться исследованиями.
* Развитие баз данных не должно идти отдельно от развития школы.
* Учитель никуда не исчезает, он реален, он умен, у него реальная власть. Однако мы перегружаем учителя в школе теми делами, которые давно можно было бы поручить компьютеру.
* Государственные экзамены могли бы быть делом государства, и не быть связанными со школой. Ученик где-то регистрируется на государственный экзамен и сдает его. Государственные экзамены не должны быть средством репрессии со стороны школы. Учителя стоит разгрузить от рутины.
* Ключевое слово в обучении - синтез. В основной школе должен происходить синтез. Учащиеся учатся этому самостоятельно через компьютерные игры.
* В школе, конечно, выучиваются многому, но, в действительности то, чему учат, не интересно детям.
* Нужны пионеры в этой области, поскольку виртуальная педагогика - новая сфера знания. Нам нужно новое поколение педагогов. Нужно быстрее подтянуть всех остальных до того уровня, который есть у отдельных учителей.

Как все перекликается в российской школе с проблемами школ Эстонии!
Я бы дополнила, что российской школе, помимо перечисленного выше, нужно еще новое поколение библиотекарей, которых надо как можно скорее подтягивать, обучать применению технологий в своей работе, учить тесному взаимодействию не только с читателями-детьми в реализации их учебных исследований, но и с организаторами учебных проектов-педагогами! Ведь отставание в обучении навыкам получения и переработки информации - главные слова и на уже давно прошедшей в Эстонии конференции, и в моем сегодняшнем посте!

вторник, августа 04, 2009

Видеолекции оксфордских ученых в свободном доступе

Продолжаю мои изыскания по Интернету, полезные для расширения кругозора не только моего, но и, как мне думается, библиотекарей, осваивающих новые интернет-сервисы и его возможности ... Оксфордский институт Интернета предоставил свои странички в видеолекциями первопроходцев в Интернете и ученых, которые здесь выступали. Выступления охватывают такие области, как социальные медиа, интернет-регулирование, охрана и безопасность в Интернете, электронное управление и демократия, гражданское общество, открытый доступ, электронное обучение, гражданская журналистика. Есть лекции о будущем Интернета.

А Ирина Розина сообщила о том, что издательство Routledge объявляет в августе свободный доступ к некоторым статьям электронной версии журнала Information, Communication & Society (после регистрации)

понедельник, августа 03, 2009

Сила человеческого голоса

В блоге библиотекаря "Lindero Loves Books" одной из калифорнийских средних школ нашла результаты интересного проекта с использованием аудиозаписей в VoiceThread (записано библиотекарем Джейн Лофтон):
* "Сумерки", ярлыки: романтика, сумерки, вампиры
* Uglies, ярлыки: красота, соответствие, дружбы, Фантастика
* Стэнфорд Вонг, ярлыки: баскетбол, отношения между мальчиками и девочками, честность, юмор, школа
* Глаза Царя Мидас, ярлыки: издевательства, взгляд Царя Мидаса, мифы
* Овцы Валери Хоббс, ярлыки: собаки, овцы
* Продавец Патрисия Маккормик, ярлыки: рабство, продажи

VoiceThread была признана Американской ассоциацией школьных библиотекарей (AASL) как один из лучших сайтов для преподавания и обучения. В VoiceThread открылась Цифровая библиотека, которая собрала статьи об успешных проектах с VoiceThread. Его создатели надеются на то, что он явится ресурсом, способным вдохновить тех, кто хочет создать такие же проекты. В каждой статье есть подробное изложение того, как эти проекты были созданы и какие уроки были извлечены, и приглашают поделиться своими проектами и материалами с VoiceThreads.
Вот несколько статей из цифровой библиотеки:
* Обучение языкам - 7 класс, испанский язык, Ева Миллард
* Английский / Искусство - 3 класс, искусство, Алиса Мерсер
* Искусство - онлайн обучение / Старшая школа, Мишель Пакански-Брок

"Будем резать!" (цитата из к./ф "Покровские ворота")

Решила поделиться цитатами из диалогов, состоявшихся в блоге "простого" библиотекаря
То, о чем идет речь, на мой взгляд, является ключом к пониманию ситуации, сложившейся в школе с отношением к школьным библиотекам и библиотекарям...

Простой библиотекарь: Когда я сидела и слушала выступления на Форуме школьных библиотекарей, в голову пришла одна мысль. Очень много говорилось о важности института школьной библиотеки, о том, как сильно школьный библиотекарь влияет на развитие конкретных школьников и качество образования вообще. И вот в голову пришла мысль: "Почему кроме школьных библиотекарей этого никто не понимает?"

ElenaY: И правда, почему? На Западе понимают, уважительно относятся к библиотечной профессии и к библиотеке, а у нас, хоть убей, нет! На мой взгляд, корни такого положения вещей лежат во многом в самой нашей образовательной системе, которая совсем недавно стала понимать (не декларировать только!) важность развития в школе САМОстоятельности ребенка (то есть, как раз того, что особо приветствуется ТАМ), САМОстоятельности его мышления. САМОстоятельность предполагает сравнение нескольких точек зрения (не одного учебника или отдельно взятого учителя!) на одну проблему, умение формулировать СВОЮ, а понять эту "разность" и наличие в ней "множества" может библиотека с наличием разнообразных книг, других ресурсов, насущих это разнообразие. Но это, конечно, одна сторона вопроса, но, по-моему, самая основная.

Простой библиотекарь: Согласна совершенно - корни лежат в системе. Но опять-таки хочу подчеркнуть, что и сами библиотекари внесли и вносят активную лепту в такое положение вещей. Как-то схемку сделала года 2 назад еще, где попыталась выделить причины и следствия и получился круг без конца и без начала :-)
...Как ни печально, боюсь, что проблема именно в библиотекарях, во всяком случае, в значительной части. Мне правда, много времени понадобилось, чтобы понять это:( Полностью согласна, что современный библиотекарь - это, в первую очередь, педагог (!), владеющий технологиями!

ElenaY: Наверное, ответ - все же и в библиотекарях, и в общей образовательной политике, лишь нащупывающей в непростом нашем времени эффективные пути развития школы и самого школьника. Хочет ли общество получить на выходе из школы самостоятельно мыслящего, способного к критическому анализу происходящего вокруг, принятию самостоятельных решений человека?!

Простой библиотекарь: Вот-вот - хочет ли общество получать и ставит ли перед собой задачу школа выпускать "самостоятельно мыслящего, способного к критическому анализу происходящего вокруг, принятию самостоятельных решений человека"?

ElenaY: Значит, надо "Резать!" - как говорила врач-персонаж любимого всеми фильма Покровские ворота :-)

Делай как я, делай лучше, чем я!

Продолжая тему, начатую в предыдущем посте, думаю о том, что примеры существующих уже занятий часто наводят на новые идеи... Вот что для средней школы старших классов предлагается в том же материале (Еще раз приношу извинения за свой некачественный перевод):

Выявление высококачественных сайтов (средняя школа)

Аннотация: В результате проведения занятий, учащиеся смогут выявлять высокое качество объектов и научатся проводить сравнение с сайтами низкого качества. Ответят на вопрос, каким образом размещенные в Сети материалы могут оказаться содержательно «вредными». Научатся разбираться в критериях оценки полезности сайтов.
Последовательность проведения:
* Рассказ учащимся о том, как создавались лучшие книги, журналы, журналы, которые были отмечены наградами и должны были пройти много этапов развития с участием авторов, редакторов. Учащиеся находят и указывают редакторов, дизайнеров, редакторов и издателей, они должны удостовериться в том, что в печатных ресурсах содержится точная, полезная информация.
* Обсуждается вопрос: Каким образом эта информация, опубликованная в Сети, отличается от книг, журналов и журналов? Учащиеся, возможно, знают, что каждый может подписаться «автором» в публикации на веб-сайте, в то время как традиционные издательства имеют много утверждений данного факта авторства, включая редактирование и факт проверки.
* Учащиеся читают Лист 1
* Обсуждают перечень исследований, необходимых для школы или личного использования. Библиотекарь объясняет, что какой-либо сайт может быть высоко оценен кем-то, но не другими/всеми.
* Обсуждают каждый критерий, чтобы убедиться, что учащиеся понимают, что такое «критерии» поиска на сайте ответа на интересующие вопросы.
* Учащиеся заходят на www.becybersmart.org или www.cybersmartcurriculum.org, выбирают Ученические контакты, затем находят название этого урока и открывают его связи. Каждому ученику или группе предоставляется доступ к одному из выбранных информационных сайтов для анализа
* Библиотекарь просит учеников использовать Мероприятия бюллетеней 2 и 3, чтобы оценить сайты и поддержать свои ответы в колонке "Детали".
* Учащиеся сравнивают баллы, которые они проставили, оценивая различные сайты.
* Отвечают на вопрос: Почему должны тщательно оцениваться сайты, прежде чем использовать их информацию в учебно-исследовательских проектах? (Любой человек с хорошими или плохими намерениями может опубликовать материал любого качества на веб-сайте.)
* Отвечают на вопрос: Какие из вопросов в контрольном листе вы считаете наиболее важными? Почему? Студенты должны аргуметировать свои ответы.
* Отвечают на вопрос: Как с помощью контрольного перечня для оценки сайтов стать лучшим исследователем? (Это может препятствовать их использованию некачественных сайтов, и получать неточную информацию.)
* Предложить учащимся рассмотреть этот урок, а затем выбрать и написать углубленный обзор сайта. Предложить использовать контрольный перечень критериев, которые помогут организовать им замечания.
* Для продвинутых учащихся инициируется дискуссия во FriendFeed о простых способах обнаружения экстремистских точек зрения, которые распространяются в Интернете, в том числе, о сложности обнаружения ненависти на сайтах, которые часто просматриваются в процессе обучения.

Подробнее можно прочитать на англ. яз.

Как можно использовать FriendFeed в библиотеке школы

Набрела в почте от Оксаны Петровой из Пскова на ссылку на интересный материал по использованию FriendFeed в классе/школе.
Привожу пример занятий по информационной культуре, которые можно проводить в школьной библиотеке (материал дан на англ. яз. - приношу извинения за свое толкование). Правда, несмотря на название, FrienFeed используется в процессе занятия не столь часто, он, скорее, включается в канву обсуждений, замечаний по ходу занятий, что тоже очень важно:

Занятия по теме "Интернет@библиотека средней школы (5 класс)"

Аннотация:
Учащиеся знакомятся с преимуществами использования сети Интернет в школьной библиотеке, самостоятельно определяя четыре из них (бесплатный интернет, библиотекарь как консультант, использование подписных веб-сайтов, а также доступ к электронной библиотеке с любых компьютеров - из дома и школы). Изучают конкретные возможности Интернета, а также ограничения, связанные с их собственной школьной библиотекой. Принимают участие в открытой дискуссии о том, что они узнали, в том числе и о том, как использовать FriendFeed

Последовательность проведения занятий:
* Обсуждаются вопросы, связанные с тем, как люди ходили раньше в библиотеку, чтобы найти информацию.
* Учащиеся сравнивают, как это делают люди сейчас, когда большинство из них сегодня используют Интернет для поиска информации. Пытаются разобраться, почему библиотека и сегодня остается лучшим местом для проведения учебных исследований и работы над ученическими проектами.
* Читают и обсуждают тему: "Что можно сделать в интерактивном режиме с помощью карточки доступа в Интернет".
* Библиотекарь собирает от родителей учащихся разрешение-форму, что те позволяет им пользоваться интернетом из библиотеки (из-за возможной оплаты трафика, т.к. некоторые библиотеки не позволяют работать в электронной почте или чате из стен библиотеки).
* При обсуждении подписки на сайты, библиотекарь рассказывает учащимся о том, что библиотекарь может помочь им найти веб-сайты, на которых собираются статьи по специальным темам, таким, как литература, наука, бизнес, здравоохранение.
* Обсуждаются правила безопасности в Сети.
* Библиотекарь решает, где учащиеся будут проводить свои учебные исследования - в школьной или публичной библиотеке. При выборе школьной библиотеки – согласуется работа со IT-специалистом библиотеки. Если выбирается публичная библиотека, то один учащийся договаривается по телефону о времени и возможности такой деятельности, или небольшая делегация учащихся делает это, посещая библиотеку после школы. Учащиеся заполняют лист планирования деятельности и делятся своими записями.
* Библиотекарь задает вопросы о том, что такое четыре возможных преимуществах использования сети Интернет в библиотеке? Какие из этих преимуществ можно использовать в школьной библиотеке? Какие ограничения действуют при использовании Интернета через школьную библиотеку?
* Библиотекарь просит учеников у себя дома зарегистрироваться во FriendFeed, и обсудить вопросы, которые задаст библиотекарь в конце занятия.

Подробнее

воскресенье, августа 02, 2009

Современный... своевременный отклик на потребности пользователей библиотки

Новые библиотечные услуги введены с 23 июля с.г. Екатеринбургским библиотечным информационным центром - дистанционные консультации!

Библиографы дистанционно отвечают на вопросы, связанные с какими-либо событиями, лицами, организациями, помогают в поиске специальной литературы, документов и материалов по правовой, социальной, экономической, культурной сферам деятельности, подбирают информацию по теме, ищут недостающие сведения, проверяют наличие нужной книги по каталогам своей и других библиотек города, по фондам библиотек-участниц сводного каталога “Consensus omnium: корпоративная сеть библиотек Урала”; русскоязычным ресурсам Интернет.

Об этом сообщили на страничках блога Книги и библиотеки

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails