К основному контенту

"Книги сами по себе хороши, и без оркестра рядом"

В блоге "Живность цвета огня" появился интересный пост "Я не библиотекарь нового века": в котором автор, просмотрев статьи библиотечных журналов о и от библиотекарей по теме, кем же сегодня должен быть библиотекарь, высказывает свою точку зрения на проблему. Автор любит книгу, но у него "пестрит в глазах" и становится "неуютно" от обилия того, о чем пишут просмотренные библиотечные журналы - "блоги, группы, форумы, электронная почта, интернет-конференции, вебинары... ", не о книгах пишут. А для автора - "библиотекарь - это человек с книгой"..., не с компьютером


Вчера состоялся вебинар "Изменения в роли библиотек" (в рамках дистанционного обучения библиотекарей по курсу "Возможности библиотечных сетевых сообществ"). Поскольку его участники принимали живое участие в обсуждении происходящих в библиотеках изменений, связанных с интернет-технологиями, и среди их мнений были и те, что перекликаются с приведенным выше мнением, захотела как-то сформулировать свою точку зрения на необходимость так или иначе (через журналы, в том числе) привлечения внимания библиотекарей к освоению возможностей интернет-технологий и интеграции их в работу с читателями


И я люблю книгу... как читатель,
я люблю книгу читать, я люблю получать удовольствие от хорошей книги, и мне неважно, где я ее беру и  каком виде (в бумажном переплете или в цифре), книга и для меня хороша "без оркестра рядом"... Но мне важно ее быстро получить на свой мобильник.... и получать удовольствие, погрузившись в мир героев и событий, предложенных автором! Но мне также позарез нужна информация для работы, учебы, мне хочется быть в курсе новостей про огород, вышивку ришелье и отечественное образование... и мои интересы подпитываются интернетом..., который у меня в мобильнике вот сейчас, вот здесь, в это самое время, да и вообще в любое время, когда мне захочется почитать..., а может быть, и посмотреть, и послушать

А как библиотекарь я хочу/должна понимать, кто такой он - мой читатель, и что именно он "любит"  - книгу и/или информацию "в цифре", и где именно он предпочитает ее получать и на каком устройстве, и, если он еще смотрит в сторону библиотеки (даже через компьютер или свой мобильник), я должна ориентироваться на ЕГО потребности и формировать ЕГО предпочтения к хорошим книгам через какие-то формы и с помощью каких-то средств, которые понятны и интересны: прежде всего, ему - моему читателю... Нет, сегодня он не просто читатель (а может быть, и уже и не "читатель" в том, старом, приятном для меня - человека пожилого возраста понимании), а просто "посетитель", с которым я хочу встречаться и в библиотеке (как физическом месте), ну а если не здесь, то в виртуальном пространстве своей библиотеки. И не это меня больше волнует. Меня волнует то, чтобы ЕМУ было ЗДЕСЬ комфортно, ЕМУ было ЗДЕСЬ "с пользой", чтобы я могла соответствовать времени, а Он, мой посетитель получал то, что ему необходимо для учебы "с интересом", работы "с пользой" и постепенного  "превращения" в читателя хорошей литературы... в помещении моей библиотеки или в виртуале (не это важно) 

Для этого я "как библиотекарь" учусь, осваиваю сервисы, пытаюсь разобраться с тем, как мне лучше применить их к своим старым, знакомым мне библиотечным формам работы и придумать новые, до которых, если я не додумаюсь сама, мне их подскажут мои коллеги в библиотечном сетевом сообществе таких же ищущих, пытливых библиотекарей 

Сегодня для меня очевидно, что хорошая книга "без оркестра рядом" в виде блогов, сайтов, Twiter, FaceBook и пр,, который создает/может научиться создавать современный библиотекарь, плохо продвигается к читателю, а то и совсем его не интересует 

Комментарии

  1. Я думаю, что большинство библиотекарей понимает и старается идти в ногу со временем и этот курс обучения для многих очень интересен и полезен!Вам спасибо за помощь и обучение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо за поддержку нашего неформального дистанционного обучения и участие в нем. После каждого нашего обучения (а это - четвертое) наблюдаю как волнами расходятся подхваченные участниками-библиотекарями идеи, а освоенные ими знания и умения начинают тут же передаваться коллегам, педагогам коллективов и воплощаются в совместные с подростками сетевые дела! Так что, надеюсь, что и это обучение, о котором я пока не написала в своем блоге (соберусь обязательно!), но на который записалось снова более 100 человек, не пройдет без пользы для библиотечного сообщества. Вам - успехов!

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  3. В плане продвижения книги и чтения вообще библиотекам, на мой взгляд,следует обратить внимание на то,как это делают в Сети книжные издательства и книжные интернет-магазины (типа ЛитРес).У них получается, и читатель к ним обращен (по моим наблюдениям)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, верно подметила - процесс "выживания" больше коснулся сегодня именно издательств, тиражи которых катастрофически упали из-за предпочтений людей читающих бумажным изданиям именно е-книг, а библиотеки только-только стали понимать, что их может ждать просто закрытие из-за ненадобности... Это я к тому, что учиться библиотекарям надо так работать с посетителями-читателями в Сети, где они обитают! Научимся!

      Удалить
  4. Я думаю, что ключевым в работе библиотекаря является глагол "Читать" А где и какие -электронные или бумажные - выбор за читателями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, мне, кроме глагола "читать", по душе глаголы предоставлять, консультировать, помогать, взаимодействовать, сотрудничать и пр. То есть, такие, которые характеризуют новые требуемые формы работы библиотеки

      Удалить
    2. Согласна с вами, Елена Николаевна! "В карете прошлого далеко не уедешь" - учусь новому с удовольствием

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...

Тема года - Близкие люди
Девиз года - Любит тот, кто учит
Слово года - Встреча
Самое главное дело года - Защита магистрантов


Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!

Лёля Климова, актриса
Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Тепе…

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.