К основному контенту

Весенние разговоры библиотекарей: В чем же заключается сотрудничество с педагогами?!


Вот и новая весна пришла... А проблемы библиотечные все те же, да и разговоры все о том же - о сотрудничестве с педагогами школы. В чем оно заключается? Не подменяется ли "библиотечное" дело "преподавательским" с связи с введением в школах новой должности?


Валентина Тарасенко, библиотекарь:
С ребятами буду учиться вместе создавать интерактивные плакаты. Жаль только одно, занятия по формированию информационной грамотности в нашей студии проходят один раз в неделю, по субботам. За таким активным процессом не поспеваем. А для себя потихоньку учимся. Пока создали блоги, стали выкладывать творческие работы. Они у меня сочинительством занимаются. Пишут книги, рассказы. Несколько девочек 4-5 классов.

Елена Ястребцева:
Добрый день! Отлично - если занятия с ребятами в студии! Я вот смотрю, что особо приоритетным для себя считают зарубежные библиотекари, и вижу, что - сотрудничество с библиотекарями! То есть, это я к тому, что любую работу библиотекаря по формированию/развитию информационной грамотности школьников можно и нужно увязывать с деятельностью учителей, тогда, возможно, работать будет проще.

Валентина Тарасенко, библиотекарь:
Да, Елена Николаевна, я видела ссылку про критерии эффективности работы библиотекарей за рубежом. Отметила, что отмечается связь с педагогом. Успела поразмышлять на эту тему. Мои "размышлизмы", как говорит Подъяпольская, такие:

1. Эта связь такая тесная, что многие педагоги становятся (назначаются) библиотекарями. Лично мне это не нравится. Перед глазами опыт многих школьных библиотек. Приходят не профессионалы. Учитель со стажем он остается учителем. У него это уже в крови, вошло в привычку. Он оценивает ребенка, учит. Библиотекарь же по сути не оценивает, он слушает, вставляет свое мнение, направляет, развивает, советует и пр. У библиотекаря в крови показать как можно больше информации. Поставить флажки по всему фонду (виртуальному и фактическому): иди сюда, здесь еще, а тут что!, а вот тут!!!! и т.д.

2. Очень не ровно дышу, когда библиотекари школьные берут уроки, классное руководство и ведут их. Понятное дело для денег. Ведь жить надо на что-то. Почему переживаю? Страдает библиотека. В таком случае библиотекарь занят уроками, его голова, мозг совершенно поглощен урочными вопросами: выставлением оценок, двойками, плохим поведением учеников. А в библиотеке он гость. Библиотека в таком случае часто закрыта, (учитель на уроке). А потом он настолько вымотан, что кое - как сделает самое необходимое и все . Рабочий день закончился. Ему некогда подумать о развитии библиотеке, о привлечении читателей, на подсознании у него "Лучше бы никто не ходил". Таким образом мы выхолащиваем нашу профессию сами. Перед глазами примеры из жизни. Вижу и такое: учитель ведет предмет, например русский, историю . Что нарабатываю на уроке, применимо и для библиотечной отчетности. Вот вам и мероприятие, и проект, и участников полно. Ребята заинтересованы, получат оценку. А просто школьному библиотекарю надо быть настолько интересным, что бы ребята к нему потянулись, захотели участвовать там и там, да не за оценку.
Хорош этот метод в малокомплектных школах.

3. Конкуренция с учителем. Очень часто учителя боятся потерять свое место работы.

4. У меня получилась партнерская работа с учителем литературы, технологии, и др. Нам бы свою педагогическую составляющую библиотечной профессии не потерять. Смотрю по Викисибириаде, как много интересного: читательский дневник, эти плакаты интерактивные. Все прям наше, библиотечное. Только как все успеть? Переживаю за своих коллег, у которых еще нет Интернета. Некоторые ждут, когда их отправят на курсы, чему-то научат. Удивляет позиция многих библиотекарей "Все мне должны", научить, подать, предоставить. Рабочее место, условия труда - согласна должны. А вот какой ты специалист - находится в твоей компетенции. Кое-кто не может купить себе флешку для работы, говорит "Пусть школа покупает". А с этой флешкой ты сам себя будешь увереннее чувствовать, тебе облегчение в работе. Либо ты конкурентно способен, либо...
3. Есть и хорошие примеры...

Елена Астапенко, методист (из комментариев к вышеназванномупосту в блоге Педагог-библиотекарь):
Сотрудничество школьных библиотекарей и учителей - в проведении мероприятий, организации выставок, подборе источников?
* педагогическая работа школьного библиотекаря - уроки?
* вклад школьного библиотекаря в совершенствование обучения - сетевые программы, сервисы?
* оценка работ школьников - на конкурсах, акциях?
* продвижении чтения?
* участии школьного библиотекаря в разработке учебных программ - учебная программа ОУ или предмета?

В России, следует очень четко прописывать все этапы деятельности и объяснять "что мы конкретно имели в виду", особенно, что касается нового!

Елена Ястребцева:
Ой, болевой оказалась проблема - сотрудничество педагогов и библиотекарей в школе! Многие библиотекари школ при поддержке продвинутых директоров уже решают эту проблему, разрабатывая совместные программы развития школы, поддержки именно учебного процесса! мы уже видели Программу развития своей библиотеки, которую разрабатывала Елена Белан
Снова мы возвращается к осмыслению своего места в школе как БИБЛИОТЕКАРЯ и как ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ!

Комментарии

  1. Под каждым словом Валентины подписываюсь! Не очень любят дети, когда в библиотеке учитель работает - из не официального общения с читателями.
    От оценивания сложно отойти, урочная деятельность, а библиотека закрыта, да и отношения не такие уже доверительные, как с библиотекарем - это правда!
    Сложная тема и зависит от конкретного человека и его мироощущения в профессии, что ли...
    Есть у нас в городе зав. библиотеками на которых и библиотека и уроки и Хронограф и общественная работа в городе - они как выжатые лимоны и еще в конкурсах с детьми участвуют. Когда успевают? Не знаю! но, каждый год перед отпуском неизменное: "Все не могу больше, ухожу". И так каждый год. Сложно, потому как здоровье страдает, а оно не железное, поэтому и ругаюсь и такими постоянно, но любя и понимая все...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, да, здоровье не железное, но и современный информационно библиотечный центр (по ФГОС) - это переросшая себя библиотека, где обязательно должны быть кроме БИБЛИОТЕКАРЯ технические специалисты, помощники. Мне понравилось в зарубежном последнем опыте, представившем свои точки оценивания работы библиотек школ - вот просто бери и без лишних проволочек действуй! Вот тебе и документ! Но у нас ведь все не так... Замотают, заболтают, напишут что-то нечленораздельное (с красивыми, конечно, словами о духовности), а дела не будет

      Удалить
  2. в нашей гимназии библиотека активно сотрудничает с кафедрой литературы. У нас есть ряд проектов на тему "патриотическое воспитание:сотрудничество библиотеки,учителей,родителей". С отчетом мы выступали на всероссийской конференции,которая проходила в ноябре в нашей гимназии. На своем блоге опубликую презентацию с конференции

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, зДорово, когда есть понимание и сотрудничество в родных школьных стенах! Презентацию будем ждать - опыт очень интересен!

      Удалить
  3. Валентина Николаевна не в бровь, а в глаз сказала! 100+
    Добавить нечего....
    И Лена правильно пишет и про "чётко прописывать", и про "выжатые лимоны"....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Михайловна, тут еще раз заглянула в зарубежный опыт. "Школьный библиотекарь-педагог, библиотекарь-медиаспециалист - степень магистра библиотековедения и информатики, полученной в дополнение к ученой степени по к.-л. гуманитарной дисциплине (6-8 лет обучения)..." Думаю, что и отношение еще и поэтому другое. Общество по-другому воспринимает библиотекаря

      Удалить
  4. Огромное спасибо Валентине Тарасенко, поднявшей в гугл-группе Библио-Медиа и заострившей этот важнейший вопрос, не решив который, библиотекари так и будут загружать себя всем чем угодно, не находя поджержки. А ведь от того, как развивается информационная грамотность и культура подростков зависит качество его обучения. Союз и сотворчество учителя и библиотекаря просто необходим новой школе, а то так и будем как в песне - "без тебя... лететь с одним крылом"

    ОтветитьУдалить
  5. Да, Елена Николаевна, я Вас полностью поддерживаю. Я когда-то писала у себя в блоге о таких библиотекарях, у кого можно позаимствовать опыт. Библиотекарь и учитель — сотрудничество, сотворчество, содружество! - http://biblio75.blogspot.com/2010/12/blog-post_23.html

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о