К основному контенту

Весенние разговоры библиотекарей: В чем же заключается сотрудничество с педагогами?!


Вот и новая весна пришла... А проблемы библиотечные все те же, да и разговоры все о том же - о сотрудничестве с педагогами школы. В чем оно заключается? Не подменяется ли "библиотечное" дело "преподавательским" с связи с введением в школах новой должности?


Валентина Тарасенко, библиотекарь:
С ребятами буду учиться вместе создавать интерактивные плакаты. Жаль только одно, занятия по формированию информационной грамотности в нашей студии проходят один раз в неделю, по субботам. За таким активным процессом не поспеваем. А для себя потихоньку учимся. Пока создали блоги, стали выкладывать творческие работы. Они у меня сочинительством занимаются. Пишут книги, рассказы. Несколько девочек 4-5 классов.

Елена Ястребцева:
Добрый день! Отлично - если занятия с ребятами в студии! Я вот смотрю, что особо приоритетным для себя считают зарубежные библиотекари, и вижу, что - сотрудничество с библиотекарями! То есть, это я к тому, что любую работу библиотекаря по формированию/развитию информационной грамотности школьников можно и нужно увязывать с деятельностью учителей, тогда, возможно, работать будет проще.

Валентина Тарасенко, библиотекарь:
Да, Елена Николаевна, я видела ссылку про критерии эффективности работы библиотекарей за рубежом. Отметила, что отмечается связь с педагогом. Успела поразмышлять на эту тему. Мои "размышлизмы", как говорит Подъяпольская, такие:

1. Эта связь такая тесная, что многие педагоги становятся (назначаются) библиотекарями. Лично мне это не нравится. Перед глазами опыт многих школьных библиотек. Приходят не профессионалы. Учитель со стажем он остается учителем. У него это уже в крови, вошло в привычку. Он оценивает ребенка, учит. Библиотекарь же по сути не оценивает, он слушает, вставляет свое мнение, направляет, развивает, советует и пр. У библиотекаря в крови показать как можно больше информации. Поставить флажки по всему фонду (виртуальному и фактическому): иди сюда, здесь еще, а тут что!, а вот тут!!!! и т.д.

2. Очень не ровно дышу, когда библиотекари школьные берут уроки, классное руководство и ведут их. Понятное дело для денег. Ведь жить надо на что-то. Почему переживаю? Страдает библиотека. В таком случае библиотекарь занят уроками, его голова, мозг совершенно поглощен урочными вопросами: выставлением оценок, двойками, плохим поведением учеников. А в библиотеке он гость. Библиотека в таком случае часто закрыта, (учитель на уроке). А потом он настолько вымотан, что кое - как сделает самое необходимое и все . Рабочий день закончился. Ему некогда подумать о развитии библиотеке, о привлечении читателей, на подсознании у него "Лучше бы никто не ходил". Таким образом мы выхолащиваем нашу профессию сами. Перед глазами примеры из жизни. Вижу и такое: учитель ведет предмет, например русский, историю . Что нарабатываю на уроке, применимо и для библиотечной отчетности. Вот вам и мероприятие, и проект, и участников полно. Ребята заинтересованы, получат оценку. А просто школьному библиотекарю надо быть настолько интересным, что бы ребята к нему потянулись, захотели участвовать там и там, да не за оценку.
Хорош этот метод в малокомплектных школах.

3. Конкуренция с учителем. Очень часто учителя боятся потерять свое место работы.

4. У меня получилась партнерская работа с учителем литературы, технологии, и др. Нам бы свою педагогическую составляющую библиотечной профессии не потерять. Смотрю по Викисибириаде, как много интересного: читательский дневник, эти плакаты интерактивные. Все прям наше, библиотечное. Только как все успеть? Переживаю за своих коллег, у которых еще нет Интернета. Некоторые ждут, когда их отправят на курсы, чему-то научат. Удивляет позиция многих библиотекарей "Все мне должны", научить, подать, предоставить. Рабочее место, условия труда - согласна должны. А вот какой ты специалист - находится в твоей компетенции. Кое-кто не может купить себе флешку для работы, говорит "Пусть школа покупает". А с этой флешкой ты сам себя будешь увереннее чувствовать, тебе облегчение в работе. Либо ты конкурентно способен, либо...
3. Есть и хорошие примеры...

Елена Астапенко, методист (из комментариев к вышеназванномупосту в блоге Педагог-библиотекарь):
Сотрудничество школьных библиотекарей и учителей - в проведении мероприятий, организации выставок, подборе источников?
* педагогическая работа школьного библиотекаря - уроки?
* вклад школьного библиотекаря в совершенствование обучения - сетевые программы, сервисы?
* оценка работ школьников - на конкурсах, акциях?
* продвижении чтения?
* участии школьного библиотекаря в разработке учебных программ - учебная программа ОУ или предмета?

В России, следует очень четко прописывать все этапы деятельности и объяснять "что мы конкретно имели в виду", особенно, что касается нового!

Елена Ястребцева:
Ой, болевой оказалась проблема - сотрудничество педагогов и библиотекарей в школе! Многие библиотекари школ при поддержке продвинутых директоров уже решают эту проблему, разрабатывая совместные программы развития школы, поддержки именно учебного процесса! мы уже видели Программу развития своей библиотеки, которую разрабатывала Елена Белан
Снова мы возвращается к осмыслению своего места в школе как БИБЛИОТЕКАРЯ и как ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ!

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...