К основному контенту

Полгода жизни с ВикиСибириадой


С октября месяца существует проект, который много дал мне лично и, как я надеюсь, многим его участникам. Хочется об этом рассказать...

Что такое ВикиСибириада
Этот региональный краеведческий вики-ресурс с доступными широкому кругу пользователей материалами, созданный при поддержке Фонда Прохорова, начал функционировать в октябре 2011 года. Основной своей целью проект, рассчитанный на поддержку в течение одного года, провозгласил создание обучающей вики-среды краеведческой направленности для формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, гражданственности, причастности к своей истории, культуре, языку. Автор проекта и грантополучатель – Новосибирская областная библиотека им. А.М.Горького (руководитель Е.Смутнева, консультант – координатор «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН Е.Ястребцева) предположили, что эта вики-среда будет способствовать коллективному взаимодействию библиотекарей, педагогов, детей и подростков школьного возраста, приучению их к совместной полезной деятельности с документальными материалами историко-краеведческой направленности.

Чего удалось достичь за полгода становления и развития проекта
За прошедшие полгода смело можно сказать, что проект состоялся и стал средой успешного взаимодействия библиотекарей, работающих с детьми, школьных педагогов и подрастающего поколения разных возрастных групп (от детей от 6 лет, которые вместе с родителями участвуют в проектах и конкурсах вики, до старшеклассников-читателей детских библиотек). К факторам успешности можно отнести такие:

  • Более 1000 участников активно действуют на вики – взрослых и школьников
  • Более 100 детских библиотекарей Сибири прошли двухмесячное дистанционное обучение, передавая свои знания и умения коллегам и детям-читателям
  • Взрослые участники систематически продолжают осваивать все новые и новые социальные сервисы Веб 2.0 и новые для себя формы сетевой библиотечной и педагогической деятельности с их применением работая в Мастерских
  • Более 60-ти литературных вики-проектов разработано библиотекарями, часть из которых уже завершена
  • В более чем 20-ти вики-конкурсах принимают участие дети и подростки сибирских городов, в рамках которых на вики-страничках рассказывают пронзительные истории своих семей, о семейных традициях и реликвиях, об играх, которые вспоминают деды, местопримечательностях Сибири, об известных сибиряках и др., применяя возможности социальных сервисов – Ленты времени, Ментальные карты, 3D-книги и пр.
  • Библиотекари-участники проекта создают свои портфолио на страничках Участников, вики-странички своих библиотек, размещают виртуальные книжные выставки, создают буктрейлеры, вики-газеты, электронные читательские дневники (наравне со своими детьми-читателями), разрабатывают темы и вопросы для самостоятельных литературных исследований для своих читателей, проводят Дни цифровой грамотности в своих библиотеках, разрабатывают опросники для библиотечных исследований
  • Педагоги и библиотекари принимают участие в вебинарах, скайп-конференциях, мастерских - учатся делиться знаниями и совершать коллективные действия в сети, проводить занятия по безопасной работе в Интернете и соблюдению авторского права


Почему для проекта была выбрана именно вики-среда
На чем следует выстраивать всю деятельность, связанную с краеведением и библиотечной/ педагогической деятельностью с детьми? На чем следует остановить свой выбор - на блогосфере или викисфере, как открытых средах для реализации целей и задач проекта? – Эти вопросы занимали авторов при разработке проекта. Понимание постепенного перехода общества в воспитании подрастающего поколения от знаниево-просветительской парадигмы «человека знающего» к новой личностной парадигме «человека, подготовленного к жизнедеятельности», помогло авторам проекта определиться в своем выборе. Сегодняшние подростки-школьники хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно.

Оттолкнувшись от «сообщающего обучения», возможного и в большей степени присущего блогосфере, авторы проекта сделали выбор в сторону создания образовательной вики-среды для сетевой поддержки творчества и образования библиотекарей, педагогов и детей/подростков-читателей библиотек/учащихся школ, среды, комфортной для самостоятельных действий при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать сообща, способствовать самостоятельному познанию, размышлениям и рефлексии, являющейся копилкой достижений каждого участника.

Преимущества вики-среды:

  • направленность на коллективные действия и совместную работу
  • возможность соединения, сопряжения специализированных узлов и источников знаний («знание – в связях и отношениях»)
  • возможность формирования самостоятельного мышления (видеть связи между областями, идеями и концепциями)
  • зона ближайшего развития (подростков-читателей)
  • систематическое приобретение новых умений
  • отучение от копипаста (во многом присущего блогосфере)
  • общение с «умными» людьми (все – на равных)
  • возможность стать «экспертами» (даже подросткам)


На что ориентируемся в формах работы с детьми/подростками в ВикиСибириаДе
Практика присутствия множества взрослых участников в викисреде подтвердила наши ожидания - они стали проявлять новый стиль поведения в Сети:

  • помогая друг другу, детям и подросткам, консультировали их через странички Обсуждения, исправляли ошибки участников-детей и коллег;
  • разрабатывая свои виртуальные занятия по безопасной культуре поведения в Сети и делясь ими с коллегами, тем самым вносили свой собственный вклад в развитие медиа- и цифровой культуры;
  • активно обсуждая и вежливо критикуя, наблюдали за тем, как что-то делают другие;
  • стараясь быть точнее в совместном редактировании, конструировании и классификации, не боялись демонстрировать свои черновые записи;
  • стараясь приносить пользу другим участникам проекта, учились заботиться о других людях;
  • гордясь тем, что их материалы брали и использовали коллеги, с удовольствием размещали информацию и ссылки на них;
  • постоянно самостоятельно конструируя (и позже - консультируя детей) в цифровой среде объекты и встраивая в вики гугл-карты, презентации, 3D-книги, альбомы Picasa, видео и др., формировали свою медиаграмотность и компетентность;

Проект нашел признание - в Президентском гранте, в Губернаторских грантах и предложении от Фонда Прохорова продолжать работу над проектом.


Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...