К основному контенту

Полгода жизни с ВикиСибириадой


С октября месяца существует проект, который много дал мне лично и, как я надеюсь, многим его участникам. Хочется об этом рассказать...

Что такое ВикиСибириада
Этот региональный краеведческий вики-ресурс с доступными широкому кругу пользователей материалами, созданный при поддержке Фонда Прохорова, начал функционировать в октябре 2011 года. Основной своей целью проект, рассчитанный на поддержку в течение одного года, провозгласил создание обучающей вики-среды краеведческой направленности для формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, гражданственности, причастности к своей истории, культуре, языку. Автор проекта и грантополучатель – Новосибирская областная библиотека им. А.М.Горького (руководитель Е.Смутнева, консультант – координатор «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН Е.Ястребцева) предположили, что эта вики-среда будет способствовать коллективному взаимодействию библиотекарей, педагогов, детей и подростков школьного возраста, приучению их к совместной полезной деятельности с документальными материалами историко-краеведческой направленности.

Чего удалось достичь за полгода становления и развития проекта
За прошедшие полгода смело можно сказать, что проект состоялся и стал средой успешного взаимодействия библиотекарей, работающих с детьми, школьных педагогов и подрастающего поколения разных возрастных групп (от детей от 6 лет, которые вместе с родителями участвуют в проектах и конкурсах вики, до старшеклассников-читателей детских библиотек). К факторам успешности можно отнести такие:

  • Более 1000 участников активно действуют на вики – взрослых и школьников
  • Более 100 детских библиотекарей Сибири прошли двухмесячное дистанционное обучение, передавая свои знания и умения коллегам и детям-читателям
  • Взрослые участники систематически продолжают осваивать все новые и новые социальные сервисы Веб 2.0 и новые для себя формы сетевой библиотечной и педагогической деятельности с их применением работая в Мастерских
  • Более 60-ти литературных вики-проектов разработано библиотекарями, часть из которых уже завершена
  • В более чем 20-ти вики-конкурсах принимают участие дети и подростки сибирских городов, в рамках которых на вики-страничках рассказывают пронзительные истории своих семей, о семейных традициях и реликвиях, об играх, которые вспоминают деды, местопримечательностях Сибири, об известных сибиряках и др., применяя возможности социальных сервисов – Ленты времени, Ментальные карты, 3D-книги и пр.
  • Библиотекари-участники проекта создают свои портфолио на страничках Участников, вики-странички своих библиотек, размещают виртуальные книжные выставки, создают буктрейлеры, вики-газеты, электронные читательские дневники (наравне со своими детьми-читателями), разрабатывают темы и вопросы для самостоятельных литературных исследований для своих читателей, проводят Дни цифровой грамотности в своих библиотеках, разрабатывают опросники для библиотечных исследований
  • Педагоги и библиотекари принимают участие в вебинарах, скайп-конференциях, мастерских - учатся делиться знаниями и совершать коллективные действия в сети, проводить занятия по безопасной работе в Интернете и соблюдению авторского права


Почему для проекта была выбрана именно вики-среда
На чем следует выстраивать всю деятельность, связанную с краеведением и библиотечной/ педагогической деятельностью с детьми? На чем следует остановить свой выбор - на блогосфере или викисфере, как открытых средах для реализации целей и задач проекта? – Эти вопросы занимали авторов при разработке проекта. Понимание постепенного перехода общества в воспитании подрастающего поколения от знаниево-просветительской парадигмы «человека знающего» к новой личностной парадигме «человека, подготовленного к жизнедеятельности», помогло авторам проекта определиться в своем выборе. Сегодняшние подростки-школьники хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно.

Оттолкнувшись от «сообщающего обучения», возможного и в большей степени присущего блогосфере, авторы проекта сделали выбор в сторону создания образовательной вики-среды для сетевой поддержки творчества и образования библиотекарей, педагогов и детей/подростков-читателей библиотек/учащихся школ, среды, комфортной для самостоятельных действий при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать сообща, способствовать самостоятельному познанию, размышлениям и рефлексии, являющейся копилкой достижений каждого участника.

Преимущества вики-среды:

  • направленность на коллективные действия и совместную работу
  • возможность соединения, сопряжения специализированных узлов и источников знаний («знание – в связях и отношениях»)
  • возможность формирования самостоятельного мышления (видеть связи между областями, идеями и концепциями)
  • зона ближайшего развития (подростков-читателей)
  • систематическое приобретение новых умений
  • отучение от копипаста (во многом присущего блогосфере)
  • общение с «умными» людьми (все – на равных)
  • возможность стать «экспертами» (даже подросткам)


На что ориентируемся в формах работы с детьми/подростками в ВикиСибириаДе
Практика присутствия множества взрослых участников в викисреде подтвердила наши ожидания - они стали проявлять новый стиль поведения в Сети:

  • помогая друг другу, детям и подросткам, консультировали их через странички Обсуждения, исправляли ошибки участников-детей и коллег;
  • разрабатывая свои виртуальные занятия по безопасной культуре поведения в Сети и делясь ими с коллегами, тем самым вносили свой собственный вклад в развитие медиа- и цифровой культуры;
  • активно обсуждая и вежливо критикуя, наблюдали за тем, как что-то делают другие;
  • стараясь быть точнее в совместном редактировании, конструировании и классификации, не боялись демонстрировать свои черновые записи;
  • стараясь приносить пользу другим участникам проекта, учились заботиться о других людях;
  • гордясь тем, что их материалы брали и использовали коллеги, с удовольствием размещали информацию и ссылки на них;
  • постоянно самостоятельно конструируя (и позже - консультируя детей) в цифровой среде объекты и встраивая в вики гугл-карты, презентации, 3D-книги, альбомы Picasa, видео и др., формировали свою медиаграмотность и компетентность;

Проект нашел признание - в Президентском гранте, в Губернаторских грантах и предложении от Фонда Прохорова продолжать работу над проектом.


Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: