К основному контенту

Полгода жизни с ВикиСибириадой


С октября месяца существует проект, который много дал мне лично и, как я надеюсь, многим его участникам. Хочется об этом рассказать...

Что такое ВикиСибириада
Этот региональный краеведческий вики-ресурс с доступными широкому кругу пользователей материалами, созданный при поддержке Фонда Прохорова, начал функционировать в октябре 2011 года. Основной своей целью проект, рассчитанный на поддержку в течение одного года, провозгласил создание обучающей вики-среды краеведческой направленности для формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, гражданственности, причастности к своей истории, культуре, языку. Автор проекта и грантополучатель – Новосибирская областная библиотека им. А.М.Горького (руководитель Е.Смутнева, консультант – координатор «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН Е.Ястребцева) предположили, что эта вики-среда будет способствовать коллективному взаимодействию библиотекарей, педагогов, детей и подростков школьного возраста, приучению их к совместной полезной деятельности с документальными материалами историко-краеведческой направленности.

Чего удалось достичь за полгода становления и развития проекта
За прошедшие полгода смело можно сказать, что проект состоялся и стал средой успешного взаимодействия библиотекарей, работающих с детьми, школьных педагогов и подрастающего поколения разных возрастных групп (от детей от 6 лет, которые вместе с родителями участвуют в проектах и конкурсах вики, до старшеклассников-читателей детских библиотек). К факторам успешности можно отнести такие:

  • Более 1000 участников активно действуют на вики – взрослых и школьников
  • Более 100 детских библиотекарей Сибири прошли двухмесячное дистанционное обучение, передавая свои знания и умения коллегам и детям-читателям
  • Взрослые участники систематически продолжают осваивать все новые и новые социальные сервисы Веб 2.0 и новые для себя формы сетевой библиотечной и педагогической деятельности с их применением работая в Мастерских
  • Более 60-ти литературных вики-проектов разработано библиотекарями, часть из которых уже завершена
  • В более чем 20-ти вики-конкурсах принимают участие дети и подростки сибирских городов, в рамках которых на вики-страничках рассказывают пронзительные истории своих семей, о семейных традициях и реликвиях, об играх, которые вспоминают деды, местопримечательностях Сибири, об известных сибиряках и др., применяя возможности социальных сервисов – Ленты времени, Ментальные карты, 3D-книги и пр.
  • Библиотекари-участники проекта создают свои портфолио на страничках Участников, вики-странички своих библиотек, размещают виртуальные книжные выставки, создают буктрейлеры, вики-газеты, электронные читательские дневники (наравне со своими детьми-читателями), разрабатывают темы и вопросы для самостоятельных литературных исследований для своих читателей, проводят Дни цифровой грамотности в своих библиотеках, разрабатывают опросники для библиотечных исследований
  • Педагоги и библиотекари принимают участие в вебинарах, скайп-конференциях, мастерских - учатся делиться знаниями и совершать коллективные действия в сети, проводить занятия по безопасной работе в Интернете и соблюдению авторского права


Почему для проекта была выбрана именно вики-среда
На чем следует выстраивать всю деятельность, связанную с краеведением и библиотечной/ педагогической деятельностью с детьми? На чем следует остановить свой выбор - на блогосфере или викисфере, как открытых средах для реализации целей и задач проекта? – Эти вопросы занимали авторов при разработке проекта. Понимание постепенного перехода общества в воспитании подрастающего поколения от знаниево-просветительской парадигмы «человека знающего» к новой личностной парадигме «человека, подготовленного к жизнедеятельности», помогло авторам проекта определиться в своем выборе. Сегодняшние подростки-школьники хотят не только получать учебную информацию, но и создавать ее самостоятельно.

Оттолкнувшись от «сообщающего обучения», возможного и в большей степени присущего блогосфере, авторы проекта сделали выбор в сторону создания образовательной вики-среды для сетевой поддержки творчества и образования библиотекарей, педагогов и детей/подростков-читателей библиотек/учащихся школ, среды, комфортной для самостоятельных действий при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать сообща, способствовать самостоятельному познанию, размышлениям и рефлексии, являющейся копилкой достижений каждого участника.

Преимущества вики-среды:

  • направленность на коллективные действия и совместную работу
  • возможность соединения, сопряжения специализированных узлов и источников знаний («знание – в связях и отношениях»)
  • возможность формирования самостоятельного мышления (видеть связи между областями, идеями и концепциями)
  • зона ближайшего развития (подростков-читателей)
  • систематическое приобретение новых умений
  • отучение от копипаста (во многом присущего блогосфере)
  • общение с «умными» людьми (все – на равных)
  • возможность стать «экспертами» (даже подросткам)


На что ориентируемся в формах работы с детьми/подростками в ВикиСибириаДе
Практика присутствия множества взрослых участников в викисреде подтвердила наши ожидания - они стали проявлять новый стиль поведения в Сети:

  • помогая друг другу, детям и подросткам, консультировали их через странички Обсуждения, исправляли ошибки участников-детей и коллег;
  • разрабатывая свои виртуальные занятия по безопасной культуре поведения в Сети и делясь ими с коллегами, тем самым вносили свой собственный вклад в развитие медиа- и цифровой культуры;
  • активно обсуждая и вежливо критикуя, наблюдали за тем, как что-то делают другие;
  • стараясь быть точнее в совместном редактировании, конструировании и классификации, не боялись демонстрировать свои черновые записи;
  • стараясь приносить пользу другим участникам проекта, учились заботиться о других людях;
  • гордясь тем, что их материалы брали и использовали коллеги, с удовольствием размещали информацию и ссылки на них;
  • постоянно самостоятельно конструируя (и позже - консультируя детей) в цифровой среде объекты и встраивая в вики гугл-карты, презентации, 3D-книги, альбомы Picasa, видео и др., формировали свою медиаграмотность и компетентность;

Проект нашел признание - в Президентском гранте, в Губернаторских грантах и предложении от Фонда Прохорова продолжать работу над проектом.


Комментарии

  1. Успешное проектное решение, а для многих удачный старт в освоении дванольных технологий.
    Я до сих пор осваиваю Вики, но с таким увлечением и интересом удается только благодаря краеведческой направленности ВикиСибириады, другие вики проекты были не так удачны.
    Спасибо, за отличное воплощение идей коллективного творчества и дальнейших успехов!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо за высокую оценку наших совместных с многими детскими библиотекарями и педагогами усилий по развитию проекта. Вы правы, всегда в образовательных проектах, связанных с технологиями, должна быть превалирующая педагогическая идея. Здесь она краеведческой направленности, но посмотрите, как много смогли освоить библиотекари и дети - это и разнообразные сервисы, и формы и приемы библиотечной работы, выглядящие совершенно по-новому и развивающиеся в Сети, и виды библиотечной деятельности, совершенно новые для библиотек. Так что, надеюсь, проект будет развиваться и дальше, формируя новое сознание библиотекаря и меняя ее в соответствии с требованиями времени, в соответствии с новыми потребностями. А мы ждем ваш Мастер-класс по блогостроению для участников той же вики!

    ОтветитьУдалить
  3. Дорогое для меня мнение Натальи Кубрак - активной участницы ВикиСибириаДы "по теме" в FaceBook(ну просто не могла здесь не разместить!): Оглядываясь назад,понимаю,насколько много я приобрела с приходом в ВикиСибириаду.Сколько всего узнала, сколькому научилась. Создается ощущение, что передо мной открыты все дороги...

    ОтветитьУдалить
  4. От имени сотрудников Колыванской централизованной системы хочется сказать спасибо всем преподавателям дистанционных курсов и организаторам конкурсов ВикиСибириаДы: Е.Н. Ястребцевой, В.П. Короповской и конечно же Е.Г. Смутневой. На протяжении нашего полугодового взаимодействия вы всегда оставались нашей опорой и поддержкой. Мы достигли многого и не собираемся останавливаться. Нам еще многому предстоит научиться и мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и искренне желаем вам творческих успехов и процветания

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я рада такому оптимистическому настрою! Сама по натуре оптимист и "зажигатель" по жизни, всегда расстраиваюсь, когда встречаю на первом этапе "неверия" в проект или в самого себя "осликов Иа-Иа"... И безумно радуюсь, когда удается пересечь барьер, разъединяющий "веру" и "неверие", когда вдруг видишь, как состояние "Иа-Иа" переходит в "ура-ура!" и дальше - воплощается в море идей и их реализацию

      Удалить
  5. Сегодня зарегистрировалась для участие в проекте. Прочитала ваши комментарии и поняла, что правильно сделала. Надеюсь, что скоро и я смогу оценить участие в этом проекте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ираида Дмитриевна, спасибо за оценку, а главное - за то, что этот пост укрепил Вас в Вашем желании учиться. Что-то я забросила свой блог - давно в нем не писала. Надо собраться и продолжить освещать ход работы над проектом

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.