К основному контенту

Пора обновить «ментальный браузер» своего доцифрового мышления

В библиотечной блогосфере хорошее прибавление - появился блог Елены Ивановой Педагог-библиотекарь. Автор пытается разобраться в своих сообщениях в том, что же изменилось с изменением статуса библиотекаря школы, как ему менять свою работу, и в чем, собственно, суть педагогической "ипостаси" библиотечной деятельности?

В одном из постов автор приводит некоторые мысли специалиста в области развития школьных библиотек Джуди О'Коннелл, которую и я очень люблю цитировать, показавшиеся важным озвучить именно сейчас, когда библиотекари школ, перешедшие на другую должность - педагога-библиотекаря, находятся в некоторой растерянности и задаются извечным на Руси вопросом: ЧТО ДЕЛАТЬ?!

Эти мысли натолкнули и меня на очередные размышления по поводу той "чуши", что происходит сегодня в библиотечном школьном деле - не от вдруг снизившихся зарплат школьного библиотекаря, не от того, что теперь он не зав. библиотекой и пр., а прежде всего, от того, что, похоже, полная непроработка новой должности педагога-библиотекаря до принятия ее в законодательном плане (да впрочем и после тоже!) привела к тому, что многие из них (кто имеет высшее образование) занялись разработкой учебных программ обучения школьников, планируя встать за кафедру в классе у доски!

Мне-то всегда представлялся библиотекарь-педагог, который в своей библиотеке и виртуально консультирует, помогает, ищет вместе с ними необходимое для учебы, проектов, исследований! Но уж никак не стоит за кафедрой у доски и снова занимается тем, что дает основы библиотечно-библиографической грамотности, пусть даже и на новом витке развития технологий!!! Прямо так и вижу - класс, наполненный склонившимися головами несчастных подростков, которые ждут момента, когда они из этого пыльного класса (7-ой урок?), где их снова УЧАТ чему-то там... побегут к своему компьютеру, чтобы, выполняя учебные задания, забыть все, что происходило на очередном библиотечном "УРОКЕ". Заметьте, не в библиотеку побегут - чтобы задание выполнить, чтобы проконсультироваться со специалистом, который поможет найти необходимое и проконсультирует как лучше представить результаты для урока, а домой к компютеру, в компьютерный клуб, к друзьям, у которых отличный доступ к интернет....

Ну изменились пользователи библиотек, они уже не давно не просто "тихие" читатели! Они сами изменились, изменились и их потребности. Уже пора смело смотреть на эту ситуацию и пытаться ее разруливать в соответствии с изменениями в школьниках и их потребностях! Вот что пишет Т. Фрей о произошедших изменениях:

"Уже сегодня пользователи библиотек меняются: они переходят от потребителей информации к производителям информации. Читатели становятся писателями, аудио-слушатели - композиторами, аудио и видео-наблюдатели - видео-производителями. Библиотеки должны начать предлагать доступ к этим «средствам производства»

Что пишет Джуди О'Коннелл

Каждый должен качественно выполнять СВОЮ работу
Все изменения должны происходить в первую очередь в головах.

Библиотекари должны обновить собственный «ментальный браузер» своего доцифрового мышления. Библиотекарям нужно уметь получать доступ к информации. Им нужно знать, как найти и сделать доступной информацию для других. Библиотекари должны помочь учителям понять особенности детского чтения, важность формирования информационной грамотности и навыков поиска информации в мире интернета.

Руководителям школ надо понимать, что все изменения, которые вводятся в учебных программах и считаются инновационными (такие, как новые виды организации учебных пространств, использование технических инструментов, мобильных устройств и т.д.) являются не более чем пустой блестящей безделушкой, игрушкой. Которая, кстати, вполне может быть раздавлена следующей версией интернета. Все истинные изменения - глубже...

Может быть, начнем работу не с разработки своих программ обучения, а с Программ развития информационно-библиотечных центров в школах?! Вот пример такой программы, которую разработала Елена Белан из простой сельской школы

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...