К основному контенту

Пора обновить «ментальный браузер» своего доцифрового мышления

В библиотечной блогосфере хорошее прибавление - появился блог Елены Ивановой Педагог-библиотекарь. Автор пытается разобраться в своих сообщениях в том, что же изменилось с изменением статуса библиотекаря школы, как ему менять свою работу, и в чем, собственно, суть педагогической "ипостаси" библиотечной деятельности?

В одном из постов автор приводит некоторые мысли специалиста в области развития школьных библиотек Джуди О'Коннелл, которую и я очень люблю цитировать, показавшиеся важным озвучить именно сейчас, когда библиотекари школ, перешедшие на другую должность - педагога-библиотекаря, находятся в некоторой растерянности и задаются извечным на Руси вопросом: ЧТО ДЕЛАТЬ?!

Эти мысли натолкнули и меня на очередные размышления по поводу той "чуши", что происходит сегодня в библиотечном школьном деле - не от вдруг снизившихся зарплат школьного библиотекаря, не от того, что теперь он не зав. библиотекой и пр., а прежде всего, от того, что, похоже, полная непроработка новой должности педагога-библиотекаря до принятия ее в законодательном плане (да впрочем и после тоже!) привела к тому, что многие из них (кто имеет высшее образование) занялись разработкой учебных программ обучения школьников, планируя встать за кафедру в классе у доски!

Мне-то всегда представлялся библиотекарь-педагог, который в своей библиотеке и виртуально консультирует, помогает, ищет вместе с ними необходимое для учебы, проектов, исследований! Но уж никак не стоит за кафедрой у доски и снова занимается тем, что дает основы библиотечно-библиографической грамотности, пусть даже и на новом витке развития технологий!!! Прямо так и вижу - класс, наполненный склонившимися головами несчастных подростков, которые ждут момента, когда они из этого пыльного класса (7-ой урок?), где их снова УЧАТ чему-то там... побегут к своему компьютеру, чтобы, выполняя учебные задания, забыть все, что происходило на очередном библиотечном "УРОКЕ". Заметьте, не в библиотеку побегут - чтобы задание выполнить, чтобы проконсультироваться со специалистом, который поможет найти необходимое и проконсультирует как лучше представить результаты для урока, а домой к компютеру, в компьютерный клуб, к друзьям, у которых отличный доступ к интернет....

Ну изменились пользователи библиотек, они уже не давно не просто "тихие" читатели! Они сами изменились, изменились и их потребности. Уже пора смело смотреть на эту ситуацию и пытаться ее разруливать в соответствии с изменениями в школьниках и их потребностях! Вот что пишет Т. Фрей о произошедших изменениях:

"Уже сегодня пользователи библиотек меняются: они переходят от потребителей информации к производителям информации. Читатели становятся писателями, аудио-слушатели - композиторами, аудио и видео-наблюдатели - видео-производителями. Библиотеки должны начать предлагать доступ к этим «средствам производства»

Что пишет Джуди О'Коннелл

Каждый должен качественно выполнять СВОЮ работу
Все изменения должны происходить в первую очередь в головах.

Библиотекари должны обновить собственный «ментальный браузер» своего доцифрового мышления. Библиотекарям нужно уметь получать доступ к информации. Им нужно знать, как найти и сделать доступной информацию для других. Библиотекари должны помочь учителям понять особенности детского чтения, важность формирования информационной грамотности и навыков поиска информации в мире интернета.

Руководителям школ надо понимать, что все изменения, которые вводятся в учебных программах и считаются инновационными (такие, как новые виды организации учебных пространств, использование технических инструментов, мобильных устройств и т.д.) являются не более чем пустой блестящей безделушкой, игрушкой. Которая, кстати, вполне может быть раздавлена следующей версией интернета. Все истинные изменения - глубже...

Может быть, начнем работу не с разработки своих программ обучения, а с Программ развития информационно-библиотечных центров в школах?! Вот пример такой программы, которую разработала Елена Белан из простой сельской школы

Комментарии

  1. Елена, спасибо за доходчивое, грамотное изложение нашей проблемы и подписываюсь под каждым Вашим словом! Согласна с Вами на 1000%! Как говорится "зри в корень". Ощущение, что не просто разрушается все вокруг, а происходит какое-то извращенное вредительство. Обязательно распечатаю Вашу статью и дам почитать руководству.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Евгеньевна, благодарю за понимание. Когда РШБА продвинуло в Правительство такое решение, было сразу понятно, что оно совершенно не продуманное! Но работаем с тем, что получилось (хотели-то, наверняка, как лучше, но получилось - как всегда, болше похожее, действителььно, на очередное ). Люди ведь ждали, что оценят их труд повышением з.п. и увеличением отпуска - не так ли?! И вряд ли предполагали, что с них снимут заведование, потребуют высшее образование, стаж и пр., а главное - проведение уроков! Так что же делать в этой ситуации? Какими документами , чтобы в очередной раз отбиться от такого навязанного сверху ?!

    ОтветитьУдалить
  3. Принимайте награду "Чудо-блог" Диво-дивное, чудо-чудное!!! Пусть они продолжаются. У меня для вас подарок! Новая фишка: Поиск по электронным библиотекам. Заходите, протестируйте.
    Жду откликов с нетерпением. Работает или не работает)))
    Ваша Записная книжка школьного библиотекаря http://bibnout.ru/

    ОтветитьУдалить
  4. Дорогая Наталья Борисовна! Спасибо Вам огромное за награду! Принимаю с радостью из Ваших рук и бегу смотреть, что там за очередная Ваша замечательная придумка!

    ОтветитьУдалить
  5. Примите "Чудо-блог" от "Школьного библиотек@ря"!

    ОтветитьУдалить
  6. Татьяна, спасибо Вам огромное за награду! Так всегда ответственно получать бонусы - думаешь, а как оправдывать-то придется? Но и вдохновляет на дальнейшие действия. Как и барон Мюнхаузен совершал каждый день подвиг - летал верхом на ядре, вытаскивал себя из болота за волосы и пр., намечаю на сегодня свой собственный какой-нибудь подвиг :-)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.