К основному контенту

Пора обновить «ментальный браузер» своего доцифрового мышления

В библиотечной блогосфере хорошее прибавление - появился блог Елены Ивановой Педагог-библиотекарь. Автор пытается разобраться в своих сообщениях в том, что же изменилось с изменением статуса библиотекаря школы, как ему менять свою работу, и в чем, собственно, суть педагогической "ипостаси" библиотечной деятельности?

В одном из постов автор приводит некоторые мысли специалиста в области развития школьных библиотек Джуди О'Коннелл, которую и я очень люблю цитировать, показавшиеся важным озвучить именно сейчас, когда библиотекари школ, перешедшие на другую должность - педагога-библиотекаря, находятся в некоторой растерянности и задаются извечным на Руси вопросом: ЧТО ДЕЛАТЬ?!

Эти мысли натолкнули и меня на очередные размышления по поводу той "чуши", что происходит сегодня в библиотечном школьном деле - не от вдруг снизившихся зарплат школьного библиотекаря, не от того, что теперь он не зав. библиотекой и пр., а прежде всего, от того, что, похоже, полная непроработка новой должности педагога-библиотекаря до принятия ее в законодательном плане (да впрочем и после тоже!) привела к тому, что многие из них (кто имеет высшее образование) занялись разработкой учебных программ обучения школьников, планируя встать за кафедру в классе у доски!

Мне-то всегда представлялся библиотекарь-педагог, который в своей библиотеке и виртуально консультирует, помогает, ищет вместе с ними необходимое для учебы, проектов, исследований! Но уж никак не стоит за кафедрой у доски и снова занимается тем, что дает основы библиотечно-библиографической грамотности, пусть даже и на новом витке развития технологий!!! Прямо так и вижу - класс, наполненный склонившимися головами несчастных подростков, которые ждут момента, когда они из этого пыльного класса (7-ой урок?), где их снова УЧАТ чему-то там... побегут к своему компьютеру, чтобы, выполняя учебные задания, забыть все, что происходило на очередном библиотечном "УРОКЕ". Заметьте, не в библиотеку побегут - чтобы задание выполнить, чтобы проконсультироваться со специалистом, который поможет найти необходимое и проконсультирует как лучше представить результаты для урока, а домой к компютеру, в компьютерный клуб, к друзьям, у которых отличный доступ к интернет....

Ну изменились пользователи библиотек, они уже не давно не просто "тихие" читатели! Они сами изменились, изменились и их потребности. Уже пора смело смотреть на эту ситуацию и пытаться ее разруливать в соответствии с изменениями в школьниках и их потребностях! Вот что пишет Т. Фрей о произошедших изменениях:

"Уже сегодня пользователи библиотек меняются: они переходят от потребителей информации к производителям информации. Читатели становятся писателями, аудио-слушатели - композиторами, аудио и видео-наблюдатели - видео-производителями. Библиотеки должны начать предлагать доступ к этим «средствам производства»

Что пишет Джуди О'Коннелл

Каждый должен качественно выполнять СВОЮ работу
Все изменения должны происходить в первую очередь в головах.

Библиотекари должны обновить собственный «ментальный браузер» своего доцифрового мышления. Библиотекарям нужно уметь получать доступ к информации. Им нужно знать, как найти и сделать доступной информацию для других. Библиотекари должны помочь учителям понять особенности детского чтения, важность формирования информационной грамотности и навыков поиска информации в мире интернета.

Руководителям школ надо понимать, что все изменения, которые вводятся в учебных программах и считаются инновационными (такие, как новые виды организации учебных пространств, использование технических инструментов, мобильных устройств и т.д.) являются не более чем пустой блестящей безделушкой, игрушкой. Которая, кстати, вполне может быть раздавлена следующей версией интернета. Все истинные изменения - глубже...

Может быть, начнем работу не с разработки своих программ обучения, а с Программ развития информационно-библиотечных центров в школах?! Вот пример такой программы, которую разработала Елена Белан из простой сельской школы

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…