К основному контенту

Пора обновить «ментальный браузер» своего доцифрового мышления

В библиотечной блогосфере хорошее прибавление - появился блог Елены Ивановой Педагог-библиотекарь. Автор пытается разобраться в своих сообщениях в том, что же изменилось с изменением статуса библиотекаря школы, как ему менять свою работу, и в чем, собственно, суть педагогической "ипостаси" библиотечной деятельности?

В одном из постов автор приводит некоторые мысли специалиста в области развития школьных библиотек Джуди О'Коннелл, которую и я очень люблю цитировать, показавшиеся важным озвучить именно сейчас, когда библиотекари школ, перешедшие на другую должность - педагога-библиотекаря, находятся в некоторой растерянности и задаются извечным на Руси вопросом: ЧТО ДЕЛАТЬ?!

Эти мысли натолкнули и меня на очередные размышления по поводу той "чуши", что происходит сегодня в библиотечном школьном деле - не от вдруг снизившихся зарплат школьного библиотекаря, не от того, что теперь он не зав. библиотекой и пр., а прежде всего, от того, что, похоже, полная непроработка новой должности педагога-библиотекаря до принятия ее в законодательном плане (да впрочем и после тоже!) привела к тому, что многие из них (кто имеет высшее образование) занялись разработкой учебных программ обучения школьников, планируя встать за кафедру в классе у доски!

Мне-то всегда представлялся библиотекарь-педагог, который в своей библиотеке и виртуально консультирует, помогает, ищет вместе с ними необходимое для учебы, проектов, исследований! Но уж никак не стоит за кафедрой у доски и снова занимается тем, что дает основы библиотечно-библиографической грамотности, пусть даже и на новом витке развития технологий!!! Прямо так и вижу - класс, наполненный склонившимися головами несчастных подростков, которые ждут момента, когда они из этого пыльного класса (7-ой урок?), где их снова УЧАТ чему-то там... побегут к своему компьютеру, чтобы, выполняя учебные задания, забыть все, что происходило на очередном библиотечном "УРОКЕ". Заметьте, не в библиотеку побегут - чтобы задание выполнить, чтобы проконсультироваться со специалистом, который поможет найти необходимое и проконсультирует как лучше представить результаты для урока, а домой к компютеру, в компьютерный клуб, к друзьям, у которых отличный доступ к интернет....

Ну изменились пользователи библиотек, они уже не давно не просто "тихие" читатели! Они сами изменились, изменились и их потребности. Уже пора смело смотреть на эту ситуацию и пытаться ее разруливать в соответствии с изменениями в школьниках и их потребностях! Вот что пишет Т. Фрей о произошедших изменениях:

"Уже сегодня пользователи библиотек меняются: они переходят от потребителей информации к производителям информации. Читатели становятся писателями, аудио-слушатели - композиторами, аудио и видео-наблюдатели - видео-производителями. Библиотеки должны начать предлагать доступ к этим «средствам производства»

Что пишет Джуди О'Коннелл

Каждый должен качественно выполнять СВОЮ работу
Все изменения должны происходить в первую очередь в головах.

Библиотекари должны обновить собственный «ментальный браузер» своего доцифрового мышления. Библиотекарям нужно уметь получать доступ к информации. Им нужно знать, как найти и сделать доступной информацию для других. Библиотекари должны помочь учителям понять особенности детского чтения, важность формирования информационной грамотности и навыков поиска информации в мире интернета.

Руководителям школ надо понимать, что все изменения, которые вводятся в учебных программах и считаются инновационными (такие, как новые виды организации учебных пространств, использование технических инструментов, мобильных устройств и т.д.) являются не более чем пустой блестящей безделушкой, игрушкой. Которая, кстати, вполне может быть раздавлена следующей версией интернета. Все истинные изменения - глубже...

Может быть, начнем работу не с разработки своих программ обучения, а с Программ развития информационно-библиотечных центров в школах?! Вот пример такой программы, которую разработала Елена Белан из простой сельской школы

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: